гэга
s*: ijl
i Ша
ш
1С
Ш
Ш
У1.М. ОНДАР, B.B. ПОЛЯКОВА
L.M. ON DAR, V.V. POLYAKOVA
УЧИТЫВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
GIVEN THE PERSONALITY
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАДЕТ-ПЯТИКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА (НА ПРИМЕРЕ ФГКОУ «КЫЗЫЛСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»)
THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CADET-FIFTH GRADERS IN CONDITIONS OF THE CADET SCHOOL (FOR EXAMPLE FSEE «KYZYLSKAYA PRESIDENTIAL CADET SCHOOL»)
Сведения об авторах: Ондар Лилия Монгуновна - педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», кандидат психологических наук (г. Кызыл. E-mail: ondarlm@mail.ru);
Полякова Виктория Викторовна - педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» (г. Кызыл. E-mail:pv07@yandex.ru).
Аннотация. В статье описан опыт организации психологического сопровождения кадет-пятиклассников к условиям проживания и обучения в Кызылском президентском кадетском училище на этапе адаптации. Психологическая работа с кадетами рассматривается как одно из направлений комплексного психолого-педагогического сопровождения. Рассматриваются качества личности кадета, способствующие и препятствующие адаптации.
Ключевые слова: кадетское училище, адаптация, дезадаптация, признаки дезадаптации, психолого-педагогическое сопровождение, психологическое сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут.
Information about the authors: Liliya Ondar- The teacher-psychologist fsee «the presidential cadet school Kyzyl», Ph. naukom (Kyzyl. E-mail: ondarlm@mail.ru );
Viktoriya Polyakova - The teacher-psychologist fsee «the presidential cadet school kizilskoe» (Kyzyl. E-mail: pv07@yandex.ru ).
Summary. The article describes the experience of organization of psychological support of cadet-fifth graders to the conditions of living and studying in Kyzyl presidential cadet schools, at the stage of adaptation. Psychological work with the cadets is considered as one of the areas of complex psychological and pedagogical support. Consider the quality of the individual cadet that contribute to and impede adaptation.
Keywords: cadet school, adaptation, disadaptation, signs of maladjustment, psycho-educational support, psychological support, individual educational route.
Поступление в кадетское училище кардинально меняет весь образ жизни детей - вчерашних учащихся начальной школы. Во-первых, это отрыв от семьи и привычного круга общения и попадание в среду с круглосуточным пребыванием в закрытом учреждении. Во-вторых, жизнь
в военизированном коллективе: следование Уставу, соблюдение воинской дисциплины, субординация и однородный половой состав классного коллектива. В-третьих, это вхождение в новый коллектив сверстников и взрослых.
Все это совпадает с началом подросткового возраста, когда
происходят физиологические, поведенческие, эмоциональные и когнитивные изменения в ребенке.
Первые месяцы обучения в кадетском училище становятся периодом адаптации к новым условиям - сложнейшим периодом перестройки сознания и поведения ребенка. Выделяют четыре сферы
жизнедеятельности кадетских корпусов и училищ, в которых происходит адаптация воспитанников: социально-бытовая, учебная, профессионально-служебная, социально-психологическая.
Адаптация индивидуальна: кто-то быстро осваивается в новых условиях, кто-то - нескоро. Признаками успешной адаптации являются позитивные отношения в среде сверстников, умение разрешать возникающие конфликты, заинтересованность в учебе, умение самостоятельно выполнять домашние задания в ходе самоподготовки, включенность в деятельность группы, следование правилам и нормам поведения учебного заведения, позитивное отношение к нему, включенность в различные секции, кружки дополнительного образования, удовлетворенность ребенка процессом обучения и межличностными отношениями - с одноклассниками, воспитателями, учителями; бодрое настроение; хорошая успеваемость.
Дезадаптация сопровождается эмоциональными (плаксивость, тоска по дому, тревожность, страхи, переживания, пониженное настроение); поведенческими (конфликты с педагогами и однокурсниками, нежелание общаться, агрессия, недисциплинированность); интеллектуальными (несамостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий, интеллектуальная пассивность); мотивационными (нежелание выполнять домашние задания и продолжать обучение; низкая учебная мотивация); физиологическими (частые простудные заболевания, колики, неприятные ощущения в животе, трудности с соблюдением режима дня, сонливость, вялость, трудности утреннего пробуждения) признаками.
Адаптация кадета-пятиклассника к новым условиям зависит от способности ребенка быть гибким, работоспособным, умения подстраиваться к новой жизненной обстановке, овладения навыками эффективного взаимодействия
в новом коллективе, соблюдения правил пребывания в училище; совместной деятельности; самостоятельного решения конфликтов мирным путем, приобретения статуса среди сверстников.
На адаптацию также влияют уровень школьных знаний ребенка и уровень развития его интеллектуальной сферы. В таблице 1 представлены качества личности кадета, способствующие и препятствующие адаптации.
С первых дней пребывания в Кызылском ПКУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение кадет. Оно носит системный, комплексный характер и решает задачи, направленные на формирование положительной учебной мотивации; снижение общего уровня тревожности у воспитанников; сплочение учебных классов (взводов) и позитивных межличностных отношений воспитанников через регулярное и системное взаимодействие с педагогическим составом Кызыл-ского президентского кадетского училища.
Психологическое сопровождение обеспечивается психологической службой училища и проводится по следующим направлениям: работа с кадетами, работа с педагогами, работа с семьей.
;*р! 1 1 1 т Д-1 1
1 Л] Г1 11 ,Ц ¡1! 1
Работа с кадетами включает в себя:
1) наблюдение за кадетами в условиях урочной и внеурочной деятельности;
2) комплексное психодиагностическое обследование;
3) консультирование кадет (групповое и индивидуальное);
4) коррекционно-развивающие занятия;
5) преподавание психологии (часы психолога по расписанию).
Целью психодиагностического обследования является изучение интеллектуальных и личностных особенностей кадет, степени их приспособления к новым социально-педагогическим условиям обучения. По результатам диагностики кадет составляются индивидуальные и групповые психологические характеристики. Таким образом, создаются условия для учета педагогами индивидуальных особенностей детей при построении учебной и воспитательной работы.
Изучаются интеллектуальные особенности кадет (внимание, память, мышление), нейродинамические особенности, работоспособность, актуальное психоэмоциональное состояние и комфортность обучения; эмоционально-волевые, коммуникатив-
Таблица 1
Качества личности кадета, способствующие и препятствующие адаптации
Качества, способствующие адаптации Качества, затрудняющие адаптацию
- коммуникабельность, - организованность, - самостоятельность, - работоспособность, - способность справляться с повышенными психическими, когнитивными нагрузками (сильная нервная система), - гибкость (пластичность), - мотивация к обучению в училище (внутренняя), - способность к саморегуляции (эмоциональной и поведенческой). - тревожность, - агрессивность (прямая и косвенная, вербальная и физическая), - замкнутость, низкий уровень развития коммуникативных качеств, - ригидность как неготовность к изменениям в соответствии с новой ситуацией, - отсутствие мотивации (желание обучаться в кадетском училище навязано родителями), - несамостоятельность, отсутствие навыков самообслуживания и любви к труду; - внутренняя напряженность, подозрительность, - чрезмерная эмоциональность.
с*
Л
¿А
<ги
На
ные, мотивационные установки. Используются методики: методика «Неоконченные предложения» Е. Даниловой, личностный опросник Кеттелла (модификация Л. А. Ясюковой), методика «Тип восприятия» С. Ефремцева, анкета-опросник «Психологическая диагностика образовательной среды», методика для изучения социализированное™ личности учащегося (М. И. Рожков) и др. Тесты на познавательные универсальные учебные действия из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой позволяют выявить недостатки интеллектуального развития, понять причины неуспеваемости по конкретным предметам, выбрать наиболее эффективные методы формирования необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем.
По результатам психологической диагностики выявляются наиболее актуальные для кадет трудности для дальнейшего оказа-
ния им педагогической и психологической помощи. Так, например, анкетирование позволило выявить наиболее часто возникающие у кадет трудности в учебе («усталость», «трудности в пересказе параграфа», «вопросы учителя слишком трудные» и т.д.), предметы, наиболее часто вызывающие тревогу (русский язык, математика и английский язык). Анкета помогла осознать причины, мешающие и помогающие кадетам в учебе, и задуматься над способами, повышающими успеваемость.
По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающиеся в той или иной психолого-педагогической помощи, и составляются рекомендации для учителей-предметников, воспитателей и родителей по созданию оптимальных условий для их дальнейшего обучения. Например, с кадетами, попавшими в зону риска по показателям настроения и энергетического баланса организма, проводятся занятия в сенсорной
Таблица 2
Модули курса «Психология. Теперь мы кадеты»
Название модуля Темы модуля
Модуль 1. Адаптация к новым условиям 1.1. Знакомство. Здравствуй, кадет. 1.2. Создание группы. 1.3.0 психологах и психологии. 1.4. Эмоции. 1.5. Диагностика школьной тревожности. 1.6. Как победить тревогу? 1.7. Что такое темперамент? 1.8. Что такое характер?
Модуль 2. Сплоченность класса 2.1. Находим друзей. 2.2. Узнай свое училище. 2.3. Что поможет мне в КПКУ? 2.4. Портрет нашего взвода.
Модуль 3. Познай себя 3.1. Кто Я? Какой Я? 3.2. Самооценка. 3.3. Осознание своих качеств. Повышение самооценки. 3.4. Уникальность моего мира. 3.5. Мои внутренние друзья и внутренние враги. 3.6. Ярмарка достоинств. 3.7. Диагностика познавательных процессов. 3.8. Диагностика личностных особенностей.
Модуль 4. Учись учиться 4.1. Диагностика мотивации. 4.2. Тренировка внимания. 4.3. Тренировка памяти. 4.4. Подведение итогов курса. 4.5. Итоговая диагностика.
комнате, индивидуальные консультации. Воспитателям даются рекомендации по снижению нагрузки, продуманной организации и оптимизации рабочего ритма, режима труда и отдыха, полноценному отдыху в выходные дни.
Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и их реализации. О результатах диагностического исследования информируются также родители кадет в ходе индивидуальных консультаций.
В самом начале пребывания воспитанников в училище сотрудниками психологической службы училища проводятся тренинги по знакомству и сплочению взвода, а также тренинги общения. Для кадет составлены памятки с рекомендациями по эффективному выполнению домашних заданий во время самоподготовки, мобилизации сил и активизации ресурсов перед контрольными срезами, выстраиванию конструктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Коррекционно-развивающая работа с кадетами, испытывающими трудности в обучении и поведении, направлена на:
1. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности.
2. Развитие различных видов мышления, внимания, памяти.
3. Коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
4. Коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях по отдельным дисциплинам.
Индивидуальные и групповые занятия направлены на развитие познавательных процессов, снижение личностной и учебной тревожности, развитие конструктивного поведения, регуляцию психоэмоционального состояния. С пятиклассниками проводятся развивающие беседы, направленные на формирование учебной мотивации и социальных компетенций.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В работе психологов широко применяются методы: песочная терапия, рисуночная терапия, психогимнастика, обучение дыхательной гимнастике.
Для кадет организуются занятия в сенсорной комнате, где стабилизируется их эмоциональное состояние и активизируются адаптационные возможности. В течение учебного года реализуется профилактическая программа «Инновационная профилактическая работа в условиях комнаты психологической разгрузки Кызылского ПКУ».
По результатам коррек-ционно-развивающей работы фиксируются количественные и качественные изменения показателей свойств личности ребенка. В качестве критериев оценки эффективности психолого-педагогических воздействий на кадет рассматриваются показатели «настроение», «эмоциональное состояние», «статус в группе», «учебная тревожность», «учебная мотивация», «враждебность», «работоспособность». В конце учебного года проводится контрольное тестирование сопровождаемых обучающихся с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий.
В течение учебного года для кадет пятого класса в Кызылском ПКУ реализуется программа внеурочной деятельности «Психология. Теперь мы кадеты».
Занятие по программе проводится один раз в неделю. В расписании оно обозначается как час психолога. Преподавание психологии - одно из направлений деятельности педагога-психолога кадетского училища. Цель преподавания психологии в кадетском училище - формирование у кадет психологической культуры как необходимой составляющей общей культуры.
Курс состоит из четырех модулей (см. таблицу 2).
В ходе реализации данного курса ожидается:
- профилактика дезадаптации кадет в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
- улучшение условий для развития личности и самореализации каждого кадета.
Основное внимание в курсе «Психология. Теперь мы кадеты» уделяется знакомству кадет, формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых ситуациях, умению ориентироваться в пространстве училища.
Результативность программы будет определяться по итогам сравнительного анализа данных первичной и итоговой диагностики. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, сближение детей и развитие чувства «Мы в детском коллективе», повышение групповой сплочен-
Л^злШШШ
ности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, повышение самооценки учащихся, повышение уверенности в себе и своих возможностях, формирование у детей позитивного отношения к училищу, к учителям и одноклассникам, развитие культуры общения, улучшение учебных навыков.
Проблемы каждого кадета решаются в ситуациях взаимодействия между всеми членами педагогического коллектива. В работе по адаптации воспитанников, таким образом, принимают участие офицеры-воспитатели, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметники. Психологу отводится координирующая роль в этой цепочке.
Анализ результатов учебной деятельности и психологического тестирования, наблюдение за кадетами позволяют сделать выводы о том, что, в целом, адаптация кадет протекает успешно.
Отдельным направлением деятельности психологов является повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах адаптации детей к новым условиям обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова, Н.В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате / Н. В. Власова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2015. Т. 15. Вып. 1. С. 88-93.
2. Довнар, O.A. Проблема адаптации учащихся президентского кадетского училища на начальном этапе обучения / O.A. Довнар // Молодой ученый, 2016. № 1.1. С. 6-9.
3. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебное пособие, 4-е изд. / под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. 592 с.