Создание инклюзивной образовательной среды для детей дошкольного возраста (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
Мизова Марина Хабаловна Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Емузова Нина Гузеровна
Правительство КБР, Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Ключевые слова: дошкольное образование, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
Одной из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования Кабардино-Балкарской Республики является совершенствование инклюзивного образования. В последние годы в соответствии с действующим законодательством в области образования возросла ответственность образовательных организаций по созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Вместе с тем, можно утверждать, что в науке сложились теоретические предпосылки реализации инклюзивного образования детей (С.В. Алехина, В.К. Зарецкий, И.М. Бгажнокова, Н.Н. Малофеев, Т.В. Волосовец, Н.Я. Семаго), которые нашли отражение в материалах конференций, симпозиумов и семинаров-совещаний.
Наряду с теоретическими предпосылками сформировались и практические условия решения вопроса. Соответственно, целью нашего исследования является представление опыта реализации инклюзивного образования дошкольников в Кабардино-Балкарской Республике.
Актуальность данной темы обусловлена рядом задач, которые постепенно решаются в республике для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие вариативных форм дошкольного образования, подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и обеспечение архитектурной доступности объектов для детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях.
В КБР предпринимаются меры по развитию вариативных форм и способов получения качественного дошкольного образования для детей с ОВЗ и
инвалидностью. В детских садах функционируют группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Также дети с ОВЗ, и дети-инвалиды получают образование и в специальных образовательных учреждениях. Функционирует «Центр психолого-медико-социального сопровождения», где создана служба ранней помощи. В данном учреждении организовано обучение 89 детей с ОВЗ и инвалидов. Ежегодно в службу ранней помощи обращаются более 40-45 родителей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. С 2006 года в статусе Федеральной инновационной площадки Министерства образования Российской Федерации открыт Ресурсный центр «Особый ребенок» на базе МОУ «Лицей №1» г.п. Тырныауз. Более десяти лет центр ведёт активную практику и трансляцию опыта работы инклюзивного образования, объединив вокруг центра более 60 семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. В качестве альтернативной формы открываются группы кратковременного пребывания. В рамках государственной программы РФ «Доступная среда» с 2016 года осуществляются мероприятия по созданию необходимых условий для образования детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях. В 40% дошкольных образовательных организаций республики проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды.
Список литературы:
1. Алехина, С.В., Зарецкий, В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010. С. 104-116.
2. Бгажнокова, И.М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. (Образовательная политика) // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 30-38.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
4. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики Н. Н. Малофеев Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С. 3-10.
5. Семаго, Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.: ТЦ «Сфера», 2012. 128 с.