Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС до: практика, проблемы, перспективы'

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС до: практика, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS / INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / CHILDREN WITH DISABILITIES / SEND / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярош Елена Александровна

Статья посвящена вопросу создания комплекса условий (нормативно-правовых, программно-методических, организационно-содержательных, информационно-аналитических, кадровых) для реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в дошкольной образовательной организации. Представлено подробное описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), основных принципов и установок при проектировании инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены устойчивые тенденций в общероссийской практике создания инклюзивного образования, что позволит руководителям, методистам, специалистам, работающим с данной категорией детей в условиях детских садов общеразвивающего вида, оценить возможные проблемы и перспективы при проектировании данного процесса в образовательном учреждении. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для руководителей, методистов, практикующих специалистов (учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) при реализации инклюзивного образования воспитанников в условиях ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярош Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AT PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS UNDER THE CONDITIONS OF THE FSES FOR PRESCHOOL EDUCATION: PRACTICE, PROBLEMS, PERSPECTIVES

The paper deals with the is-sue of creation of a complex of condi-tions (normative-legal, program-methodological, information-analytical, and staff) for the realization of inclusive education at a preschool education insti-tution of the general type taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education FSES PE), as well as the question of ad-vantages and problems of realization of inclusive educational practice at a pre-school education institution. The author provides a detailed description of the normative support for inclusive educa-tion at a preschool education institution, and of the basic principles and goals in designing inclusive educational envi-ronment for children with disabilities. The paper specifies stable tendencies in the all-Russian practice of inclusive education creation, which would allow administrators, specialists in methods and professionals working with the giv-en category of children in kindergartens of the general type to figure out possible problems and perspectives in designing the given process at an education institu-tion. The materials of the paper are theo-retically and practically significant for administrators, specialists in methods and professionals working with children (teachers-logopedists, music teachers, pedagogues-psychologists, care givers, PT instructors, etc.) in realization of inclusive education of learners under the conditions of the FSES PE.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС до: практика, проблемы, перспективы»

УДК 376.1:373.21

ББК Ч459.091 ГСНТИ14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Е. А. Ярош Е. А. Yarosh Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

INCLUSIVE EDUCATION AT PRESCHOOL EDUCATION INSTITUTIONS UNDER THE CONDITIONS OF THE FSES

FOR PRESCHOOL EDUCATION: PRACTICE, PROBLEMS, PERSPECTIVES

Аннотация. Статья посвящена вопросу создания комплекса условий (нормативно-правовых, программно-методических, организационно-содержательных, информационно-аналитических, кадровых) для реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в дошкольной образовательной организации. Представлено подробное описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), основных принципов и установок при проектировании инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены устойчивые тенденций в общероссийской практике создания инклюзивного образования, что позволит руководителям, методистам, специалистам, работающим с данной категорией детей в условиях

Abstract. The paper deals with the issue of creation of a complex of conditions (normative-legal, program-methodological, information-analytical, and staff) for the realization of inclusive education at a preschool education institution of the general type taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education FSES PE), as well as the question of advantages and problems of realization of inclusive educational practice at a preschool education institution. The author provides a detailed description of the normative support for inclusive education at a preschool education institution, and of the basic principles and goals in designing inclusive educational environment for children with disabilities. The paper specifies stable tendencies in the all-Russian practice of inclusive education creation, which would allow administrators, specialists in methods and professionals working with the given category of children in kindergartens of the general type to figure out possible problems and perspectives in designing the given process at an education institution. The materials of the paper are theoretically and practically significant for

детских садов общеразвивающего вида, оценить возможные проблемы и перспективы при проектировании данного процесса в образовательном учреждении. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для руководителей, методистов, практикующих специалистов (учителей- логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) при реализации инклюзивного образования воспитанников в условиях ФГОС ДО.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; дошкольники; дошкольные образовательные учреждения; инклюзивное образовательное пространство; особые образовательные условия; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья.

Сведения об авторе: Ярош Елена Александровна, кандидат педагогических наук.

Место работы: доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, навтов, 26, к.125.

E-mail: yaroshea@mail.ru.

administrators, specialists in methods and professionals working with children (teachers-logopedists, music teachers, pedagogues-psychologists, care givers, PT instructors, etc.) in realization of inclusive education of learners under the conditions of the FSES PE.

Keywords: inclusion; inclusive education; preschool children; preschool education institutions; inclusive educational space; special educational conditions; children with disabilities; SEND; disabilities.

About the author: Yarosh Elena Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космо-

К концу ХХ в. в США, Великобритании, Швеции и других странах мира ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится их интегрированное обучение, которое реализуется через создание коррекци-онных классов в общеобразова-© Ярош Е. А., 2018 108

тельных школах и компенсирующих групп в общеразвиваю-щих детских садах. Комплектование подобных классов и групп, как показывает практика, ведет к исключению детей данной категории из полноценной социальной жизни школы и детского сада, создает проблемы в формиро-

вании конструктивных коммуникативных отношений детей с ОВЗ с их сверстниками и взрослыми. Современные тенденции специального образования направлены на переход от интеграции к инклюзии, т. е. совместному обучению и воспитанию детей с ОВЗ и детей, развивающихся в соответствии с показателями возрастной нормы.

Инклюзия обеспечивает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью разработки и внедрения адаптированной общеобразовательной программы, которая соответствует способностям и потенциальным возможностям ребенка с ОВЗ и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей. Инклюзия детей данной категории обеспечивается и через создание специальных условий в соответствии с их психофизиологическими особенностями развития.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [15]. О необходимости создания равных стартовых возможностей для выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и

детей с ОВЗ, говорится в ФГОС ДО [13].

В соответствии с нормативно-правовой базой современного инклюзивного образования, комплектование смешанной (инклюзивной) группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Следует помнить, что наиболее значимым критерием принятия решения об инклюзивном образовании ребенка должно стать соблюдение его интересов, так как инклюзия «полезна» не всем детям с ОВЗ [10].

Общее количество учащихся инклюзивной группы сокращается. Две трети составляют воспитанники с соответствующим возрастной норме уровнем психофизического развития, одну треть — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта, слуха, зрения) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Предельная наполняемость инклюзивных групп устанавливается в зависимости от возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ОВЗ. В возрастной категории до 3 лет в инклюзив-

ную группу зачисляется 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В группу детей старше 3 лет зачисление осуществляется следующим образом:

- 10 детей, в том числе не более

3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;

- 15 детей, в том числе не более

4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- 17 детей, в том числе не более

5 детей с задержкой психического развития [12].

В инклюзивные группы могут быть зачислены дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушением поведения и общения, а также дети с комплексными нарушениями психофизического развития.

В основе построения инклюзивного образовательного пространства лежат принципы междисциплинарного, индивидуального подхода, социального взаимодействия (активного включе-

ния в коррекционно-развиваю-щую работу всех участников образовательного процесса), вариативности, модульной организации образовательных программ, принцип семейно ориентированного сопровождения.

В соответствии с ФГОС ДО, содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации. Образовательная деятельность в инклюзивных группах строится с учетом ряда важнейших концептуальных установок, которые должны быть приняты всеми субъектами образовательного пространства (администрацией, педагогами, специалистами, родителями). Прежде всего это признание ценности человека вне зависимости от его способностей и достижений, потребности человека в общении, дружбе, всестороннем развитии и др. [5].

Однако важно помнить, что при создании специальных условий для «особых» детей не должен нарушаться принцип равных прав для остальных детей, посещающих инклюзивную группу. Инклюзивный подход должен предполагать возможность изменения образовательной ситуации, создания новых форм и способов организации образовательного процесса, которые бы учитывали индивидуальные особенности всех воспитанников. Для управления инк-

люзивными процессами в группе необходимо использовать командные формы взаимодействия, своевременно проводить диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, учитывать интересы детей с ОВЗ и детей, развивающихся в соответствии с возрастными нормами, родителей, педагогов, администрации. К сожалению, пока не существует юридических документов, максимально полно и четко регламентирующих деятельность инклюзивных групп.

Анализируя современную нормативно-правовую базу, можно выделить следующие наиболее важные условия реализации инклюзивной практики в детском саду общеразвивающего вида:

- профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;

- организация адаптированной развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;

- организация эффективных отношений между всеми участниками образовательного процесса, включение в эти отношения в первую очередь родителей детей с ОВЗ.

Для создания комплекса условий инклюзивного образования в ДОО необходимо разработать:

1) нормативное обеспечение (Положение о приеме детей с ОВЗ в ДОО при инклюзии; Положение

о мониторинге образовательных возможностей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения; Положение об индивидуальных образовательных планах и вариативных образовательных программах; локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении и консилиуме ДОО);

2) кадровое обеспечение (создание команды специалистов, способных решать поставленные задачи и работать на результат);

3) организационно-методическое обеспечение (дифференцированные образовательные планы и адаптированные образовательные программы по типам ОВЗ; индивидуальные образовательные планы и вариативные образовательные программы для детей с ОВЗ; планы воспитательной работы группы; повышение квалификации педагогов);

4) психолого-педагогическое сопровождение (специальная психолого-педагогическая поддержка (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, инструктор ЛФК и др.); тьюторское сопровождение; организация работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; развитие толерантных отношений, взаимодействия);

5) принципы создания адаптивной образовательной среды ДОО (доступность игровых комнат и других помещений (устранение барьеров); технические средства

обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии); коррекционно-раз-вивающая предметная среда для воспитания, обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления);

6) информационное обеспечение (пропаганда идей инклюзивного образования среди окружающего сообщества).

Таким образом, при включении детей с ОВЗ в образовательный процесс ДОО необходимо внести изменения в организацию всей педагогической деятельности учреждения, изучить и внедрить новые форм, условия и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такая модернизация требует творческого вклада каждого участника образовательного процесса — педагогов, родителей, детей, администрации.

Анализируя современную практику инклюзивного образования, можно выделить следующие его достоинства. Во-первых, для детей с ОВЗ положительным является то, что у них повышается уровень развития во всех сферах. Ровесники выступают для них примером, овладение новыми умениями и навыками происходит функционально, обучение осуществляется с опорой на сохранные качества.

У детей, развивающихся в соответствии с возрастными нормами, формируется понимание того, что все люди разные, воспитывается толерантность, развивается умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них, умение сочувствовать, сотрудничать, развивается творческий подход к жизни.

Положительной стороной инклюзии для педагогов является овладение новыми педагогическими методиками, учитывающими индивидуальные особенности детей. Педагоги начинают лучше понимать индивидуальные особенности детей, восприятие детей становится более целостным, формируется эмпатия и рефлексия.

При реализации инклюзивной практики в условиях ДОО нужно быть готовыми и к определенным трудностям. При организации деятельности по созданию инклюзивного образовательного пространства педагоги сталкиваются:

- с отсутствием апробированных технологий разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ,

- непринятием родителями нормально развивающихся детей присутствия детей с ОВЗ,

- низким уровнем информированности населения о возможностях инклюзивного образования,

- отсутствием практики создания инклюзивных групп, где дети

с ОВЗ могут находиться в системе полного и неполного дня,

- отсутствием системы постепенного вхождения детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся детей,

- отсутствием системы подготовки специалистов к обучению нормально развивающихся детей к взаимодействию с детьми с ОВЗ.

В плане организации менеджмента возникают проблемы с недостаточностью взаимодействия специалистов учреждений разного ведомственного подчинения, поэтому важно учитывать имеющийся региональный опыт межведомственного взаимодействия, в том числе накопленный в Свердловской области [9; 14].

Информационное сопровождение инклюзивного образования требует более активного привлечения средств массовой информации, общественных организаций, деятелей культуры с целью формирования толерантности по отношению к лицам с ОВЗ в обществе.

В результате решения вышеперечисленных проблем инклюзивное образование будет способствовать социализации, поддержке личностного развития и формированию предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотим отметить, что на сегодняшний день в

развитии дошкольного инклюзивного образования детей с ОВЗ можно выделить несколько устойчивых тенденций. Во-первых, наблюдается расширение контингента детей с ОВЗ, включенных в инклюзивную образовательную среду за счет детей с тяжелыми нарушениями развития, а также детей раннего возраста с проблемами в развитии или с риском их возникновения. Во-вторых, развиваются инновационные вариативные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, в которых инклюзия может быть полной или частичной, систематической или периодической. Особое значение имеет внедрение различных моделей оказания ранней помощи детям с ОВЗ (по ведомственной принадлежности, типу нарушений, имеющихся у ребенка, и др.), создание и функционирование групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», работа Российской ле-котеки.

Литература

1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 11.

2. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 1.

3. Андреева, А. К. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском

саду / А. К. Андреева // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 6.

4. Афиногенова, Е. Особенный детский сад / Е. Афиногенова // Культура здоровой жизни. — 2012. — № 2.

5. Ганчукова, Д. Р. Инклюзивное образование: сущность, подходы и опыт реализации / Д. Р. Ганчукова // Философия образования. — 2013. — № 1.

6. Гордеева, И. Инклюзия: плюсы и минусы / И. Гордеева // Здоровье дошкольника. — 2014. — № 2.

7. Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец. — М. : Мозаика-Синтез, 2011.

8. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6.

9. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра : метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. — Екатеринбург, 2017.

10. Морозов, С. А. О развитии в России образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра / С. А. Морозов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 6.

11. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] : письмо Минобразования Российской Федерации от 16 января 2002 г. : № 03-51-5ин/23-03. — Режим доступа: Ьйр//ргауо^оу.ги.

12. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами [Электронный ресурс] : письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06. — Режим доступа: Ьйр//ргауо^оу.ги.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования

и науки Российской Федерации : от 17 окт. 2013 г. № 1155. — Режим доступа: http// www.firo.ru.

14. Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018.

15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации : от 29 дек. 2012 № 273 — ФЗ : (в ред. с изм. от 1 мая 2017 г.). — Режим доступа: http//pravo.gov.ru.

References

1. Abramova, I. V. Obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya: problemy, poiski, resheniya / I. V. Abramova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2012. — № 11.

2. Alekhina, S. V. Printsipy inklyuzii v kontekste izmeneniy obrazovatel'noy praktiki / S. V. Alekhina // Psikhologiche-skaya nauka i obrazovanie. — 2014. — № 1.

3. Andreeva, A. K. K probleme inklyuziv-nogo vospitaniya i obucheniya v detskom sadu / A. K. Andreeva // Doshkol'noe vospi-tanie. — 2012. — № 6.

4. Afinogenova, E. Osobennyy detskiy sad / E. Afinogenova // Kul'tura zdorovoy zhizni. — 2012. — № 2.

5. Ganchukova, D. R. Inklyuzivnoe obra-zovanie: sushchnost', podkhody i opyt reali-zatsii / D. R. Ganchukova // Filosofiya obra-zovaniya. — 2013. — № 1.

6. Gordeeva, I. Inklyuziya: plyusy i minusy / I. Gordeeva // Zdorov'e doshkol'nika. — 2014. — № 2.

7. Volosovets, T. V. Inklyuzivnaya praktika v doshkol'nom obrazovanii / T. V. Volosovets. — M. : Mozaika-Sintez, 2011.

8. Malofeev, N. N. Inklyuzivnoe obrazo-vanie v kontekste sovremennoy sotsial'noy politiki / N. N. Malofeev // Vospitanie i obu-chenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2009. — № 6.

9. Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detey s tyazhelymi mnozhestvennymi naru-sheniyami razvitiya, v tom chisle s rasstroy-

stvami autisticheskogo spektra : metod. po-sobie / Ural. gos. ped. un-t ; avt.-sost. I. A. Fila-tova, E. V. Karakulova. — Ekaterinburg, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Morozov, S. A. O razvitii v Rossii obra-zovaniya obuchayushchikhsya s rasstroy-stvami autisticheskogo spektra / S. A. Moro-zov // Vospitanie i obuchenie detey s naru-sheniyami razvitiya. — 2017. — № 6.

11. Ob integrirovannom vospitanii i obuche-nii detey s otkloneniyami v razvitii v dosh-kol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Elektronnyy resurs] : pis'mo Minobrazova-niya Rossiyskoy Federatsii ot 16 yanvarya 2002 g. : № 03-51-5in/23-03. — Rezhim dostupa: http//pravo.gov.ru.

12. sozdanii usloviy dlya polucheniya obrazovaniya det'mi s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i det'mi-invalidami [Elektronnyy resurs] : pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18.04.2008

№ AF-150/06. — Rezhim dostupa: http// pravo.gov.ru.

13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudars-tvennogo obrazovatel'nogo standarta dosh-kol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii : ot 17 okt. 2013 g. N° 1155. — Rezhim dostupa: http//www.firo.ru.

14. Filatova, I. A. Psikhologo-pedagogiche-skoe soprovozhdenie detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / I. A. Filatova, E. V. Ka-rakulova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2018.

15. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii : ot 29 dek. 2012 N° 273 — FZ : (v red. s izm. ot 1 maya 2017 g.). — Rezhim dostupa: http//pravo. gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.