Научная статья Original article УДК 376.23
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-
ИНВАЛИДОВ
SPECIFICITY OF SPORTS FOR CHILDREN WITH DISABLED AND
DISABLED CHILDREN
Таловский Владимир Александрович, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161), тел. +7 (861) 255-35-17, talovski97 @ gmail .com
Talovsky Vladimir Alexandrovich, master student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (350015, Krasnodar, Budyonny St., 161), tel. +7 (861) 255-35-17, talovski97@ gmail. com
Аннотация: В настоящее время, Правительство РФ, уделяет большое внимание необходимости вовлечения в спорт подрастающего поколения. Многое делается для того, чтобы дети с ОВЗ, а так же дети-инвалиды имели возможность заниматься физической культурой и спортом. В любой современной школе должно быть создано физкультурно-оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы. Следует адаптировать условия реализации занятий
ГЛ
Столыпинский вестник
физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения.
Abstrcat: At present, the Government of the Russian Federation pays great attention to the need to involve the younger generation in sports. Much is being done to ensure that children with disabilities, as well as children with disabilities, have the opportunity to engage in physical education and sports. In any modern school, a sports and recreation space for children with disabilities and children with disabilities should be created, in which the emphasis is on the implementation of health-saving technologies in the educational space of the school. It is necessary to adapt the conditions for the implementation of physical education classes to the peculiarities in teaching children with disabilities and children with disabilities. Therefore, it is necessary to develop relevant technologies for teaching children with disabilities and children with disabilities in accordance with their needs for physical education, which will make it possible to disseminate standards of health-saving behavior among children with disabilities and children with disabilities.
Ключевые слова: развитие образования, физическая культура, занятия спортом, дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
Keywords: development of education, physical culture, sports, children with disabilities, children with disabilities.
В процессе изучения проблемы исследования, её специфики было установлено, что в школе должно быть создано физкультурно-оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, учитывая наличие хронических заболеваний.
Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения. [7, с. 318]
Потребность в организации занятий физической культурой детей с ОВЗ и детей-инвалидов обусловлена, в первую очередь, тем, что эти занятия способствуют восстановлению функций организма, его максимально возможной реабилитации после тяжелых, хронических заболеваний. Однако рассматриваемые в теории положения о соответствии обучения принципу индивидуализации, на практике могут быть не реализованы в полной мере, т.е. прослеживается оторванность учебно-воспитательного процесса от жизненных реалий.
Проектная деятельность как деятельность, характеризующая развитие и технологизацию образовательной сферы, формировалась в контексте социокультурного развития общества в течение достаточно длительного временного периода, и сегодня тенденциями его развития можно считать его массовость, более детальную регламентацию деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.
Групповые (командные) формы работы по проектной деятельности являются приоритетными на занятиях физической культуры, поскольку эти занятия предполагают наличие духа соревновательности, стремление к победе, коллективизм. Рассмотрим преимущества командных форм работы на примере занятий физической культурой у детей с ОВЗ и детей-инвалидов: [2, с. 91]
1. У детей с ОВЗ и детей-инвалидов развиваются навыки сотрудничества (взаимодействия), что предполагает наличие коммуникации между детям с ОВЗ и детям-инвалидами;
2. В групповом проекте может быть отражена многоаспектность (вариативность взглядов) исследуемого феномена, в данном случае изучение
аспектов здорового образа жизни с позиции педагога и детей с ОВЗ и детей -инвалидов;
3. В групповой проектной деятельности должен быть лидер, ведущий за собой. Развитие лидерских качеств - одна из приоритетных задач проектной деятельности, которая может быть реализована на основе признания авторитетности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Совершенствование лидерских и волевых качеств важно для занятия физической культурой, поскольку они позволяют успешнее справляться с поставленными в ходе занятия задачами.
4. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид является вовлеченным в проектную деятельность, это творческий процесс, у которого нет физических и интеллектуальных ограничений. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид вносит свой вклад в развитие тематики, т.е. осваивает принципы здорового образа жизни.
5. Дух соревновательности является дополнительной мотивацией для достижения успеха. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид хочет оставить значимый вклад в развитие тематики, следовательно, он учится формировать свою позицию и отстаивать свою точку зрения. В контексте формирования здорового образа жизни дух соревновательности может быть мотивацией для приобщения к здоровьесберегающей культуре.
Таким образом, можно обозначить ряд ключевых этапов педагогического проектирования: поисково-исследовательский,
организационно-подготовительный, практической работы, презентационный в ходе которых возможно осуществлять формирование потребности в здоровом образе жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов. [5, с. 16]
Однако сами по себе методы и формы педагогической деятельности не позволяют формировать у детей с ОВЗ и детей-инвалидов те или иные потребности здорового образа жизни, поскольку предполагают реализацию соответствующего содержания. Отношенческий подход - вариативность форм деятельности, каждая из которых вызывает к себе определенное отношение у
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, благодаря чему формируется положительное восприятие исследуемой проблемы - формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в контексте реализации здоровьесберегающих технологий в обучении. [4, с. 126]
В контексте рассмотрения потребность в здоровом образе жизни, следует отметить, что цель рассматривается как категория общая, которая характерна для всех детей с ОВЗ и детей-инвалидов - поддержание качества здоровья на высоком уровне (т.е. гармония физического здоровья, психического (соматического) здоровья, интеллектуального здоровья). Индивидуальные приоритеты детей с ОВЗ и детей-инвалидов в здоровом образе жизни определяются на основе наличия хронических заболеваний, определения уровня подготовленности к занятиям физической культурой и спортом, формирования мотивации к занятиям, а также с учётом индивидуально-личностных и возрастных особенностей детей с ОВЗ и детей -инвалидов.
Воспитание у детей с ОВЗ и детей-инвалидов положительного отношения к здоровью предполагает выработку у них готовности соблюдать соответствующие нормы и правила, выработку умения противостоять ситуациям, грозящим их нарушением, воспитание умеренности и дисциплинированности, культуры питания и др. [3, с. 281]
Ребенок с ОВЗ и дети-инвалиды специальных групп подготовки особенно остро нуждаются в формировании коллективизма, развития духа товарищества, взаимной поддержки, в связи с тем, что они психологически более уязвимы, более остро переживают свои неудачи. Им требуется помощь и поддержка как со стороны педагога, так и со стороны товарищей на протяжении всего занятия по физической культуре. С позиции педагога, следует реализовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на занятиях физической культурой, поскольку ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид первоначально чувствует неуверенность в себе. С позиции коллектива товарищей требуется проявить чуткость и внимательность по
отношению к ребенок с ОВЗ и ребенку-инвалиду, чтобы он смог преодолеть барьеры при выполнении упражнений. [1, с. 123]
Сущность дисциплины «Физическая культура» заключается в формировании осознанного отношения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к качеству своего здоровья, стремление средствами подобранного комплекса упражнений улучшить общее физическое состояние.
Пропаганда результатов проектной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов подразумевает целенаправленную деятельность по распространению, популяризации, разъяснению и внедрению в сознание широких масс физкультурно-спортивной информации, а также знаний по вопросам здорового образа жизни, спорта и массовой физической культуры.
Сегодня школьная система средств пропаганды включает в себя довольно разнообразный перечень средств массовой информации. Это печатные (газеты, журналы, книги, листовки и т.д.), аудиальные (радио и т.д.), аудиовизуальные (телевидение, кино, интернет и т.д.) средства.
Важным средством пропаганды здорового образа жизни являются и средства устной агитации и лекционной пропаганды: система физкультурно-спортивного образования, система лекционной пропаганды, физкультурно -спортивное информирование широких масс. [6, с. 41]
Наконец, такие средства включают в себя и наглядную агитацию (соцсети, сми, наглядные графики, диаграммы, показательные выступления спортсменов и т.д.) Примерами являются такие телешоу, как Танцы, Большие люди, Форд боярд, Большие гонки, Ледниковый период, Жестокие игры и т.д.
Отметим тот факт, что в настоящее время создана новая информационная среда человечества - Интернет, представляющая собой новое, виртуальное средство пропаганды, поэтому необходимое воздействие на детей с ОВЗ и детей-инвалидов может осуществляться и через данный канал.
Наш опыт показывает, что применение вышеобозначенных средств пропаганды в целях популяризации результатов проектной деятельности
детей с ОВЗ и детей-инвалидов может явиться эффективным способом формирования потребности в здоровом образе жизни. [8, с. 229]
Более того, необходимо вести речь об интеграции в системе вузовского образования проектной и пропагандисткой деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов специальных групп подготовки, для которых особенно важно, чтобы результаты их усилий в области здорового образа жизни получали общественное признание. При этом проектно -пропагандистская деятельность представляется как последовательность действий детей с ОВЗ и детей -инвалидов в области формирования потребности в здоровом образе жизни, непременно завершающаяся массовым распространением ее результатов.
Содержанием проектно-пропагандистской деятельности по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей с ОВЗ и детей -инвалидов является актуализация, констатация, верификация и популяризация идей здоровьесбережения среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Литературы
1. Алексеева, Е. В. Создание безопасной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях разновозрастной группы / Е. В. Алексеева // Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. - С. 120-124.
2. Дунская, М. В. Педагогические возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов / М. В. Дунская, Н. А. Королева // Липецк: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области "Институт развития образования", 2018. - С. 89-93.
3. Касьяненко, А. Н. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом / А. Н. Касьяненко, Д. А. Сулиманова // Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2018. - С. 278-285
4. Мишустина, Н. И. Новые направления в работе инструктора по физической культуре с детьми - инвалидами и детьми ОВЗ / Н. И.
Мишустина // Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. - С. 121-128.
5. Никонорова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума / А. А. Никонорова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9(174). - С. 12-19.
6. Соколова, Н. А. Социальная интеграция детей с ОВЗ и детей - инвалидов в системе ДОУ / Н. А. Соколова, В. А. Каюда, Т. Г. Юнакова // Моя профессиональная карьера. - 2022. - Т. 2. - № 37. - С. 35-44.
7. Степанова, Н. А. Система работы по обучению детей с ОВЗ и детей -инвалидов / Н. А. Степанова // Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. - С. 315-321.
8. Филатова, И. А. Тренинговые занятия как одно из условий формирования готовности специалистов в работе с детьми ОВЗ и инвалидами / И. А. Филатова, А. П. Тарасова // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19(09). - С. 226-231.
Literature
1. Alekseeva, E. V. Creation of a safe environment for children with disabilities and children with disabilities in a group of different ages / E. V. Alekseeva // Taganrog: Publishing and printing complex RGEU (RINH), 2019. - P. 120124 .
2. Dunskaya, M. V. Pedagogical opportunities for distance learning of children with disabilities and children with disabilities / M. V. Dunskaya, N. A. Koroleva // Lipetsk: State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Lipetsk Region "Institute for the Development of Education", 2018, - P. 89-93.
3. Kasyanenko, A. N. Disabled children and physical education and sports / A. N. Kasyanenko, D. A. Sulimanova // Astrakhan: Astrakhan State Technical University, 2018. - P. 278-285
4. Mishustina, N. I. New directions in the work of a physical education instructor with children with disabilities and children with disabilities / N. I. Mishustina // Saratov: Aeterna Limited Liability Company, 2019. - P. 121-128.
5. Nikonorova, A. A. Psychological and pedagogical support for children with disabilities, children with disabilities in the framework of the activities of the psychological and pedagogical council / A. A. Nikonorova // Preschool pedagogy. - 2021. - No. 9(174). - P. 12-19.
6. Sokolova, N. A. Social integration of children with disabilities and disabled children in the system of preschool educational institutions / N. A. Sokolova, V. A. Kayuda, T. G. Yunakova // My professional career. - 2022. - V. 2. - No. 37. - P. 35-44.
7. Stepanova, N. A. The system of work on teaching children with disabilities and children with disabilities / N. A. Stepanova // Kerch: FGBOU VO "Kerch State Marine Technological University", 2022. - P. 315-321.
8. Filatova, I. A. Training classes as one of the conditions for the formation of the readiness of specialists in working with children with disabilities and the disabled / I. A. Filatova, A. P. Tarasova // Continuity in education. - 2018. -No. 19(09). - P. 226-231.
© Таловский В.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.
Для цитирования: Таловский В.А. СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.