DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.014 УДК 376.2:796.01 ББК 74.500.055+75.46
ЧЕРКАСОВ В.В., ИЛЬИНЫХ И.А., ЛАПАЕВ Е.А.
CHERKASOV V.V., ILINYKH I.A., LAPAEV E.A.
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
PHYSICAL AND SPORTS ORIENTATION
OF CHILDREN WITH DISABILITIES
В статье рассмотрены проблемы физкультурно-спортивной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью определения эффективности методики организации ориентационной работы, направленной на привлечение детей к занятиям адаптивной физической культурой, было проведено исследование, в котором приняли участие школьники 7-14 лет с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Авторами предложен комплекс мер, включающий работу по информированию школьников и их родителей о возможностях занятий адаптивными видами физической культуры; мониторинга личностных качеств и физических способностей детей с целью ориентации и выбора наиболее приемлемых адаптивных видов физкультурно-спортивной деятельности; привлечение школьников с ограниченными возможностями здоровья к участию в спортивных праздниках и фестивалях. Результатом исследования явилось увеличение количества школьников, занимающихся адаптивной физической культурой в спортивно-физкультурных учреждениях муниципалитета.
The article deals with the problems of physical education and sports orientation of children with disabilities. The study was conducted in order to determine the effectiveness of the methodology for organizing orientation work aimed at attracting children to adaptive physical education. Schoolchildren with disabilities aged 7-14 having no medical contraindications to physical exercises took part in the research. A set of measures are proposed: work on informing schoolchildren and their parents about the possibilities of practicing adaptive types of physical education; monitoring of personal qualities and physical abilities of children in order to orientate them and select the most appropriate adaptive types of physical education and sports activities; attracting schoolchildren with disabilities to participation in sports events and festivals. The result of the study was an increase in the number of schoolchildren involved in adaptive physical education at sports and physical education institutions of the municipality.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, физкультурно-спортивная ориентация, адаптивная физическая культура, адаптивные виды спорта.
KEYWORDS: children with disabilities and disabled people, physical education and sports orientation, adaptive physical education, adaptive sports.
ВВЕДЕНИЕ. По данным Росстата, в настоящее время в РФ более 2 миллионов детей имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), из них — 679,9 тысяч детей-инвалидов. В образовательных учреждениях доля детей с ОВЗ составляет более 1,15 миллионов человек, с общей тенденцией роста числа обучающихся с различными отклонениями в состоянии здоровья на этапе основного общего образования [9]. Ежегодный прирост числа детей
с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья обусловливает актуальность развития оздоровительной и адаптивной физической культуры в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере физической культуры и спорта.
Дети с ослабленным здоровьем и инвалиды имеют пониженный уровень двигательной активности, что, в свою очередь, негативным образом сказывается на показателях физического развития, иммунитете к простудным заболеваниям, адаптации к учебному процессу и социализации. Так, по данным исследований, дети с церебральным параличом отстают от возрастной нормы физического развития, имеют проблемы с формированием психомоторных функций [2, 11]. У детей с нарушением интеллекта — проблемы с вниманием и восприятием информации; низкая мотивация к регулярным занятиям физическими упражнениями, требующими проявления волевых качеств [3]. По причине недостаточной двигательной активности дети с депривацией зрения имеют отставание от нормы в развитии дыхательной системы (ЖЕЛ), испытывают проблемы с плоскостопием и мышечной слабостью [5]. Затруднения с формированием отдельных координационных способностей испытывают дети с нарушением слуха [1; 8].
Наиболее эффективным средством повышения двигательной активности детей с ОВЗ является вовлечение данного контингента в регулярные занятия различными видами адаптивной физической культуры (АФК). Регулярная физическая нагрузка оказывает коррекционное влияние на познавательную сферу, развитие основных физических кондиций, положительно воздействует на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, влияет на ход реабилитационных мероприятий, способствуя коррекции и компенсации нарушенных функций организма [4]. Занятия в различных секциях, кружках, спортивных клубах способствуют повышению уровня социализации детей с ОВЗ и инвалидов, служат средством расширения контактов с окружающим миром [7].
Практическая реализация проектов адаптивной физической культуры осуществляется на уровне субъектов Российской федерации. Так, в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования» для различных возрастных категорий населения, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов запланировано проведение спартакиад, дней здоровья, участие во всероссийских физкультурно-массовых соревнованиях, соревнованиях по адаптивным видам спорта и другие мероприятия. В фонд материальной базы региона для занятий оздоровительной физической культурой и адаптивными видами спорта включены 56 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, где для лиц с ОВЗ и инвалидов функционируют секции по 14 видам спорта. Между тем, необходимо отметить тот факт, что наибольшими возможностями для реализации занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом обладают жители областного центра, в то время как в районных муниципалитетах отмечается ограниченный ресурс спортивных объектов, кадрового состава и видов физкультурно-спортивной деятельности, предлагаемых для лиц с ОВЗ и инвалидов. Например, в г. Тобольске деятельность в области адаптивной физической культуры работу осуществляют 4 специалиста, имеющих соответствующую квалификацию; для детей школьного возраста реализуются только 6 адаптивных видов спорта с элементами двигательной активности.
Еще одной проблемной задачей является увеличение доли населения с ОВЗ и инвалидов, на регулярной основе занимающихся физическими упражнениями: в г. Тобольске занятия в спортивных секциях посещают 149 (39%) школьников с ОВЗ и инвалидностью; в целом по югу Тюменской области, по официальным данным [10], контингент, занимающихся АФК и адаптивными видами спорта составляет 29,1% от общего числа проживающих в области лиц с ОВЗ и инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний к физическим нагрузкам.
Таким образом проблемы поиска новых форм и способов включения детей и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов к регулярным занятиям физическими упражнениями на основе их интересов и потребностей, представляются актуальными как в аспекте повышения двигательной активности и физической реабилитации, так и более успешной социальной адаптации.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ — представить опыт организации ориентационной работы, направленной на привлечение к занятиям адаптивной физической культурой детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы исследования. В исследовании, которое проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений г. Тобольска в течение 9 месяцев (январь-сентябрь 2019 г), приняли участие 95 школьников 7-14 лет с ограниченными возможностями здоровья. В качестве методов исследования использовались: анализ научно-методической литературы и нормативных документов; анкетирование; методы психодиагностики (темпинг-тест (по Е.П.Ильину), определение свойств темперамента на основе опросника Г. Айзенка); тестирование физической подготовленности по программе ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Ориентационная работа по формированию мотивации и привлечению детей с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физическими упражнениями проходила в три этапа. На первом этапе была организована работа по установлению через социальные сети контактов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их родителями. В ходе общения предоставлялась информация об имеющихся в муниципалитете возможностях занятий оздоровительной физической культурой и адаптивными видами спорта и предлагалось принять участие в опросе по изучению мотивации к занятиям адаптивными видами спорта. В задачи второго этапа входила диагностика двигательных кондиций, темперамента и подвижности нервной системы испытуемых детей с ОВЗ. На третьем этапе исследования дети, выразившие желание заниматься адаптивными видами спорта, приняли участие в Фестивале ГТО среди инвалидов и лиц с ОВЗ, проводимом для данной категории воспитанников спортивных учреждений города.
В анкетном опросе, проводимом с целью определения мотивации школьников с ОВЗ к занятиям оздоровительной физической культурой и адаптивным спортом, приняли участие 49 мальчиков и 46 девочек. По результатам анкетирования установлено, что в спортивных учреждениях и клубах города адаптивными видами спорта занимаются 14,8% респондентов — 8 мальчиков и 6 девочек; 81 (85,2%) школьник в качестве основной формы занятий физическими упражнениями указал на урок физической культуры. В качестве дополнительных форм 7,4% респондентов (7 мальчиков) эпизодически используют самостоятельные занятия для развития силовых способностей, 17 (17,9%) человек делают утреннюю гимнастику.
Более половины (53,6%) опрошенных, из которых 23 мальчика и 21 девочка, не владеют навыками плавания. В качестве основных причин нежелания заниматься адаптивными видами спорта 14 (14,5%) респондентов указали на сомнения в реализации своих физических возможностей в спортивной деятельности; 13 (13,7%) детей не устраивают культивируемые в городе виды АФК, но допускается возможность включения в занятия при условии открытия новых спортивных секций по интересующим их направлениям. К перспективе занятий АФК и адаптивными видами спорта положительно отнеслись 65,2% респондентов.
Участниками второго этапа стали 36 мальчиков и 33 девочек, не имевших медицинских противопоказаний к занятиям физическими упражнениями.
Физическая подготовленность испытуемых определялась на основании требований 1-4 ступеней норм ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения, слуха, нервной системы) [6]. Мониторинг включал оценку уровня развития основных проявлений физических способностей. Результаты испытаний представлены в таблице.
Таблица . Результаты выполнения школьниками 7-14 лет с ограниченными возможностями здоровья норм бронзового знака комплекса ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Физические способности Пол Количество выполнивших нормативы бронзового знака комплекса ГТО (%)
1 ступень 2 ступень 3 ступень 4 ступень
Скоростные способности м ж 33,3 25 30,0 33,3 33,3 28,6 37,5 22,2
Силовые способности м 33,3 30 22,2 25
ж 37,5 22,2 28,6 33,3
Скоростно-силовые способности м ж 44.4 37.5 40 33,3 33,3 28,6 25 22,2
Координационные способности м 33,3 20 33,3 37,5
ж 33,3 20 33,3 37,5
Гибкость м ж 22,2 37,5 30 33,3 22,2 28,6 25 33,3
Выносливость м 22,2 20 22,2 12,5
ж 25 22,2 14,3 11,1
Количество испытуемых м ж п=9 п=8 п=10 п=9 п=9 п=7 п=8 п=9
Анализ полученных данных показал, что с испытаниями комплекса ГТО лучше справились дети с ОВЗ 7-8 лет, где результаты 31,4% мальчиков и 32,6% девочек соответствовало бронзовому значку. Из представителей второй ступени схожие показатели продемонстрировали 28,3% мальчиков и 27,4% девочек.
Результатов, соответствующих серебряному и золотому знакам отличия, показано не было. В возрастной категории 11-12 лет результаты ниже нормативного уровня зафиксированы у 71,3% мальчиков и 72% девочек; в возрастной категории 13-14 лет — у 73% мальчиков и 73,4% девочек.
В целом в установленные Комплексом нормативы бронзового знака отличия уложились 28,8% результатов испытуемых. Наиболее успешно испытуемые справились с тестами, характеризующими скоростно-силовые (35,6% и 33,1% соответственно) и координационные способности (31%). Схожие результаты также были отмечены: у мальчиков в тестах на скорость (33,5%); у девочек — в тестах на гибкость (33,1%) и на силовые способности (30,4%). Хуже всего дети с ОВЗ справились с тестами на выносливость, где до 71,9% мальчиков и девочек показали результаты ниже установленных норм. В остальных тестах норматив выполнили от 24,8% до 27,6% испытуемых.
Полученные результаты в целом соотносятся с данными исследований физической подготовленности школьников г. Тобольска, свидетельствующими об имеющихся проблемах у детей и подростков в выполнении норм комплекса ГТО [12].
По данным диагностики свойств темперамента было установлено, что холерическим типом обладают 20 (29%) респондентов; 14 (20,3%) принадлежат к сангвиническому типу; 7 (10,1%) — к флегматическому и 5 (7,3%) — к меланхолическому типу темперамента. У 23 (33,3%) детей соотношение двух типов темперамента представлены в относительно равных пропорциях: холерико-сангвинический (43,5%); сангвинико-холерический (34,8%); сангвинико-флегматический (21,7%).
Лабильность нервной системы детей определялась по показателям максимальной частоты темпинг-теста в первые 10 секунд; оценка устойчивости лабильности давалась на основе сравнения разности между лучшим и худшим результатом. Удовлетворительный уровень лабильности отмечен у 54 (72,3%) респондентов; у 15 (21,7%) — низкий уровень. В показателе, характеризующим устойчивость лабильности, удовлетворительный уровень выявлен у 41 (59,4%) школьника с ОВЗ; у 28 (40,6%) детей — уровень неудовлетворительный.
На основании мониторинга физической подготовленности и результатов диагностики темперамента и подвижности нервной системы детям с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями были предложены рекомендации для занятий адаптивными видами спорта: настольным теннисом, пауэрлифтингом, плаванием, легкой атлетикой, лыжными гонками.
Дети, принявшие участие на втором этапе исследования, были совместно с родителями приглашены на фестиваль ГТО среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приглашение приняли 32 школьника с ОВЗ, в том числе 11 мальчиков и 10 девочек младшего школьного возраста и 11 подростков 11-14 лет. В рамках фестиваля кроме совместного участия в испытаниях и конкурсах с воспитанниками спортивных учреждений и клубов, для детей и их родителей были организованы встречи с инструкторами АФК и тренерами адаптивных видов спорта; проводилась предварительная запись в группы оздоровительной физической культуры и секции по адаптивным видам спорта. Всего в ходе фестиваля в спортивные секции было записано: 14 детей младшего школьного возраста; 7 детей 11-12 лет; 4 подростка 13-14 лет.
Эффект ориентационной работы определялся в сентябре 2019 года по результатам мониторинга количественного состава детей, занимающихся адаптивными видами физической культуры и спорта. Из числа участников исследования, записавшихся на Фестивале ГТО в спортивные секции, к занятиям адаптивными видами спорта приступили 13 мальчиков и 9 девочек, что может свидетельствовать об эффективности разработанной методики организации ориентационной работы со школьниками с ОВЗ 7-14 лет.
ВЫВОДЫ. Установлено, что более 60% детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов г. Тобольска недостаточно активны; при этом к перспективе занятий оздоровительной физической культурой и адаптивными видами спорта 65,2% школьников относятся положительно.
Материальная база районных муниципалитетов для занятий оздоровительной физической культурой и адаптивными видами спорта имеет ограниченный ресурс в квалифицированных кадрах, количестве спортивных объектов и номенклатуре видов физкультурно-спортивной деятельности.
В ходе исследования доказана эффективность организационных мероприятий по привлечению детей с ОВЗ и инвалидов к регулярным занятиям физическими упражнениями, включающих: работу по информированию детей и их родителей о возможностях занятий оздоровительной физической культурой и адаптивными видами спорта; мониторинга личностных качеств и физических способностей с целью ориентации и выбора наиболее приемлемых для детей видов физкультурно-спортивной деятельности; привлечение детей к участию в спортивных праздниках и фестивалях, проводимых среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолов Г С., Дерябина Г И., Лернер В. Л. Развитие координационных способностей детей с нарушениями слуха на рекреативных занятиях с элементами кикбоксинга // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5, № 3. С. 104-109.
2. Киэлевяйнен Л. М., Седова М.А. Развитие координационных способностей (равновесия и ориентации в пространстве) у детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 81. № 1. С. 52-54.
3. Кулешов Р. С., Макина Л.Р. Значение мотивации при развитии физических способностей у легкоатлетов 10-12 лет с нарушением интеллекта // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 203-206.
4. Летова Е.А. Влияние занятий адаптивной физической культурой, направленных на коррекцию познавательной сферы, на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 112-115.
5. Матвеева И. С., Харьковская А. Г., Матвеев В.С. Развитие физических качеств спортсменов-инвалидов по зрению посредством игры в голбол // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2019. № 12 (178). 187-192.
6. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://www.gto.ru/files/ uploads/documents/5cd2bbe7703f6.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
7. Никифорова О.Н. Влияние адаптивного спорта на социальную интеграцию и адаптацию детей с ограниченными возможностями // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2015. № 2. С. 70-75.
8. Новиков И. В., Новиков В. В., Новикова М.В.Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков с нарушениями слуха и их коррекция средствами спортивной гимнастики // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19, № 3. С. 125-130.
9. Парфенова Л. А., Глазкова Г. Б.Использование средств оздоровительной тренировки в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 245-250.
10. Постановление правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 года N 454-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов (с изменениями на 30 июля 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/550259936 (дата обращения: 05.09.2020).
11. Симутина Е. А., Захаров Н. Е., Васина Г.Ф. Racerunner — Инновационный вид двигательной активности для лиц с детским церебральным параличом // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 233-238.
12. Черкасов В. В., Лапаев Е.А. Исследование результатов испытаний I-IV ступеней комплекса «Готов к труду и обороне» в аспекте изменения нормативных требований // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 387-390.
REFERENCES
1. Bogomolov G. S., Deryabina G. I., Lerner V. L. Razvitiye koordinatsionnykh sposobnostey detey s narusheniyami slukha na rekreativnykh zanyatiyakh s elementami kikboksinga [Development of coordination abilities of children with hearing disorders in recreational classes with elements of kickboxing]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya, 2020. Vol. 5. № 3. S. 104-109. (In Russian).
2. Kie'levyajnen L. M., Sedova M.A. Razvitie koordinacionny'x sposobnostej (ravnovesiya i orientacii v prostranstve) u detej s detskim cerebrarny'm paralichom [Development of coordination abilities (equilibrium and orientation) in children with cerebral paralysis] Adaptivnaya fizicheskaya kuTtura [Adaptive physical education], 2020, Vol. 81, № 1. S. 52-54. (In Russian).
3. Kuleshov R. S., Makina L.R.Znacheniye motivatsiipri razvitii fizicheskikh sposobnostey u legkoatletov 10-12 lets narusheniyem intellekta [Value of motivation in the development of physical abilities in athletes aged 10-12 years old with intellect disturbance]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft], 2019, № 11 (177). S. 203-206. (In Russian).
4. Letova E.A. Vliyaniye zanyatiy adaptivnoy fizicheskoy kulturoy. napravlennykh na korrektsiyu poznavatelnoy sfery. na fizicheskuyu podgotovlennost detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Influence of occupations by adaptive physical culture directed to correction of cognitive sphere on physical fitness of children with mental retardation]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F.Lesgaft], 2017, № 1 (143). S. 112-115. (In Russian).
5. Matveyeva I. S., Kharkovskaya A. G., Matveyev V.S.Razvitiye fizicheskikh kachestv sportsmenov-invalidov po zreniyu posredstvom igry v golbol [Development of physical qualities of disabled athletes by vision by the goalball game]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, № 12 (178). S. 187-192. (In Russian).
6. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii i vypolneniyu normativov ispytaniy (testov) Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) dlya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia [Methodological recommendations on the organization and implementation of test standards (tests) of the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» (TRP) for people with disabilities and people with disabilities]. URL: https://www.gto.ru/files/uploads/documents/5cd2bbe7703f6.pdf (data obrashheniya: 10.09.2020).
7. Nikiforova O.N.Vliyaniye adaptivnogo sporta na sotsialnuyu integratsiyu i adaptatsiyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Influence of adaptive sports on social integration and adaptation of children with disabilities]. Fizicheskaya kultura, sport — nauka i praktika [Physical Culture, sport — science and practice], 2015. № 2. S. 70-75. (In Russian).
8. Novikov I. V., Novikov V. V., Novikova M.V. Osobennosti fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti malchikov s narusheniyami slukha i ikh korrektsiya sredstvami sportivnoy gimnastiki [Features of physical development and physical fitness in boys with hearing impairments and their correction using sports gymnastics]. Chelovek. Sport. Meditsina [Man. Sport. The medicine], 2019. Vol. 19. № 3. S. 125-130. (In Russian).
9. Parfenova L. A., Glazkova G.B. Ispolzovaniye sredstv ozdorovitelnoy trenirovki v fizicheskom vospitanii uchashchikhsya srednego shkolnogo vozrasta s otkloneniyami vsostoyaniizdorovia [Use of means of health-improving training in physical education of pupils of secondary school age with deviations in a state of health]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft], 2019, № 12 (178). S. 245-250. (In Russian).
10. Postanovleniye pravitelstva Tyumenskoy oblasti ot 3 dekabrya 2018 goda N 454-p «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Tyumenskoy oblasti «Razvitiye fizicheskoy kultury. sporta i dopolnitelnogo obrazovaniya» i priznanii utrativshimi silu nekotorykh normativnykh pravovykh aktov (s izmeneniyami na 30 iyulya 2020 goda) [Decree of the government of the Tyumen region of December 3, 2018 N 454-p «On approval of the state program of the Tyumen region» Development of physical culture, sports and additional education «and invalidation of some regulatory legal acts (as amended on July 30, 2020)]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550259936 (data obrashheniya: 05.09.2020).
11. Simutina E. A., Zakharov N. E., Vasina G. F. Racerunner — Innovatsionnyy vid dvigatelnoy aktivnosti dlya lits s detskim tserebralnym paralichom [Racerunner — an innovative type of motor activity for
people with infantile cerebral paralysis] Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2018. № 1 (155). S. 233-238. (In Russian).
12. Cherkasov V. V., Lapaev E. A. Issledovaniye rezultatov ispytaniy I-IV stupeney kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v aspekte izmeneniya normativnykh trebovaniy [Research of test results of stages I-IV of the complex «ready for labor and defense» in the aspect of regulatory requirements change]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2020. № 3 (181). S. 387-390. (In Russian).