I
1ЛЗЗ
С.А. АРАПТАН, Н.Д. КУУУ1АР
S.A. ARAPTAN, N.D. KUULAR
СПОРТ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
SPORTS AS PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В КЫЗЫЛСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ
IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL
Сведения об авторах: Араптан СайзанаАндрияновна - воспитатель ( классный руководитель ) Кызылского президентского кадетского училища (г. Кызыл. E-mail: [email protected]);
Куулар Наталья Доржуевна - воспитатель ( классный руководитель ) Кызылского президентского кадетского училища (г. Кызыл. E-mail: [email protected] ).
Аннотация. В данной статье рассматривается применение ген-дерного подхода в учебно-воспитательной работе кадет женского пола ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище». Цель статьи - показать эффективность реализации гендерного подхода в воспитании девочек с учетом психологических, физиологических, социальных особенностей девочек-подростков и условий обучения кадет в Кызылском президентском кадетском училище. Раскрываются условия, необходимые для успешной реализации гендерного подхода в построении воспитательной работы и проведении воспитательного мероприятия для девочек-кадет.
Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, гендерный подход, раздельно-параллельное обучение.
Information about the authors: Saysana Araptan - Teacher (class teacher) of the Kyzyl presidential cadet school (Kyzyl. E-mail: [email protected]);
Natalia Kuular - Teacher (class teacher) of the Kyzyl presidential cadet school (Kyzyl. E-mail: [email protected] ).
Summary. This article discusses the use of gender approach in the educational work of female cadets of the Federal state educational FGKOU «Kyzyl presidential cadet school». The purpose of the article is to show the effectiveness of the gender approach in the education of girls, taking into account the psychological, physiological, and social characteristics of adolescent girls and the conditions of training cadets in the Kyzyl presidential cadet school. The article reveals the conditions necessary for the successful implementation of the gender approach in the construction of educational work and conducting educational activities for cadet girls.
Keywords: gender, gender education, gender approach, separate and parallel training.
В процессе социокультурных, политических преобразований в нашей стране начали появляться новые типы учебных заведений и новые формы полоролевого обучения детей. Таким образом получила возможность восстановления форма
раздельного воспитания и обучения мальчиков и девочек. С1991 года в нашей стране открываются общеобразовательные организации с разделением обучающихся по половому признаку. Такие учебные заведения функционируют в Москве,
Санкт-Петербурге, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Красноярске, Туле, Петрозаводске, Уфе и других городах. Данное возрождение началось с открытием суворовских, нахимовских, кадетских образовательных организаций. Если с
I
ХлзШ
1991 года в данные учреждения набирали только мальчиков, то с 2008 года с открытием Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» стал возможным и набор девочек.
Основным фактором, влияющим на открытие подобных учебных заведений, являются культурно-исторические предпосылки, многовековой опыт мировой педагогической практики, исследование ведущих ученых и педагогов. Во многих странах мира уже давно практикуется параллельно-раздельное обучение, например, в Великобритании, США, Австралии и т.д.
В американской историографии впервые термин «гендер» появился в 1986 году, когда Дж. В. Скотт выпустила статью «Гендер - значимая категория исторического анализа». Гендер употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения биологических, социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации; доминантный мужской и подчиненный женский.
Под тендерным воспитанием Н.Б. Газизова понимает процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям «мужское и женское».
И.А. Крапивка отмечает, что особенности формирования ценностей у подростков в современной российской семье определяются ценностями референтных для подростков групп, которые могут составлять учителя, родители, знаменитости [Крапивка, с. 42-46].
К числу отечественных ученых, уделявших внимание тендерному воспитанию в общеобразовательных организациях и результатам его влияния на мальчиков и девочек подросткового возраста, следу-
ет отнести работы A.B. Мудрика, И.С. Кона, И.А. Курочкина, Э.Ф. Зе-ер, М.А. Ерофеева, JI.X. Урусова, Н.В. Жигинас, А.И. Куприянова, О.В. Прозументик, И.А. Крапивка, C.B. Чернышова и многих других.
В сентябре 2014 года в Республике Тыва открылось ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Кызылское ПКУ). Первый набор 65 кадет (мальчиков) был осуществлен в 5-7 классы. А в 2016 году состоялся первый набор девочек в 8 класс в количестве 20 воспитанниц. С сентября 2019 года в Кызылском ПКУ уже обучается 4 класса девочек (всего 79 воспитанниц). Таким образом Кызылское ПКУ является уникальным учебным заведением, в котором одновременно обучаются и мальчики (с 5 по 11 классы), и девочки (с 8 по 11 классы).
В Кызылском ПКУ практикуется параллельно-раздельная форма обучения. В планировании и организации учебно-воспитательного процесса педагогами учитываются научно-концептуальные основы тендерной психологии. Тендерный подход в педагогике - это подход, применяющийся в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о тендерных особенностях представителей разных полов.
При реализации тендерного подхода необходимо учитывать психологические, физиологические, социальные особенности девочек-подростков. Возраст девочек 8-11 классов охватывает период старшего подросткового возраста и ранней юности. Психологические особенности девочек-подростков представляются повышенной эмоциональностью, вспыльчивостью, неуверенностью, которую всеми силами стараются преодолевать, эмоциональным всплеском, существованием одновременно противоположных эмоций.
Физиологические особенности девочек-подростков по сравнению с мальчиками характеризуются выраженностью роста, замедлением формирования мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета. Нервно-психическая деятельность девочек недостаточно сформирована для занятий интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, в связи с наступлением быстрого утомления. Заметно развивается аналитическое мышление школьниц; кроме того, они уже способны мыслить абстрактно.
Социальные особенности девочек-подростков представлены стремлением к независимости от родительской опеки, появлением ценности дружбы, возникновением
- А |
Ша
Таблица
Распределение кадет по уровню гражданской зрелости
Класс Высокий Средний Низкий
10 «в» класс декабрь 2018 март 2019 декабрь 2018 март 2019 декабрь 2018 март 2019
30% - 6 чел. 45% - 9 чел. 70%-14 чел. 55%-11 чел. нет нет
негативизма и требовательности в отношении взрослых, появлением кумиров (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд). Подростки начинают отождествлять себя со взрослыми, имеющими собственные желания, мысли и позицию. Главными новообразованиями периода считаются появление сознательной регуляции собственных поступков, умения учитывать интересы, чувства окружающих и ориентироваться в своем поведенческом реагировании на них.
Воспитание кадет в Кызылском ПКУ базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях Российской Армии и Флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Воспитательная работа училища основывается на Программе воспитания и социализации кадет, которая, в свою очередь, состоит из нескольких направлений (подпрограмм): «Я -гражданин», «Я - человек», «Я и культура», «Я и природа», «Я и здоровье», «Я и труд», «Я и открытие». Такая воспитательная система позволяет развивать, как у всех кадет, гражданско-патриотические, духовно-нравственные, эстетически-культурные базовые понятия, качества и ценности.
Тендерный подход реализуется во всех сферах деятельности девочек, особенно в воспитательной работе внутри подразделения -учебного курса, класса.
Успешной реализации тендерного подхода способствуют: а) кадетские условия проживания (девочки учатся в одинаковых для всех условиях, учатся жить по регламентированному распорядку дня,
который учит быть не только упорядоченным и организованным, но и умению ценить свое время); б) обособленность от социума (поступая в училище, девочки, во-первых, в какой-то степени «отрываются» от родителей, сестер и братьев, подруг и друзей; во-вторых, учатся жить в коллективе; в-третьих, становятся более самостоятельнее, чем их школьные друзья и подруги); в) контроль со стороны взрослых, как со стороны воспитателей, так и со стороны преподавателей.
Реализация тендерного подхода в построении воспитательной работы и проведении воспитательного мероприятия для девочек предполагает учет следующих особенностей: 1) девочки сразу включаются в занятие, пик активности приходит на начало и конец занятия, для них оптимален размеренный темп занятия и подачи новой информации; 2) для них характерны тщательная проработка и детализация информации, работа согласно алгоритму, использование пошаговых технологий, 3) хорошо развиты моторные навыки, они готовы к выполнению большого объема письменных работ, 4) аккуратны и им легче даются задания репродуктивного характера, которые подталкивают к поиску нового постепенно; 5) у девочек хорошо развиты вербальные особенности, поэтому важна устная формулировка правил; 6) девочки ориентированы на отношения, поэтому ждут от педагога подтверждения правильности ответа, откликаются на эмоции (положительные эмоции мотивируют к деятельности); 7) они не любят соревноваться, при повышенной эмоциональности склонны поучать и критиковать, поэтому групповые работы более успешны с
акцентом на взаимопомощь, важна логическая связь новой информации со старым.
Учет тендерных особенностей обеспечивает успешную социализацию девочек, развитие нравственных качеств личности, соответствующих тендерных стереотипов общества. Динамика развития личностных качеств отражена в диагностике уровня гражданской зрелости по методике М.И. Шиловой, где представлены 5 показателей: «отношение к обществу»; «отношение к собственности - бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности», «отношение к себе - здоровый образ жизни», «отношение к учебному труду и делу», «отношение к людям», «отношение к себе».
У девочек первого набора проводился мониторинг уровня гражданской зрелости (УГЗ). Первое исследование проводилось в 20182019 учебном году (10 класс), второе - в 2019-2020 учебном году (11 класс). Мониторинг состояния гражданской зрелости кадет позволяет определить тенденции личностного развития как отдельной воспитанницы, так и класса в целом, выявление тех сфер морально-этического, нравственного, физического и психологического направления, которые требуют коррекции в данной возрастной группе.
Согласно методике М.И. Шиловой, гражданская зрелость распределяется на 3 уровня: высокий уровень, 2,31-3 балла (наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, граждан-
ской позиции); средний уровень, 1,51-2,3 балла (свойственна самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует); низкий уровень, 0-1,5 балла (представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны).
В результате проведенной диагностики изучения формирующейся гражданской зрелости у кадет-девочек Кызылского ПКУ первого набора выявлена положительная динамика, что отражается в приведенной таблице. В10 классе мониторинг УГЗ проводился 2 раза: в декабре 2018 года и в марте 2019 года. Если сравнить показатели за 10 класс, то можно увидеть, что на среднем уровне произошло незначительное падение: с 70% до 55%. Такое снижение связано с тем, что не все воспитанницы на тот момент осознавали свою роль в созидании будущего страны; у некоторых девочек не было стимула относиться к общественному достоянию и чужой собственности с бережливостью; также были воспитанницы с равнодушным отношением к здоровью других, концентрировали все внимание только на себе. Однако на высоком уровне, наоборот, произошло повышение: с 30% до 45%. Как видно из таблицы, по результатам УГЗ в марте 2018-2019 учебного года высокий уровень наблюдался уже не у 6, а у 9 кадет. Со среднего уровня на высокий перешли 13 кадет-девочек.
В течение всего 10 класса педагоги учебного курса вели работу по повышению уровня гражданской зрелости во взводе, особенно с кадетами, имеющими невысокие показатели.
В декабре 2019 года была проведена еще одна диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зре-
лости кадет-девочек первого набора, уже обучающихся в 11 классе. Данные мониторинга рассматриваются в сравнении с данными марта 2018-2019 учебного года.
По результатам проведенной диагностики у кадет-девочек выявлен высокий показатель уровня гражданской зрелости - 2,69 баллов (рост на 15 %, в марте 2019 года общий балл уровня гражданской зрелости составлял 2,32).
Показатели заметно выросли, что свидетельствует о наличии устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении кадет наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
У кадет самые высокие баллы (от 2,78 до 3 баллов) по таким показателям, как: «Отношение к обществу» - 2,78 баллов (в марте - 2,4 балла) и «Отношение к собственности» - 3 балла (в марте - 2,4 балла).
Такой рост наблюдается в связи с четким осознанием каждого кадета собственной роли в созидании будущего Отечества, сформировавшейся высокой политической культурой, чувством уважения и почтения к людям - представителям других национальностей, а также уважительным отношением к общественному достоянию, чужой и личной собственности.
Замечено, что у большинства девочек заметно повысились показатели по сравнению с предыдущим годом. Перечисленные девушки-кадеты активно участвуют в жизни роты и училища, безоговорочно выполняют коллективные поручения, отличаются отзывчивостью и исполнительностью.
Таким образом, по результатам диагностики за два года видно, что кадет с низким и средним уровнем гражданской зрелости в 11 классе нет, что у девочек сформирована высокая гражданская ответственность и социальная активность, каждая воспитанница осознает собственную роль в создании будущего своей страны.
Кроме этого полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации тендерного подхода при обучении и воспитании девочек-подростков, так как проведенная диагностика отражает реальную ситуацию в классе - высокий уровень гражданской зрелости сохраняется и продолжает повышаться. Снижения баллов не наблюдается ни по одному показателю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бояркина, М.В. Тендерное воспитание личности: идеи взаимодополняемости подходов российской и западной педагогики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 2012. №5. С. 178-182.
2. Газизова, Н.Б. Роль средств массовой информации в формировании традиционных ролей мужчин и женщин // Практикум по тендерной психологии. - СПб., 2003. С. 113-117.
3. Каменская, E.H. Тендерный подход в педагогике: дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01. - Ростов-н/Д, 2006, 385 с. - РГБ ОД, 71:07-13/54.
4. Куприянова, А.И. Исследование стратегий тендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011. № 3-4. С. 379-389.
5. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. С. 248.
6. Репина, ТА. Проблемы поло-ролевой социализации детей. - М.Воронеж, 2004.
7. Официальный сайт ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище». Электронный ресурс [http://www.kzpku. edumil.ru/]. Дата обращения -12.12.2019 г.
8. Шилова, МЛ. Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера подростка: учебное пособие. - Красноярск, 2009.