Научная статья на тему 'Специфика языковых предметов в обучении детей с ООП Степанова Я.А.'

Специфика языковых предметов в обучении детей с ООП Степанова Я.А. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / ООП / языковые предметы / инклюзивті білім беру / КҚБ / тіл пәндері / inclusive edu­ cation / PLO / language sub­ jects

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — МАРТЫНОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Согласно Конституции РК все граждане страны имеют право на бесплатное среднее образование в государственных заведениях. Мы видим тенденцию увеличения детей с ООП. Поэтому на сегодняшний день эта тема очень актуальна. В моей школе тоже есть определенное количество учащихся, и, естественно, им нужен совершенно определенный подход, поэтому я уделяю время самообучению для работы с такими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of language subjects in teaching children with special educational needs

According to the Constitution of the Republic of Kazakhstan, all citizens of the country have the right to free secondary education. We see a trend of increasing of children with SEN. Nowadays, this topic is very actual. There are a certain number of students at my school. They need a certain approach, so I spend the time to selftraining in working with such children.

Текст научной работы на тему «Специфика языковых предметов в обучении детей с ООП Степанова Я.А.»

109

Педагогическая наука и практика

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В ОБРАЗОВАНИИ

СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ООП

Аңдатпа

ҚР Конституциясына сәйкес еліміздің барлық азаматтары мемлекеттік мекемелерде тегін орта білім

алуға құқылы. Біз ЕБҚ бар балалардың өсу тенденциясын көріп отырмыз. Сондықтан бүгінгі таңда бұл

тақырып өте өзекті. Менің мектебімде де осындай

оқушылар бар және олар әрине ерекше бір тәсілді қажет етеді, сондықтан мен мұндай балалармен жұмыс

істеуде өзін-өзі оқытуға уақыт бөлемін.

Аннотация

Согласно Конституции РК все граждане страны

имеют право на бесплатное среднее образование в

государственных заведениях. Мы видим тенденцию

увеличения детей с ООП. Поэтому на сегодняшний

день эта тема очень актуальна. В моей школе тоже

есть определенное количество учащихся, и, естес­

твенно, им нужен совершенно определенный подход,

поэтому я уделяю время самообучению для работы с

такими детьми.

Annotation

According to the Constitution of the Republic of

Kazakhstan, all citizens of the country have the right to

free secondary education. We see a trend of increasing of

children with SEN. Nowadays, this topic is very actual.

There are a certain number of students at my school.

They need a certain approach, so I spend the time to selftraining in working with such children.

Проблема инклюзивного образования актуальна

во всем мире, Казахстан – не исключение. В нашей

стране данному вопросу вопросу уделяется большое

внимание, потому что с каждым годом растет количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития. Уже на ранней диагностике можно

4(42)/2023

Мартынова С.Н.,

общеобразовательная

школа № 4,

г. Костанай

Негізгі сөздер: инклюзивті білім беру, КҚБ, тіл

пәндері.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ООП,

языковые предметы.

Keywords: inclusive edu­

cation, PLO, language sub­

jects.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1.02 : 372.8

ГРНТИ 14.25.09

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

110

Педагогическая наука и практика

изучить отклонения в развитии у детей

и начать корректировать особые отклонения. В последнее время организации,

работающие с данными детьми, стараются включить данную категорию детей

в процесс обучения в общеобразовательных школах.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы

обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным

развитием. И вот такая система обучения

вроде бы создана – инклюзивное обучение (термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми

потребностями в общеобразовательных

школах) включает в себя коррекцию

психической деятельности, коррекцию

определенных нарушений физического

характера, развитие речи, расширение

представлений о мире, формирование общеинтеллектуальных умений. Реализация данной технологии проходит в условиях максимального погружения ребенка

в речевую среду, повышения его двигательной деятельности и эмоционального

тонуса, а также формирования самоконтроля и мотивации учебно-познавательной деятельности.

В школах работают логопеды, дефектологи, сурдопедагоги и т.д., но также,

в связи с тем, что государство старается таких детей

обучать в общеобразовательных школах, на самих

учителей ложится ответственность работать с такими детьми, чтобы они

могли изучить предметы

наравне с остальными учащимися, не находясь дома.

Ведь обучение в общеобразовательной

школе

среди сверстников даст

возможность ребенку с особо образовательными потребностями чувствовать

себя обычным, таким же, как его друзья,

одноклассники, мальчишки и девчонки.

Общество не имеет право лишать детей

с ограниченными возможностями права

получить образование, развить свои способности, талант и, главное, иметь среду

общения со сверстниками.

Инклюзивное образование стремится

к разработке подхода к преподаванию и

обучению, который будет более гибким

для удовлетворения различных потребностей в обучении. Оно направлено на:

• вовлечение детей с ограниченными

возможностями в образовательный процесс;

• адаптацию детей-инвалидов в современном обществе;

• создание активной поведенческой

установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки

в достоинства;

• изменение отношения современного

общества к людям с ограниченными возможностями.

Создание нормативно-правовой базы,

обучающих материалов, подготовка

преподавательского состава, изучение

отечественного и зарубежного опыта

4(42)/2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическая наука и практика

4(42)/2023

ответить легкими фразами ответ.

Поэтому стоит учитывать задачи при

проведении уроков английского языка:

• максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся;

• развить у них интерес к английскому языку;

• стимулировать коммуникативно-­

речевую активность.

Дети с особыми образовательными

потребностями особенно утомляемы,

поэтому очень важно отойти от однооб­

разия в планировании учебных занятий.

Для успешного выполнения учебных

заданий необходимо привлекать все

органы чувств: зрительные, слуховые,

речевые и двигательные. Использовать

разнообразные приёмы при составлении упражнений, использовать визуализацию, ролевые игры, музыкальный

фон – всё, что будет способствовать

подключению воображения учащихся

при выполнении заданий.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Есиргепова В.Ж. Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы, АркГПИ имени Ы. Алтынсарина, г. Аркалык. – 2012 г.

2.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального

и инклюзивного образования. РООИ

«Перспектива», 2011. – с.67.

3.Терновая А.Е. Принципы, методы и

технологии работы с детьми с ОВЗ на

уроках английского языка. – 2001 г.

4.Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность,

пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999.

– № 4.

5.Сухова М.А. Эффективные методики преподавания английского языка в

школе детям с ограниченными возможностями здоровья. – 2010 г.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

внедрения инклюзивного образования

позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.

Приступая к занятиям по английскому языку, нужно помнить о том, что

дети не владеют на достаточном уровне лексическим материалом на родном

языке, предложения грамматически

построены неправильно, понятно, иностранный язык им не освоить в полной

мере. Это значит, что они смогут изучать иностранный язык, но только на

уровне своего развития.

Сложные конструкции и клише такими учащимися усвоены в полном объёме не будут, так как у них низкий уровень развития родного языка. На уроках

иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, внимание, мышление, кругозор. Иногда можно вводить эти конструкции, но только

с целью ознакомления. Коррекционная

задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление

имеющихся недостатков специальными

педагогическими и психологическими

приемами. Педагог, планируя занятие,

должен задуматься, какие психические

процессы (внимание, восприятие, память, мышление, речь) будут наиболее

задействованы в ходе занятия.

Обучение английскому алфавиту и

звукам проводится в игровой и соревновательной форме постепенно, готовя

учащегося к чтению.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный

вид деятельности на уроке английского

языка в классах для детей с особыми

образовательными потребностями. Таким детям очень комфортно работать

в группе при обсуждении, в паре с более сильными детьми, узнавать от сверстников информацию и при желании

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.