Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ в условиях введения инклюзивного образования'

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ в условиях введения инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SUBJECT OF EDUCATIONAL RELATIONS / PRESCHOOL CHILD / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PRESCHOOL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Севиринова Елена Владимировна

В статье раскрываются понятие и роль психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования. Актуальность этой проблемы обозначается с момента введения федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, появления поправок в Законе «Об образовании», поскольку возросла потребность в специальной психолого-педагогической поддержке всех участников образовательного процесса, в том числе и в дошкольных общеобразовательных организациях. Необходимость в сопровождении ребенка, родителей и педагогов появилась и в результате увеличивающейся тенденции количества детей, которым необходимы иные условия для развития, воспитания и формирования предпосылок к обучению. Все чаще в дошкольном учреждении встречаются дети со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), «ребенок-инвалид», ребенок «группы риска или с особыми образовательными потребностями». Последняя категория детей, хоть и не относится к статусу «ребенок с ОВЗ», но она имеет один из критериев включения данных детей в инклюзивную практику, предоставления им специальных условий. Ограничения возможностей здоровья могут быть как постоянными, так и временными. Исходя из этого мы будем рассматривать ребенка «включенного в инклюзивную практику» как ребенка, которому необходимо создание специальных образовательных условий. В статье представлено научное исследование, в котором сделана попытка выявить проблемы современных образовательных организаций по осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Предлагается разработка программы по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений в условиях инклюзивного образования, описаны результаты реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN PRESCHOOL

The article reveals the concept and role of psychological and pedagogical support of participants of educational relations in preschool educational organizations in an inclusive education. The urgency of this problem is indicated since the introduction of the federal state educational standards, professional standards, as well as the appearance of amendments to the Law “On Education”, as the need for special psychological and pedagogical support for all participants in the educational process, including pre-school general education organizations. The need to accompany children, parents and teachers appeared as a result of the increasing trend in the number of children who need different conditions for the development, upbringing and formation of prerequisites for learning. In pre-school institutions there are more and more children with the status of “a child with disabilities”, “disabled child”, child “at risk or with special educational needs”. The latter category of children, although not related to the status of “child with disabilities”, has one of the criteria for inclusive education providing them with special conditions. Health problems may be both permanent and temporary. Based on this, we will consider the child "in inclusive practice" as a child who needs special educational conditions. The article presents a scientific study in which an attempt is made to identify the problems of modern educational organizations to carry out professional activities in an inclusive education. It is proposed to develop a program for the psychological and pedagogical support of subjects of educational relations in an inclusive education. The article describes the results of implementation of this program.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ в условиях введения инклюзивного образования»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.25

ББК Ч414.715 ГРНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.02

Казаева Евгения Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический

университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kazaevaevg@mail.ru.

Севиринова Елена Владимировна,

магистрант УрГПУ, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко»; 624030, Свердловская область, Белояр-

ский район, город Белоярский, ул. центральная 42; e-mail: anele1313@mail.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическое сопровождение; субъекты образовательных отношений; дошкольники; дети с особыми образовательными потребностями; инклюзивное образование; инклюзии; особые образовательные потребности; дошкольные образовательные учреждения.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются понятие и роль психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования. Актуальность этой проблемы обозначается с момента введения федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, появления поправок в Законе «Об образовании», поскольку возросла потребность в специальной психолого-педагогической поддержке всех участников образовательного процесса, в том числе и в дошкольных общеобразовательных организациях. Необходимость в сопровождении ребенка, родителей и педагогов появилась и в результате увеличивающейся тенденции количества детей, которым необходимы иные условия для развития, воспитания и формирования предпосылок к обучению. Все чаще в дошкольном учреждении встречаются дети со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), «ребенок-инвалид», ребенок «группы риска или с особыми образовательными потребностями». Последняя категория детей, хоть и не относится к статусу «ребенок с ОВЗ», но она имеет один из критериев включения данных детей в инклюзивную практику, предоставления им специальных условий. Ограничения возможностей здоровья могут быть как постоянными, так и временными. Исходя из этого мы будем рассматривать ребенка «включенного в инклюзивную практику» как ребенка, которому необходимо создание специальных образовательных условий.

В статье представлено научное исследование, в котором сделана попытка выявить проблемы современных образовательных организаций по осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Предлагается разработка программы по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений в условиях инклюзивного образования, описаны результаты реализации данной программы.

Kazaeva Evgeniya Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University,Ekaterinburg, Russia.

Severinova Elena Vladimirovna,

Undergraduate Student, Ural State Pedagogical University, Teacher-Psychologist, Kindergarten №2 "the Sun", Sverdlovskaya

Oblast, Beloyarsky District, Russia.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN PRESCHOOL

KEYWORDS: psychological and pedagogical support; subject of educational relations; preschool child; children with special educational needs; inclusive education; inclusion; special educational needs; preschool institutions.

ABSTRACT. The article reveals the concept and role of psychological and pedagogical support of participants of educational relations in preschool educational organizations in an inclusive education. The urgency of this problem is indicated since the introduction of the federal state educational standards, professional standards, as well as the appearance of amendments to the Law "On Education", as the need for special psychological and pedagogical support for all participants in the educational process, including pre-school general education organizations. The need to accompany children, parents and teachers appeared as a result of the increasing trend in the number of children who need different conditions for the development, upbringing and formation of prerequisites for learning. In pre-school institutions there are more and more children with the status of "a child with disabilities", "disabled child", child "at risk or with special educational needs". The latter category of children, although not related to the status of "child with disabilities", has one of the criteria for inclusive education providing them with special conditions. Health problems may be both permanent and temporary. Based on this, we will consider the child "in inclusive practice" as a child who needs special educational conditions.

The article presents a scientific study in which an attempt is made to identify the problems of modern educational organizations to carry out professional activities in an inclusive education. It is proposed to develop a program for the psychological and pedagogical support of subjects of educational relations in an inclusive education. The article describes the results of implementation of this program.

Введение

С момента введения федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, а также появления поправок в Законе «Об образовании» возросла потребность в специальной психолого-педагогической поддержке всех участников образовательного процесса, в том числе и в дошкольных общеобразовательных организациях (ДОО) [8; 12; 13]. Необходимость в сопровождении ребенка, родителей (законных представителей) дошкольника, педагогов, появилась и в результате увеличивающейся тенденции количества детей, которым необходимы иные условия для развития, воспитания и формирования предпосылок к обучению [1]. Все чаще в дошкольном учреждении встречаются дети со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), «ребенок-инвалид», ребенок «группы риска или с особыми образовательными потребностями». Последняя категория детей, хоть и не относится к статусу «ребенок с ОВЗ», но она имеет один из критериев включения данных детей в инклюзивную практику, предоставления им специальных условий. Дети данной категории имеют отклонения в развитии, а точнее нарушения нервной системы или имеющие неврозопо-добные состояния: это дети с синдромом гиперактивности, гипервозбудимости, с ре-зидуальной церебральной органической недостаточностью (РЦОН), с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В настоящий момент в образовательной практике все чаще используется следующее определение ребенка с особыми образовательными потребностями — это «ребенок с утратой психической, физиологической, анатомической структуры или функции либо с отклонением от них, которое влечет полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять социальную, бытовую или иную деятельность теми способами и в том объеме, в котором выполняет личность с "нормой развития"» [1; 8]. Данные ограничения возможностей здоровья могут быть как постоянными, так и временными. Исходя из этого мы будем рассматривать ребенка «включенного в инклюзивную практику» как ребенка, которому необходимо создание специальных образовательных условий.

Ранняя и комплексная помощь для детей с нарушениями в развитии крайне

необходима. Е. А. Стребелева,

Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская утверждают важность обеспечения помощи детям в раннем возрасте, а также поддержки их родителям [6]. Еще Л. С. Выготский выдвинул положение о необходимости использовать именно сензетивные периоды для исправления и коррекции. В разработанные ранее программы ранней психолого-

педагогической помощи входила социально-психологическая социализация детей с нарушениями в развитии (Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеева, О. С. Никольская, Т. С. Овчинникова) [7]. Благодаря исследованиям М. В. Жигоревой, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, Л. И. Плаксиной, Т. Н. Симоновой, доказана теоретическая необходимость ранней социализации дошкольников с проблемами в развитии [6; 10]. После этого были предприняты попытки включения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательную среду дошкольников с нормой развития. В своих трудах ученые и исследователи начинали раскрывать проблему психолого-педагогического сопровождения, ее организацию и содержание (М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газ-ман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик) [6; 7; 10].

Итак, организованное психолого-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательных отношений ДОУ обеспечит снижение количества детей с проблемами развития, повышения уровня инклюзивной компетентности родителей дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также педагогов, взаимодействующих с этими родителями и детьми [5; 9].

Результаты исследования

В рамках решения обозначенной проблемы нами было проведено исследование на базе общеобразовательного дошкольного учреждения, цель которого заключалась, во-первых, в определении уровня профессиональной и инклюзивной компетентности педагогов, взаимодействующих с категорией детей, имеющих особые образовательные потребности и их родителями; в использовании методов и форм работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также готовность «включения» таких детей в образовательный процесс. Во-вторых, в выявлении представления родителей (законных представителей)

© Казаева Е. А., Северинова Е. В., 2018

об особенностях детей с особыми образовательными потребностями, способов специфичного взаимодействия с этой категорией детей. В-третьих, в обозначении трудностей, которые испытывают дети с особыми образовательными потребностями, взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Свердловской области поселка Белоярского. Выборку составили 30 детей в возрасте от 4 до 7,5 лет (15 дошкольников с нормой развития и 15 дошкольников с особыми образовательными потребностями), 19 педагогов, 30 родителей.

Экспериментальная часть исследования осуществлялась в несколько этапов: 1) психодиагностика педагогов, родителей, дошкольников; 2) составление программы психолого-педагогического сопровождения для каждой группы субъектов образовательного процесса ДОО; 3) оценка результативности и эффективности программы сопровождения.

Психолого-педагогическая диагностика педагогов включала в себя анкетирование на выявление затруднений при осуществлении воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования и на выявление представлений педагогов и родителей об инклюзивном образовании (С. В. Алехина), Методика исследования уровня эмпатийных тенденций (И. М. Юсупов). Для диагностики родителей было использовано анкетирование. В качестве общего дополнительного метода как для родителей, так и для педагогов был выбран метод опроса, определяющий уровень взаимодействия между ними и ребенком с особыми образовательными потребностями и наличие обратной связи.

Диагностика дошкольников представляла собой использование следующих методик: беседа (по Ю. В. Филипповой), позволяющая оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми; методика картирования «Уровень сформированное™ коммуникативных представлений» (Н. Е. Веракса). Коммуникативный аспект был выбран исходя из того, что в последних концепциях дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей с особыми образовательными потребностями навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития и сохранения психического здоровья.

Результаты первичного обследования педагогов, показали, что только четыре педагога владеют информацией об инклюзивном образовании на достаточном уровне, остальные, имеют или обрывочную информацию, или вообще не имеют пред-

ставления об организации работы в области инклюзивного образования. По результатам анкетирования родителей было выявлено, что лишь двое из опрошенных родителей имеют достаточно верные представления о детях с особыми образовательными потребностями и о необходимости создания специальных условий для них в общеобразовательных организациях. Остальные или высказывают нейтральное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, или пишут о недопустимости «включения» данной категории детей в группы дошкольников с нормой развития.

Результаты исследования уровня эмпа-тийных тенденций у родителей показали, что родители имеют или «Нормальный», или «Низкий» уровни эмпатийности, которые присущи большинству людей, но недостаточны при взаимодействии с ребенком с особыми образовательными потребностями. Большинство педагогов также имеют «Нормальный» уровень эмпатийных тенденций. Лишь у двоих педагогов выявлен «Высокий» уровень эмпатийных тенденций.

Опрос педагогов и родителей показал, что взаимодействие с логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами, работающими в ДОО, осуществляют немногие педагоги, не говоря о родителях. Обратная связь или затруднена, или вовсе отсутствует.

Для первоначального обследования дошкольники были разделены на две подгруппы — контрольную и экспериментальную. Дошкольники с нормой развития вошли в контрольную группу, дошкольники с особыми образовательными потребностями — в экспериментальную. По результатам анализа методики на выявление уровня знаний о нормах и правилах поведения в общении у дошкольников с нормой развития были следующие показатели: у пяти воспитанников достаточно высокий уровень сформированно-сти знаний о нормах поведения в общении, у семи дошкольников — средний уровень, три ребенка имели низкий уровень. Группа детей с особыми образовательными потребностями показала следующие результаты: у двоих детей уровень знаний о нормах общения высокий, у четырех дошкольников — средний, у девяти воспитанников — низкий.

По результатам обследования с помощью методики картирования у 12 детей с нормой развития выявлен высокий уровень сформированности коммуникативных

представлений, у двоих дошкольников — средний уровень и у одного ребенка — низкий уровень сформированности коммуникативных представлений. У детей с особыми образовательными потребностями десять дошкольников имели низкий уровень сформированности коммуникативных

представлений, двое детей — средний, три ребенка — высокий уровень.

Анализ результатов исследования показал, что проблема подготовки педагогов к ведению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования существует и, к сожалению, не решается образовательными организациями самостоятельно. Выявлена и проблема повышения уровня инклюзивной компетентности родителей дошкольников с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам развития детей с особыми образовательными потребностями практически отсутствует. Вместе с тем дошкольники с особыми образовательными потребностями практически не имеют навыков коммуникации и общения со сверстниками и взрослыми.

Для решения обозначенной проблемы нами была составлена программа психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в ДОО в условиях инклюзивного образования. Программа представляет собой работу в трех направлениях (блоках): 1) психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОО; 2) психолого-педагогическое сопровождение родителей дошкольников с особыми образовательными потребностями; 3) психолого-педагогическое сопровождение детей 4-7 лет с нарушениями в развитии. Данные блоки предполагают реализацию в строгой очередности. Первый блок предполагает подготовку педагогов ДОО к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. При реализации второго блока осуществляется работа, направленная на повышение инклюзивной компетентности родителей, на оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, имеющих проблемы в развитии, в расширении знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях своих детей. Третий блок включает коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности, в процессе которой предполагается формирование их коммуникативных навыков. Предполагается, что после реализации первых двух блоков, в работу с дошкольниками с особыми образовательными потребностями подключатся педагоги и родители, прошедшие обучение. Важно, чтобы родители ребенка, имеющего особые образовательные потребности, стали активными участниками коррекцион-но-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-разви-вающей работы.

Программа рассчитана на один учебный год.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения — создать оптимальные условия для реализации педагогического процесса в инклюзивной группе, повысить уровень инклюзивной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с особыми образовательными потребностями, а также сформировать у дошкольников коммуникативные навыки.

Реализация программы для родителей и педагогов предполагала использование следующих форм: лекции, консультации, «Семейные гостиные», мастер-классы, практические семинары, деловые игры и т.п. Для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками программой предусматривались такие формы, как игры с правилами, творческие игры, телесно ориентированные упражнения, этюды, элементы аутотренинга, арт-терапии и т.п.

После апробации программы сопровождения, было повторно проведено обследование всех субъектов образовательных отношений. Анализ результатов показал положительную динамику по всем интересующим нас показателям. Особо необходимо обратить внимание на улучшение показателей у педагогов и родителей, что говорит об актуальности проведенного исследования для этих субъектов образовательных отношений в условиях инклюзивного образования.

Показатели сформированности коммуникативных умений и навыков у дошкольников с особыми образовательными потребностями стали значительно выше после проведенных коррекционно-развивающих занятий, что подтверждает эффективность программы сопровождения. Однако при сравнении их с результатами обследования у детей с нормой развития, показатели остаются ниже у воспитанников с проблемами в развитии. Это объясняется наличием нарушений, особенностей психического развития детей с особыми образовательными потребностями (синдром гиперактивности, синдром гипервозбудимости, резидуальная церебральная органическая недостаточность, нарушение речи). Работа по психолого-педагогическому сопровождению должна строиться на принципах систематичности, планомерности, должна быть рассчитана на долгосрочный характер деятельности.

Заключение

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОО в условиях введения инклюзивного образования способствует развитию профессиональной и ин-

клюзивной компетентности педагогов, вза- тельными потребностями, способов специ-

имодействующих с детьми, имеющими осо- фичного взаимодействия с ними; формиро-

бые образовательные потребности, и их ро- ванию навыков конструктивного взаимо-

дителями; формированию представления действия и общения детей с особыми обра-

родителей (законных представителей) об зовательными потребностями со сверстни-

особенностях детей с особыми образова- ками и взрослыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2013. — № 11.

2. Берсенева П. Н., Казаева Е. А. Формирование эмоциональной эмпатии у дошкольников средствами сказкотерапии // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сборник мат-лов Всеросс. науч.-практ. конференции, 2017. —С. 28-31.

3. Васягина Н. Н. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников c ограниченными возможностями здоровья со сверстниками // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : сборник мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — 2017. — С. 116-119.

4. Васягина Н. Н., Григорян Е. Н., Казаева Е. А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 2 (30). — С. 92-101.

5. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : сборник статей Междунар. науч.- практ. конф. (29 апреля 2014 г., чебоксары). — Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. — 294 с.

6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М. : Просвещение, 2005. — 272 с.

7. Командин Е. Н. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении. — М., 2015.

8. Коненко О. В. Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами // Сибирский Вестник специального образования. — 2017. — № 1. — С. 35-39.

9. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. — 2013. — Спецвыпуск. — № 6. — С. 1-2

10. Назарова Н. М. Специальная педагогика // Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. — М. : Академия, 2000.

11. Смолярчук И. В., Толстошеина В. М., Вязовова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании // Поволжский педагогический вестник. — 2014. — № 1. — С. 113-119.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://доу233ржд.рф/views/ndou234/files/oЪrazovatelnie_standarti.pdf/ (дата обращения: 17.09.2017).

13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Российская газета. — № 303. — 31.12.2012.

14. Шумская А. А., Казаева Е. А. Особенности психологически безопасной и комфортной образовательной среды / / Всеросс. весенняя психол. сессия : сборник мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. — 2017. — С. 266-269.

15. Tokareva Y. A., Kazayeva E. A., Yarullina A. S. The influence of important adults to the formation of health value for school children // Astra Salvensis. — 2018. — Т. 6. — С. 408-418.

REFERENCES

1. Antonov A. A. Sovremennye tendentsii doshkol'nogo obrazovaniya // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. — 2013. — № 11.

2. Berseneva P. N., Kazaeva E. A. Formirovanie emotsional'noy empatii u doshkol'nikov sredstvami skaz-koterapii // Vserossiyskaya vesennyaya psikhologicheskaya sessiya : sbornik mat-lov Vseross. nauch.-prakt. kon-ferentsii, 2017. —S. 28-31.

3. Vasyagina N. N. Vliyanie sotsial'nykh emotsiy na kharakter obshcheniya doshkol'nikov c ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya so sverstnikami // Sovremennaya psikhologiya obrazovaniya: problemy i perspektivy razvitiya [Elektronnyy resurs] : sbornik mat-lov Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. — 2017. — S. 116-119.

4. Vasyagina N. N., Grigoryan E. N., Kazaeva E. A. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty reabilitatsii detey s rasstroystvom autisticheskogo spektra v usloviyakh doshkol'nogo obrazovaniya // Natsional'nyy psikholog-icheskiy zhurnal. — 2018. — № 2 (30). — S. 92-101.

5. Doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya : sbornik statey Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (29 aprelya 2014 g., cheboksary). — Cheboksary : Interaktiv plyus, 2014. — 294 s.

6. Ekzhanova E. A., Strebeleva E. A. Korrektsionno-razvivayushchee obuchenie i vospitanie : Programma doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy kompensiruyushchego vida dlya detey s narusheniem intellekta. — M. : Prosveshchenie, 2005. — 272 s.

7. Komandin E. N. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya v dosh-kol'nom uchrezhdenii. — M., 2015.

8. Konenko O. V. Upravlenie psikhologo-pedagogicheskim soprovozhdeniem obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya v sootvetstvii s FGOS i professional'nymi standartami // Sibirskiy Vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. — 2017. — № 1. — S. 35-39.

9. Lashkova L. L. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya // Kontsept. —

2013. — Spetsvypusk. — № 6. — S. 1-2

10. Nazarova N. M. Spetsial'naya pedagogika // Spetsial'noe obrazovanie lits s osobymi obrazovatel'nymi po-trebnostyami. — M. : Akademiya, 2000.

11. Smolyarchuk I. V., Tolstosheina V. M., Vyazovova N. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie de-tey v inklyuzivnom obrazovanii / / Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik. — 2014. — № 1. — S. 113-119.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: //dou233rzhd.rf/views/ndou234/files/obrazovatelnie_standarti.pdf/ (data obrashcheniya: 17.09.2017).

13. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 21.10.2014) // Rossiyskaya gazeta. — № 303. — 31.12.2012.

14. Shumskaya A. A., Kazaeva E. A. Osobennosti psikhologicheski bezopasnoy i komfortnoy obrazovatel'noy sredy / / Vseross. vesennyaya psikhol. sessiya : sbornik mat-lov Vseross. nauch.-prakt. konf. — 2017. — S. 266-269.

15. Tokareva Y. A., Kazayeva E. A., Yarullina A. S. The influence of important adults to the formation of health value for school children / / Astra Salvensis. — 2018. — T. 6. — S. 408-418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.