Научная статья на тему 'Спецкурс по формированию эмпатийной культуры учителей'

Спецкурс по формированию эмпатийной культуры учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМПАТИЯ / ТРЕНИНГ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

В статье представлено подробное описание спецкурса по формированию эмпатийной культуры учителей в рамках повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Раскрыта сущность и структура эмпатийной культуры учителей, включающая себя три основных компонента: когнитивный, эмоционально-деятельностный, личностно-ценностный. Опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты по направлению «Педагогическое образование» раскрыта актуальность проблемы формирования эмпатийной культуры учителей. В статье также описано значение и роль эмпатийной культуры в профессиональной деятельности учителя, которая заключается в успешном педагогическом взаимодействии педагога с обучаемыми, предполагает наличие таких качеств и способностей, как адекватность самооценки, толерантность, наблюдательность, интеллектуальная активность учителя, готовность к пониманию эмоционального состояния окружающих и сопереживанию. В представленной статье также подробно дано описание разделам спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialty course of teachers’ empathetic culture formation

The article provides detailed description of the specialty course of formation of teachers’ empathetic culture as part of advanced training and retraining of educators. The essence and structure of empathetic culture of teachers are characterized in the article, which includes three main components: cognitive, emotional and personal. Based on the Federal Law “About Education in the Russian Federation”, the state educational standards in the sphere of "Teacher education" the relevance of the problem of formation of empathy culture teachers is revealed. The article also describes the importance and role of empathetic culture in the professional activity of teacher, including a successful pedagogical interaction of teacher with the trainees, presupposes the existence of such qualities and abilities as the adequacy of self-esteem, tolerance, observant, intelligent teacher activity, willingness to understand others emotional state and empathy. In the present article also in detail the specialty course’s sections are described.

Текст научной работы на тему «Спецкурс по формированию эмпатийной культуры учителей»

▲

ЧИППКРО

УДК 37.013.77 + 371.124

Спецкурс по формированию эмпатийной культуры учителей

Ю. В. Саламатина

Specialty course of teachers' empathetic culture formation

I. V. Salamatina

Аннотация. В статье представлено подробное описание спецкурса по формированию эмпатийной культуры учителей в рамках повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Раскрыта сущность и структура эмпатийной культуры учителей, включающая себя три основных компонента: когнитивный, эмоционально-деятельностный, личностно-ценностный. Опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты по направлению «Педагогическое образование» раскрыта актуальность проблемы формирования эмпатийной культуры учителей. В статье также описано значение и роль эмпатийной культуры в профессиональной деятельности учителя, которая заключается в успешном педагогическом взаимодействии педагога с обучаемыми, предполагает наличие таких качеств и способностей, как адекватность самооценки, толерантность, наблюдательность, интеллектуальная активность учителя, готовность к пониманию эмоционального состояния окружающих и сопереживанию. В представленной статье также подробно дано описание разделам спецкурса.

Abstract. The article provides detailed description of the specialty course of formation of teachers' empathetic culture as part of advanced training and retraining of educators. The essence and structure of empathetic culture of teachers are characterized in the article, which includes three main components: cognitive, emotional and personal. Based on the Federal Law "About Education in the Russian Federation", the state educational standards in the sphere of "Teacher education" the relevance of the problem of formation of empathy culture teachers is revealed. The article also describes the importance and role of empa-

thetic culture in the professional activity of teacher, including a successful pedagogical interaction of teacher with the trainees, presupposes the existence of such qualities and abilities as the adequacy of self-esteem, tolerance, observant, intelligent teacher activity, willingness to understand others emotional state and empathy. In the present article also in detail the specialty course's sections are described.

Ключевые слова: эмпатийная культура, эм-патия, тренинг, эмпатические умения и навыки, рефлексивная позиция, когнитивный, эмо-ционально-деятельностный, личностно-цен-ностный компоненты.

Keywords: empathetic culture, empathy, training, empathetic ability and skills, reflexive attitude, cognitive, emotional-activity, personal and axio-logical components.

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества повлияли на повышение требований к подготовке будущих учителей в учреждениях высшего образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными компетенциями. Российской школе нужен учитель высокой культуры, способный к эмпатии, проявляющий толерантность, гуманизм, чуткость, внимательность в отношениях с субъектами образовательного процесса.

В связи с этим актуальной становится проблема формирования эмпатийной культуры у будущих учителей, а необходимость ее решения зафиксирована в основных нормативных документах современного образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших яв-

ляется гуманистический характер образования, принцип воспитания взаимоуважения. В ФЗ № 273 указывается на необходимость оказания психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации [1].

В ежегодном послании Президента Федеральному собранию отмечается, что первостепенное значение приобретают вопросы культуры образования, создания пространства для воспитания нравственного гармоничного человека, обладающего сочувствием и состраданием к другим.

К современному учителю предъявляются новые квалификационные требования, а в федеральных государственных образовательных стандартах по направлению «Педагогическое образование» указывается, что будущий учитель должен организовывать взаимодействие с коллегами и родителями; осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут. Следовательно, культура взаимоотношений субъектов образовательного процесса становится ведущей потребностью современной школы [2; 3].

Являясь сложным и многосоставным феноменом, эмпатийная культура у будущих учителей не возникает стихийно и самостоятельно в процессе профессиональной подготовки, а является составной частью базовой культуры личности, компонентом педагогического мастерства и профессионализма, требующим целенаправленного формирования [4].

В связи с вышеизложенным, создание спецкурса по формированию эмпатийной культуры учителей является одним из важных условий для повышения квалификации и улучшения качества образования.

Целью спецкурса «Эмпатийная культура учителей» является формирование базовых профессиональных знаний, умений, навыков, важных в процессе педагогической работы. Известно, что для выработки навыков и развития умений необходима продолжительная практика. Особенно это относится к формированию эмпатийной культуры, так как эмпатия - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей и предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понима-

ние его переживаний, мыслей и чувств. В то время эмпатийная культура учителя - это вид его профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности [5, с. 45-46].

Данное пособие состоит из трех блоков:

I блок - теоретический раздел спецкурса, содержательное наполнение которого, включает следующие темы: 1. Эмпатия как психолого-педагогическая проблема. 2. Эмпатия как профессионально-личностная характеристика учителя. Виды эмпатии. 3. Эмпатийная культура: сущность, содержание. 4. Эмпатические умения и навыки. 5. Педагогический потенциал эмпатийной культуры учителя. 6. Рефлексивно-педагогический тренинг как средство формирования эмпатийной культуры.

II блок - закрепление теоретических знаний: включает практические, творческие и самостоятельные задания по овладению теоретическими знаниями. Приведем несколько примеров заданий данного блока:

1. Дайте определение следующим понятиям: эмоциональное выгорание, мораль, нравственное воспитание, педагогический оптимизм, эмоциональная ригидность, перфекционизм.

2. Прочитайте слова Н. Рериха и ответьте на вопрос: к какому из феномену они относятся: а) эмоциональное выгорание; б) эмпатийная культура; в) педагогический потенциал? Объясните свой ответ:

«...Мы изгоним всякий страх, мы пустим по ветру все разноцветные перья страха.

Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья исступленного стука, белые перья умолчания, черные перья падения в бездну.

Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где-то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними все тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз» [4].

Проанализируйте следующие ситуации и реакции учителей, ответьте на вопрос: Как бы поступили вы?

Ситуация № 1: Директор отчитывает ученика (мальчика) перед классом за длинные волосы.

- Ответ № 1: Ребенку очень плохо, он чувствует злость, раздражение, он унижен и, кажет-

ЧИППКРО

ся, ненавидит всех взрослых. Мне очень стыдно за коллег и жаль ребенка. Мои действия: догоню мальчика, верну его, добьюсь, чтобы решение было изменено.

- Ответ № 2: Ребенок чувствует ненависть к директору, а также свое унижение. Мне не нравятся действия директора, но я ничего не делаю - соблюдаю субординацию.

- Ответ № 3: Естественно ребенку стыдно, иногда дети не понимают, что мы стараемся им помочь; я бы с ним сначала поговорила наедине, но если бы не было результата, то тоже бы отчитала при всех.

Ситуация № 2: Ученик, отвечая у доски, нелепо кривляется, гримасничает, путается, дети смеются...

- Ответ № 1: Я чувствую его беспомощность, слабость. Он чувствует себя героем. Поставлю двойку и посажу на место.

- Ответ № 2: Сразу видно, что он чувствует себя неловко, но я ему помогу, задавая те вопросы, на которые он точно знает ответ.

- Ответ № 3: Я его слушать даже не стану, сразу посажу на место и напишу замечание в дневнике.

III блок - рефлексивно-педагогический практикум, построенный на основе проведения тре-нинговых занятий по формированию, развитию и закреплению компонентов эмпатийной культуры: когнитивный, эмоционально-деятельностный, личностно-ценностный. Все три компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии.

Когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности;

Эмоционально-деятельностный компонент проявляется в умениях эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализо-вывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия; Личностно-ценностный компонент отражает направленность личности, проявляющаяся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности [6, с. 119-132].

Каждый компонент несет собственную смысловую нагрузку, играет роль в формировании

и в целом эмпатийной культуры будущего учителя. Когнитивный компонент определяет совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности. Эмоционально-деятельностный, объединив в себе эмоциональные и деятельно-стные характеристики, состоит из умений эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия [7]. Личностно-ценностный включает направленность личности, проявляющуюся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпа-тийного отношения в педагогической деятельности. Следует отметить, что формирование личностно-ценностного компонента происходит при изучении первых двух блоков спецкурса (теоретический и практический) [5, с. 48-49].

Ниже приведены примеры тренинговых упражнений третьего блока спецкурса.

Формирование эмоционально-деятельност-ного компонента эмпатийной культуры:

«Межличностные отношения». Тренер просит всех занять свои места и сесть в круг. Раздает участникам листочки со списком качеств, важных для межличностных отношений (эмпатия, доброжелательность, аутич-ность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание и т. д.). Каждый пробует определить, в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо вписать цифры от 0 до 6. Если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0,если он без сомнений обладает этим качеством, то ставит 6. Таким образом, каждый оценивает по очереди все качества. Затем группа ранжирует эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое из качеств является самым важным в межличностных отношениях, затем, что можно поставить на второе, третье и, скажем, десятое места. Решаются вопросы путем компромисса или голосования. Далее каждый рассматривает свое отношение к проблеме межличностных отношений и группы в целом.

«Ожившая картина». Упражнение направлено на развитие способностей к эмпатии и «вхождению» в ситуацию. Сначала всем членам группы предъявляются фотографии с изображением группы людей, и предлагается коллективно определить характер взаимоотношений людей и их общения, попробовать вжиться в ситуацию, принять аналогичные позы и выражение лица. Предлагается оживить картину.

«Чувство». Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

«Мысли без слов». Один из участников выходит за дверь. Оставшиеся выбирают трех участников, которые хотят вступить в контакт с вышедшим. Затем вышедший возвращается и должен взглядом определить, кто хочет вступить с ним в контакт. Оставшиеся предварительно инструктируются, что взгляды троих, желающих вступить в контакт, должны отличаться от взглядов остальных (быть необыкновенным взглядом, быть воплощением мысли о желании вступить в контакт). Не рекомендуются явные подсказки: подмигивание, кивки головой и т. д.

Формирование когнитивного компонента:

«Ассоциации». Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т. д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться.

«Портрет». Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т. е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают ведуще-

му, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

В конце каждого тренингового занятия проводится социометрия.

Метод позволяет на первом же занятии уточнить характер отношений участников группы и проследить динамику этих отношений.

Вопросы по социометрии заготовлены на карточках.

Каждый участник получает карточку с вопросами и чистый лист бумаги, на котором пишет свою фамилию, ставит номер вопроса и дает свой вариант ответа на него.

Примерные вопросы социометрии:

- С кем Вам было легче всего общаться сегодня?

С кем бы Вы сегодня предпочли до минимума сократить свои контакты?

- Кто сегодня действительно понимал Ваши переживания и искренне сочувствовал Вам?

- Кто был сегодня совершенно не чувствителен к Вашим переживаниям и ни разу не посочувствовал Вам?

- Кто из членов группы помог вам сегодня в трудную минуту (например, Вы испытывали какое-то эмоциональное неудобство, а он спас Вас, переменив тему разговора, переключив внимание других на себя и т. п.)?

- Кто сегодня тебя обидел словом, взглядом, поступком?

В конце каждого занятия дается задание на самопознание, например: Напишите сочинение: «Каким я вижу каждого участника тренинга», используя метод ассоциаций.

В начале и конце прохождения спецкурса учителя проходят тестирование на определения уровня эмпатийной культуры по методике И. М. Юсупова и на эмоциональную устойчивость. Благодаря данным диагностикам, определяется, насколько уровневые показатели эм-патийной культуры изменились до и после прохождения спецкурса [8].

В результате изучения и прохождения данного спецкурса участник должен:

знать

- что такое эмпатия, эмпатийная культура и эмпатические умения;

- основные функции эмпатийной культуры;

- условия, методы и приемы формирования эмпатийной культуры как профессионального качества учителя;

ЧИППКРО

Таблица 1

Разделы спецкурса и виды занятий

№ Разделы спецкурса Лекции Семинары Практические занятия Тренинговые занятия

1. Эмпатия как психолого-педагогическая проблема 2 2

2. Эмпатия как профессионально-личностная характеристика учителя. Виды эмпатии 2 2

3. Эмпатийная культура: сущность, содержание 2 2 2 2

4. Эмпатические умения и навыки 2 2 2 4

5. Педагогический потенциал эмпатийной культуры учителя 2 2

6. Рефлексивно -педагогический тренинг как средство формирования эмпатийной культуры учителя 2 2 2 2

уметь

- трансформировать знания и умения, полученные в процессе подготовки будущего педагога в новые, нестандартные, нетипичные для студентов ситуации;

- находить адекватные, для конкретной ситуации, формы общения и взаимодействия;

- распознавать проблему в типичной знакомой ситуации, рассматривать ее с различных сторон, оценивать и находить принципиально новые способы ее решения, учитывая всевозможные варианты их разрешения;

приобрести навыки

- межличностного взаимодействия;

- осознанного конструирования, корректирования оценки результатов собственной и чужой коммуникативной деятельности;

- невербального общения, участия в диалоге и коллективной речи.

В таблице 1 приведены разделы спецкурса, которые можно менять на усмотрение преподавателя.

Данный спецкурс разработан как для студентов педагогических вузов, так и для учителей с целью повышения квалификации. В пособии представлен учебно-тематический план спецкурса с теоретическим комментарием, практические, самостоятельные и творческие задания, направленные на формирование и развитие эмпатических навыков и умений, рефлексивно-педагогический практикум, имеющий своей целью формирование основных компо-

нентов эмпатийной культуры, профессиональных знаний, умений и опыта, необходимых для успешной организации педагогической деятельности, а также список рекомендуемой литературы при подготовке к семинарам и анкета, целью которой является выявить и определить эффективность проведения данного спецкурса.

Таким образом, в современных условиях, когда гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы современной системы образования, сам феномен образования рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности [9].

В связи с этим обостряется потребность в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем эмпатийности, эмпатийной культуры и особенно важно это для педагогической профессии.

Библиографический список:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 31.12.2012. - Режим доступа: http://www. rg. ru/printable/ 2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения: 12.05.2016).

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М. : Астрель: АСТ, 2005. - 64 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одобренная постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 г. № 751, СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4089. - Режим доступа: http://dvfu.ru/ umu/ZakRF/doktrinLhtm (дата обращения: 12.05.2016).

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - СПб. : Питер, 2004. - 474 с.

5. Саламатина Ю. В. Формирование эмпа-тийной культуры будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. В. Саламатина. -Челябинск, 2014. - 214 с.

6. Ахметшина Ф. А. Воспитание эмпатиче-ской культуры в вузе / Ф. А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. - 2002. - № 1. - С. 119-132.

7. Маркина М. Г. Специфика методов исследования: Роль женского образа в рекламе / М. Г. Маркина // Реклама. - М. : 2005. - № 6.

8. Юсупов И. М. Диагностика и тренинг эм-патийных тенденций личности / И. М. Юсупов. - Казань : КГПИ, 1992. - 30 с.

9. Ильясов Д. Ф. Требования к повышению квалификации руководителей / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С.154-156.

References:

1. Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012, N 273-FZ "Abot Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon Ros-sijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"]// the Russian newspaper, 31.12.2012. [Web resource]. Access mode: http://www.rg. ru/printable/2012/ 12/30/obrazovanie-dok (access date: 12.05.2016).

2. The Russian Federation Law "About Education" [Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii"]. M. : Astrel: ACT, 2005. 64 p.

3. The National Doctrine of Education in the Russian Federation [Nacional'naja doktrina ob-razovanija v Rossijskoj Federacii]. [Web resource]: Approved by Resolution of Russian Federation Government dated 4 October, 2000 N 751, 2000, N 41, 4089 p. Access mode: http://dvfu.ru/umu/ZakRF/doktrin 1 .htm (access date: 12.05.2016).

4. Boyko V. V. The emotions energy in communication: look at yourself and others / V. V.Boyko [Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i drugih/ V. V. Boyko]. St. Petersburg : Piter, 2004. 474 p.

5. Salamatina Y. V. Formation of empathy culture of future teacher: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Formirovanie jempatijnoj kul'tury budushhih uchitelej : dis. ... kand. ped. nauk]. Chelyabinsk, 2014. 214 p.

6. Ahmetshina F. A. Education empathic culture in university / F. A. Ahmetshina [Vospitanie jempaticheskoj kul'tury v vuze / F. A. Ahmetshi-na]. Newspaper of Tatar Institute of Business Assistance, 2000, N 1, pp. 119-132.

7. Markina M. G. Specificity methods of research: The role of female image in advertising / M. G. Markina // Advertising [Specifika metodov issledovanija: Rol' zhenskogo obraza v reklame / M. G. Markina // Reklama]. M. : 2005, N 6.

8. Yusupov I. M. Diagnostics and Training empathy personality tendencies / I. M. Yusupov [Di-agnostika i trening jempatijnyh tendencij lichnosti / I. M. Yusupov]. Kazan : Kazan State Pedagogical Institute, 1992. 30 p.

9. Ilyasov D. F. Requirements of advanced training of heads // Higher education in Russia [Trebovanija k povysheniju kvalifikacii rukovoditelej // Vysshee obrazovanie v Rossii], 2005, N 4, pp. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.