Научная статья на тему 'Основные качества эмпатийной культуры учителя'

Основные качества эмпатийной культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

В статье описываются основные профессионально-личностные качества, являющиеся неотъемлемой частью эмпатийной культуры учителей: рефлексия, эмпатия и толерантность. Подробно охарактеризованы данные качества и объясняется их роль и значения для учителей в их профессиональной деятельности, также представлена сущность понятия самой эмпатийной культуры учителей. Опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты по направлению «Педагогическое образование» раскрыта актуальность проблемы формирования эмпатийной культуры учителей. В статье также описано значение и роль эмпатийной культуры в профессиональной деятельности учителя, которая заключается в успешном педагогическом взаимодействии педагога с обучаемыми, предполагает наличие таких качеств и способностей, как адекватность самооценки, толерантность, наблюдательность, интеллектуальная активность учителя, готовность к пониманию эмоционального состояния окружающих и сопереживанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic qualities of the empathic culture of teacher

The article describes the main professional and personal qualities that are an integral part of the empathic culture of teachers: reflection, empathy and tolerance. The data of quality are described in detail. The role and importance of that quality for teachers in their professional activities are explained. Also the concept of the empathic culture of teachers is presented. Based on the Federal Law “About Education in the Russian Federation”, the state educational standards in the sphere of “Pedagogical education” the relevance of the problem of formation of empathy culture teachers is revealed. The article also describes the importance and role of empathatic culture in the professional activity of the teacher, including a successful pedagogical interaction of the teacher with the students. The existence of such qualities and abilities as the adequacy of self-esteem, tolerance, observant, intelligent teacher activity, willingness to understand others emotional state and empathy are described.

Текст научной работы на тему «Основные качества эмпатийной культуры учителя»

Современная школа

УДК 37.013.77+371.12

Основные качества эмпатийной культуры учителя

Ю. В. Саламатина

The basic qualities of the empathic culture of teacher

Y. V. Salamatina

Аннотация. В статье описываются основные профессионально-личностные качества, являющиеся неотъемлемой частью эмпатийной культуры учителей: рефлексия, эмпатия и толерантность. Подробно охарактеризованы данные качества и объясняется их роль и значения для учителей в их профессиональной деятельности, также представлена сущность понятия самой эмпатийной культуры учителей. Опираясь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственные образовательные стандарты по направлению «Педагогическое образование» раскрыта актуальность проблемы формирования эмпатийной культуры учителей. В статье также описано значение и роль эмпатийной культуры в профессиональной деятельности учителя, которая заключается в успешном педагогическом взаимодействии педагога с обучаемыми, предполагает наличие таких качеств и способностей, как адекватность самооценки, толерантность, наблюдательность, интеллектуальная активность учителя, готовность к пониманию эмоционального состояния окружающих и сопереживанию.

Abstract. The article describes the main professional and personal qualities that are an integral part of the empathic culture of teachers: reflection, empathy and tolerance. The data of quality are described in detail. The role and importance of that quality for teachers in their professional activities are explained. Also the concept of the empathic culture of teachers is presented. Based on the Federal Law "About Education in the Russian Federation", the state educational standards in the sphere of "Pedagogical edu-

cation " the relevance of the problem of formation of empathy culture teachers is revealed. The article also describes the importance and role of empathatic culture in the professional activity of the teacher, including a successful pedagogical interaction of the teacher with the students. The existence of such qualities and abilities as the adequacy of self-esteem, tolerance, observant, intelligent teacher activity, willingness to understand others emotional state and empathy are described.

Ключевые слова: эмпатия учителя, рефлексия, толерантность, эмпатийная культура учителя.

Keywords: teacher empathy, reflection, tolerance, empathic culture of teachers.

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества повлияли на повышение требований к подготовке будущих учителей в учреждениях высшего образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными компетенциями. Российской школе нужен учитель высокой культуры, способный к эмпатии, проявляющий толерантность, гуманизм, чуткость, внимательность в отношениях с субъектами образовательного процесса.

В связи с этим актуальной становится проблема формирования эмпатийной культуры у учителей, а необходимость ее решения зафиксирована в основных нормативных документах современного образования. Так, в Федеральном

ЧИППКРО

законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших является гуманистический характер образования, принцип воспитания взаимоуважения. В ФЗ № 273 указывается на необходимость оказания психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации.

К современному учителю предъявляются новые квалификационные требования, а в федеральных государственных образовательных стандартах по направлению «Педагогическое образование» указывается, что будущий учитель должен организовывать взаимодействие с коллегами и родителями; осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектировать дальнейший образовательный маршрут. Следовательно, культура взаимоотношений субъектов образовательного процесса становится потребностью современной школы.

Являясь сложным и многосоставным феноменом, эмпатийная культура у будущих учителей не возникает стихийно и самостоятельно в процессе профессиональной подготовки, а является составной частью базовой культуры личности, компонентом педагогического мастерства и профессионализма, требующим целенаправленного формирования [1].

Сложность заключается в том, что эмпатий-ная культура имеет глубокие психологические корни, что накладывает определенный отпечаток на подходы к ее исследованию. В целом проблема согласования представлений о ней в ее классической и педагогической трактовках в настоящее время чрезвычайно актуальна. Ее суть видится в построении таких определений эмпа-тийной подготовки будущего учителя, которые, с одной стороны, сохранили бы ключевые особенности классических определений эмпатии, таким образом обеспечив возможность более широкого использования данных терминов в контексте педагогики, а с другой стороны, сгладили бы специфику определений в психологии и теории управления, сделав их пригодными к педагогической области [1, с. 34].

Организуя эмпатийную подготовку учителя, следует руководствоваться моделью, предусматривающей вооружение студентов знаниями закономерностей эмпатийной культуры, выработку эмпатических качеств необходимых для

самостоятельного осуществления педагогической деятельности, их актуализацию [2].

Под эмпатийной культурой следует понимать интегративное качество личности, проявляющееся в умении реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия, принятии эмпатии как ценности человека, в стремлении к совершенствованию эмпа-тийного отношения в своей деятельности и взаимодействии на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности.

Как видно из определения, толерантность является качеством эмпатийной культуры. Здесь следует указать, что является толерантностью именно в межнациональных отношениях. В первую очередь, нельзя считать синонимами «толерантность» и «терпимость». «Терпеть» в русском языке - это «преодолевать какие-то неприятные ощущения». «Не нравится, но терплю. Заставляю себя не обращать внимания на неприятности», - именно так можно передать ощущения человека, который проявляет терпимость. Толерантность - это совсем другое. Это не преодоление собственной неприязни и раздражения (хотя, конечно, первые шаги к истинной толерантности именно таковы). Принятие чужих традиций, чужого образа жизни как должное, четкое осознание того, что все люди разные и имеют полное право быть такими [3].

Формирование и развитие толерантного сознания - сложный и длительный процесс. По своей природе толерантность - духовное явление, по сути близкое к понятиям доброты, порядочности, интеллигентности. Именно поэтому его формирование имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение. Одним из важнейших социальных институтов, которые должны способствовать формированию толерантных начал, являются образовательные учреждения. К сожалению, и в нашей школе есть педагоги с авторитарным стилем общения. Например, многие из нас способны к авторитарному стилю взаимоотношений с учениками, считая его наиболее уместным и правильным. Чаще всего учитель не осознает, что авторитарный стиль общения подавляет ученика, заставляя его проявлять по отношению к учителю агрессию как способ сопротивления давлению со стороны.

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Толерантность педагога заключается в умении вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. Педагог должен не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уметь ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие горе или радость, любовь или ненависть, то есть быть отзывчивым, чутким к людям.

Толерантный педагог обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, использует дифференцированный подход не только в обучении, но и воспитании, учитывая индивидуальные качества и способности детей. Постоянная работа над самим собой, признание собственных ошибок, постановка и реализация поставленных целей и задач, нетрадиционные пути решения проблем, профессиональный рост - качества толерантного педагога.

Культура общения учителя с детьми, независимо от возраста, должна основываться на уважении к ученику, как личности. Умение слушать и быть услышанным поможет решить многие проблемные ситуации. В общении педагог, обладающий спокойствием, выдержкой, создает эмоционально-позитивную атмосферу в классе, психологически комфортные условия для самореализации в познавательной деятельности, стимулирует интерес к предмету и успешное усвоение знаний. Владение качествами толерантной культуры позволяют учителю демонстрировать высокий уровень эмпа-тийной культуры и профессиональной компетентности, а также обеспечивать качественное образование детей.

Многие отечественные ученые проводили и проводят исследования в области формирования личностных качеств учителя, объясняя это тем, что именно наличие таких качеств в формировании педагогической культуры будет эффективным и успешным.

Проблема формирования качеств личности учителя исследуется с точки зрения их соответствия особенностям педагогической деятельности. Авторы выделяют такие качества, как: толерантность, инициативность, сочувствие, понимание и др. [1; 4; 5].

В современном психологическом словаре «эмпатия» определяется следующим образом: «Эмпатия (от англ. empathy - сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) - способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств» [3].

Анализ проводимых исследований показал, что понятие «эмпатия» уже устойчиво вошло в научно-педагогический оборот, при этом большее внимание ученые уделяли формированию у будущих учителей не эмпатийной культуре, а ее отдельным составляющим: сочувствию, сопереживанию и др.

В исследованиях философов термин «эмпа-тия» изучается и в аспектах близких по значению и структуре таких категорий как «понимание», «восприятие», «воображение», «интуиция», «рефлексия», «подражание» и как необходимое условие, развивающее личность, повышающее ее социальную активность и определяющее глубину человеческой души, внутренних переживаний.

Так, отечественные исследователи [2; 5; 6; 9] видят эмпатию как способ выражения человеком социально значимой активности, субъективно ощущаемую ценность, имеющую экзистенциальное значение.

На современном этапе развития психологической науки, несмотря на имеющиеся исследования, явление эмпатии остается малоизученным. В этом ключе В. Бойко, например, считает эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека [4]. Обобщая вышеизложенные позиции, можно обозначить четыре наиболее часто встречающихся определения эмпатии:

- способность проникать в психику другого, понимая его эмоциональные состояния и аффективные ориентации в форме сопереживания, и на этой основе предвидеть реакции другого;

- вчувствование в событие, объект искусства, природу; вид чувственного познания через проекцию и идентификацию;

- аффективная связь с другим, переживание состояния человека или даже целой группы;

ЧИППКРО

- свойство психотерапевта, которое проявляется по преимуществу в ситуациях межличностного общения.

Таким образом, мы приходим к следующему определению: эмпатия - свойство человека, проявляющееся в ситуациях межличностного общения, выражающееся в умении разделить чувства другого человека, в способности к сопереживанию, сочувствию и толерантности [3].

Что касается педагогических исследований о рефлексии, она трактуется преимущественно в интеллектуальном плане как компонент теоретического мышления (А. З. Зак, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), как единица эвристического решения (Ю. Н. Кулюткин и др.). При этом, феномен рефлексии рассматривается в контексте исследований различных видов дея-тельностей: учебной, педагогической, трудовой, спортивной и др. (Н. Г. Алексеев, О. С. Аниси-мов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. П. Щед-ровицкий и др.) [3, с. 93].

В общенаучном понимании рефлексия представляет собой форму познавательной активности субъекта, связанную с обращением мышления на самого себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания [7]. Ее реализация предполагает самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью познания личностью своего внутреннего мира [5]. Тем самым статус категории рефлексии может быть приравнен к статусу категории деятельности. Где есть деятельность, там возможна рефлексия, а изменение типа деятельности меняет лишь содержание рефлексии, но не меняет самой сущности рефлексирования.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существует «генетическое родство» эмпатии и рефлексии [3; 4; 8]. На это указывает механизм эмпатийного действия, т. е. того, как человек может мысленно идентифицироваться с другим, «войти» в его чувства, осознать его переживания. Включая эмпатию в число возможных коррелятов профессиональной рефлексии учителя, мы полагаем также, что она обогащает рациональность и объективность его рефлексивного анализа глубиной эмоционального акта в понимании другого человека, тем более обучающегося. Учитель с высокоразвитой эмпатийной культурой способен подвер-

гать рефлексии действия и поведение обучающегося, осмыслять их и уже согласно этому строить дальнейшие межличностные отношения. В процессе общения человек познает себя (рефлексия) через понимание другого (эмпа-тия). Процесс понимания друг друга опосредован актом рефлексии.

Умение идентифицировать свои эмоции с эмоциями партнера по общению; умение концентрировать все психические познавательные процессы на партнере; умение обобщать и делать выводы не столько на основании логики, сколько на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом и на основе интуиции; умение мысленно воссоздавать внутренний мир ребенка в деталях, проникая в его мо-тивационно-потребностную сферу. Эмпатия и рефлексия неразрывно связаны друг с другом: эмпатия трактуется как эмоциональное знание о чувствах другого, предсознательный феномен, помогающий понять другого, разделить его чувства, не будучи при этом вовлеченным, то есть, играя роль стороннего наблюдателя; способность переживать и страдать вместе с другим человеком, то есть, внутри объекта, и в этом случае процесс идентификации осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта; принятие роли другого, понимание его чувств, мыслей и установок [8]. Рефлексия понимается как способность человека обращаться к основаниям своих действий, обнаруживать недостаточность прежних средств и способов действия в условиях новой задачи и выходить за границы имеющихся знаний и умений в поисках новых знаний, без которых невозможно успешно действовать в новой ситуации. Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на учащихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат. Но следует учитывать то, что рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в педагогическом вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у будущих педагогов рефлексия формировалась не стихийно, а специально организованно [1].

Применительно к нашему исследованию, рефлексия в деятельности учителей имеет колоссальное значение для процесса формирова-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ния эмпатийной культуры, поскольку выводит учителя за пределы деятельностного акта и заставляет со стороны критически оценить степень соответствия выполненных им действий заданным требованиям. Тем самым именно рефлексия приучает учителей к непрерывному осознанию своей практической деятельности.

Таким образом, эмпатийная культура в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога, который должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении со всеми учениками.

Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией способность к идентификации, а также организацию определенного воспитательного влияния, которое следует построить таким образом, что педагог должен являться организатором такого психологического климата, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

В современных условиях, когда гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы современной системы образования, сам феномен образования рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В связи с этим обостряется потребность в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем эмпа-тийности, эмпатийной культуры, а также таких качеств, входящих в данную культуру, как толерантность, эмпатия и рефлексия, особенно важно это для педагогической профессии. Однако, на фоне активного интереса ученых к проблемам, ориентированным на исследование различных характеристик личности учителя, целенаправленной работе по формированию эмпа-тийной культуры учителя уделяется недостаточно внимания.

Изучение современного состояния проблемы формирования эмпатийной культуры у учителей, анализ психолого-педагогической литературы и проведенное нами исследование показали, что необходимость формирования исследуемой культуры и ее основных качеств опреде-

ляется потребностью современного общества в учителе, обладающем эмпатийной культурой; необходимостью создания теоретических основ формирования эмпатийной культуры учителей в процессе их профессиональной подготовки; потребностью в разработке практического аппарата эффективного формирования эмпатийной культуры учителей.

Библиографический список:

1. Саламатина Ю. В. Развитие основных эмпа-тических умений в процессе формирования эмпа-тийной культуры будущих учителей / Ю. В. Саламатина // Педагогика высшей школы и профессионального образования. - 2012. - № 1 (3). -С. 33-37.

2. Агавелян P. O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / P. O. Агавелян. - М., 1995. - 190 с.

3. Саламатина Ю. В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. В. Саламатина. - Челябинск, 2014. - 25 с.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - СПб. : Питер, 2004. - 474 с.

5. Вдовина С. А. Педагогические средства развития рефлексии / С. А. Вдовина // Педагогическое образование и наука. - 2007. - № 6. -С. 64-67.

6. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. -403 с.

7. Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика: Система педагогических исследований [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровицкий, В. М. Ро-зин. - Режим доступа: http://www.twirpx. com/file/642997/ (дата обращения: 05.05.2017).

8. Сайгушев Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя : монография / Н. Я. Сайгушев. - СПб., 2001. - 256 с.

9. Якунин В. А. Педагогическая психология : учебное пособие / В. А. Якунин. - СПб. : Полиус, 1998. - 609 с.

10. Conor Cradden. Staff Mobility in the European Higher Education Area. Bologna Handbook. June 2007.

HMnnKPO

11. Dieter Leonhard, Siegbert Wutting. Joint Programmes and Joint Degrees. Key Elements of the European Higher Education Area - the Experience of the Franco-German University. Bologna Handbook. December 2007.

References:

1. Salamatina Y. V. Development of basic em-pathic skills in the process formation of the em-pathic culture of future teachers / Pedagogy of higher education and professional education [Razvitie osnovnyh jempaticheskih umenij v processe formirovanija jempatijnoj kul'tury budushhih uchitelej], No. 1 (3), 2012, pp. 33-37.

2. Agavelyan P. O. Empathy as a factor of the psychological readiness of the defectologist to professional activity: author's abstract, Dissertation of Candidate Psychological Sciences [Jempatija kak faktor psihologicheskoj gotovnosti defektologa k professional'noj dejatel'nosti], 1995. 190 p.

3. Salamatina Y. V. Formation of the empathic culture of future teachers: Dissertation of Candidate Pedagogic Sciences [Formirovanie jempatijnoj kul'tury budushhih uchitelej], Shadrinsk, 2014. 214 p.

4. Boyko V. V. The energy of emotions in communication: a look at yourself and others [Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i drugih], Saint Petersburg, 2004. 474 p.

5. Vdovina S. A. Pedagogical means of development of reflection / Pedagogical education and science [Pedagogicheskie sredstva razvitija re-

fleksii / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka], 2007, No. 6, pp. 64-67.

6. Yakovleva N. M. Theory and practice of preparation of the future teacher for the creative decision of educational problems: Dissertation of Candidate Pedagogic Sciences [Teorija i praktika podgotovki budushhego uchitelja k tvorcheskomu resheniju vospitatel'nyh zadach], Chelyabinsk, 1992.403 p.

7. Shchedrovitsky G. P. Pedagogy and Logic: System of Pedagogical Studies [Pedagogika i logi-ka: Sistema pedagogicheskih issledovanij] [Web resource]. Access mode: http: //www.twirpx.com/ file/642997/ (accessed date: 05/05/2016).

8. Saygushev N. Y. Essential-content model of reflexive management of the professional formation of the future teacher: monograph [Sushhnostno-soderzhatel'naja model' re-fleksivnogo upravlenija professional'nym stanovleniem budushhego uchitelja: monografija], Saint Petersburg, 2001. 256 p.

9. Yakunin V. A. Pedagogical psychology: Textbook [Pedagogicheskaja psihologija], Saint Petersburg: Publishing house "Polius", 1998. 609 p.

10. Conor Cradden. Staff Mobility in the European Higher Education Area. Bologna Handbook, June 2007.

11. Dieter Leonhard, Siegbert Wutting. Joint Programmes and Joint Degrees. Key Elements of the European Higher Education Area - the Experience of the Franco-German University. Bologna Handbook, December 2007.

ffayHuo-meopemuuecKuu xypnaA

112

ffayunoe ofrecneuenue cucmeMu noeumenuM KgaMi^uKatum Kadpoe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.