Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ'

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФИЗКУЛЬТУРА / ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таловский Владимир Александрович

Поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов оказывается с учетом возраста, и всегда носит системный характер. В спортивном клубе создаются все условия без исключения для развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью развития и коррекции их недочетов. Небольшая наполняемость групп, распределение группы на подгруппы с целью проведения учебно - тренировочных занятий дают возможность реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимися. Здесь детям с ОВЗ и детям-инвалидам оказывается комплексная поддержка. Наравне с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми тренерами-преподавателями, педагог - психолог оказывает детям эмоциональную поддержку, а врач и методист по лечебной физкультуре ответственны за лечебно - профилактические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A SCHOOL SPORTS CLUB FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND CHILDREN WITH DISABLED

Support for children with disabilities and children with disabilities is provided taking into account age, and is always systemic. The sports club creates all conditions, without exception, for the development of children with disabilities and children with disabilities in order to develop and correct their shortcomings. The small size of the groups, the distribution of the group into subgroups for the purpose of conducting educational and training sessions make it possible to implement an individual and differentiated approach to students. Here, children with disabilities and children with disabilities receive comprehensive support. Along with the correctional and pedagogical activities carried out by trainers-teachers, the teacher-psychologist provides emotional support to children, and the doctor and methodologist for physical therapy are responsible for therapeutic and preventive measures.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Научная статья Original article УДК 376

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ С

ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

CREATION OF A SCHOOL SPORTS CLUB FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND CHILDREN WITH DISABLED

Таловский Владимир Александрович, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161), тел. +7 (861) 255-35-17, talovski97 @ gmail .com

Talovsky Vladimir Alexandrovich, master student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (350015, Krasnodar, Budyonny St., 161), tel. +7 (861) 255-35-17, talovski97@ gmail. com

Аннотация: Поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов оказывается с учетом возраста, и всегда носит системный характер. В спортивном клубе создаются все условия без исключения для развития детей с ОВЗ и детей -инвалидов с целью развития и коррекции их недочетов. Небольшая наполняемость групп, распределение группы на подгруппы с целью проведения учебно - тренировочных занятий дают возможность реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимися. Здесь детям с ОВЗ и детям-инвалидам оказывается комплексная поддержка. Наравне

ГЛ

Столыпинский вестник

с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми тренерами -преподавателями, педагог - психолог оказывает детям эмоциональную поддержку, а врач и методист по лечебной физкультуре ответственны за лечебно - профилактические мероприятия.

Abstract: Support for children with disabilities and children with disabilities is provided taking into account age, and is always systemic. The sports club creates all conditions, without exception, for the development of children with disabilities and children with disabilities in order to develop and correct their shortcomings. The small size of the groups, the distribution of the group into subgroups for the purpose of conducting educational and training sessions make it possible to implement an individual and differentiated approach to students. Here, children with disabilities and children with disabilities receive comprehensive support. Along with the correctional and pedagogical activities carried out by trainers-teachers, the teacher-psychologist provides emotional support to children, and the doctor and methodologist for physical therapy are responsible for therapeutic and preventive measures.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, физкультура, школьный спортивный клуб.

Keywords: correctional pedagogy, children with disabilities, children with disabilities, physical education, school sports club.

В основе обучения и воспитания, как нормально развивающихся детей, так и детей с ОВЗ и детей-инвалидов, лежат одни и те же убеждения, которые в том и другом случае осуществляются по-разному. Данные основы воспитывающего и развивающего обучения, взаимосвязи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и очередности, сознательности и активности, наглядности, стабильности итогов обучения, коллективного характера обучения и учета личных особенностей обучающихся. [8, с. 23]

В спортивном клубе соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой учебно - тренировочной группе

доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, с учетом особенностей каждого ребенка.

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов весьма значительным считается мотивирование, уяснение того, для чего необходимы те или иные познания и как они могут применять их в жизни. [3, с. 85]

В спортивном клубе для с ОВЗ и детей-инвалидов решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического формирования: [2, с. 96]

- развитие потребности и умения без помощи других заниматься физическими упражнениями, сознательно использовать их в целях развлечений, занятий, роста трудоспособности;

- развитие моральных и волевых свойств, приучение к выдержке, организованности, ответственности за собственные поступки;

- формирование физиологических особенностей;

- укрепление здоровья, закалка организма;

- обучение основам техники движений, развитие актуально требуемых умений и способностей;

- организация необходимых знаний, гигиенических способностей.

К особым задачам относятся: [6, с. 54]

1. Корректировка ключевых упражнений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, упражнениях с предметами и др.;

- компенсирование утраченных либо нарушенных двигательных способностей;

- согласованности движений некоторых звеньев тел (туловища, рук, ног, головы);

- слаженности движений и дыхания;

- развитие движений за счет неповрежденных функций.

2. Корректировка и формирование координационных способностей:

- статического и динамического равновесия;

- расслабления;

- дифференцировки усилий, времени и пространства;

- размеренности движений;

- правильности выполнения мелких движений кисти и пальцев;

- ориентировки в пространстве;

Скорости реагирования на меняющиеся условия.

3. Корректировка и формирование физиологической подготовленности: [5, с. 62]

- формирование мышечной силы, простых конфигураций высокоскоростных возможностей, сноровке, стойкости, мобильности в суставах;

- целенаправленное подтягивание отстающих в формировании физических качеств.

4. Корректировка и предотвращение соматических патологий:

- корректировка массы тела;

- корректировка речевого дыхания;

- развитие и корректировка осанки;

- предотвращение и корректировка плоскостопия;

- укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

5. Корректировка и формирование психологических и сенсорно-перцептивных возможностей:

- дифференциация визуальных и слуховых сигналов по силе, дистанции, направлению;

- формирование визуальной и слуховой памяти;

- формирование визуально-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;

- формирование визуального и слухового внимания;

- дифференциация визуальных, слуховых, тактильных чувств;

- формирование воображения;

- корректировка и формирование эмоционально-волевой сферы.

6. Формирование познавательной деятельности:

- увеличение и фиксирование знаний, основанных на межпредметных отношениях, представляющих составной частью физиологических процедур (развитие пространственных представлений, вербальной и коммуникативной работы, ознакомление с животным миром и т.п.);

- развитие представлений о несложных движениях, частях тела, суставах (наименование, представление, значимость в движении), об упражнениях, их техническом влиянии на организм, требования к осанке, дыханию, питанию, распорядку дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, смыслу упражнений в жизни человека и самостоятельных занятий.

7. Развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. [1, с. 28]

Программный материал по физической культуре содержит области: ритмика и дыхательная гимнастика, зарядка, легка атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый из этих областей содержит множественные физиологические процедуры, разрешающие оказывать воздействие на разнообразные звенья опорно -двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, вносить коррекцию в развитие физического воспитания, психики и поведения. Одни и те же упражнения имеют все шансы применяться на тренировочных занятиях физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях.

В соответствии с педагогическими задачами их можно совместить в последующие категории:

- упражнения на коррекцию осанки, своды стопы, телосложения;

- упражнения, сопряженные с движением тела в пространстве - ходьба, прыжки, лазание, плавание, ходьба на лыжах;

- упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

- упражнения лечебного и предупреждающего влияния;

- художественно - музыкальные упражнения;

- упражнения, нацеленные на формирование и коррекцию восприятия, мышления, воображения, визуальной и акустической памяти, внимания и иных психологических процессов;

- упражнения, выступающие равно как независимые разновидности адаптационного спорта;

- общеразвивающие упражнения;

- упражнения на формирование силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости;

- упражнения на формирование и коррекцию координационных возможностей;

- укрепление мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног;

- упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом;

- упражнения прикладного характера, целенаправленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.

На учебно - тренировочных занятиях необходимо подбирать для учащихся с ОВЗ и учащихся-инвалидов подобные упражнения, подвижные игры, которые бы гармонично совершенствовали их. Данные и прочие характерные черты требуют исследования особенных технологий с целью проведения учебно-тренировочных занятий. [9, с. 118]

Обучение необходимо чаще переносить на спортивную площадку, упражнения выбирать разнообразные по движениям, однако элементарные для выполнения.

В спортивном клубе следует проводить общеразвивающие и прикладные физические упражнения. Из них немаловажную значимость играют первые. В задачу подобных упражнений выступает формирование и укрепление здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов, формирование координации движений, равновесия. К примеру, с целью формирования координации на учебно-тренировочном занятии применяют упражнения с предметами: кубиками, флагами, мячами, скакалками и др. Без исключения они обладают весьма огромной ролью для профессионально - трудовой

подготовки обучающихся, таким образом формируют точность движений, ритмичность, гибкость, ловкость, способность грамотно распределять силы. [4, с. 75]

И упражнения, и игры выбираются с учетом их корригирующего значения. От тренера - преподавателя в коррекционных группах спортивного клуба требуется особенная точность в работе, жесткая обдуманность содержания и технологии обучения. В период занятий необходимо непрерывное внимание абсолютно ко всем обучающимся и к каждому в отдельности, непрерывный мониторинг за поведением учебной группы, ее настроением. Безмятежность, ровное поведение, жизнерадостный настрой команды, дисциплинированность, уверенность и точность движений - таким обязан быть тренер - преподаватель в спортивном клубе.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в коррекционных группах спортивного клуба - это многочисленные физкультурные и спортивные мероприятия, проведение «Дней здоровья», а кроме того усовершенствование личных спортивных достижений, обучающихся согласно определенным видам спорта.

Нередко на учебно - тренировочных занятиях в спортивном клубе применяется поточный способ выполнения упражнений. Сущность данного метода состоит в том, что обучающиеся исполняют упражнения поочередно друг за другом. Один обучающийся ещё не окончил выполнять упражнение, а второй уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии. Преобладает этот метод в тренировочных группах спортивного клуба, когда реализуется улучшение двигательных умений и навыков. [7, с. 13]

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в спортивном клубе, заключаются в целенаправленной коррекционной работе, направленной на коррекцию

основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка.

Литература

1. Винтенбах, И. В. Создание условий для самореализации личности ребёнка с ОВЗ и инвалидностью - важнейшая задача учреждения дополнительного образования детей / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова // Методист. - 2021. - № 10. - С. 20-32.

2. Кондратьева, Н. Н. Деятельность школьного спортивного клуба / Н. Н. Кондратьева // Альманах мировой науки. - 2021. - № 9(52). - С. 93-99.

3. Крылова, Е. А. Создание условий для оптимальной социально -психологической адаптации ребёнка с ОВЗ / Е. А. Крылова // Интернаука. - 2021. - № 45-1(221). - С. 80-89.

4. Кублицкая, Е. А. Школьный спортивный клуб "Ритм" / Е. А. Кублицкая, К. В. Пестерева, Н. Г. Новикова // Вестник научных конференций. -2021. - № 9-3(73). - С. 71-78.

5. Олифир, М. В. Развитие спортивно-ориентированной физической подготовки детей с ОВЗ на примере спортивного ориентирования / М. В. Олифир // Экстернат.РФ. - 2020. - № 2(11). - С. 56-64.

6. Панченко, Н. В. Создание базы данных для спортивного клуба "Колибри" / Н. В. Панченко // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 56-3. - С. 52-56.

7. Паукова, М. Е. Инновационные формы работы по здоровьесбережению в рамках деятельности школьного спортивного клуба "лидер" (из опыта работы) / М. Е. Паукова // Педагогический поиск. - 2018. - № 4. - С. 918.

8. Создание единой образовательной среды для детей с ОВЗ / Г. М. Галустян, З. В. Злобина, Ю. С. Зозуля, В. И. Аксенко // Вестник научных конференций. - 2022. - № 10-4(86). - С. 18-29.

9. Чернова, И. Г. Создание условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе / И. Г. Чернова, А. А. Димитрова, О. А. Карпачева // Вестник научных конференций. - 2018. - № 12-2(40). - С. 114-125.

Literature

1. Vintenbakh, I. V. Creation of conditions for self-realization of the personality of a child with disabilities and disabilities is the most important task of the institution of additional education for children / I. V. Vintenbakh, N. V. Shurganova // Methodist. - 2021. - No. 10. - P. 20-32.

2. Kondratieva, N. N. Activities of the school sports club / N. N. Kondratieva // Almanac of world science. - 2021. - No. 9(52). - P. 93-99.

3. Krylova, E. A. Creation of conditions for optimal social and psychological adaptation of a child with disabilities / E. A. Krylova // Internauka. - 2021. -No. 45-1 (221). - P. 80-89.

4. Kublitskaya, E. A. School sports club "Rhythm" / E. A. Kublitskaya, K. V. Pestereva, N. G. Novikova // Bulletin of scientific conferences. - 2021. - No. 9-3(73). - P. 71-78.

5. Olifir, M. V. Development of sports-oriented physical training of children with disabilities on the example of orienteering / M. V. Olifir // Externat.RF. - 2020. - No. 2 (11). - P. 56-64.

6. Panchenko, N. V. Creation of a database for the sports club "Hummingbird" / N. V. Panchenko // Trends in the development of science and education. -2019. - No. 56-3. - P. 52-56.

7. Paukova, M. E. Innovative forms of work on health protection within the framework of the activities of the school sports club "leader" (from work experience) / M. E. Paukova // Pedagogical search. - 2018. - No. 4. - P. 9-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Creating a unified educational environment for children with disabilities / G. M. Galustyan, Z. V. Zlobina, Yu. S. Zozulya, V. I. Aksenko // Bulletin of scientific conferences. - 2022. - No. 10-4 (86). - P. 18-29.

9. Chernova, I. G., Dimitrova, A. A., Karpacheva, O. A. Creation of conditions for teaching children with disabilities in a general education school, Bulletin of Scientific Conferences. - 2018. - No. 12-2(40). - P. 114-125.

© Таловский В.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

Для цитирования: Таловский В.А. СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.