ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
А.Н. МАРТЫНОВ, Т.А. ПОВЫДЧИКОВА
A.N. MARTYNOV, Т.А. POVYDCHIKOVA
ЛЮБИТЬ И ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ЗАЩИЩАТЬ
ТО LOVE AND ТО KNOW IN ORDER TO DEFEND
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО П Р Е Д М ЕТ А« Г ЕО Г РАФ И Я »
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE MILITARY COMPONENT IN THE PROCESS OF STUDYING GEOGRAPHY
Сведения об авторах: Мартынов Алексей Николаевич - преподаватель географии Оренбургского президентского кадетского училища ( г. Оренбург );
Повыдчикова Татьяна Анатольевна - преподаватель географии Оренбургского президентского кадетского училища (г. Оренбург).
Аннотация. В статье раскрывается содержательный потенциал учебного предмета «география»: представлены нетрадиционные формы работы кадет на уроке географии и во внеурочное время по формированию гражданской идентичности обучающихся президентского кадетского училища.
Ключевые слова: география, формирование, гражданская идентичность кадет, справочник, урок, проектно-исследовательская деятельность, историко-географическая экспедиция.
Information about the authors: Aleksey Martynov - the teacher of Geography «Orenburg President Cadet School» (Orenburg);
Tatyana Povydchikova - the teacher of Geography «Orenburg President Cadet School» (Orenburg).
Summary. The article reveals the substantive potential of the subject«Geography»: non-traditional forms of the cadets' work in a Geography lesson and in the extracurricular hours for the formation of the civic identity of students of the president cadet school are presented
Keywords: geography, formation, cadet civic identity, reference book, lesson, project and research activities, historical and geographical expedition.
В современных социально-экономических условиях для обеспечения стабильности, безопасности государства приоритетным направлением российской государственной политики является формирование гражданской идентичности граждан, населяющих Российскую Федерацию. Немалую роль в этом процессе играет изучение географии родного края и страны, где ты родился и вырос.
Представления о многообразии России формируются с детских лет, на основе жизненного опыта, поездок с родителями, получения географических знаний в начальной школе. В 8-9 классах знания и представления о стране систематизируются и углубляются в ходе изучения курса «География России». Содержание учебника включает в себя необходимые сведения о природе, населении и экономике страны, отражает разнообразие ее
территории, дает представление о природных, этнических, религиозных, культурных, социальных различиях государственного устройства. Это, в свою очередь, способствует формированию у кадет знаний об уникальности и своеобразии страны.
Основу российской гражданской идентичности составляют такие качества, как патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа Рос-
.лща
с*
II-
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
сии, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа.
Эти качества в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов относятся к группе личностных результатов освоения основной образовательной программы и очень важны для воспитания кадет президентского училища.
Значение изучения географии в данном процессе выражено в выступлении Президента РФ В.В. Путина: «Географическая наука является основой в формировании патриотизма и национальной идентичности. Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания».
Современный российский офицер - это разносторонне образованный, высококвалифицированный специалист, владеющий информацией и навыками ее применения для быстрого принятия верного решения в боевой обстановке. Особое значение для успешной профессиональной деятельности офицера имеют географические знания. И в наши дни остаются актуальными слова военного географа, русского и советского военачальника, военного теоретика, публициста и педагога, действительного члена Русского географического общества А.Е. Снесарева (1865-1937): «Знать свою страну - это долг всякого военного, знать ее с военной стороны - это его профессиональная обязанность».
В Оренбургском президентском кадетском училище изучение ге ографии занимает особое место определяемое профильной направ ленностью учебного учреждения Для обычного школьника горы реки, равнины - это природные, экономические, климатические
условия, характерные для нашей страны. Для военнослужащего -это маршруты продвижения войск, возможные препятствия на пути вражеских сил, объекты, по которым будет нанесен артиллерийский или авиационный удары, экономические и природные ресурсы... Другими словами - это поле боя, театр военных действий, поэтому важно учить кадета оценивать географические особенности родной страны с точки зрения будущего офицера.
Однако, готовясь к занятиям по географии, мы сталкиваемся с отсутствием структурированной таким образом информации, поскольку существующий учебник не отражает специфики нужных сведений.
Самостоятельный отбор полезной информации и справочных материалов (статистические данные, иллюстрации, картографический материал) предполагает изучение большого количества разнообразных источников, а также значительную затрату времени, которая не всегда может увенчаться успехом. Поэтому возникла необходимость в универсальном справочном пособии, каталоге, содержащем необходимый объем информации по изучаемой проблеме и сопровождаемом интерактивными ссылками, ком-
ментариями и иллюстративным материалом.
Поиск решения проблемы привел кадет к идее создания собственного справочника по географии «Россия - Родина моя».
В Оренбургском президентском училище в образовании кадет важ_ ное место занимает проектно-ис-следовательская деятельность. В течение учебного года воспитанники должны разработать и защитить какой-либо проект. С этой целью в течение первой четверти изучается теоретический курс «Основы проектной деятельности», где кадеты получают знания о сущности проектной деятельности, принципах, методах, результатах научного исследования и способах их представления и защиты. Затем под руководством преподавателей обучающиеся выполняют научные исследования, которые в конце учебного года завершаются публичной защитой их результатов.
За создание специализированного пособия в 2016-2017 учебном году взялась группа кадет седьмого класса. В первую очередь, справочник должен был представлять Россию как уникальное, самое красивое в географическом и природном аспектах и самое загадочное место на земном шаре.
Во-вторых, чтобы любую информацию из справочника можно
Международный фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку». Кадет Максим Добровидов защищает проект «Справочник «Россия - Родина моя»
ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ
было бы исследовать на практике, в границах территории страны. Таким образом, осмысление проблемы систематизации информации о географическом положении, природе и экономике России определило круг задач, решение которых стало предметом исследования кадет.
Практическая часть работы над проектом состояла из следующих направлений:
- разработка печатного варианта справочника;
- создание интерактивного приложения в виде сайта.
Для работы над проектом были созданы рабочие группы:
1 группа - информационно-аналитическая - занималась сбором информации по направлениям «Природа России», «Население России», «Экономика России», а также обработкой информации и проведением опроса.
2 группа - техническая - разрабатывала и наполняла содержание сайта.
На подготовительном этапе решалась задача анализа и систематизации сведений о географическом положении, истории открытий и исследованиях, природе и экономике, населении и хозяйстве России. Была обобщена и структурирована информация из различных источников - Интернета, справочников, учебников, атласов и других.
Полученные сведения кадеты сгруппировали по принципу сходства: находили общий связующий принцип, закономерность, общую идею. В этом помогали знания, полученные на уроках, и обсуждение: «Чем похожи явления, факты, признаки? Что видим общего?». На этом этапе кадеты использовали картографический, статистический, сравнительно-географический методы.
Основным этапом стало составление справочника и разработка его интерактивного (электронного) сопровождения.
Полученная и отобранная информация в виде сведений, тезисов, справок, описаний и комментариев
была разбита на части в соответствии с обозначенными разделами справочника в электронном и печатном видах. Затем к некоторым темам были подобраны иллюстрации - фото, видео, карты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы. Подготовленный макет оформили в электронном виде с помощью программы МюгоэоЙРиЬизЬег.
Таким образом, в ходе проделанной работы была подготовлена печатная версия географического справочника. Ее продолжением стало составление электронной версии.
Отличие сайта со справочником от остальных информационных сайтов в том, что:
1. На сайте представлена информация, которая прошла тщательный отбор преподавателей географии на предмет ее актуальности, научности, достоверности и т.п.
2. На сайте размещен только справочник, без дополнительной информации. Здесь отобраны самые необходимые сведения - факты, цифры, определения и данные статистики. Эти данные будут полезны любому кадету, а также обучающимся других образовательных учреждений, интересующимся своей страной, ее природой и экономикой.
3. Справочник - как печатный, так и электронный - продукт творческого, коллективного совместного труда кадет и преподавателей, что делает его уникальным ценностным средством взаимодействия и единения.
4. Справочник характеризуется мобильностью, количество его страниц пополняется постоянно. В ближайшее время он дополнится тестами по всем разделам справочника, адаптируется к различным мобильным платформам и веб-браузерам.
Своеобразным продолжением работы над географическим справочником «Россия - Родина моя» стала летняя практика. Так, в начале июня 2019 года семиклассники отправились в исто-рико-географическую экспедицию по городам России - в Мурманск,
1.11 11=V1.1 Ги
Тулу, Владивосток и Севастополь. Перед исследователями были поставлены конкретные цели -познакомиться с героическими страницами военной истории Отечества, изучить природные и исторические особенности посещаемых территорий. В исследовательский журнал кадеты должны были внести данные о географическом положении объектов исследования, геральдике городов, сведения о животном и растительном мире, населении, наблюдения за погодой и фотоснимки изучаемых территорий.
Таким образом, экспедиция стала продолжением учебы с применением на практике полученных в течение учебного года знаний, умений и навыков.
В ходе поездки кадеты собрали материал для пополнения географического справочника «Россия - Родина моя» и новых исследовательских работ.
По итогам летней практики в начале нового учебного года в училище состоялась фотовыставка «Самые красивые уголки моей Родины», где были представлены сто лучших фотографий с памятных мест историко-географической экспедиции, которые теперь украшают стены фойе учебного корпуса.
Кроме этого был проведен конкурс исследовательских журналов, лучшие из которых тоже разместили на выставке.
Участие в проектно-исследова-тельской деятельности способствует самореализации кадет, приобретению коммуникативных навыков, повышению самооценки и мотивации к обучению, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни.