Научная статья на тему 'РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ'

РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT / INTERNAL MONITORING / SYSTEMATIC APPROACH REALIZATION / EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навалова Галина Ивановна, Каширская Ольга Анатольевна

В статье рассматривается опыт реализации системы управления качеством образования в Оренбургском президентском кадетском училище на основе комплексного внутреннего мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Навалова Галина Ивановна, Каширская Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING TOWARDS THE RESULT REALIZATION OF SYSTEMATIC APPROACH IN QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT AT ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

The article deals with the education management system implementation experience at Orenburg Presidential Cadet School based on complex internal monitoring.

Текст научной работы на тему «РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ»

Г.И. НАВАЛОВА, О.А. КАШИРСКАЯ

G.I. NAVALOVA, О.А. KASHIRSKAYA

РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТ

WORKING TOWARDS THE RESULT

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ

REALIZATION OF SYSTEMATIC APPROACH IN QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT AT ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

Сведения об авторах: Навалова Галина Ивановна - заведующая учебным отделом Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», магистр педагогики (г. Оренбург);

Каширская Ольга Анатольевна - старший методист учебного отдела Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», Отличник народного просвещения, магистр педагогики (г. Оренбург).

Аннотация. В статье рассматривается опыт реализации системы управления качеством образования в Оренбургском президентском кадетском училище на основе комплексного внутреннего мониторинга.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, внутренний мониторинг, реализация системного подхода, функционирование системы управления качеством образования в училище.

Information about the authors: Galina Navalova - Head of Training Division at Federal State Treasury Educational Institution «Orenburg Presidential Cadet School», Master of Pedagogy (Orenburg);

Olga Kashirskaya - Senior Methodology Expert of the Training Division at Federal State Treasury Educational Institution «Orenburg Presidential Cadet School», Outstanding Worker of Education, Master of Pedagogy (Orenburg).

Summary. The article deals with the education management system implementation experience at Orenburg Presidential Cadet School based on complex internal monitoring.

Keywords: quality of education, quality of education management, internal monitoring, systematic approach realization, education management system functioning.

Многочисленные исследования по проблемам управления современным образованием (работы Ю.В. Васильева, Н.В. Горбуновой, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, П.И. Третьякова, Шакурова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др.) свидетельствуют о том, что в научной литературе уделяется значительное внимание раскрытию различных аспектов

управленческой деятельности, социально-психологическим основам управления, организационно-педагогической деятельности руководителя образовательной организации, соуправлению, демократизации и оптимизации контроля, рефлексивному управлению, внутришкольному менеджменту, системному подходу к управлению, информационному

обеспечению, внедрению инноваций, разработке программ развития образовательной организации, работе с педагогическим коллективом.

Наибольшую актуальность эти исследования приобретают на фоне инновационности образования. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых

целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования.

Среди инновационных образовательных организаций заметную роль играют довузовские образовательные организации Минобороны России, в частности кадетские училища, призванные формировать социально зрелую личность выпускника и создавать ему условия для непрерывного образования с учетом профильного самоопределения в военно-профессиональной деятельности.

Говоря о системе и процессе управления качеством образования в президентском кадетском училище, мы сталкиваемся с рядом противоречий между:

- потребностью в разработке системы управления качеством образования, адекватной целям и специфическим условиям деятельности инновационной образовательной организации, и недостаточной разработанностью теоретических основ соответствующих исследований в научной литературе;

- наличием практического опыта управления образовательной деятельностью инновационных образовательных учреждений и отсутствием его теоретического обоснования;

- необходимостью эффективного управления качеством образования в инновационной образовательной организации и недостаточной разработанностью системных методов и средств осуществления данного процесса;

- потребностью осуществления мониторинга управления качеством образования в инновационной образовательной организации и некоторым несоответствием внешней и внутренней системы мониторинга качества образования.

Управление как составная часть любой организации будет эффективным в том случае, если в ней в полной мере

- учитываются особенности президентского кадетского

училища как инновационной образовательной организации, осуществляющей подготовку всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на военную службу либо государственную;

- приведен в действие механизм мониторинга системы управления качеством образования инновационной образовательной организации, поддерживаемый информационно-справочной системой, базами данных и номенклатурой критериев качества (образовательных результатов; условий образовательной деятельности; самого процесса образования);

- созданы необходимые организационно-педагогические условия системы управления качеством в президентском кадетском училище (осуществление стратегического планирования как алгоритма управления качеством образования на основе «Дорожной карты»; реализация внешнего мониторинга системы управления качеством образования в президентском кадетском училище; внедрение внутреннего мониторинга (самоаудита) управления качеством образования в президентском кадетском училище).

Качество образования прямо связано с системой управления качеством (что в первую очередь означает проектирование системы управления качеством и ее реализацию в организации), учитывает как внешний контроль, так и внутренний процесс самоанализа и самооценки (внутренний аудит) действий по созданию условий, направленных на достижение намеченных образовательных результатов, и означает способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию.

Основным механизмом функционирования системы управления качеством образования в Оренбургском президентском кадетском училище является комплексный внешний и внутренний мониторинг, который представляет

собой специально организованное, непрерывное изучение критериев и показателей качества образовательной деятельности, ее результатов и условий.

Необходимость создания таких организационно-педагогических условий обучения, при которых уже в образовательной организации обучающиеся смогли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, использовать умения ориентироваться, самосовершенствоваться, самостоятельно приобретать новые знания и умения в соответствии с формируемыми военно-профессиональными интересами, - это те постулаты, которые определили стратегию деятельности открывшегося в 2010 году первого в России Оренбургского президентского кадетского училища.

Качество образования рассматривается в Оренбургском президентском кадетском училище как динамическая категория, отражающая развитие личностных качеств обучающихся.

Управление качеством образования - это главное условие конкурентоспособности, так как является целенаправленным, ресурсообеспеченным процессом взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированных целей и предполагаемых потребностей личности, сообщества, государства.

Задача педагогических коллективов довузовских образовательных организаций Минобороны России - построить так образовательное пространство в училище, чтобы оно давало возможность самоопределиться обучающимся, самостоятельно выбрать профиль обучения для дальнейшей военной профессиональной деятельности, научить самооценке своего личностного прогресса.

В основе организации образовательной деятельности в училище лежат методологические подходы, один из которых системный.

т

Критерии и показатели внутренней

Таблица

оценки качества образования в зависимости от объекта исследования

Критерии оценки Показатели Инструментарий

Качество реализации образовательной деятельности

Эффективность организации образовательного процесса Качество рабочей программы преподавателя; качество программ внеурочной деятельности; программ воспитательной работы учебных курсов Наблюдение, посещение урочных и внеурочных занятий, воспитательных мероприятий; изучение документации

Использование различных видов урочных и внеурочных занятий с кадетами (урок, лабораторная работа, практикум, заседание клуба, исследование, проектная деятельность и т.д.)

Современные образовательные технологии в организации процесса обучения и воспитания

Контрольно-оценочная деятельность педагога и кадет

Качество и эффективность урока/занятия как одна из форм организации образовательной деятельности (цели, задачи, формы, способы, результаты)

Качество и эффективность воспитательных мероприятий

Организация процесса достижения образовательных результатов Организация профильного обучения в училище. Метапредметная среда в процессе обучения Анкетирование, тестирование, социологический опрос, экспертиза, изучение документации

Информационная среда училища

Многообразие представляемых в училище образовательных услуг (в т.ч. в системе дополнительного образования)

Ресурсное обеспечение училища

Взаимодействие училища с внешней средой

Содержание процесса достижения образовательных результатов Обеспеченность учебниками и УМК по предметам учебного плана Анкетирование, наблюдение, тестирование, экспертиза

Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием

Обеспеченность библиотеки

Доступ к персональным компьютерам (для педагогов и кадет), работа в информационной среде училища

Стабильность основного состава педагогического коллектива

Участие педагогов в семинарах, конференциях различного уровня, профессиональных конкурсах

Научно-исследовательская методическая работа в училище

Организация внеурочной деятельности педагога по предмету

Повышение квалификации педагогов

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса Уровень тревожности кадет Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы

Уровень тревожности педагогов

Мотивация кадет к достижению высоких образовательных результатов

Мотивация педагогов к достижению высоких образовательных результатов

Качество основных условий образовательной деятельности

Подходы к составлению расписания

Нагрузка кадет Время, затраченное на выполнение домашнего задания (индивидуальную домашнюю самостоятельную работу) Анализ распорядка дня кадет, расписания занятий урочной и внеурочной деятельности

Количество проверочных и контрольных работ в неделю, четверть, год

Нагрузка педагогов Удовлетворенность расписанием Анкетирование, социологический опрос, хронометраж

Необходимость повышения квалификации для реализации требований ФГОС

Разнообразие видов выполняемой нагрузки с кадетами

Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе

Уровень здоровья кадет Динамика заболевания кадет Анкетирование, тестирование, медицинская статистика

Динамика травматизма кадет

Качество организации питания

Качество профилактической работы

Ресурсы обеспеченности образовательного процесса Научно-методическое обеспечение Экспертиза, наблюдение

Кадровое обеспечение

Информационное обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Ресурсы образовательной среды Широта, интенсивность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, устойчивость, мобильность образовательной среды Методика экспертизы образовательной среды (по методике В.А. Ясвина)

Качество результатов образовательной деятельности

Индивидуальный прогресс кадет в образовании Сформированность предметных компетентностей (набор предметных способов/средств действия) Дифференцированные задания. Проектные задачи. Экспертные карты оценки ключевых компетентностей. Анкетирование, рефлексивные сочинения, публичные презентации, портфолио

Сформированность ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, решения проблем, учебной, взаимодействия)

Социальный опыт (в т.ч. в сфере военно-профессиональной деятельности)

Образовательные достижения кадет Показатели ГИА (ОГЭ и ЕГЭ в динамике) Анкетирование, контрольное тестирование, результаты ГИА, портфолио кадета

Всероссийские проверочные работы (ВПР) Промежуточная аттестация

Качество знаний, успеваемость, дидактическая доступность обучения по итогам четверти, года

Результаты участия кадет в конкурсах, олимпиадах, спартакиадах

Активная профессиональная деятельность педагога Самообразование педагогов Портфолио педагога, экспертиза, наблюдение, диагностика, социологический опрос

Качество открытых мероприятий

Обобщение и распространение опыта работы

Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность

Поскольку общеобразовательную организацию можно воспринимать как высокоорганизованную сложную систему, то управление встроено в нее как часть системы (подсистемы), обеспечивающей

функциональное единство элементов и ее движение к заданному состоянию (цели).

Система оценки качества образования в Оренбургском президентском кадетском училище

разрабатывается по четырем направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нормативно-правовое направление, включающее в себя:

- разработку внутреннего стандарта качества;

- разработку Положения о педагогическом совете, методических объединениях воспитателей и предметно-методических комиссиях преподавателей, проблемных группах;

- разработку Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся училища;

- разработку Положения об училищной аттестационной комиссии, об экзаменационных комиссиях.

2. Организационно-содержательное направление, включающее в себя:

- контроль урочных и внеурочных занятий, воспитательных мероприятий;

- аттестацию педагогических кадров;

- психолого-педагогическое сопровождение;

- обеспечение санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса.

3. Научно-методическое направление, включающее в себя:

- разработку образовательных программ и учебных планов;

- разработку критериев и механизмов оценки результатов;

- разработку научно-методического обеспечения образовательной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

4. Экспертно-аналитическое направление, включающее в себя:

- диагностику образовательных результатов, уровня воспитанности кадет;

- изучение потребностей субъектов образовательных отношений;

- анализ удовлетворенности субъектов образовательных отношений;

- диагностику эффективности процесса образования;

- диагностику эффективности управления;

- диагностику состояния здоровья кадет.

Система управления качеством, которую должна иметь каждая образовательная организация. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования, в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых является мониторинг.

Механизм управления качеством образования на уровне Оренбургского президентского кадетского училища представлен на схеме 1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на образовательную организацию решение такой важной задачи, как обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, а также устанавливает ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Осуществление внутреннего мониторинга качества образования для значительного числа образовательных организаций является достаточно освоенной деятельностью. Благодаря методам математического анализа у мониторинга качества образования имеется количественная оценка, и это позволяет сегодня выстраивать рейтинги, а по его результатам обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании. Количественная характеристика сведений о качестве образования свободно формирует рейтинги образовательных организаций, классов внутри одной организации, обучающихся друг с другом, рейтинг качества освоения учебных предметов, другое.

Чтобы понять, насколько эффективна работа нашего училища, важно, с одной стороны, отследить не только уровень знаний кадет (причем за несколько лет) и, с другой стороны, иметь детальное представление о контингенте обучающихся, условиях, в которых

функционирует училище, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

Система внутренней оценки качества образования в Оренбургском ПКУ, наряду с оценкой знаний кадет, включает весь комплекс показателей.

В таблице представлены разработанные в училище критерии и показатели внутренней системы оценки качества образования в зависимости от объекта исследования.

Таким образом, система внутреннего мониторинга качества образования в Оренбургском ПКУ выступает как вид информационного обеспечения управления училищем, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел («как есть»).

Параметры оценки находятся в движении и могут меняться. Дальнейшая востребованность выпускника училища (поступление в высшие военные учебные заведения), конкурентоспособность -индикаторы, по которым можно судить о качестве работы училища.

Ценность системы внутреннего мониторинга качества образования исключительна в том, что это систематически осуществляемая деятельность с определенной периодичностью (т.е. многократность, повторяемость) и обязательной стандартизированностью действий. Образовательные достижения кадет представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты (предметные, надпредметные и личностные) являются главным продуктом деятельности училища.

Смысл и управленческая целесообразность внутреннего мониторинга качества образования заключается в том, чтобы обеспечить Учредителя, Управляющий Совет, общественность достоверной оперативной информацией о качестве образования до того, как они будут получены ими извне.

В Оренбургском ПКУ разработана программа внутреннего мо-

^ 7 июль - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

Форм 11 ров ¡i ш te социального (DiuBiKie управление кадров .Минобороны России)

ч>

Определение миссии училища

-

Определение параметров оценки результатов

\>

Диагностика личности обучающихся

Прогнозирование результатов деятельности кадет

('»WHoiMCHiif желаемых результатов с имеющимися результатами н режимом жизнедеятельности училища

Подготовка и реализация программы развития училища

Сравнение полученных результата« образования с поставленным!!

целями

Соответствие качества образования поставленной цели

Схема 1. Механизм управления качеством образования

ниторинга качества образования, представляющая собой документ, определяющий исчерпывающий систематизированный перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей, отобранных с учетом развития училища.

Высшей конечной целью управления всякой системой является оптимизация функционирования системы, т.е. достижение большего эффекта при наименьших усилиях и затратах. В качестве структурных единиц внутреннего мониторинга качества в нашем училище созданы мониторинговые группы.

Мониторинговая группа контроля качества занимается созданием и разработкой нормативно-методического обеспечения управления качеством, мониторингом показателей качества. Данная служба координирует работу всех подразделений училища, обобщает опыт их деятельности. Организационное управление работой группы контроля качества осуществляет заместитель начальника училища (по учебной работе).

Мониторинговая группа по психолого-медико-социальному сопровождению обеспечивает создание благоприятных условий для развития всех субъектов образовательных отношений, обеспечения сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа жизни.

Деятельность группы направлена на создание условий для личностного развития кадет и педагогов, их профессионального роста, на организацию психологического комфорта и валеологиче-ское обеспечение образовательной деятельности.

В состав группы входят педагоги-психологи учебного отдела, врачи-педиатры (в штате училища), социальный педагог, педагоги-организаторы учебных курсов, педагоги дополнительного образования, воспитатели, офицеры. Организационное управление работой группы осуществляет заместитель началь-

ника училища (по воспитательной работе).

Мониторинговая группа по нормативно-правовому и методическому сопровождению образовательной деятельности.

Группа решает задачи по организации работы по разработке (актуализации) локальных актов училища, подготовке училища к лицензированию, государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в училище, аттестации педагогов, а также внешних аудитов по проверке установленных государственных требований; организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

В состав группы входят: заведующий учебным отделом, заведующий методическим кабинетом училища, методисты учебного отдела. Организационное управление работой группы осуществляют заместители начальника училища (по направлениям).

Мониторинговая группа по стимулированию, повышению эффективности деятельности училища.

Ее задачами являются: распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательной деятельности, контроль за их целевым использованием, стимулирование труда сотрудников училища. Состав группы ежегодно определяется приказом начальника училища.

Условия объективного изучения состояния дел в ходе внутриучи-лищного мониторинга:

- компетентность и научно-методическая подготовка членов мониторинговой группы;

- способность умело, со знанием дела «вскрывать» недостатки, выявлять их причины, руководить их устранением, находить положительные моменты в работе;

- придание контролю общественного характера;

- гласность, обеспечиваемая информированностью педагогическо-

го коллектива о ходе и результатах контроля;

- органическая взаимосвязь контроля с всесторонним анализом проверяемых объектов, конечной целью которого является принятие управленческих решений.

Важной действующей фигурой образовательной деятельности остается педагог, его личность и мастерство, направленные на развитие наших воспитанников.

Педагог и результаты его деятельности в этой связи являются бессменным и одним из важных объектов системы оценки качества образования. В условиях происходящих изменений все более высокие требования командование училища предъявляет не только к профессиональным знаниям и умениям педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

В училище создаются условия для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, офицеров, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, посредством он-лайн-образования, обмена опытом и лучшими практиками, участия в профессиональных ассоциациях, программах обучения в магистратуре и аспирантуре.

Педагоги Оренбургского ПКУ разрабатывают и используют раз-

нообразные формы и методы, в том числе авторские, оценки качества образования:

- контрольные и проверочные работы по учебным предметам оцениваются отметками, имеющими коэффициенты значимости;

- метапредметные комплексные диагностические работы на основе ВПР, НИКО;

- презентации, рефераты, учебные исследования и проекты, устные публичные выступления, научные и литературные конференции, поэтические и математические бои, географические чемпионаты, чемпионаты по скоростному набору текста на клавиатуре, чемпионаты по устному математическому счету, шахматные турниры;

- учебный проект «Никто лучше нас».

В качестве основного продукта (результата) деятельности училищной системы оценки качества выступают: аналитические справки по итогам мониторинговых исследований; аналитические отчеты по результатам промежуточной аттестации кадет; аналитические отчеты по результатам ГИА; аналитические справки по результатам аттестации педагогических работников; статистические отчеты по кадрам и эффективности реализации кадровой политики;

ежегодный отчет по результатам самообследования.

Реализация идеи системного подхода в управлении качеством образования характеризуется наличием в нем признаков системности (см. схему 2).

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что достижение результатов высокого качества образования возможно при условии реализации системного подхода в управлении качеством образования, сочетания высокого качества образовательного процесса, современной среды, комплекса ресурсов и информационного, аналитического и экспертного обеспечения мониторинга качества образования в училище.

Таким образом, мы считаем, что училищная система управления качеством образования является стимулом развития Оренбургского президентского кадетского училища, так как в течение 10-летнего периода:

- наблюдается положительная динамика образовательных результатов кадет (по всем образовательным показателям), поступления кадет-выпускников училища в военные училища и академии Министерства обороны Российской Федерации;

- имеется рост удовлетворенности всех субъектов (кадет, педагогов, командования, партнеров училища, родителей кадет);

- наблюдается рост научно-методического обеспечения образовательной деятельности (включая и образовательный потенциал педагогов);

- имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых различных уровнях);

- совершенствование и улучшение материально-технического и экономического оснащения процесса;

- идет процесс согласованности практической деятельности и образовательной парадигмы в училище. ■"

Схема 2. Основные принципы построения программы

внутреннего мониторинга качества образования в Оренбургском президентском кадетском училище

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.