Научная статья на тему 'Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации: структурно-функциональная характеристика'

Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации: структурно-функциональная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SPECIAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Юлия Салихьяновна

Одним из затруднений образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, является широкий диапазон индивидуальных возможностей и вытекающих из них образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их совместное пребывание со сверстниками, не имеющих таковых. Реализация инклюзивного образования возможна лишь при создании специальной инклюзивной образовательной среды. Внедрение различных информационных технологий в определенную сферу человеческой деятельности принято называть информатизацией этой сферы. Понятие «информационно-образовательная среда образовательной организации» сопряжено с особым его пониманием, принятым в педагогике. Оно характеризуется способом оперирования информацией с применением IT-средств. Применение технических средств при реализации инклюзивных процессов, призвано помочь педагогу в преодолении определённых трудностей. В статье уточняется значение информатизации инклюзивного дошкольного образования, конкретизируется понятие специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации, в контексте её структурно-функциональной характеристики раскрыты направления применения IT-средств, определены технологические компоненты модели специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды, представлены условия её эффективной реализации. Фактором эффективного функционирования СИОС ДОО выступает единство информационно-образовательного пространства ДОО с выстраиванием инфраструктуры и взаимодействие структурной единицы с внешней средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS

One of the difficulties of the educational process in the pre-school educational organization implementing inclusive education is a wide range of individual opportunities and the resulting educational needs of children with disabilities, as well as their joint stay with peers who do not have such. Implementation of inclusive education is possible only when creating a special inclusive educational environment. The introduction of various information technologies in a certain sphere of human activity is called Informatization of this sphere. The concept of "information and educational environment of an educational organization" is associated with its special understanding adopted in pedagogy. It is characterized by the way of information handling with the use of IT-tools. The use of technical means in the implementation of inclusive processes is designed to help the teacher to overcome certain difficulties. The article clarifies the importance of Informatization of inclusive preschool education, concretizes the concept of special (inclusive) information and educational environment of preschool educational organization, in the context of its structural and functional characteristics, discloses the directions of application of IT-tools, identifies the technological components of the model of special (inclusive) information and educational environment, presents the conditions for its effective implementation. The factor of the effective functioning of the Doo SIOS is the unity of the information and educational space of the Doo with the construction of infrastructure and the interaction of the structural unit with the external environment.

Текст научной работы на тему «Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации: структурно-функциональная характеристика»

16. Федоров, А.А. Новое педагогическое образование от поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений / А.А. Федоров // АккредитацияHYPERLINK "http://elibrary.m/contents.asp?id=34828019" HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019"вHYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019" HYPERLINK "http://eHbrary.ш/contents.asp?id=34828019"образовании. - 2016. - №HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706" HYPERLINK "http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706"8HYPERLINK

"http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706" HYPERLINK

"http://elibrary.ru/contents.asp?id=34828019&selid=32317706"(92). - С. 18-21.

17. Al-Dajeh, H.I. Jordanian vocational, secondary education teachers and acquisition of the National professional standards / H.I. Al-Dajeh // Education [serial online]. - 2012. - № 133 (1). - P. 221-232.

18. Barber, M. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead / M. Barber, K. Donneliy, S. Rizvi // Institute for Public Policy Research, 2013.

19. Barber, M. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education / M. Barber, K. Donnelly, S. Rizvi. - URL: http://www.ippr.org/publication/55/9543/oceans-of-innovation-the-atlantic-thepacific-global-leadership-and-the-future-of-education (date of access 20.09.2018).

20. Darling-Hammond, L. Teacher and Leader Effectiveness in High-Performing Education Systems / L. Darling-Hammond, R. Rothman. - Washington, 2011.

21. FedorovHYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604",HYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604" HYPERLINK "https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=735604"A.A. Model for employer-sponsored education of teachers: opportunities and challenges / А.А. Fedorov, G.A. Paputkova, E.Y. Ilaltdinova, I.F. Filchenkova, M.Y. Solovev // Man in India. - 2017. - Vol. 97. - N 11. - P. 101-114.

Педагогика

УДК 373.2

аспирант Филатова Юлия Салихьяновна

Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (г. Глазов)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. Одним из затруднений образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивное образование, является широкий диапазон индивидуальных возможностей и вытекающих из них образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их совместное пребывание со сверстниками, не имеющих таковых. Реализация инклюзивного образования возможна лишь при создании специальной инклюзивной образовательной среды. Внедрение различных информационных технологий в определенную сферу человеческой деятельности принято называть информатизацией этой сферы. Понятие «информационно-образовательная среда образовательной организации» сопряжено с особым его пониманием, принятым в педагогике. Оно характеризуется способом оперирования информацией с применением IT-средств. Применение технических средств при реализации инклюзивных процессов, призвано помочь педагогу в преодолении определённых трудностей. В статье уточняется значение информатизации инклюзивного дошкольного образования, конкретизируется понятие специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации, в контексте её структурно-функциональной характеристики раскрыты направления применения IT-средств, определены технологические компоненты модели специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды, представлены условия её эффективной реализации. Фактором эффективного функционирования СИОС ДОО выступает единство информационно-образовательного пространства ДОО с выстраиванием инфраструктуры и взаимодействие структурной единицы с внешней средой.

Ключевые слова: специальная информационно-образовательная среда; инклюзивное образование; дошкольная образовательная организация; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. One of the difficulties of the educational process in the pre-school educational organization implementing inclusive education is a wide range of individual opportunities and the resulting educational needs of children with disabilities, as well as their joint stay with peers who do not have such. Implementation of inclusive education is possible only when creating a special inclusive educational environment. The introduction of various information technologies in a certain sphere of human activity is called Informatization of this sphere. The concept of "information and educational environment of an educational organization" is associated with its special understanding adopted in pedagogy. It is characterized by the way of information handling with the use of IT-tools. The use of technical means in the implementation of inclusive processes is designed to help the teacher to overcome certain difficulties. The article clarifies the importance of Informatization of inclusive preschool education, concretizes the concept of special (inclusive) information and educational environment of preschool educational organization, in the context of its structural and functional characteristics, discloses the directions of application of IT-tools, identifies the technological components of the model of special (inclusive) information and educational environment, presents the conditions for its effective implementation. The factor of the effective functioning of the Doo SIOS is the unity of the information and educational space of the Doo with the construction of infrastructure and the interaction of the structural unit with the external environment.

Keywords: special information and educational environment; inclusive education; pre-school educational organization; children with disabilities.

Введение. Актуальность процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (физического, психического) (ОВЗ) в дошкольной образовательной организации (ДОО) заключается в гарантии реализации их прав на получение доступного и качественного образования [1].

Большинство авторов (И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова [2], Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А.Челнокова, Г.В. Юсупова [3], Е.А. Музафарова [4] и др.) отмечают значимость и востребованность исследований в области инклюзивного образования на современном этапе развития системы образования.

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [5]. Основным механизмом решения задач дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ - создание специальных условий для образования, развития, коррекции дефектов, адаптации и социализации.

Эффективное решение одной из проблем современного образования - реализации инклюзивной практики, на уровне ДОО возможно лишь при условии создания и использования единого информационного пространства базирующегося на применении компьютерных, информационно-коммуникационных технологий и технических средств в сочетании с передовыми педагогическим опытом.

Разработка данного вопроса в современной педагогике, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны педагогов-практиков ДОО, до сих пор не приобрела технологической и методологической завершенности.

В развитии, воспитании и образовании современных детей образовательная среда занимает центральное место, а наполнение её информационно-технологической составляющей даёт большие возможности, многократно увеличивая её функциональность [6], тем значительнее этот факт, когда мы говорим о детях с особыми образовательными потребностями.

Изложение основного материала статьи. Понятие «информационно-образовательная среда» (ИОС) можно интерпретировать как образование, построенное на информации или информация-основа процесса образования, но в реалиях современного образования большинство авторов (Е.О. Иванова [7], О.А. Обдалова [8], Г.А. Бордовский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.И. Смирнов, В.И. Солдаткин, А.Н.Тихонов, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев, A.B. Сафонов, A.C. Казаринов [9] и др.) вкладывают в это понятие способы обращения с информацией в образовательном процессе с применением технических средств.

Говоря об информатизации образования в целом и инклюзивного в частности, мы оперируем связанными с этим процессом понятиями, такими как современные IT-технологии (компьютерные, мультимедийные, дистанционные, интерактивные) и IT-образовательная среда [10].

IT (Information Technology) - технологии объединяют в себе все технологии связанные с поиском, обработкой, переработкой, хранением, обменом информации при помощи технических средств (IT-средств).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) понятие «образовательная среда» формулируется как - комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Среда, включающая в себя компоненты образовательной среды, согласно ФГОС ДО (предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия ребёнка со взрослыми, характер взаимодействия ребёнка с другими детьми, система отношений ребенка к окружающему его миру, к другим людям, к себе самому [11]), а также предполагающая включение компонентов специальной (коррекционной) среды, неотъемлемой составляющей которой является информационно-технологическая составляющая и представляет категорию «Специальная информационно-образовательная среда (СИОС) ДОО, реализующей инклюзивное образование» или специальная (инклюзивная) IT-среда ДОО.

Все компоненты образовательной среды ДОО взаимообусловлены. Соответственно процесс информатизации должен распространяться на все её компоненты.

В контексте структурно-функциональной характеристики исследуемого объекта [12] выделяем следующие блоки: методологический (цель, задачи, подходы, принципы, функции СИОС), содержательный (возможности конкретной СИОС в реализации инклюзивных процессов, инфраструктура, психолого-педагогические условия реализации), аналитико-результативный (критерии эффективности реализации СИОС).

Технологический компонент СИОС ДОО включает в себя:

1. Определение личностно-ориентированных критериев конструирования. В основу отбора технологических компонентов СИОС ДОО заложены индивидуальные образовательные потребности и возможности ребёнка с ОВЗ, структура дефекта ребёнка [13, 14]. Грамотно организованная специальная ИОС должна соответствовать требованиям, отвечающим индивидуальным образовательным запросам конкретного ребёнка; обеспечить выявление отклонений на ранних сроках, максимально раннее начало коррекции, возможность использования специальных методов, приёмов и средств обучения [14].

2. Целеполагание, проектирование СИОС ДОО. Данные процессы строятся с учётом подходов (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, антропологический, информационный, технологический, социологический, целостный, оптимизационный, синергетический), принципов (сознательности и активности, структурности, наглядности, систематичности и последовательности, интегративности обучения, принцип оптимизации и целерациональности обучения, принцип адаптивности обучения, научности, доступности, связи теории с практикой, безопасности, оптимальности, индивидуальности, онтогенетический, принцип учёта компенсаторных возможностей, методической полноты, междисципллинарности) функционирования СИОС ДОО и функций (проективная, социальная, педагогическая, коррекционно-развивающая, техническая, индивидуальной направленности образования [12]) СИОС ДОО.

3. Конструирование СИОС ДОО (процесс оснащения IT-средствами, IT-технологиями образовательной среды).

Технические средства (IT-средства, IT-технологии) рассматриваются как:

-средства реализации цели и задач инклюзии;

-объекты сферы познания и усвоения способов действий;

-средства повышения уровня квалификации педагога;

-средства выстраивания активного взаимодействия с объектами социума;

-средства управления.

4. Процесс формирования информационной компетентности педагогов и администрации ДОО. Распространяется на всю инфраструктуру СИОС ДОО (администрация ОО, обучающиеся с ОВЗ, законные

представители, педагогический состав). Процесс подготовки кадрового состава к работе в условиях СИОС ДОО заключается в повышении ИКТ-компетентности т.е.: способность целесообразно выбирать технические и коммуникативные средства для постановки и решения инклюзивных задач; умение создавать и размещать в информационной Интернет-среде электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы; владение современными интерактивными IT-технологиями; использования новых IT-технологий и программных продуктов в профессиональной деятельности и т.д. Кроме этого, важен процесс расширения знаний о сущности и специфике работы в условиях СИОС ДОО, знание инклюзивных технологии, владение основами специальной педагогики и психологии. Реализация инклюзии предполагает совершенствование педагогом своих профессиональных навыков в постоянном режиме, что позволяют сделать IT-средства, обеспечивая дистанционный режим.

5. Процесс создания единого информационно-образовательного пространства ДОО, взаимодействие его с социальными объектами внешней среды.

6. Процесс методической подготовки и поддержки педагогов к использованию технических средств в процессе реализации инклюзивной практики.

7. Формирующая, психолого-педагогическая взаимодополняющая деятельность педагога и специалистов ДОО. Основой деятельности по реализации инклюзивной практики являются передовые современные высокоэффективные интерактивные педагогические и инклюзивные технологии на основе IT-средств.

8. Оценка эффективности функционирования СИОС ДОО. Процесс затрагивает заказчиков образовательных услуг (дети, законные представители, государство) и исполнителей образовательного заказа (педагоги).

9. Процесс корректировки проекта. Данный компонент предусматривает внедрение новых, иных IT-средств по результатам объективной оценки эффективности имеющихся, использовавшихся ранее, по результатам динамики развития (положительная, отрицательная) ребёнка с ОВЗ, по состоянию его здоровья, по возникновению на современном рынке IT-средств новых, возможно более функциональных.

Таким образом, вопросы функционирования СИОС ДОО нельзя сводить только к процессам оснащения её техническими средствами. Необходимо создать условия для:

-обеспечения готовности и способности педагогов эффективно реализовать инклюзию с рациональным использованием технических средств;

-повышения уровня организованности и взаимодействия всех участников инклюзивного процесса в специальной IT-образовательной среде;

-оптимизации методов и организационных форм работы с обучающимися с ОВЗ в специальной IT-образовательной среде;

-изменений в содержании и ожидаемых результатах инклюзивной практики в контексте использования IT-технологий;

-поддержки процессов управления инклюзивным образованием IT-средствами.

СИОС ДОО способствует наделению активной позицией всех участников педагогического процесса, инициирует: подбор альтернативных форм, средств, методов, приёмов, для формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребёнка с ОВЗ, совершенствования способов реализации инклюзивного процесса. Отличительной чертой применения инструментов специальной информационно-образовательной среды становится обеспечение интерактивного подхода к процессу образовательного взаимодействия [15].

Выводы. Итак, в педагогическом аспекте среда понимается как некое окружение человека, а так же условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Оказывая определенное влияние на развитие личности, данное взаимодействие способно ускорить или затормозить процессы коррекции, воспитания, обучения, развития и адаптации, что имеет решающее значение в случае с детьми с ОВЗ.

На современном этапе развития системы образования неоспоримо, что период бессознательной, неконтролируемой информатизации канул в лету. Значимость информационно-образовательной среды неоспорима, поэтому без продуманного руководства ее развитием на основе понимания принципов, подходов и закономерностей, алгоритмов организации дальнейший прогресс и совершенствование процесса не представляется возможным, а будет являться лишь неразумным, нецелесообразным расходованием ресурсов.

СИОС ДОО способна обеспечить педагога всеми необходимыми инструментами для достижения оптимальных результатов в реализации инклюзивных процессов, следовательно, удовлетворить требования современного образования.

Литература:

1. Самсонова Е.В. Инклюзия - стратегия выхода из тупика для современной системы образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №5. - С. 55-63.

2. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

3. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 256 с.

4. Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 89-91.

5. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/документы/2974 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 64. Дошкольное образование.

6. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов Т.А. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. - С. 128.

7. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. -М.: Просвещение, - 190 с.

8. Обдалова О. А. Информационно-образовательная среда как средство 2002 и условие обучения ИЯ в современных условиях / О. А. Обдалова // Язык и культура. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2009. № 1. С. 93-102.

9. Сафонов, A.B. Компьютеризация образования: проблемы, поиски, решения. Учебное пособие / A.B. Сафонов, A.C. Казаринов. - Глазов: Изд-во ГГПИ, 2006. - 216 с. - (1/2).

10. Лазарев М.Л., Лазарев И.М. Регулируемая сенсорная IT-среда как психолого-социальный феномен // Вестник МГУКИ. 2013. №1 (51). URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/regulimemaya-sensomaya-it-sreda-kak-psihologo-sotsialnyy-fenomen (дата обращения: 26.05.2018).

11. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/документы?keywords=331 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155).

12. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации. Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.

13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1995.

14. Выготский; Л.С. Собр. соч.: В 6 т: Т.5.: Основы дефектологии / Под ред. А.В; Запорожец. М.: Педагогика, 1983.

15. Филатова Ю.С. Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации как средство обеспечения интерактивного взаимодействия. Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 157-161.

Педагогика

УДК:378.4, 796, 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Хайбуллина Диана Ражаповна

Федеральное государственного бюджетное образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств» (г. Новосибирск)

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье представлен содержательный анализ результатов исследования смыслообразующих мотивов физкультурно-спортивной деятельности студентов, обучающихся по образовательным программам направлений подготовки: «Физическая культура» и «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура».

Ключевые слова: педагог по физической культуре, мотивы, ценностно-смысловая сфера, физическая культура.

Annоtation. The article presents the results of the study of the meaning-forming motives of the physical culture and sports activity of students studying in the educational programs of the training areas: "Physical Culture" and "Pedagogical Education", the profile "Physical Culture".

Keywords: teacher of physical culture, motives, value-semantic sphere, physical culture.

Введение. Актуальность исследования обусловлена формированием компетентности будущего специалиста в контексте повышения качества профессионального образования. Компетентность как интегративное личностное свойствобазируется на мировоззрении, направленности, ценностно-смысловой сфере, эмоционально-волевой регуляции поведения.

Для специалистов в сфере физической культуры и спорта, равно как и для педагогических специальностей в целом, определяющее значение имеет личностно-гуманная ориентация.

Физическая культура как система знаний, прежде всего, связана с культурой самосохранения и качеством жизни конкретной личности. Её результаты отложены во времени, значимые кондиционные или функциональные изменения достижимы посредством многолетнего тренировочного процесса при условии устойчивых действенных мотивов, осознании и принятии субъектами образовательного процесса ценностей физической культуры, личностной значимости этой деятельности в актуальный и перспективный периоды жизни, связи между физкультурной деятельностью, её результатами и эффективностьюв других сферах жизнедеятельности человека.

Объектами профессиональной деятельности педагогов по физической культуре являются, в том числе процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установокна сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека. В этой связи, помимо предметно-технологических знаний и умений, особую актуальность приобретает формирование у будущих специалистов в области физической культуры мотивационно-когнитивных личностных характеристик.

Смысловые системы личности формируются в результате взаимодействия со средой, подвержены изменениям в соответствии с условиями жизни человека, смены его мировоззренческих позиций и представляют собой интегрированный результат взаимодействий человека с объективной действительностью. Систему собственную жизненных смыслов, установок, ценностей человек транслирует в социум, она выступает в качестве жизненного ориентира и определяет его поведенческие реакции. Мотивы придают деятельности личностный смысл. Леонтьев А.Н. [3] выделяет две основные функции мотивов: побудительную и смыслообразующую. Следует отметить, что это деление имеет достаточно относительный характер, один и тот же мотив в зависимости от внешних и внутренних условий может быть и стимулом, и смыслом. Мотивы как опредмеченные потребности, имеют предметное содержание, которое воспринимается личностью и находит отражение в знаковой системе, его речевых конструкциях и формулировках. Иванников В.А. приходит к выводу, что «между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл» [2]. В связи с чем важно понимать в поведении и деятельности субъекта стимульную составляющую, которая основывается на потребностях и целевую, суть которой - личные смыслы, убеждения. Смыслообразующие мотивы детерминируют постановку цели деятельности, способы и средства её достижения. Педагогические специальности, в том числе учитель физической культуры, тренер, инструктор по физической культуре и другие педагогические специальности в сфере физической культуре и спорта предъявляют к соискателям высокие требования к морально-нравственным качествам. Ценностно-смысловая сфера личности данной категории специалистов должна соответствовать просоциальному эталону поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.