УДК 378:37
Саламатина Юлия Валерьевна
кандидат педагогических наук Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Автор статьи представил результаты применения метода социальных проектов по формированию эмпатийной культуры будущих учителей, а также в процессе проведения эксперимента автором был составлен алгоритм, благодаря которому процесс формирования эмпатийной культуры с помощью метода социальных проектов происходит наиболее эффективно. В статье подробно описан каждый пункт выявленного алгоритма, его значение для процесса обучения при подготовке будущих учителей. Багодаря данному алгоритму, формирование эмпатий-ной культуры будущих учителей можно осуществлять при прохождении студентами любого курса гуманитарного цикла.
Ключевые слова: эмпатийная культура, эмпатия, рефлексия, метод социальных проектов, эмпатическое слушание.
^ля профессиональной деятельности учителя характерна особая специфика спектра и содержания задач. Учитель в постоянном контакте с большим количеством окружающих его людей (учащиеся, родители, коллеги и т.д.). Существует много факторов, влияющих на предъявления высоких требований к личности учителя: изменения социальных и экономических условий существования современного общества, все более принимающее популярность личностно-ориентированное образование, требующее индивидуального подхода к каждому ребенку, увеличение количества детей, принадлежащих к разным этническим группам и культурам. Все это требует наличия у современного учителя понимания, сочувствия, моральной поддержки. В связи с чем, была выдвинута гипотеза, что при разработке концепции формирования эмпатийной культуры будущих учителей процесс профессионально-педагогической подготовки станет наиболее прак-тико-ориентированным и обоснованным согласно социальному заказу современного общества.
Ранее проведенное исследование по формированию эмпатийной культуры будущих учителей показало актуальность данной проблемы и в то же время были обозначены пути для дальнейшего ее исследования [7].
Личностно-деятельностная природа эмпатий-ной культуры, направленная на осуществление социально-значимой деятельности, объективно активизирует необходимость интеграции личностного и профессионального развития будущих учителей [8; 9].
На современном этапе развития психологической науки, несмотря на имеющиеся исследования, явление эмпатийной культуры остается малоизученным. Проанализировав ряд зарубежных исследований, мы пришли к выводу, что на Западе не рассматривается эмпатийная культура учителей вообще, в основном внимание зарубежных коллег акцентируется на эмпатии и рефлексии учителя как профессионального качества [11; 14].
Ряд российских исследователей определяют эмпатийную культуру как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого человека, как интегративное качество личности и рассматривают в совокупности с проявлением рефлексии, когнитивных качеств [2; 4; 6]. Также следует отметить, что в состав эмпа-тийной культуры входят такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-деятельностный и личностно-ценностный. В связи с чем, эмпатий-ная культура взаимосвязана с психологической куьтурой, так как основу психологической культуры личности составляет комплекс эмоциональных переживаний, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, обществом и самим собой за свои отношения, действия, поступки [5].
Что касается нашего исследования, мы пришли к выводу, что эмпатийную культуру следует рассматривать с точки зрения профессионально-педагогической культуры учителя и общей культуры личности, поэтому под эмпатийной культурой будущих учителей понимается вид его профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности [7, с. 25]. Здесь следует добавить, что формирование данного качества должно происходить под постоянным контролем и обратной связи, а также согласно определенным принципам, которые помогают планировать образовательный процесс целенаправленно, постоянно ориентируясь на конкретный результат.
Конфликты, разногласия между людьми и группами негативно сказываются на развитии современного общества во всех сферах жизни. Эмпатий-ная культура и ее составляющие могут бороться с этой социальной разобобщённостью, помогая людям, относиться друг к другу с пониманием, то-лерантно способствовать сотрудничеству и единству [12]. В своем исследовании мы предлагаем, уделять преподавателям больше времени на про-
© Саламатина Ю.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
163
явления эмпатийной культуры и ее составляющих как во время работы со студентами, так и во внеу-чебной деятельности, так как невозможно сформировать эмпатийную культуру у будущих учителей, не обладая ею самим [10].
Формирование эмпатийной культуры будущих учителей может быть адаптировано в зависимости от академической направленности курса и уровня комфорта самого преподавателя. Необходимым условием для формирования данного качества является непредвзятое отношение и творческий подход преподавателя к своим студентам и самому себе.
С точки зрения как педагогического, так и практического подходов, метод социальных проектов является идеальной платформой для формирования эмпатийной культуры будущих учителей. В педагогике подчеркивается взаимосвязь и баланс между обучением студентов и удовлетворением реальных потребностей общества, и указывается, что как эмпатия, так и сама эмпатийная культура является не личностной чертой характера, а приобретенный навык или умение [1; 5].
Задача преподавателя в процессе формирования эмпатийной культуры, создать условия, приближенные к реальной жизни, благодаря которым, будущие учителя окажутся в ситуациях, где следует решить социальную проблему, столкнуться с людьми, принадлежащими к разным возрастным, социальным категориям. Им предстоит испытать различные варианты последствий при решении проблемы в зависимости от поведения участников конкретной ситуации, а также умения реализовать на практике способность предвидеть дальнейшие действия собеседника и прогнозировать результат взаимодействия.
Для многих будущих учителей метод социальных проектов может создать когнитивный диссонанс и бросить вызов их ранее существующим предвзятым убеждениям и взглядам на жизнь [1; 10]. Метод социальных проектов включает экспериментальный и рефлексивный компоненты. Экспериментальный компонент предлагает будущим учителям решить проблему, применяя эмпа-тические знания и способности, а рефлексивный компонент выступает обратной связью с преподавателем и дает возможность углубить эти знания и улучшить способности [10].
На практике, метод социальных проектов можно рассматривать как Зону ближайшего развития, это концепция, предложенная Л.С. Выготским [3]. ЗБР применительно к формированию эмпатийной культуры будущих учителей следует понимать как некое расстояние между тем, что уже известно и что еще неизвестно, но может быть освоено посредством собственного опыта [3], полученных знаний, рефлексивных и учебных мероприятий, организуемых и контролируемых преподавателем с целью формирования у будущих учителей основ-
ных компонентов эмпатийной культуры. Благодаря решению ситуативных задач, приближенных к реальной жизни, у будущих учителей эффективней сформируются эмпатические навыки под постоянным контролем преподавателя, а не если бы они формировали их самостоятельно.
Несомненно, метод социальных проектов является отправной точкой для повышения уровня сформированности эмпатийной культуры будущих учителей, но он является недостаточным для более эффективного ее формирования. Мы выделили некоторый алгоритм, внедрение в учебный процесс которого, позволит более эффективно формировать у будущих учителей основные компоненты эмпатийной культуры.
Применение хотя бы одной из ниже представленных стратегий алгоритма позволит сделать процесс формирования сознательным и практико ориентированным:
- предоставлять студентам возможность практического применения знаний об эмпатийной культуре.
- включение эмпатии в число коррелятов профессиональной рефлексии будущих учителей.
- включение формирования эмпатийной культуры в задачи обучения.
1. Предоставлять студентам возможность практического применения знаний об эмпатийной культуре. Сущность применения первого пункта стратегии заключается в использовании прямого и косвенного метода педагогического воздействия на будущих учителей. Прямой метод (используется при непосредственном взаимодействии обучающихся с окружающими и друг с другом) оказывает особенно сильное влияние на формирование основных составляющих эмпатийной культуры (когнитивного, эмоционально-деятель-ностного и мотивационно-ценностного компонентов) [7]. Эффективность данного метода связана с когнитивным диссонансом, который возникает, когда будущие учителя сталкиваются лицом к лицу с ситуациями, которые бросают вызов их предвзятым убеждениям.
Однако косвенный метод (например, создание веб-сайтов, анализ и систематизация изученного материала, подготовка исследовательских отчетов) также может способствовать формированию эмпа-тийной культуры, особенно когда студенты имеют возможность готовить проекты и материалы в группе, обсуждая результаты и договариваться.
Для более эффективного формирования эм-патийной культуры у будущих учителей, следует использовать прямой и косвенный метод педагогического воздействия вместе. Например, при прохождении педагогической практики можно вовлекать будущих учителей в волонтерскую деятельность: организовывать встречи с детьми, испытывающими трудности с социальной адапта-
164
Вестник КГУ ^ 2018
цией, после чего будущие учителя делают отчет о проделанной работе.
Либо преподаватель организует встречи студентов с будущими коллегами, такое взаимодействие поможет обучающимся понять общество и окружение, с которым они будут впоследствии общаться. Здесь следует отметить, что если будущие учителя напрямую взаимодействуют с окружающими (будущими коллегами, детьми, директором школы, преподавателем), это особенно полезно при условии организации встречи с одним и тем же человеком, как в рабочей обстановке, так и в неформальной. Такие встречи помогают понять потребности общества, а также получить эмпатический опыт общения с окружающими.
2. Включение эмпатии в число коррелятов профессиональной рефлексии будущих учителей. Учитель с высокоразвитой эмпатийной культурой способен подвергать рефлексии действия и поведение обучающегося, осмыслять их и уже согласно этому строить дальнейшие межличностные отношения. В процессе общения человек познает себя (рефлексия) через понимание другого (эмпа-тия). Процесс понимания друг друга опосредован актом рефлексии. Применительно к нашему исследованию, рефлексия в деятельности будущих учителей имеет колоссальное значение для процесса формирования эмпатийной культуры, поскольку выводит будущего учителя за пределы деятель-ностного акта и заставляет со стороны критически оценить степень соответствия выполненных им действий заданным требованиям. Тем самым именно рефлексия приучает будущих учителей к непрерывному осознанию своей практической деятельности.[7].
Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, существует много способов включения эмпатии в рефлексию студентов [2; 6; 8; 9; 12; 13], в данном исследовании мы использовали следующие:
Проведение самооценки эмпатии. Опираясь на исследования Эверхарта, мы воспользовались его методикой проведения самооценки эмпатии у студентов, сущность которой заключалась в проведении данного мониторинга в начале эксперимента и в конце, и выделили следующие уровни эмпатийной культуры: потрясение, осознание, понимание.
Первый уровень эмпатийной культуры характеризуется тем, что будущие учителя испытывали шок и потрясение, вызванное социальными и экономическими проблемами людей, с которыми им пришлось общаться (дети из неблагополучных семей, детских домов, учителя в школах и др.).
Уровень осознания характеризуется спокойным восприятием проблем окружающих и их обстоятельства. Обладая третьим уровнем эмпатийной культуры, будущие учителя приходят к пониманию, почему все происходит так или иначе, от чего
это зависит, и начинают оценивать не самих людей, а их поступки, пытаются разобраться в причинах этих поступков, опять же оценивая сами действия, а не тех, кто их выполняет.
В период эксперимента, будущие учителя определяли самостоятельно свой уровень эмпатийной культуры и в рефлексивный дневник фиксировали объяснения, почему они отождествляли себя с этим уровнем; как их общение с окружающими могло бы способствовать дальнейшему развитию эмпатийной культуры, в том числе, какие взаимодействия были бы наиболее полезны; какие изменения они ожидали увидеть в своем уровне на протяжении всего семестра; почему и как они определят, смогли ли увеличить уровень эмпатий-ной культуры в течение семестра.
Будущие учителя зачитывали рефлексивный дневник всей группе, каждый высказывал свою точку зрения, проводились дискуссии и обсуждения по уровням сформированности эмпатийной культуры.
В конце семестра студентов снова попросили оценить уровень эмпатийной культуры и задуматься, изменился ли он в течение семестра, если да, то почему и как.
3. Включение формирования эмпатийной культуры в задачи обучения. Чтобы целенаправленно формировать эмпатийную культуру будущих учителей, преподавателю следует отнести этот процесс к одной из цели обучения. Вне зависимости от преподаваемого предмета это сделать вполне возможно: включать вопросы на самопознание, связанные с проявлением эмпатийной культуры в начале и конце прохождения курса, давать задания будущим учителям, при выполнении которых требуется проявлять эмпатийную культуру и т.д.
Как показало представленное исследование по использованию метода социальных проектов с целью формирования эмпатийной культуры будущих учителей, многие преподаватели различных курсов обучения заинтересованы в формировании способности своих студентов сопереживать другим. В стремлении создавать инклюзивные пространства, как в самом университете, так и на более высоком социальном уровне, формирование эмпатийной культуры и ее составляющих является очень актуальным и востребованным. В процессе исследовании мы пришли к выводу, что именно на преподавателя возлагается ответственность и главная роль в ее формировании при подготовке будущих учителей, задача которых будет воспитать и сформировать у учащихся сочувствие, понимание, способность эффективного эмпатического взаимодействия с окружающими.
Представленное исследование не является исчерпывающим, но наглядно представляет обзор метода социальных проектов по формированию эмпатийной культуры будущих учителей, который,
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
165
по нашему мнению будет полезен для преподавателей, которые занимаются подготовкой будущих учителей.
Библиографический список
1. Балева М.В. Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - C. 109-130.
2. Волчкова Э.Г. Национальное самосознание и самоиндентификация // Филология и культура. -2014. - № 3 (37). - С. 315-318.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
4. Гришко И.В. Эмпатийная культура будущего педагога-психолога: вербальные и невербальные характеристики речи // Научные исследования современных ученых: Сб. материалов XV Междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2016. - С. 404-407.
5. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. - 2017. -Т. 22. - № 6. - С. 25-33.
6. Кошкина И.В. Эмпатийная подготовка будущего воспитателя к реализации принципа гуманизации в образовательном процессе ДОО // Гуманизация образовательного пространства: Материалы междунар. науч. конф. - М.: Перо, 2016. - С. 470476.
7. Саламатина Ю.В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей.- Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-та, 2016. - 127 с.
8. Троицкая Е.А. Природа эмпатии в зарубежной психологии конца XX начала XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2011. - № 613. - С. 52-64.
9. Федоров И.В. Предположения о респонзив-ной природе эмпатии // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 53. - С. 64-72.
10. Empathy Activators: Teaching tools forenhancing empathy development in service-learning classes / Everhart R.S., Elliott K., Pelco L.E., Westin D., Briones R., Peron E., & associates. March 2016; Division of Community Engagement Resources [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// scholarscompass.vcu.edu/community_resources/ (дата обращения: 15.08.2018).
11. Ioannidou F., Konstantikaki V. Empathy and emotional intelligence: What is it really about? [Электронный ресурс] // International Journal of Caring Sciences. - 2008. - No 1 (3). - Pp. 118-123. - Режим доступа: http://internationaljournalofcaringsciences. org/docs/Vol1_Issue3_03_Ioannidou.pdf (дата обращения: 15.08.2018).
12. Konrath S.H., O'Brien E.H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students
over time // A meta analysis Personality and Social Psychology Review. - 2011. - No 15. - Pp. 180-198.
13. Roth P.A. What is reflective practice? - 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www/lovehealth.org/tools/reflection2.htm (дата обращения: 21.12.2006).
14. WilsonJ.C. Service-learning and the development of empathy in US college students [Электронный ресурс] // Education+Training. - 2011. - No 53. - Pp. 207217. - Режим доступа: http://www.emeraldinsight. com/doi/full/10.1108/00400911111115735 (дата обращения: 15.08.2018).
References
1. Baleva M.V Vliyanie proizvol'noj gruppovoj samoidentifikacii na social'nuyu percepciyu grupp raznogo tipa // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. -2018. - № 68. - C. 109-130.
2. Volchkova EH.G. Nacional'noe samosoznanie i samoindentifikaciya // Filologiya i kul'tura. - 2014. -№ 3 (37). - S. 315-318.
3. Vygotskij, L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. -M.: AST: Astrel': Lyuks, 2005. - 671 s.
4. Grishko I.V. EHmpatijnaya kul'tura budushchego pedagoga-psihologa: verbal'nye i neverbal'nye harakteristiki rechi // Nauchnye issledovaniya sovremennyh uchenyh: Sb. materialov XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Astrahan', 2016. - S. 404-407.
5. Dubrovina I.V., Lubovskij D.V Razvitie psihologicheskoj kul'tury obuchayushchihsya v kontekste realizacii obrazovatel'nyh standartov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2017. -T. 22. - № 6. - S. 25-33.
6. Koshkina I.V. EHmpatijnaya podgotovka budushchego vospitatelya k realizacii principa gumanizacii v obrazovatel'nom processe DOO // Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: Materialy mezhdunar. nauch. konf. - M.: Pero, 2016. -S. 470-476.
7. Salamatina YU.V. Formirovanie ehmpatijnoj kul'tury budushchih uchitelej.- Ekaterinburg: Ural. gos. ehkon. un-ta, 2016. - 127 s.
8. Troickaya E.A. Priroda ehmpatii v zarubezhnoj psihologii konca XX nachala XXI veka // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. -2011. - № 613. - S. 52-64.
9. Fedorov I.V Predpolozheniya o responzivnoj prirode ehmpatii // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. -2014. - № 53. - S. 64-72.
10. Empathy Activators: Teaching tools forenhancing empathy development in service-learning classes / Everhart R.S., Elliott K., Pelco L.E., Westin D., Briones R., Peron E., & associates. March 2016; Division of Community Engagement Resources [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// scholarscompass.vcu.edu/community_resources/ (data obrashcheniya: 15.08.2018).
Вестник КГУ 2018
166
11. Ioannidou F., Konstantikaki V. Empathy and emotional intelligence: What is it really about? [EHlektronnyj resurs] // International Journal of Caring Sciences. - 2008. - No 1 (3). - Pp. 118-123. -Rezhim dostupa: http://internationaljournalofcaringsc iences.org/docs/Vol1_Issue3_03_Ioannidou.pdf (data obrashcheniya: 15.08.2018).
12. Konrath S.H., O'Brien E.H., Hsing C. Changes in dispositional empathy in American college students over time // A meta analysis Personality and Social Psychology Review. - 2011. - No 15. - Pp. 180-198.
13. Roth P.A. What is reflective practice? - 1989. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www/lovehealth.org/tools/reflection2.htm (data obrashcheniya: 21.12.2006).
14. Wilson J.C. Service-learning and the development of empathy in US college students [EHlektronnyj resurs] // Education + Training. - 2011. - No 53. - Pp. 207-217. - Rezhim dostupa: http://www.emeraldinsight.com/doi/ full/10.1108/00400911111115735 (data obrashcheniya: 15.08.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
167