Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕРЕЗ АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ'

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕРЕЗ АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ВОСПИТАНИЕ / АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чебодаев Эдуард Анатольевич, Чепсаракова Людмила Вениаминовна

В статье рассмотрены особенности воспитания детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) через адаптивные настольные спортивные игры с целью возможности достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, расширить возможности для самоутверждения и самореализации и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чебодаев Эдуард Анатольевич, Чепсаракова Людмила Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY THROUGH ADAPTIVE BOARD SPORTS GAMES

The article examines peculiarities of reeducating children with disabilities through adaptive board sports games for them to achieve social integration, get as close as possible to a full-fledged social life, expand opportunities for self-affirmation, self-realization and social adaptation.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕРЕЗ АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»

УДК 796.011.1

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕРЕЗ АДАПТИВНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Чебодаев Эдуард Анатольевич,

учитель

Чепсаракова Людмила Вениаминовна,

учитель

Аскизская школа-интернат (с. Аскиз, Республика Хакасия)

В статье рассмотрены особенности воспитания детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) через адаптивные настольные спортивные игры с целью возможности достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, расширить возможности для самоутверждения и самореализации и социальной адаптации.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, воспитание, адаптивные настольные спортивные игры, дети-инвалиды, физическая культура.

EDUCATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY THROUGH ADAPTIVE

BOARD SPORTS GAMES

Chebodaev Eduard Anatolyevich,

teacher

Chepsarakova Lyudmila Veniaminovna,

teacher

Askiz Boarding School (Askiz, the Republic of Khakassia)

The article examines peculiarities of reeducating children with disabilities through adaptive board sports games for them to achieve social integration, get as close as possible to a full-fledged social life, expand opportunities for self-affirmation, self-realization and social adaptation.

Key words: children with disabilities, upbringing, adaptive board sports games, disabled children, Physical Education.

Всестороннее развитие детей с ОВЗ является особенно актуальной проблемой. В настоящее время в нашей школе-интернате обучаются 102 ребёнка с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), из них 20 детей имеют инвалидность, сопутствующие заболевания (эпилепсия, ДЦП, сердечные заболевания и т. д.). Большинство используемых средств и методов, применяемых во внеурочной деятельности по физической культуре в школе-интернате не позволяет в полной мере обеспечивать физическое воспитание детей-инвалидов. У детей с интеллектуальными нарушениями есть возможность заниматься в кружках: «Спортивные игры» (футбол, волейбол, баскетбол), «Тренажёрный», «Спортивная борьба». Ре-

бята участвуют в различных соревнованиях, где нужны такие физические качества, как ловкость, быстрота, координация, выносливость, сила и т. д. Учащимся с инвалидностью по медицинским показаниями посещение таких кружков и участие в соревнованиях недоступно. Однако, с внедрением во внеурочную деятельность адаптивных настольных спортивных игр (новус, джакко-ло и шаффлборд) у детей-инвалидов появилась возможность тренироваться и участвовать в школьных и региональных соревнованиях по этим видам спорта, что в свою очередь позволило развивать у них такие качества, как солидарность, товарищество, ответственность, морально-волевые качества личности, приобщать их к здоровому образу

жизни, что положительно сказывается на развитии личности в целом. Также адаптивные настольные спортивные игры (далее -НСИ) большое влияние оказывают на нервно-психическое развитие детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают игроков, доставляют радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение думать наперёд, сопоставлять, обобщать увиденное, делать выводы для успешной игры. В процессе игры у детей с ОВЗ формируются такие важные физические качества, как гибкость мышц рук и туловища, подвижность в суставах, координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и др. Напряжённость спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности. Детям с ОВЗ регулярные тренировки и соревнования по адаптивным настольным спортивным играм дают возможность достичь социальной интеграции, максимально приблизиться к полноценному общественному бытию, оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации [1, с. 36]. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, выдержки, честности, развитию умения «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Во время адаптивных настольных спортивных игр проходит совместная деятельность обучающихся с лёгкой умственной отсталостью и детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, что является одной из форм инклюзивного образования в школе-интернате. Так как адаптивные настольные спортивные игры новус, шаффлборд и джакколо являются

новыми играми, в нашу школу приходят взрослые и дети с ОВЗ получить игровые знания и опыт со всего Аскизского района. В тесном общении с нашими детьми и педагогическим коллективом, в дружеской обстановке проходят игры и тренировки. Ребята бережно и аккуратно относятся к спортивному инвентарю и оборудованию, старшие учат младших товарищей, воспитывая у них бережное отношение к школьному имуществу.

Тренировочным процессом с детьми по адаптивным настольным спортивным играм занимаются педагоги школы, прошедшие обучение. Была создана рабочая программа внеурочной деятельности по адаптивным спортивным настольным играм новус, джакколо, шаффлборд. Цели и задачи программы - это развитие и укрепление здоровья детей и воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В процессе работы по изучению адаптивных настольных спортивных игр решаются следующие задачи:

- социализация детей с интеллектуальной недостаточностью;

- воспитание у школьников потребности в занятиях физической культурой и спортом, привитие основ ЗОЖ;

- развитие физического и эмоционального состояния;

- формирование умений по правильному выполнению приёмов данных игр, владению индивидуальными и групповыми действиями, знаний правил соревнований;

- коррекция нарушений здоровья (координации, точности движений, выносливости и т. д.).

Эта программа призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Тестирование по НСИ

Таблица 1

Джакколо

Фамилия, имя Попадание в лузы из 30 шайб за три подхода

сентябрь январь май

Иванов Сергей 45 57 98

Петров Иван 56 68 87

Таблица 2

Шаффлборд

Фамилия, имя Выпускание 8-и бит в поле (1,2,3)

сентябрь январь май

Иванов Сергей 12 16 22

Петров Иван 11 18 21

Таблица 3

Новус_

Фамилия, имя 8 прямых ударов кием по пешкам (количество попаданий) 8 рикошетных ударов кием по пешкам (количество попаданий)

сентябрь январь май сентябрь январь май

Иванов Сергей 2 4 6 1 3 4

Петров Иван 3 4 7 0 2 4

Данные таблицы показывают положительную динамику формирования игровых навыков и умений.

В программе представлены упражнения, доступные для обучающихся, способствующие овладению элементами техники, развитию физических способностей и тактики, а также воспитанию человеческих качеств. По мере овладения детьми с ОВЗ умениями и навыками настольных спортивных игр провели первенство школы с целью отбора детей для участия в республиканских соревнованиях. В числе призёров школы были и дети-инвалиды. Это доказывает, что в соревнованиях по НСИ дети с ОВЗ и дети с ОВЗ, имеющие сопутствующие заболевания, обладают равными возможностями по достижению высоких спортивных результатов. Некоторые дети-инвалиды в первый раз вставали на спортивный пьедестал, в их глазах были счастье и восторг, вся школа восхищалась и аплодировала этим детям. И какая у них была гордость, что они будут представлять родную школу на республиканском уровне!

В марте 2021 г. в г. Абакане в рамках реализации проекта «Спорт без границ», при поддержке Фонда президентских грантов прошло первое первенство Республики Хакасия по адаптивным видам настольных спортивных игр, где наши дети на равных соревновались с детьми с ОВЗ из других школ. В итоге наш воспитанник Ивакин Леонид занял I место в игре новус. В октябре 2021 г. прошёл очередной республиканский турнир по настольным спортивным играм. Наша команда заняла общекомандное третье место. Надо было видеть радость в глазах детей, которые, показав морально-волевые качества, стремление к победе, взаимную выручку на высоком уровне, заняли призовое место.

Благодаря А. С. Фроловой - руководителю проекта «Спорт без границ» по НСИ, у наших ребят появилась возможность заниматься адаптивными настольными спортивными играми, а также участвовать в соревновании. Настольные игры новус, шаффлборд, джакко-ло адаптированы для людей с инвалидностью и носят широкий воспитательный характер, а

также являются прекрасным эффективным методом их реабилитации и интеграции в общество и самое главное - заниматься этими играми нашим детям нравится. Данные игры применимы на различных площадках и мероприятиях любого уровня, они доступны и просты для детей с ОВЗ, обладают огромным потенциалом для решения самых разных социальных проблем, обучающими, воспитательными возможностями, являются увлекательной формой активного досуга. В какой-то мере они служат профилактикой правонарушений и «нездоровых» увлечений детей и молодёжи.

Для ребенка-инвалида важнейшей задачей является расширение сферы его самостоятельности, обособленности за счёт снятия ком-

плекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации, умения осваивать и применять новые знания и навыки, чему и способствуют настольные спортивные игры [1,36].

Таким образом, адаптивные настольные игры могут оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение они имеют для детей-инвалидов. В отношении этой категории лиц главная задача воспитания - приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие, чтобы они себя не чувствовали обособленными от остальных людей.

Библиографический список

1. Бралитис Гунтарс. Многоборье НСИ: Новус, джакколо, шаффлборд, кульбуто, корнхол: Издательские решения, 2018. 42 с.

2. Дмитриев А. А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 320 с.

3. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Издательство «Спорт», 2020. 616 с. © Чебодаев Э. А., Чепсаракова Л. В., 2021

УДК 796

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

Швалева Тамара Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта

Кузнецова Жанна Валерьевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена развитию скоростно-силовых способностей у занимающихся волейболом. Проведённые исследования основаны на научно -теоретических положениях о двигательных способностях и формах их проявления в практике волейбола. Целью исследовательской работы является выявление эффективности влияния разработанного нами комплекса игровых заданий на развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 14-15 лет. Предлагаются теоретическое обоснование итогов исследовательской работы и выводы.

Ключевые слова: волейбол, скоростно-силовые способности, быстрота двигательной реакции, двигательные умения и навыки, комплексные формы проявления способностей, игровые задания, силовая выносливость, силовая ловкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.