Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫЗЫЛСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ'

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫЗЫЛСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / CIVIL MATURITY / SOCIALIZATION / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанова Юлия Александровна, Смоленова Анастасия Михайловна

В статье рассмотрен опыт организации образовательного пространства в Кызылском президентском кадетском училище, направленный на формирование гражданской идентичности через интеграцию этнических и общероссийских ценностей. Приводятся результаты мониторинга исследования уровня сформированности гражданской идентичности у кадет Кызылского президентского кадетского училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубанова Юлия Александровна, Смоленова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL IDENTITY THE EXPERIENCE OF FORMATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

The article deals with the experience of the organization of educational space within the walls of the Kyzyl presidential cadet school, aimed at the formation of civil identity through the integration of ethnic and national values. The results of monitoring the level of formation of the civil identity of cadets of the Kyzyl presidential cadet school are presented.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫЗЫЛСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ»

JlHXEE

JL

'мпшк

JLl

Ш

Ю.А. РУБАНОВА, A.M. СМОЛЕНОВА

Yu.A. RUBANOVA, A.M. SMOLENOVA

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

CIVIL IDENTITY

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫЗЫЛСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ

THE EXPERIENCE OF FORMATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

Сведения об авторах: Рубанова Юлия Александровна - методист (по воспитательной работе) Кызылского президентского кадетского училища (г. Кызыл. E-mail: [email protected]);

Смоленова Анастасия Михайловна - педагог-психолог учебного отдела Кызылского президентского кадетского училища (г. Кызыл. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассмотрен опыт организации образовательного пространства в Кызылском президентском кадетском училище, направленный на формирование гражданской идентичности через интеграцию этнических и общероссийских ценностей. Приводятся результаты мониторинга исследования уровня сформированности гражданской идентичности у кадет Кызылского президентского кадетского училища.

Ключевые слова: гражданская идентичность, этническая идентичность, гражданская зрелость, социализация, нравственность.

К'

Information about the authors: Yulia Rubanova - methodologist (on educational work) Kyzylskaya presidential cadet school (Kyzyl. E-mail: [email protected] );

Anastasia Smolenova - educational Department teacher-psychologist Kyzylskaya presidential cadet school (Kyzyl. E-mail: [email protected]).

Summary. The article deals with the experience of the organization of educational space within the walls of the Kyzyl presidential cadet school, aimed at the formation of civil identity through the integration of ethnic and national values. The results of monitoring the level of formation of the civil identity of cadets of the Kyzyl presidential cadet school are presented.

Keywords: civil identity, ethnic identity, civil maturity, socialization, morality.

Россия - поликультурная страна, которая объединяет более 190 этнических общностей. Главная задача государства и общества состоит в том, чтобы сохранить многообразие культурных и исторических ценностей каждого народа, обеспечивая при этом единство России.

Перед системой образования в условиях социокультурной модернизации российского общества ставится задача формирования

личности в трех основополагающих аспектах: этнической, общечеловеческой и гражданской. При этом можно говорить о необходимости формирования гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку данный процесс предполагает как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей и норм.

В учебно-воспитательном процессе довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации формирование российской идентичности является одним из приоритетных направлений в подготовке будущих офицеров. Служение Отечеству -вот главный ориентир в воспитании гражданина великой страны, готового приносить пользу обществу в развитии научно-технического

и творческого потенциала России, а также в любой момент готового встать на ее защиту.

Кызылское президентское кадетское училище находится в г. Кызыле - столице Республики Тува. В настоящее время в училище обучается и воспитывается 294 кадета (5-10 класс), из которых 82% по национальности являются тувинцами, 15% кадет русской национальности, представителей других национальностей (хакасы, буряты, армяне) - 3%. Из-за географического расположения училища по национальному составу преобладают представители тувинского этноса.

В Кызылском ПКУ вопрос формирования гражданской идентичности стоит на первом месте и находит полное отражение в Программе воспитания и социализации кадет, которая построена на основе таких базовых национальных ценностей российского общества, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Программа предусматривает формирование нравственного уклада жизни училища, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития кадет и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность кадет, основанного на понятии «гражданская идентичность».

Данное определение имеет личностный смысл, определяющий отношение к миру природы и социальному миру, а отсюда - право свободного выбора и самоопределения, основанных на уважении к выбору других.

Одним из приоритетных направлений работы Кызылского ПКУ являются профориентация и подготовка воспитанников для поступления в высшие военные учебные заведения Министерства

обороны России, начальное формирование высококвалифицированного кадрового резерва из числа воспитанников не только для Тувы, но и для России.

Образовательное пространство училища сориентировано на становление гражданина России через интеграцию этнических и общероссийских ценностей. Этому способствует общее историческое прошлое (участие Тувы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; осознанное вступление Тувинской Народной Республики в состав СССР; общее стремление тувинского народа к единению с народами России, основанное на сохранении самобытности и традиционного уклада жизни). Таким образом, воспитание гражданской идентичности идет через формирование образа Родины-Тувы и Родины-России. В Концепцию развития Кызылского ПКУ, утвержденную Министром обороны Российской Федерации С. Шойгу 7 сентября 2017 года, включен региональный компонент, предусматривающий развитие национальных видов спорта и творчества. Любовь к малой родине формируется через участие кадет в мероприятиях, посвященных значимым (республиканским) событиям: Дню отправки на фронт эскадрона тувинских добровольцев, Дню родного языка, Дню кон-

СТИ

1 м^^п'пп^1

ституции Республики Тыва, Дню города, юбилейным и памятным датам знаменитых людей Тувы. Любовь и уважение к традициям тувинского народа формируются через дополнительное образование и воспитательную работу в училище: посещение спортивной секции «Хуреш» (национальная борьба), разучивание национальных танцев на занятиях хореографией, включение в музыкальный и песенный репертуар училища произведений тувинских авторов, создание литературно-музыкальных композиций на основе истории Тувы, проведение социальных, экологических акций и т.д.

В этой связи можно считать актуальными проекты, которые реализуются в училище отделом воспитательной работы, например, «Аллея Героев России», «Род-Народ-Родина». Цель таких проектов - привитие любви, уважения к героическому подвигу наших предков и соотечественников. Подобные проекты несут в себе объединяющую идею этнической и гражданской идентичности.

Формирование образа «Родина-Россия» невозможно без формирования чувства ответственности за страну. Здесь объединяющим фактором становится совместное «проживание» государственных событий: выборы Президента РФ, участие российских спортсменов в Олимпийских играх, достижения российских ученых, укрепление обороноспособности нашего государства и т.д. Системообразующими в этом направлении являются такие мероприятия, как еженедельное информирование, линейки к Дням воинской славы России, торжественные собрания, посвященные важным государственным событиям в стране (День защитника Отечества, День Победы, Посвящение в кадеты, юбилейные даты в истории России), патриотические акции («Георгиевская лента», «Кадет - помощник ветерана»), меро-

ч^ШВЖ ш

Приложение 1. Опросник «Российская идентичность»

1. Своей Родиной считаю:

а) Россию,

б) Туву,

в) и Россию, и Туву.

2. Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать себя:

а) тувинцем,

б) россиянином,

в) свой ответ______.

3. Меня больше волнуют проблемы:

а) Тувы,

б) России,

в) и России, и Тувы,

г) меня не волнуют проблемы ни Тувы, ни России.

4. Для меня важнее:

а) любовь к малой родине (своему городу, поселку, селу),

б) любовь к большой Родине (России),

в) оба варианта верны,

г) оба варианта не верны.

5. Считаю себя гражданином и патриотом:

а) своей малой родины (своего города или села, родной республики, края, области),

б) своей большой Родины (России),

в) оба варианта верны,

г) оба варианта не верны.

6. При слове «Россия» я испытываю (выбери не более 3-х ответов):

а) гордость,

б) радость,

в) сомнение,

г) скуку, Д) обиду,

е) гнев,

ж) тревогу,

з) ничего не испытываю.

приятия, формирующие сознание законопослушного гражданина, принимающего систему ценностей российского общества: встречи/беседы, организованные совместно с социальными партнерами училища - региональными министерствами и силовыми ведомствами Республики Тыва и Российской Федерации.

С целью исследования уровня сформированности гражданской

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Приложение 2.

Распределение ответов на основные вопросы опросника

Своей Родиной считаю....

Россию Туву И Россию, и Туву Нет ответа

■ 2016 г. ■ 2018 г.

Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать

себя...

Тувинцем Россиянином Свой ответ

■ 2016 г. ■ 2018 г.

Меня больше волнуют проблемы...

Тувы России И России, и Тувы Меня не волнуют

проблемы ни Тувы, ни России

■ 2016 г. ■ 2018 г.

идентичности у кадет Кызылского ПКУ проводятся соответствующие мониторинги.

Опираясь на описанные в литературе факторы формирования гражданской идентичности (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий), для кадет 5-8 классов был составлен опросник по методу незаконченных предложений, включающий десять вопросов, направленных на выявление рос-

сийской идентичности (см. Приложение 1). С кадетами 9-10 классов была проведена диагностика изучения проявления формирующейся гражданской зрелости кадет по методике М.И. Шиловой (д.п.н., член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики Красноярского педагогического университета) «Минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зре-

70 60 50 40 30 20 10 О

Приложение 2 (продолжение)

Считаю себя гражданином и патриотом:

Своей малой родины (своего города или села, родной республики, края, области)

Своей большой Оба варианта верны Оба варианта не Родины (России) верны

12016 г. ■ 2018 г.

Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся

достижении

60 40

о

В Туве

В России 12016 г. ■ 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оба варианта верны

Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное

в адрес

60 40 20 о

Жителей Тувы Жителей России

Оба варианта верны

Оба варианта не верны

12016 г. ■ 2018 г.

лости старшеклассников». Кадеты оценивали себя самостоятельно по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого).

Анализ ответов кадет 5-8 классов на вопросы опросника «Российская идентичность» показал (см. Приложение 2\ что у 76% кадет Кызылского ПКУ сформированное^ гражданской идентичности ярко выражена: данные кадеты

своей Родиной считают именно Россию (а не Туву), их в большей степени волнуют проблемы и вопросы России в целом, испытывают чувство гордости, когда слышат о достижениях, успехах и победах российских граждан, что наглядно представлено в диаграмме 1.

Для 64% кадет (см. диаграмму 2) важными проблемами являются проблемы и Тувы, и России, 60% кадет с уважением и любо-

¿им ; н 1 и ■ 1 т 1

.11 П. ir J - ; 11 :f }\ I'll'

Приложение 7 (продолжение)

7. При слове «Тува» я испытываю (выбери не более 3-х ответов):

а) гордость,

б) радость,

в) сомнение,

г) скуку, Д) обиду,

е) гнев,

ж) тревогу,

з) ничего не испытываю.

8. Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении:

а) в Туве,

б) в России,

в) оба варианта верны.

9. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес:

а) жителей Тувы,

б) жителей России,

в) оба варианта верны,

г) оба варианта не верны.

10. Россия - многонациональная страна. Какты думаешь, что объединяет такие разные народы большой страны? Выбери не более 3-х ответов:

а) историческое прошлое,

б) русский язык,

в) привычки и образ мышления граждан РФ,

г) гражданство,

д) законы,

е) общие проблемы, опасность,

ж) экономические связи,

з) ничего не объединяет,

и) свой вариант.

Авторы анкеты:

педагог- психолог учебного отдела Кызылского ПКУ A.M. Смоленова,

педагог-организатор Кызылского ПКУ И.Д. Шмит.

вью относятся как к Туве, так и к России. Такое соотношение подтверждает сформированность как этнической, так и гражданской идентичности.

Средний балл уровня гражданской зрелости среди кадет 9-10 классов составил 1,57 (идеал - «1»), что соответствует среднему уровню гражданской зрелости. Этому уровню свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и само-

Л I: ^ д п ДГЖ

Диаграмма 1

Своей Родиной считаю....

о

Россию Туву И Россию, и Туву Нет ответа

■ 2016 г. ■ 2018 г.

организации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует (обусловлено возрастом кадет).

Весь учебно-воспитательный процесс в училище выстроен таким образом, чтобы шло непрерывное формирование личности, способной принести пользу обществу. Результатом работы всего педагогического коллектива станет сформированная гражданственность наших кадет. Самые высокие показатели в ответах кадет были по таким направлениям, как «Любовь к Отечеству», «Интернационализм», «Бережливость и экономичность по отношению к личной собственности», «Тактичность, культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Информированность», «Чувство собственного достоинства» и «Адаптированность». Самый низкий показатель - 1,84 балла (показатель между «высоким» и «средним») - оказался у на-

правления «Готовность прийти на помощь». В основном все «охотно идут на помощь друзьям и товарищам в решении проблем», но не все готовы «прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается». Для формирования желания прийти на помощь, уметь оказать материальную и моральную поддержку в рамках соуправления кадетами организуются и проводятся социальные акции, такие, как: «Кадет - помощник ветерана», «Капелька добра», «Праздник в каждый дом», «Яблоко добра», «Копеечка». Здесь мы считаем важным, что инициаторами акций выступают сами кадеты, которые 2018 год встретили вступлением в ряды волонтерского движения России.

Общий балл в оценке уровня гражданской зрелости -1,57 балла, что является средним показателем между «высоким» и «средним» уровнями. Учитывая возраст кадет

Диаграмма 2

(9-10 классы), данный результат можно считать положительным.

Итак, образовательное пространство Кызылского ПКУ полностью организовано таким образом, чтобы воспитать у кадет основные качества гражданина: патриотизм, законопослушность, уважение к согражданам, социальную ответственность и активную гражданскую позицию.

Работа в училище по формированию гражданской зрелости ведется планомерно, затрагивает все аспекты воспитания гражданина нашей Родины. Полученные в ходе диагностических исследований результаты являются показателем успешного проведения работы по воспитанию чувства патриотизма и готовности защищать Родину, проведением мероприятий, направленных на формирование позитивной российской идентичности кадет, подготовки воспитанников для поступления в высшие военные учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и будущего служения своему Отечеству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2014. №5-С. 42-45.

2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика, 2010. №5-6-С. 140-142.

3. Григорьев, Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патрио-тического воспитания в системе образования» - Режим доступа: Ьир://ргоеЙра1гнЛ2. дтс1о. сот

4. Когатъко, Д.Г., Тхакахо-ва, В.Х. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика. - СПб.: Алетейя, 2010.-136 с.

Меня больше волнуют проблемы..

[ Область диаграммы |

Тувы

России И России, и Тувы Меня не волнуют

проблемы ни Тувы, ни России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.