Научная статья на тему 'Инклюзивное образование на уроках истории'

Инклюзивное образование на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особые образовательные потребности / специфические методы и приёмы / создание ситуации успеха. / ерекше білім беру қажеттіліктері / нақты әдіс­тәсілдер / жетістікке жету / special educa­ tional needs / specific me ­ thods and techni ques / crea­ ting a situation of success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова А. У.

Дети с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками: недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор, заторможенность в развитии речи, некоммуникабельность, проблемы с познавательной деятельностью, пессимизм, низкая самооценка, неуверенность в своих силах. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Главное в работе учителя с детьми с особыми образовательными потребностями это через измеримые и посильные задания создавать для ребёнка ситуацию успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова А. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education at History lessons

Children with special educational needs have common characteristic disadvantages: lack of knowledge about the environment, narrow outlook, inhibition in the development of speech, non-communicability, problems with cognitive activity, pessimism, low self-esteem, lack of confidence. Working with children with special educational needs aims to reduce these common shortcomings through specific methods. The main thing in the work of a teacher with children with special educational needs is to create a situation of success for a child through valid tasks.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование на уроках истории»

94 Педагогическая наука и практика

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.1.02:372.8 Омарова А.У.,

ГРНТИ 14.25.09 учитель истории,

общеобразовательная

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

школа №19,

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

г. Костанай

Аңдатпа

Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балалар жалпы Негізгі сөздер: ерекше

сипаттамалық кемшіліктерге ие: қоршаған орта туралы білім беру қажеттілік-

білімнің болмауы, тар көзқарас, сөйлеудің дамуындағы тері, нақты әдіс-тәсілдер,

тежелу, қарым-қатынасқа жатпау, танымдық белсенділік жетістікке жету.

проблемалары, пессимизм, өзін-өзі бағалаудың төменді-

Ключевые слова: особые

гі, өз қабілеттеріне деген сенімсіздік. Ерекше білім беру

образовательные потреб-

қажеттіліктері бар балалармен жұмыс нақты әдістерді

ности, специфические ме-

қолдана отырып, осы жалпы кемшіліктерді жоюға бағыт-

тоды и приёмы, создание

талған. Мұғалімнің ерекше білім берілуіне қажеттілілігі

ситуации успеха.

бар балалармен жұмыс жасаудағы ең бастысы – бұл ба-

лаға жетістікке жету үшін өлшенетін және шамадан ке- Keywords: special educa­

летін тапсырмалар беру арқылы. tional needs, specific me­­

thods and techni­ques, crea­

Аннотация ting a situation of success.

Дети с особыми образовательными потребностями

обладают общими характерными недостатками: недо-

статок знаний об окружающей среде, узкий кругозор, за-

торможенность в развитии речи, некоммуникабельность,

проблемы с познавательной деятельностью, пессимизм,

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

низкая самооценка, неуверенность в своих силах. Работа

с детьми с особыми образовательными потребностями

направлена на то, чтобы с помощью специфических ме-

тодов устранить эти общие недостатки. Главное в работе

учителя с детьми с особыми образовательными потреб-

ностями - это через измеримые и посильные задания соз-

давать для ребёнка ситуацию успеха.

Annotation

Children with special educational needs have common

characteristic disadvantages: lack of knowledge about the

environment, narrow outlook, inhibition in the development

of speech, non-communicability, problems with cognitive

activity, pessimism, low self-esteem, lack of confidence.

Working with children with special educational needs aims

to reduce these common shortcomings through specific

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

95

methods. The main thing in the work of a teacher with children with special educational needs is

to create a situation of success for a child through valid tasks.

Если ребенок не может учиться так, все необходимые условия для развития са-

как мы его учим, возможно, модостаточной личности, которая могла бы

нам следует учить так, как учит он. адаптироваться в существующем социуме.

Игнасио Эстрада Обновлённое содержание программы

образования ставит перед учителем исто-

Дети с особыми образовательными по- рии сложные задачи – не только знание и

требностями обладают общими характер- понимание учащимися основных событий

ными недостатками. К ним можно отнести: в истории, но и умение интерпретировать,

недостаток знаний об окружающей среде, делать логические заключения, выводы,

узкий кругозор, заторможенность в разви- выявлять закономерности исторических

тии речи, некоммуникабельность, пробле- процессов, анализировать, и, что самое

мы с познавательной деятельностью, пес- сложное, оценивать события и роль лично-

симизм, низкая самооценка, неуверенность сти в истории. Кроме того, программа по

в своих силах. Кроме этого, дети с ООП всемирной истории и истории Казахстана

быстро утомляются и нуждаются в частой содержит огромное количество фактов ло-

смене видов деятельности на уроке. гического материала: даты, цифры, имена,

Работа с детьми с особыми образова- термины, без знания которого невозможно

тельными потребностями направлена на то, изучение истории.

чтобы с помощью специфических методов Итак, перед современным учителем сто-

устранить эти общие недостатки. Задачи ит масса вопросов и проблем:

обучения детей с ООП: организация обра- - Как повысить мотивацию к учёбе?

зовательной системы таким образом, что- - Как все эти задачи воплотить в работе с

бы максимально активизировать желание детьми с ООП?

у детей познавать мир, сформировать у них - Каким способом вызвать у детей инте-

практические знания и умения, расширить рес к предмету?

кругозор. Дифференцированное обучение - Что сделать для того, чтобы ребёнок не

детей с особыми образовательными потреб- чувствовал себя изгоем среди своих одно-

ностями для того, чтобы выявить и развить классников? ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

способности и задатки учащихся, стимули- В нашей школе дети с ООП присутству-

ровать их к самостоятельным действиям и ют в каждом классе (от 1 до 3 учащихся). С

принятию собственных решений. Задача такими детьми использую следующие зада-

педагога заключается в том, чтобы создать ния:

Предпочитаемые виды Задания

деятельности

Любят рисовать Нарисуйте и подпишите названия вооружения тюркского вои-

на (не менее трёх)

Прочитайте текст. Раскрасьте одежду каждой социальной

группы в сакском обществе.

Дорисуйте недостающий фрагмент. Подпишите, как он назы-

вается.

3(41)/2023

96 Педагогическая наука и практика

Составляют мини-рассказ Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней

по иллюстрации три предложения, используя слова для справок.

Данетка Прочитайте текст. Отметьте в таблице верное и неверное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утверждение.

Историческое лото На поле – изображения предметов. На карточках – их подроб-

ное описание.

Несложный текст Заполните пропуски, используя слова для справок.

Решение кроссвордов Решите кроссворд, используя слова для справок.

Составление кроссвордов Составьте кроссворд, используя слова для справок.

Работают с картой Рассмотрите карту. Используя образец, нанесите на контур-

ную карту названия трёх государств (городов, рек, морей). За-

красьте разным цветом территорию трёх государств и т.д.

Ролевые игры Внимательно прочитай текст. Выбери себе роль, постарайся

изобразить своего героя как можно более достоверно.

Работа с Интернетом Пользуясь материалами интернета, написать 3-4 предложения

на заданную тему, найти значение нового термина, дату и т.д.

В заключении хочу сказать, что глав- стью выполненной работы; это должна

ное в работе учителя с детьми с особыми быть разумная поддержка в виде помощи

образовательными потребностями - это: в определении правильного решения за-

• через измеримые и посильные за- дания. При этом достигаются две цели –

дания создавать для ребёнка ситуацию адаптивная (учащиеся с ООП вовлекают-

успеха; ся в групповую работу, и, следовательно,

• дать понять детям, что они могут становятся более активными на уроке),

при желании получить самую высокую и морально-нравственная (сплочение

оценку; классного коллектива).

• не акцентировать внимание всего

класса на недостатках в работе учащихся ЛИТЕРАТУРА:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

с ООП, а наоборот хвалить и поощрять 1.Формы и особенности применения

даже за самые незначительные успехи и инклюзивного образования. / С.Г. Жир-

достижения; кова // Научное обозрение. - 2010. - N 1.

• во время групповой работы не сле- -С. 79-83. - Библиогр.: с. 82-83.

дует ребёнку с ООП давать индивиду- 2.Алехина С.В. Готовность педагогов

альное задание. Пусть он работает в кол- как основной фактор успешности инклю-

лективе в меру своих возможностей, а зивного процесса в образовании. / С.В.

товарищи оказывают ему необходимую Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафоно-

помощь и поддержку; ва // Психологическая наука и образова-

• помощь одноклассников не должна ние. - 2011. - N 1. - С. 83-92. - Библиогр.:

выражаться в виде подсказки или полно- с. 91.

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.