,J -ьл-
P.P. МОНГУШ R.R. MONGUSH
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ ЛИ ТЫ?
ARE YOU AN INTELLECTUAL?
ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ТСИ Р. АМТХАУЭРА КАДЕТ КЫЗЫЛСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА
SUMMARY INDICATORS OF THE DIAGNOSIS OF INTELLECTUAL ABILITIES BY THE TEST OF THE STRUCTURE OF INTELLIGENCE AMTHAUER CADET KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL
Сведения об авторе. Монгуш Ромина Романовна - педагог-психолог учебного отдела Кызылского президентского кадетского училища (г. Кызыл. E-mail: [email protected]).
Аннотация. Статья содержит результаты мониторинга интеллектуальных способностей кадет Кызылского президентского кадетского училища. В ней сравниваются результаты исследования мышления в начале и в конце обучения в училище.
Ключевые слова: кадет, кадетское училище, интеллектуальные способности, мышление.
Information about the author. Romina Mongush - teacher-psychologist of the educational department of the «Kyzyl presidential cadet school» (Kyzyl. E-mail: [email protected]).
Summary. The article contains the results of monitoring the intellectual abilities of cadets. It compares the results of a study of intellection at the beginning and at the end of studies at the cadet school.
Keywords: cadet, cadet school, intellectual ability, intellection.
Основная нагрузка в процессе обучения в Кызылском ПКУ приходится на интеллектуальную сферу. Именно поэтому в качестве основного направления оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в училище следует выделить содействие развитию мышления кадет.
Актуальным встает вопрос подбора тестов, на основе которых можно составить адекватное представление об индивидуальных особенностях воспитанников и выбрать оптимальную стратегию взаимодействия с ними.
Методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения» предназначена
для прогнозирования возможных проблем, возникающих в ходе общеобразовательного процесса у обучающихся училищ 5-11 классов, и представляет собой комплекс методик, направленный
на оценку интеллектуальных и личностных свойств.
Тест исследования структуры интеллекта Амтхауэра состоит из 9 субтестов, ориентированных на исследование основных
Общая осведомленность, практический интеллект
Рис. 7. Общая осведомленность, практический интеллект
МАЙ - ИЮНЬ 2020 № 3 (24)
ЛШЕОШШ
УИЕгмш:
19%
0% Слабый уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень
■ 7 класс 0% 45% 45% 10%
■ 9 класс 5% 43% 48% 5%
■ 11 класс 5% 52% 24% 19%
■ 7 класс ■ 9 класс
Рис. 2. Интуитивное понятийное мышление
Рис. 3. Понятийное логическое мышление
Рис 4. Понятийная категоризация
Слабый уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень
■ 7 класс 40% 45% 10% 5%
■ 9 класс 24% 48% 29% 0%
■ 11 класс 5% 5% 33% 57%
■ 7 класс ■ 9 класс ■ 11 класс
Рис. 5. Математическая интуиция
составляющих вербального и невербального интеллекта: общая осведомленность, интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная категоризация, математическая интуиция, абстрактное мышление, образный синтез, пространственное мышление, логическая оперативная память.
В данной статье рассматриваются результаты исследования интеллектуальных способностей кадет выпускных классов на протяжении всего периода обучения.
По результатам изучения видно, что общая осведомленность (см. рис. 1) на начало обучения (7 класс) только у 40% кадет на хорошем и высоком уровне развития, в 11 классе 67% кадет имеют высокий уровень развития практического интеллекта.
Интуитивное понятийное мышление (см. рис. 2) у 55% кадет на хорошем и высоком уровне развития в 7 классе, в 11 классе -у 43%.
Наблюдается значительное развитие операций понятийного логического мышления (см. рис. 3): хороший и высокий уровень развития выявлен у 25% кадет в 7 классе, а в 11 классе -у 43% обучающихся.
Наименее сформированной интеллектуальной операцией по результатам исследования в 7 классе выявлена понятийная категоризация (см.рис. 4)-хороший и высокий уровень у 0% кадет. К концу обучения у 48% кадет выявлен высокий и хороший уровень развития способности к образованию понятий, систематизации знаний.
Значительное развитие на протяжении всего периода обучения наблюдается у кадет математической интуиции (см. рис. 5). В 7 классе только у 15% обучающихся выявлен высокий и хороший уровень, в 9 классе - у 29%, а в 11 классе - у 90% кадет.
Ьллл МАЙ - ИЮНЬ 2020 № 3 (24)
90%
81%
80% 70%
60% 50%
50%
■ 43%
30% 20% 10% 0% 30% 33%
20% 19%
I 5% 1 шт 0% ■ ■ _
ь% 0%
Слабый уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень
■ 7 класс 20% 50% 30% 0%
■ 9 класс 5* 19% 43% 33%
■ 11 класс 0% 14% 5% 81%
Рис. 6. Абстрактное мышление
Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень
48%
■ 9 класс а 11 класс
Рис. 7. Образный синтез
70%
65%
60% 50%
52%
40% 30%
20% 19% 24%
20% 10% 0%
1ш 10% 10% 1
5% 5% 0% ■ ■
Слабый уровень Средний уровень Хороший уровень Высокий уровень
■ 7 класс 5% 20% 65% 10%
■ 9 класс 0% 14% 76% 10%
■ 11 класс 5% 19% 24% 52%
■ 7 класс ■ 9 класс ■ 11 класс
Рис. 8. Пространственное мышление
Рис. 9. Логическая оперативная память
Наилучший результат в развитии интеллектуальных операций у кадет на протяжении обучения -развитие абстрактного мышления. На рис. 6 показано, что в 7 классе только 30% кадет обладали хорошим уровнем развития абстрактного мышления. В11 классе 81% кадет развили данную операцию до высокого уровня.
Количество кадет с хорошим уровнем развития образного синтеза (см. рис. 7) в 11 классе возросло на 33% по сравнению с началом обучения в училище.
На рис. 8 показано качественное развитие пространственного мышления кадет по результатам исследования в 11 классе.
Логическая память только у 33% кадет в 11 классе сформировалась и выделилась в самостоятельную операторную систему (см. рис. 9).
Таким образом, сравнивая результаты исследования интеллектуальных способностей кадет Кызылского ПКУ в начале и в конце обучения, мы видим, что полностью сформированными (высокий уровень) являются «общая осведомленность», «понятийная категоризация», «математическая интуиция», «абстрактное мышление».
При высокоразвитой понятийной категоризации обучающиеся систематизируют и классифицируют материал, упорядочивают большой массив информации.
Математическая интуиция и абстрактное мышление необходимы кадетам, которые собираются связывать свою профессиональную деятельность с математикой, физикой, программированием, экономикой, техникой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / книга 1 / Л.А. Ясюкова. - Издание 2-е. -СПб.: ИМАТОН, 2007. 240 с.
МАЙ - ИЮНЬ 2020 № 3 (24)
ш