Научная статья на тему 'Эмпатийная культура как профессионально-педагогическое качество учителя'

Эмпатийная культура как профессионально-педагогическое качество учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМПАТИЙНОЕ СЛУШАНИЕ / ЭМПАТИЙНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ЭМПАТИЙНОЕ ПОНИМАНИЕ / THE EMPATHETIC CULTURE / THE EMOTIONAL COMPONENT / THE COGNITIVE COMPONENT / THE ACTIVE COMPONENT / THE REFLEXIVE COMPONENT / THE EMPATHETIC LISTENING / THE EMPATHETIC OBSERVATION / THE EMPATHETIC UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

Раскрывается сущность понятия «эмпатийная культура» применительно к будущим учителям, подробно охарактеризованы ее основные компоненты, то, какие умения и качества они формируют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Empathetic Culture as the Professional Teacher’s Quality

The article defines the notion “the empathetic culture of future teachers”, describes its basic components and skills and abilities they form.

Текст научной работы на тему «Эмпатийная культура как профессионально-педагогическое качество учителя»

УДК 37.013.77 + 371.124

ББК Ч420.421 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

Саламатина Юлия Валерьевна,

аспирант, кафедра педагогики и психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 641800, г. Шад-ринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: optimistic86@mail.ru.

ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмпатийная культура; эмоциональный компонент; когнитивный компонент; деятельностный компонент; рефлексивный компонент; эмпатийное слушание; эмпатийная наблюдательность; эмпатийное понимание.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность понятия «эмпатийная культура» применительно к будущим учителям, подробно охарактеризованы ее основные компоненты, то, какие умения и качества они формируют.

Salamatina Yulia Valerievna,

Post-graduate Student, Chair of Pedagogy and Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute.

THE EMPATHETIC CULTURE AS THE PROFESSIONAL TEACHER’S QUALITY

KEY WORDS: the empathetic culture, the emotional component, the cognitive component, the active component, the reflexive component, the empathetic listening, the empathetic observation, the empathetic understanding.

ABSTRACT. The article defines the notion “the empathetic culture of future teachers”, describes its basic components and skills and abilities they form.

Необходимость повышения уровня эмпатийной культуры будущего учителя обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, а также обязательной подготовкой будущих учителей к компетентному вхождению в рынок труда. Традиционные виды формирования педагогической культуры, в том числе эмпатийной, в вузах сводятся в основном к репродуктивным способам усвоения знаний, в то время как возникает необходимость в разработке инновационных форм приобретения необходимых личностных и профессиональных качеств будущего учителя.

Анализ научной литературы и изучение практического состояния рассматриваемой проблемы показывают, что эмпатийная культура рассматривается с опорой на трактовку эмпатии, которая, в свою очередь, является предметом изучения многих научных дисциплин.

Между тем приходится констатировать, что лишь немногие ученые и исследователи затрагивают проблему формирования эмпатийной культуры будущих учителей. Она не стала предметом комплексного изучения с позиции педагогической науки. Недостаточно разработаны и отдельные аспекты эмпатийной культуры. Лишь немногие исследователи акцентируют внимание на эмпатийной культуре как феномене.

И. М. Насенкова считает, что воспитание эмпатической культуры наиболее благоприятно в период ранней юности, потому что в этом возрасте достигает наибольшей

зрелости механизм эмпатии. Эмпатическая культура старшеклассников - личностная система эмпатических качеств, социально и индивидуально значимых, которые проявляются во взаимодействии (8).

А. Н. Моисеева рассматривает эмпа-тийную культуру подростка, формирование которой связано с созданием гуманистической образовательной среды, в наибольшей степени присущей учреждению дополнительного образования. Автор считает,что эмпатийная культура может проявляться в трех фазах: когнитивное соучастие, эмоциональное соучастие, волевое соучастие (7).

Ю. М. Гордеев рассматривает эмпатий-ную культуру студентов военного вуза. Он считает, что формирование эмпатийной культуры осуществляется на основе персонифицированного подхода с учетом нравственных многовековых устоев, воинских традиций, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой кулкгуры (4).

В результате логико-методологического анализа сущности развития эмпатийной культуры как субъекта общения А. А. Бодалевым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эм-патийная культура на уровне индивидуальной формы бытия предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений (2).

В логике структурного анализа эмпа-тийной культуры Ф. А. Ахметшина определяет ее как интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезиро-

© Саламатина Ю. В., 2013

ваны эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений (1).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эмпатийная культура - это интегративное качество личности, которое проявляется в способности эмоционально отзываться на переживания ученика, распознавать мысли и чувства учащихся, подвергать рефлексии действия и поведение, осмысливать их и уже согласно этому строить свои отношения с учащимися, заранее предвидя их точку зрения и считаясь с их внутренней позицией.

Основная цель формирования эмпа-тийной культуры у будущих учителей была определена нами как обеспечение потенциальной активности будущих учителей, их готовности и стремления к осуществлению продуктивной познавательной деятельности, вооружение совокупностью знаний, умений, навыков и опыта эмпатийного поведения.

Декомпозиция данной цели была осуществлена в области выделения компонентов эмпатийной культуры, содержательное наполнение которых определяет направленность на их формирование.

Эмоциональный компонент эмпа-тийной культуры выражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого ученика, совместно с ним настраиваться на единую эмоциональную волну, а также в способности оценивать и прогнозировать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием ученика; в умении корректировать выбранные способы взаимодействия в сторону комфортных и наименее ди-стрессирующих способов поведения; в умении закрепить временно возникающие психические состояния, наиболее часто и сильно переживаемые в форме вчувствования и сопереживания, которые направлены на благополучие других людей; в умении выразить свое сочувствие в конкретных действиях и др. В данном компоненте проявляются эмпатические качества - сочувствие и эмпатийная интуиция (5).

Когнитивный компонент эмпатий-ной культуры определяется гностической способностью распознавать мысли и чувства учащихся, предвидеть их ответы, выражается в умении «распознавать» другого, в частности его эмоциональные состояния и переживания; в умении преодолевать субъективные ошибки восприятия: функциональный, инерционный, проецирующий и инфантильные типы педагогической перцепции; в умении распознавать подлинную природу поступков учащихся: неискренность, имитацию социально одобряе-

мых качеств и т. д. Следует также отметить, что профессионализм познания учащихся напрямую связан с глубиной отражения собственного «Я» и с проницательностью в познании коллег. Познание учащихся предполагает два направления:

- восприятие их как личности педагогом;

- восприятие их как субъектов учебнопознавательной деятельности.

Когнитивный компонент реализуется, когда субъект сконцентрирован на объекте эмпатии и активно отражает его состояние, при этом эмоции могут овладеть субъектом, но ситуация остается для него личностно незначимой. Данный компонент включает в себя такие интегративные качества, как эмпатийную наблюдательность, эмпатий-ное слушание. Эмпатийная наблюдательность - умение познавать другого по внешним признакам. Основу ее составляет наблюдательная сенситивность - способность фиксировать при наблюдении учащихся их поведение: речевые акты, мимику, пантомимику и адекватно отражать их во взаимодействии. Эмпатийное слушание - это не только понимание содержания услышанного, но и умение почувствовать душевное состояние собеседника (5).

Деятельностный (поведенческий) компонент эмпатийной культуры выражается в коммуникативной способности строить свои отношения с учащимися, заранее предвидя их точку зрения и считаясь с их внутренней позицией, а также в умении мотивировать ученика на предъявление дополнительной информации; в умении предусматривать возможные трудности и намечать пути и способы их преодоления; в умении осуществлять обратную связь; в умении принять точку зрения партнера; в умении найти компромиссный вариант решения конфликтной ситуации и др. Здесь следует сказать несколько слов о коммуникативных умениях будущих учителей: коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей (10).

Рефлексивный компонент эмпа-тийной культуры выражается в рефлексивном позиционировании по отношению к своему эмпатийному поведению, в умении идентифицировать свои эмоции с эмоциями ученика; в умении концентрировать все психические познавательные процессы на учащихся; в умении обобщать и делать выводы не столько на основании логики, сколько на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом и на основе интуиции; в умении мысленно воссоздавать внутренний мир ребенка в деталях, прони-

кая в его мотивационно-потребностную сферу. Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на учащихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат. Следует учитывать, что рефлексия играет детерминирующую роль для других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в педагогическом вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у будущих педагогов рефлексия формировалась не стихийно, а организованно (9).

Следует отметить, что когнитивный и деятельностный компоненты выражаются в умении использовать экспрессивный потенциал устного слова для актуализации душевных переживаний ученика; в умении использовать мимические и пантомимические возможности; в умении имитировать вербальную и невербальную экспрессию учащихся.

Все четыре компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии и формируют такое качество, как эмпатийное понимание - способность не только понимать формальную сторону сказанного, но и вчувствоваться в скрытый смысл слов, в состояние партнера по общению, отражаемое невербальными средствами. Эмпатийное понимание опирается на сенситивность (способность понимать типичного представителя той или

иной социальной группы и на этой основе предвосхищать поведение других лиц, принадлежащих к данной социальной группе), идиографическую сенситивность (способность отражать своебразие каждого индивида, накапливать в общении информацию о нем и прогнозировать возможное поведение в определенных ситуациях), теоретическую сенситивность (способность выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей, действий других людей). Эмпатийное понимание, непосредственно связанное с эмпатийной наблюдательностью, эмпатийной интуицией, эмпатийным слушанием - это состояние сознания, фиксируемое как уверенность в адекватности воссоздания партнеров и внутренней сущности рассматриваемых явлений (8).

Таким образом, необходимость в учителе, обладающем чертами педагогической культуры и владеющем эмпатическим пониманием, эмпатическим слушанием, сочетающимися в единое целое в эмпатийной культуре, обусловлена объективной потребностью общества, для которого характерны нравственность и духовный прогресс. В связи с этим одной из главных целей процесса подготовки будущего учителя становится формирование эмпатийной культуры как составной части базовой культуры личности, компонента педагогического мастерства и профессионализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшина Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе / / Вестн. ТИСБИ. 2002. № 1.

2. Бодалев А. А., Каштанова Т. В. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии / / Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л. : ЛГУ, 1975.

3. Бордовская Н. В. Педагогика : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2000.

4. Гордеев Ю. М. Эмпатическая культура студента военного вуза как фактор развития конструктивных форм взаимодействия в воинском коллективе / / Вестн. ОГУ. 2006. № 4.

5. Кузьмина Н. Б. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопр. психологии. 1984. №1.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманист. фонд «Знание», 1997.

7. Моисеева А. Н. Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.

8. Насенкова И. М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр. Казань : КГУ, 1997.

9. Столяренко Л. Д. 100 экзаменационных ответов по педагогике : экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/Д : МарТ, 2000.

10. Юсупов И. М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань : КГПИ, 1993.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. П. Качалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.