УДК: 327
Касымова Рамина Мухтаровна - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Москва) Тренер Royal Wellness Club, e-mail: [email protected]
БОЛЬШОЙ СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ
Статья посвящена исследованию феномена спорта в контексте «мягкой силы», используемой государством для продвижения своего положительного имиджа, демонстрации национальной гордости и социальных достижений.
Использование спорта в качестве инструмента «мягкой силы» является давней традицией как СССР, так и России. В то же время на сегодняшний день по способности России использовать большой спорт во внешней политике нанесен серьезный удар «мельдониевым скандалом», отстранением России от участия в зимних Олимпийских играх 2018 в Южной Корее. Оттого, насколько быстро и успешно России удастся преодолеть этот кризис, зависят дальнейшие возможности и предпосылки для использования российского спорта как инструмента дипломатии на международной арене.
Ключевые слова: большой спорт; политика «мягкой силы»; Олимпийские игры; имидж; международные отношения; внешняя политика, ООН, Россия.
KASYMOVA R.M. - Studentof the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Coach of the Royal Wellness Club (Russian Federation, Moscow), e-mail: [email protected]
GREAT SPORT AS A TOOL OF "SOFT POWER" IN FOREIGN POLICY OF STATES
The article is devoted to the study of the phenomenon of sport in the context of the "soft power" used by the state to promote its positive image, to demonstrate national pride and social achievements.
The use of sport as an instrument of "soft power" is a long tradition, both in the USSR and in Russia. At the same time, nowadays, Russia's ability to use great sport in foreign policy has been struck by the "mel-donia scandal". Further opportunities and prerequisites for using Russian sport as an instrument of diplomacy in the international arena dependon the way how quickly and successfully Russia will manage to overcome this crisis.
Keywords: great sport, policy of "soft power", Olympic Games, image, international relationships, foreign policy, UN, Russia.
Спорт, будучи одним из инструментов образования, развития и мира, способствует укреплению сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания и социальной интеграции на местном, национальном и международном уровнях. Его ценности, такие как командный дух, честность, дисциплинированность, уважение противника и правил игры, принимаются во всем
мире и могут использоваться для содействия укреплению солидарности, социальной сплоченности и мирного сосуществования.
Спорт является естественным партнером системы ООН по укреплению мира и безопасности. Он тесно связан с правами человека, которые должны обеспечиваться и уважаться. Спорт
все чаще признается чрезвычайно эффективным инструментом гуманитарного развития и миростроительства не только организациями системы ООН, но и неправительственными организациями, правительствами, агентствами развития, спортивными федерациями и средствами массовой информации. В современном мире занятия спортом больше не рассматриваются как привилегия высших слоев общества. Спорт считается важной инвестицией в настоящее и будущее общества, особенно в развивающихся странах.
В контексте развития спорт можно определить, как широкий спектр видов деятельности людей разных возрастов и способностей. В 2003 году Международная рабочая группа по спорту как средству содействия развитию и миру определила спорт как формы деятельности, которые способствуют физическому развитию, умственному благополучию и социальному взаимодействию. К ним относятся игры, физическая культура и традиционные виды спорта. Данное определение спорта было поддержано многими сторонниками спорта для развития и мира. 31 октября 2014 г. на пленарном заседании 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе группы государств, включая Россию, была без голосования принята резолюция «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру»1.
Спорт играет важную роль в качестве средства, содействующего социальной интеграции и экономическому развитию в разных географических, культурных и политических контекстах. Спорт является мощным средством укрепления общественных связей, продвижения идеалов мира, братства, солидарности, ненасилия, толерантности и справедливости. По мнению Международной Рабочей группы по спорту как средству содействия развитию и миру, самую большую пользу спорт приносит:
- развитию отдельной личности;
- укреплению здоровья и предупреждению заболеваний;
- укреплению тендерного равенства;
- социальной интеграции и развитию общественного капитала;
- миростроительству, предотвращению и урегулированию конфликтов;
- восстановлению нормальной жизни после природных бедствий;
- экономическому развитию.
Согласно данной точке зрения, основное внимание должно уделяться массовому, а не элитарному спорту. Спорт используется для оказания помощи наиболее нуждающимся в ней, например, беженцам; детям-комбатантам; жертвам конфликтов и природных катастроф; нуждающимся; лицам с ограниченными возможностями; жертвам расизма; дискриминации; лицам, страдающим тяжелыми болезнями.
Несмотря на мощный положительный потенциал, спорт как общественное явление отражает сложность и противоречивость общественных отношений. Он может провоцировать и негативные явления: насилие, коррупцию, дискриминацию, хулиганство, национализм, допинг и мошенничество. Для предотвращения возможного негативного контекста спортивных мероприятий и усиления их позитивного общественного воздействия необходимы эффективный мониторинг спорта и эффективное управление спортивной деятельностью.
Положительный потенциал спорта не проявляется автоматически. Спорт требует профессионального и социально ответственного вмешательства, соответствующего социальным и культурным потребностям общества.
Со времен античной Греции спорт рассматривался как инструмент дипломатии. В честь греческого бога Зевса были организованы Олимпийские игры, которые проводились каждые четыре года и продолжались три месяца. По традиции, которая берет свое начало в 9-м веке до нашей эры, на время проведения
Ю принятии 69-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру». - иР1:М1рУ1пй[и/Ь(р_4.ГБЙ1ел/811пе/
1 ААХ2Ё2В[)824124С325Ж83 00152X5.
Олимпийских игр приостанавливались войны и объявлялось перемирие, запрещалось приводить в исполнение смертные приговоры. Соревнования были хорошим поводом для мирных переговоров между конфликтующими городами. Это было подходящее время для создания политических союзов. Престиж игр признавался всеми, а спортсмены пользовались уважением, политическим влиянием и имели высокий социальный статус1.
Развитие современного спорта с конца 19-го - начала 20-го века начинает принимать международный характер. Спорт становится политическим инструментом в деятельности многих государств. Так, в 1936 году правительство нацистской Германии использовало Олимпийские игры как возможность продемонстрировать достижения нацистской Германии всему миру.
Спорт приобретает особое значение во внешней политике государств и международных отношениях в годы «холодной войны». Спортивные площадки становятся еще одной ареной конфронтации между Востоком и Западом. Спорт начинает активно использоваться государствами в своей дипломатической деятельности как эффективный и мощный инструмент обеспечения мира и взаимопонимания между Востоком и Западом. Показательным примером является так называемая «пинг-понговая дипломатия» начала 1970-х годов, когда американские спортсмены, находившиеся на соревнованиях в Японии, были приглашены посетить КНР. Год спустя национальная команда КНР по настольному теннису посетила США для серии матчей, которые проводились в десяти городах.
Спорт включается в повестку дня международных межправительственных организаций, которые рассматривают его как эффективный инструмент развития. Так, в 1978 году Международная хартия физического воспитания и спорта, призванная развивать честность в играх
1 Рябов И. Г. Менеджмент и коммерциализация в современном спорте//Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В. А. Леднева. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». -2012. - С. 57-65.
2Coakley, Jay. Sports in Society: Issues and Controversies. New
York: McGraw-Hill. - 2009. - P. 439.
и обогащать общественные отношения, принимается ЮНЕСКО. В 1992 году Европейская комиссия принимает Спортивную Хартию Европы2.
В 2001 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан открывает Офис ООН по спорту для развития и мира (ЮНОСДП). Его цель состоит в использовании достижений спорта для блага развития и мира и реализации целей тысячелетия. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на деятельность ООН в области спорта, многие государства продолжают использовать спорт на международной арене в качестве инструмента «холодной войны».
Деятельность большинства государств в области международного спорта направлена на достижение двух основных целей:
1. Улучшение своего имиджа;
2. Улучшение отношений с другими государствами.
Идея использовать спорт в качестве инструмента публичной дипломатии в контексте «мягкой силы» не является новой.
Джозеф Най3 определяет «мягкую силу» как форму политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. Так, рассматривая спорт как инструмент «мягкой силы», государства получают возможность использовать спорт для продвижения своего культурного наследия, истории, демонстрации национальной гордости и экономических достижений4. Примером реализации такой возможности является Олимпиада в Сочи. Олимпийские игры — 2014 изменили имидж государства: люди из разных стран не только больше узнали о России, о ее культуре и народах, но и обрели уверенность в ее благополучном будущем.
Общеизвестным является тот факт, что Россия поставила рекорд по вложениям в зимние
3Joseph S. Nye. Soft Power: The Means to Success in World Politics. PublicAffairs, N.Y. - 2004. - P. 191. 4 Буянов B.C. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. - М: Дело. РАНХиГС, 2017.-С.51.
Олимпийские игры в Сочи. Премьер-министр РФ Д. А. Медведев не раз отмечал, что затраты на подготовку Сочи к Олимпийским играм составили около 50 млрд. долл. США. Напомним, что вторыми по стоимости в истории стали Олимпийские игры в Пекине, где на подготовку и проведение было потрачено около 40 млрд. долл. США1.
Качество инфраструктуры и уровень созданных условий стали визитной карточкой Сочинской Олимпиады, «лицом» России.
Также необходимо отметить, что на Олимпийских играх 2014 г. страна-хозяйка завоевала 1-е место в неофициальном командном зачете, выиграв 33 медали, из которых 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых наград. Особого успеха добились российские паралимпийцы, установив новый рекорд в неофициальном медальном зачете по числу выигранных медалей: 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые награды.
Проведение Олимпийских и Паралимпий-ских игр в Сочи произвело качественный информационный и рекламный эффект государства, населения и культуры, оказав серьезное воздействие на формирование имиджа России на международной арене. Благосостояние региона, где проводились Игры, те условия, которые были созданы для мероприятия, повлияли на инвестиционную привлекательность Краснодарского края и страны в целом, а также на развитие туризма.
Международные спортивные соревнования могут быть эффективным средством выражения несогласия одной страны с другой. Объявление санкций может потребовать соответствующей резолюции ООН и повлечь за собой рост безработицы или оказать негативное воздействие на бедные слои населения страны. Бойкот Игр таких последствий не влечет.
'Мнения о бойкоте пекинской Олимпиады 2008 года расходятся. [Электронный ресурс]. - URL: http://iipdigital.usem-bassy.goV/st/russian/text-
trans/2007/11/200711231045261 xeneerg0.7139398.htmi#ixzz3 laGCH7HZ.
2Michai MarcinKobierecki. Sport in International Relations, Expectations, Possibilities and Effects // International Studies. Interdisci-
plinary Political and Cultural Journal. - 2013. - N 1. - P. 59.
Обычно достижения национальных команд или спортсменов, как правило, толкуются как достижения их стран. Например, победа японской футбольной команды над командой США в финале женского чемпионата мира по футболу была воспринята как признак национального возрождения после разрушительного землетрясения и цунами 2011 года.
Наконец, феномен последних лет, демонстрирующий связь «мягкой силы» со спортом, -это практика приглашения выдающихся спортсменов в дипломатические представительства своих государств для демонстрации их привлекательного образа за рубежом. Наибольшую активность в этой области проявляют США. Для этой цели Государственный департамент США создал программу «Посланники спорта»2.
Спорт активно вовлечен в сферу международных отношений. Международные спортивные соревнования становятся местом встреч глав государств, во время которых проводятся переговоры по проблемам двусторонних отношений. Государства используют спорт для повышения своего престижа, укрепления положения на международной арене, усиления влияния на региональном и глобальном уровнях. Именно спорт создает возможность проведения мирных диалогов в мирных условиях.
Одним из наиболее ярких примеров, характеризующих спорт как инструмент культурной дипломатии в условиях «холодной войны», является встреча команды США по настольному теннису с китайской командой, несмотря на отсутствие признания США Китайской Народной Республики. После этого турнира президент США Ричард Никсон был приглашен Мао Цзэе-дуном. Как писал тогдашний премьер-министр КНР Чжоу Эньлай: «Никогда прежде в истории спорт не использовался как эффективный инструмент международной дипломатии»3.
€>е Groot G. "Sport and Politics - Sometimes a Good Mix", International Relations and Security Network, ETH Zurich, 7th February, 2011. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isn.ethz.ch/isn/Current-Affairs/ISN-Insights/Details"?lng=en&id=126618&contextid734=126618 &contextid735=126615&1abid= 126615
Другие яркие примеры двустороннего примирения: «крикетная дипломатия» в индо-паки-станском конфликте; «баскетбольная дипломатия» в греко-турецком конфликте, а также усилия на уровне институтов гражданских обществ Израиля и Палестины, которые пытались сформировать так называемую «Команду Переса за мир», состоявшую из 25 израильских и палестинских спортсменов для участия в соревнованиях на Кубок Австралийской футбольной лиги в 2011 г. Команда записала свою песню и исполняла ее как национальный гимн.
История повторилась в ноябре 2011 г., когда Катар принимал соревнования по настольному теннису. В данном турнире под эгидой Международной Федерации по настольному теннису (1ПТ) и Фонда Мир и Спорт со штаб-квартирой в Монако участие приняли две корейские команды, команды Индии и Пакистана, а также команды США и Ирана, игравшие парами.
В 2007 г. сторонам конфликта в Котд'Ивуар удалось договориться о перемирии после выступления перед телевизионными камерами известного ивуарийского футболиста Дидье Дрогба, призвавшего ивуарийский народ прекратить войну.
Что касается российских институтов «мягкой силы», то их недостаточное участие и возрастающее влияние политики в сфере спорта можно проследить на примере постоянных допинговых скандалов вокруг российских атлетов и неэффективности действий российских спортивных чиновников. Особенно остро это проявилось в «мельдониевой войне».
Мельдоний был синтезирован еще в 70-е гг. XX в. в СССР. Он до сих пор активно применяется спортсменами из стран Восточной Европы для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Первоначально «мельдониевый скандал» затронул исключительно российских спортсменов, которые были «пойманы» на использовании препарата. В результате накануне 0лимпиады-2016 сборная России фактически лишилась сильнейшего состава.
Несмотря на позитивные тенденции в перспективах разрешения конфликта, «мельдоние-
вый скандал» серьезно ударил по имиджу России как спортивной державы, негативно повлиял на график тренировок и репутацию российских атлетов, что сказалось на их физической и моральной готовности к борьбе.
Новым вызовом для российского «большого спорта» стал вопрос о допуске российской сборной к Олимпийским играм 2018.
У России отняли еще две золотые медали за Сочинскую Олимпиаду, и символически это большой удар: Россия больше не лидер в медальном зачете в Сочи. 10 оставшихся золотых медалей — это на одну меньше, чем у Норвегии, ставшей на сегодня чемпионом.
16 ноября 2017 г. совет учредителей Всемирного антидопингового агентства отказался восстанавливать в правах Российское антидопинговое агентство.
05 декабря 2017 г. исполнительный комитет Международного Олимпийского комитета (МОК) решил отстранить российскую сборную от участия в зимней Олимпиаде 2018 года. Согласно вынесенному решению, российские спортсмены, не уличенные в употреблении запрещенных препаратов, смогут выступить на Играх под нейтральным флагом Олимпийского комитета.
Олимпийский комитет России должен возместить МОК 15 млн.долл., потраченных организацией на расследования допинговых нарушений. Кроме того, пожизненно от посещения Игр отстранены вице-премьер Виталий Мутко и все работники Министерства спорта РФ. Генеральный директор оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко исключён из состава координационной комиссии «Пекин-2022». Однако решение МОК не повлекло за собой изоляции российских спортсменов. Напротив, Президент России Владимир Путин высказался в поддержку поездки российских спортсменов на Олимпиаду, пусть и под нейтральным флагом. В ответ Правительство Южной Кореи, организующей Игры, подчеркнуло, что сожалеет о решении МОК и считает, что Олимпиада станет «хорошей возможностью для укрепления дружественных отношений между республикой и РФ». Таким образом, несмотря на противодействие, Россия все
же сохраняет возможность достойно ответить на вызовы на спортивной арене.
«Защищенность» спортсменов от подобных инцидентов, юридическая подкованность чиновников в сфере спорта, их готовность и способность защитить интересы атлетов и честь страны — все это влияет на устойчивость имиджевых позиций России на мировой спортивной арене.
Соответственно спорт в сочетании с такими факторами влияния, как успешная политика, экономика, финансы, бизнес, культура и образование, оказывает в XXI в. серьезное воздействие на формирование позитивного имидж государства на мировой арене.
Библиография:
1. Буянов B.C. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. - М.: Дело. РАНХиГС. -2017.-С.334.
2. Шатилов А. Б., Башмаков Д. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни II Материалы Международной конференции.-М.: РГГУ. - 2002. - С. 114.
3. Казаринова Д. Б. Стратегии мягкой силы в политике государств — членов двадцатки II Свободная мысль. - 2010. - №3. - URL: http://goo.gl/kF9Hti (дата обращения: 20.09.2017).
4. Мнения о бойкоте пекинской Олимпиады 2008 года расходятся. [Электронный ресурс]. - URL: http://üpdigital. usembassy. goV/st/rus-sianrtexttrans/2007/11/200711231045261xeneerg0.71 39398.html#ixzz3laGCH7HZ (дата обращения: 20.09.2017).
5. Наумов АО. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации. - URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/magkajasilaJ_ vneshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_feder-acii_2015-03-30.htm (дата обращения: 20.09.2017).
6. Рябов И. Г. Менеджмент и коммерциализация в современном спорте//Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред.
B. А. Леднева. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». -2012. -
C. 57-65.
7. Coakley, Jay. Sports in Society: Issues and Controversies. New York: McGraw-Hill. -2009. - P. 439.
8. Joseph S. Nye. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs, N.Y. - 2004. -P. 191.
9. De Groot G. "Sport and Politics - Sometimes a Good Mix", International Relations and Security Network, ETH Zurich, 7th February, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isn.ethz.ch/isn/Current-Affairs/ISN-lnsights/Details?lng=en&id=126618&contextid734=12 6618&contextid735=126615&tabid= 126615 (дата обращения: 20.09.2017).
10. Michal MarcinKobierecki. Sport in International Relations, Expectations, Possibilities and Effects II International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. -.2013,- N 1. - P. 59.
References:
1. Buianov V.S. Vneshnepoliticheskaia deia-tel'nost' i mezhdunarodnaia bezopasnost' Ros-sii: uchebnoe posobie. - M... Izdatel'skii dom «Delo» RANKhiGS.- 2017.-S.334.
2. Shatilov А. В., Bashmakov D. Kvazipoli-tika azarta: sovremennyi sport v politicheskoi zhizni II Ma-terialy Mezhdunarodnoi kon-ferentsii. - M.: RGGU. -2002.-S. 114.
3. Kazarinova D. B. Strategii miagkoi sily v poli-tike gosudarstv — chlenov dvadtsatki II Svobodnaia mysl'. - 2010. - № 3. - URL: http://goo.gl/kF9Hti (data obrashche-niia: 20.09.2017).
4.Mneniia о boikote pekinskoi Olimpiady 2008 goda raskhodiatsia. [Elektronnyi resurs], Rezhim dostupa: http://iipdigital. usembassy. goV/st/russianrtext-trans/2007 /11/ 200711231045261 xeneerg0.7139398.html#ixzz3laGCH7HZ(dataobrash-cheniia: 20.09.2017).
5.Naumov A.O. «Miagkaia sila» i vneshne-politicheskii imidzh Rossiiskoi Federatsii. Elektronnyi resurs: URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/ magkaja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidzh_ros-sijskoj_federacii_2015-03-30.htm (data obrashche-niia: 20.09.2017).
6. Riabov I. G. Menedzhment i kommertsia-lizatsiia v sovremennom sporte//Menedzhment v in-dustrii sporta: sb. st. Vyp. 1.1 pod red. V. A. Ledneva.
- M.: Moskovskii finansovo-promyshlennyi universitet «Sinergiia». - 2012. - S. 57-65.
7. Coakley, Jay. Sports in Society: Issues and Controversies. New York: McGraw-Hill. - 2009. - P. 439.
8. Joseph S. Nye. Soft Power: The Means Success in World Politics. Public Affairs, N.Y. - 2004. -P. 191.
9. .De Groot G. "Sport and Politics - Some-times a Good Mix", International Relations and Security Network, ETH Zurich, 7th February, 2011. - URL: http://www.isn.ethz.ch/isn/Current-Affairs/ISN-ln-sights/Details?lng=en&id=126618&contextid734
126618&contextid735= 126615&tabid= 126615 (data obrashcheniia: 20.09.2017).
10. Michal Marcin Kobierecki. Sport in International Relations, Expectations, Possibilities and Effects II International Studies. Interdisciplinary Political and Cultural Journal. - 2013. - N1. - P. 59.