занятия Спортом как условие создания инклюзивной среды для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
УДК/UDC 796.077-056.266
Поступила в редакцию 13.05.2020 г.
Информация для связи с автором: tkhagna@mail.ru
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Тхазеплова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тхазеплов1
Аспирант Р.Л. Тхазеплов1
Аспирант Х.Х. Маргушев1
1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
SPORTS ACTIVITIES TO CREATE INCLUSIVE ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND HEALTH LIMITATIONS
PhD, Associate Professor G.N. Tkhazeplova1 PhD, Associate Professor A.M. Tkhazeplov1 Postgraduate student R.L. Tkhazeplov1 Postgraduate student Kh.Kh. Margushev1
1 Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik
Аннотация
Цель исследования - раскрыть суть эффективных направлений образовательной деятельности спортивно-адаптивной школы как условия создания инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ и обобщение литературных источников, официальных документов Кабардино-Балкарской Республики, моделирование. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ существующей организации построения модели инклюзива позволил провести учет детерминант, отражающихся на эффективности ее реализации в КБР: возможность объединения в одну группу занимающихся здоровых детей и детей-инвалидов затруднена по причинам разности в подходах к обучению и временных затрат на него. Однако, по мнению тренеров, данная форма проведения занятий в АФК имеет значительные преимущества перед традиционной как для здоровых детей, так и для детей-инвалидов, которые чувствуют себя увереннее, становятся более открытыми и доверчивыми к окружающим их людям и тренерскому составу; сохраняется необходимость привлечения к этой деятельности спонсоров и специалистов - тренеров, психологов, врачей. Авторы делают вывод, что развитие инклюзивного образования в КБР основано на сдвиге в системе основополагающих ценностей и представлений о нём на всех уровнях познания и не исключает занятий АФК и спортом как условия создания инклюзивной среды для детей с инвалидностью и ОВЗ в республике с учетом обеспечения кооперативного мультипрофессиональ-ного положительного взаимодействия социальных групп и построенного на доверии, уважительного признания каждого, солидарности в достижении единой цели в инклюзивной культуре.
Ключевые слова: инклюзия, спортивно-адаптивная школа, ограниченные возможности здоровья.
Annotation
Objective of the study was to reveal the essence of effective educational activities of sports adaptive schools as a condition for creating an inclusive environment for children with health limitations.
Methods and structure of the study. The following methods were applied in the study: analysis and generalization of literary sources and official documents of the Kabardino-Balkarian Republic, modeling.
Results and discussion. The analysis of the current inclusive education model made it possible to take into account the determinants that affect the effectiveness of its implementation in the Kabardino-Balkarian Republic: the possibility to group healthy and disabled children into one sporting group is hindered by different approaches to and time spent on training. However, according to the coaches, this form of adaptive physical education has significant advantages over the traditional one for both healthy and disabled children, who feel more comfortable, become more open and trusting to the people around them and to the coaching staff; there is still a need to involve in these activities sponsors and experts - coaches, psychologists, doctors.
The authors conclude that the development of inclusive education in the Kabardino-Balkarian Republic is based on a shift in the system of underlying values and attitudes at all levels of knowledge and does not exclude adaptive physical education and sports activities as a condition for creating an inclusive environment for children with disabilities and health limitations while providing cooperative multi-professional positive interaction of social groups, as well as trust, respectful recognition of everyone, solidarity in achieving a common goal within an inclusive culture.
Keywords: inclusion, sports adaptive school, health limitations.
Введение. В России инклюзия рассматривается в качестве одной из стратегических задач развития системы образования. Специалистами обосновывается необходимость учитывать «особые культурные потребности» учеников с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ), так как у большинства отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности, коммуникативности, эмоциональности, ответственности, устойчивости и самостоятельности (Нарзулаев, 2010). В со-
ответствии с нормативными документами о доступности образовательных объектов для инвалидов инклюзивный проект в любой школе должен предусмотреть бюджет, определить общий объем работы для обеспечения условий «доступной среды» или безбарьерной образовательной среды с целью использования различных возможностей интеграции инвалидов в общество. Однако возникает проблема инклюзивного образования, определяемая противоречиями между растущей потребностью общества в создании необходимых условий его реализации. с одной стороны, и недостаточно
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
полной, отвечающей всем образовательным потребностям участников инклюзивного процесса - с другой.
Цель исследования - раскрыть суть эффективных направлений образовательной деятельности спортивно-адаптивной школы как условия создания инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ и обобщение литературных источников, официальных документов Кабардино-Балкарской Республики, моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Предыдущие исследования касались лишь обучения детей-инвалидов и с ОВЗ в массовой, общеобразовательной школе. Однако обозначенные проблемы характерны и для «Спортивно-адаптивной школы» (САШ), единственного государственного казенного учреждения в Кабардино-Балкарской Республике (КБР), работа которого напрямую решает задачу комплексной системы физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, а также развития адаптивной физической культуры (АФК) и спорта. В САШ тренируются дети-инвалиды с различной нозологией, добившиеся в спортивной деятельности определенных успехов: призеры городских, краевых, всероссийских и международных соревнований для детей с ОВЗ, члены сборной РФ по спорту глухих (тхэквондо), сборной КБР по спорту для лиц с ПОДА (стрельба из лука). Так, на XXIII летних Сурдлимпийских играх в 2017 г в Турции (г Самсун) воспитанница ДЮСАШ Татьяна Жилова заняла 4-е место. В июле 2019 г на чемпионате России в г Красноярске по тхэквондо среди инвалидов по слуху Мади-на Сатушиева в весовой категории до 49 кг и Татьяна Жилова в весовой категории 67+ завоевали золотые медали. В этом большая заслуга родителей и привлекаемых к тренировочному процессу здоровых детей. Как показывает опыт, родители очень часто сами нуждаются в моральной помощи. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей дисгармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности: тревожность, агрессивность, отгороженность [2, с. 8]. С целью повлиять на сложившуюся в семье с особым ребенком ситуацию тренеры-преподаватели ведут беседы, объясняют, в чём состоит помощь со стороны родителей ребенку, что необходимо обеспечить ребёнку на данном этапе тренировочного процесса; выясняют, в чём нуждается семья на сегодняшний день (доставка ребенка на занятия в САШ, нехватка финансовых средств, так как в семье имеются еще и другие дети, и т. п.); организуют культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия по видам спорта, совместные празднования спортивных побед и других мероприятий; оказывают разнообразную помощь, в том числе и через привлечение спонсоров. В целях оздоровления спортсменов-инвалидов, создания благоприятных условий для отдыха и повышения мотивации к занятиям адаптивным спортом в Эльбрусском муниципальном районе (район Приэльбрусья) на базе профилактория «Сокол» ежегодно проводятся летние тренировочные сборы.
Рассматриваемая проблема инклюзива ложится в основу формирования мотивации к занятиям спортом для данной категории детей и характеризуется специфической направленностью мотивов: стать более физически подготовленными, лучше контролировать свои движения, чтобы обеспечить большую свободу в движениях; преодолеть робость в общении со сверстниками и по возможности стать ближе к ним посредством искусственно созданной среды; научиться не реагировать на негативное отношение со стороны окружающих
сверстников и взрослых; доказать свою способность противостоять болезни, прикладывая огромные духовные и физические усилия, когда «каждый новый навык дается с большим трудом»; учитывать состояние здоровья и рекомендации тренеров, несмотря на собственные желания; максимально реализовать физические возможности и способности в занятиях спортом для инвалидов; вопреки пессимистическим прогнозам продолжить совершенствовать свои знания, полученные в общеобразовательной школе.
Нами отмечается: реакция родителей заметно меняется, когда наблюдается положительная динамика в физическом и морально-психологическом состоянии ребенка, обусловленная улучшениями его показателей после длительного лечения и реабилитации в других лечебных учреждениях. На это указывает и главный показатель эффективности работы школы - в ней тренируются свыше 120 детей из разных городов республики.
Нужно отметить, что эффективность инновационной политики, направленной на развитие «культуры устойчивых инноваций», зависит от динамического равновесия истории и культуры региона и непрерывного взаимодействия с внешней средой, что предопределяет необходимость построения модели инклюзива с учетом факторов национальной культурной компоненты региона [3, 4]. Так, в целях создания условий для расширения пространства развития АФК и спорта Правительство КБР часть спортивного инвентаря и оборудования, приобретенного в рамках госпрограммы «Доступная среда в Кабардино-Балкарской Республике», была передана в городские округа и муниципальные районы республики. Анализу развития АФК, организации занятий для детей-инвалидов Центром АФК и спорта были также посвящены вопросы выездного заседания Комитета Парламента КБР по спорту и туризму (декабрь 2019 г.), выявившего следующее: наличие потребности в расширении рамок реабилитационного пространства для привлечения особенных детей в адаптивный спорт обусловлено увеличением количества детей с ОВЗ, так как лишь 30 % из них получают помощь от специалистов со стороны Центра АФК и спорта; недостаточное финансирование развития АФК и спорта инвалидов не позволит реализовать ее задачи в полном объеме вплоть до 2024 г.; недостаток специализированного оборудования и инвентаря, отсутствие спортивных сооружений, в том числе отдельного здания или помещения с большей площадью у САШ значительно сокращает возможность организации необходимого количества групп занимающихся с разными нозологиями; недостаток профессиональных кадров в сфере АФК и спорта и, как следствие, низкий уровень проводимой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди лиц с ОВЗ по месту их жительства; отсутствие доступной информации о деятельности местных органов власти, специальных учреждений, клубов, секций, имеющих опыт развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ОВЗ.
Выполнение исследовательской работы в рамках реализации проекта «Развитие регионального инновационного инклюзивного кластера КБГУ как сетевого сообщества» позволило не только выявить и сконцентрироваться на обозначенных проблемах, но и расширить рамки представлений о развитии АФК и спорта в республике. Анализ существующей организации построения модели инклюзива [4] позволил произвести учет детерминант, отражающихся на эффективности ее реализации в КБР: возможность объединения в одну группу занимающихся здоровых детей и детей-инвалидов затруднена по причинам разности в подходах к обучению и временных затрат на него. Однако, по мнению тренеров, данная форма проведения занятий в АФК имеет значитель-
46
http://www.teoriya.ru
№9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег
ные преимущества перед традиционной как для здоровых детей (они перестают замечать разницу в состоянии своего и чужого здоровья, научаются сопереживать, общаться с больными детьми, помогать в организации и проведении учебно-тренировочного и соревновательного процесса), так и для детей-инвалидов, которые чувствуют себя увереннее, легче идут на контакт, становятся более открытыми и доверчивыми к окружающим их людям и тренерскому составу; сохраняется необходимость привлечения к этой деятельности спонсоров и специалистов - тренеров, психологов, врачей; существует очень большая потребность в специализированной гостинице для проживания ребенка-инвалида на период реабилитации или подготовки к соревновательной деятельности, наличие которой не позволило бы прерывать образовательный, учебно-тренировочный процесс по объективными причинам и что в значительной степени решало бы проблему ежедневного или частого транспортирования его к местам занятий или соревнований.
Выводы. Развитие инклюзивного образования в КБР основано на сдвиге в системе основополагающих ценностей и представлений о нём на всех уровнях познания и не исключает занятий АФК и спортом как условия создания инклюзивной среды для детей с инвалидностью и ОВЗ в республике с учетом обеспечения кооперативного мультипрофессионального
положительного взаимодеиствия социальных групп, построенного на доверии, уважительного признания каждого, солидарности в достижении единой цели в инклюзивной культуре.
Литература
1. Нарзулаев С.Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы / С.Б. Нарзулаев, Т.Б. Данилова, Л.А. Шуклова. // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 242-248 (Коррекционная педагогика, специальная психология).
2. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. -М.: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с. (Специальная психология).
References
1. Narzulaev S.B., Danilova T.B., Shuklova L.A. Inklyuzivnoe obrazo-vanie: problemy, opyt, perspektivy [Inclusive education: problems, experience, prospects]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2010. No. 4. pp. 242-248 (Correctional pedagogy, special psychology).
2. Tkacheva V.V. Semya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: diagnostika i konsultirovanie [Family of child with disabilities: diagnosis and counseling]. M.: Natsionalny knizhny tsentr, 2014. 160 p. (Spetsialnaya psihologiy).
3. Prud'homme van Reine Creating cultures of sustainable innovation. Journal of Innovation Management (JIM) 1, 1 (2013), pp. 85-107.
4. Tkhazeplova G.N., Mikhaylenko O.I., Tkhazeplov A.M. (2019). Creating Inclusive Learning Environment At Kabardino-Balkarian State University. The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. Vol. LVIII. Grozny, 136(2019),рр. 1175-1184. Published by the Future Academy.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
особенности развития специальном силовом подготовки лыжников на различных этапах годичной подготовки
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Филиппова1 Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Якимова1
Кандидат медицинских наук, доцент Е.Е. Елаева1 1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск
УДК/UDC 796.012
Ключевые слова: лыжники-гонщики, силовая подготовка, средства и методы тренировки, статодинамические упражнения, годичный цикл подготовки.
Введение. В настоящее время рост достижений и усиливающаяся конкуренция во всех дисциплинах лыжных гонок квалифицированных спортсменов вызывает необходимость дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки квалифицированных лыжников. Характерной особенностью построения системы подготовки на этапе спортивного совершенствования является преимущественное использование узкого круга специализированных средств тренировки.
Цель исследования - экспериментальное обоснование методики развития специальной силовой подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Методика и организация исследования. В ходе экспериментальной работы юноши контрольной группы проходили подготовку по базовой схеме построения тренировочных микроциклов в подготовительном периоде (программа СШОР), а лыжники экспериментальной группы - с включением специальных статодинамических упражнений.
Микроцикл основан на использовании средств общей и специальной физической подготовки и комплекса статодинамических упражнений силовой направленности. Предлагалось делать упражнения в виде суперсерий: 30-40 с длится упражнение, 30-40 с отдых, и так три раза подряд. Затем 10 мин отдохнуть и все повторить.
features of skiers' special strength training at various stages of annual training
PhD, Associate Professor E.N. Filippova1 PhD, Associate Professor E.A. Yakimova' PhD, Associate Professor E.E. Elaeva1 'Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk
Поступила в редакцию 12.05.2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Применение статодинамических упражнений в лыжных гонках в большей степени оказывает влияние на развитие резервных возможностей организма. Нагрузка при выполнении упражнения в неполной амплитуде примерно 60-70 %, с медленным подконтрольным темпом в обеих фазах движения и в течение 30-50 с, с весом примерно 30-50 % от одноповторного максимума наиболее активно вовлекает в работу медленные мышчные волокна (ОМВ).
При применении статодинамических упражнений в условиях гипоксии интенсифицируется анаэробный гликолиз. То есть закисление мышц молочной кислотой происходит сильнее и быстрее. И, что особенно важно, более существенно происходит закисление медленных окислительных мышечных волокон, что делает их реакцию на нагрузку более выраженной в плане интенсификации синтеза мышечного протеина и ведет к положительной динамике роста силовых показателей у спортсменов.
Вывод. Анализируя данные эксперимента, можно заключить, что статодинамические упражнения положительно влияют на показатели силового компонента лыжников-гонщиков.
Использованная литература
1. Филиппова Е. Н. Методика развития специальной силовой подготовки высококвалифицированных лыжников/В. В. Извеков, К. В. Извеков, И. В. Муратова, И. В. Ерофеев//Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. -2016. - № 2. URL: http://www.science-education.ru/article/view? id=24276 (дата обращения: 01.04.2016).
Информация для связи с автором: ninasm@bk.ru