94 Педагогическая наука и практика
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.1.02:372.8 Омарова А.У.,
ГРНТИ 14.25.09 учитель истории,
общеобразовательная
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
школа №19,
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
г. Костанай
Аңдатпа
Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балалар жалпы Негізгі сөздер: ерекше
сипаттамалық кемшіліктерге ие: қоршаған орта туралы білім беру қажеттілік-
білімнің болмауы, тар көзқарас, сөйлеудің дамуындағы тері, нақты әдіс-тәсілдер,
тежелу, қарым-қатынасқа жатпау, танымдық белсенділік жетістікке жету.
проблемалары, пессимизм, өзін-өзі бағалаудың төменді-
Ключевые слова: особые
гі, өз қабілеттеріне деген сенімсіздік. Ерекше білім беру
образовательные потреб-
қажеттіліктері бар балалармен жұмыс нақты әдістерді
ности, специфические ме-
қолдана отырып, осы жалпы кемшіліктерді жоюға бағыт-
тоды и приёмы, создание
талған. Мұғалімнің ерекше білім берілуіне қажеттілілігі
ситуации успеха.
бар балалармен жұмыс жасаудағы ең бастысы – бұл ба-
лаға жетістікке жету үшін өлшенетін және шамадан ке- Keywords: special educa
летін тапсырмалар беру арқылы. tional needs, specific me
thods and techniques, crea
Аннотация ting a situation of success.
Дети с особыми образовательными потребностями
обладают общими характерными недостатками: недо-
статок знаний об окружающей среде, узкий кругозор, за-
торможенность в развитии речи, некоммуникабельность,
проблемы с познавательной деятельностью, пессимизм,
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
низкая самооценка, неуверенность в своих силах. Работа
с детьми с особыми образовательными потребностями
направлена на то, чтобы с помощью специфических ме-
тодов устранить эти общие недостатки. Главное в работе
учителя с детьми с особыми образовательными потреб-
ностями - это через измеримые и посильные задания соз-
давать для ребёнка ситуацию успеха.
Annotation
Children with special educational needs have common
characteristic disadvantages: lack of knowledge about the
environment, narrow outlook, inhibition in the development
of speech, non-communicability, problems with cognitive
activity, pessimism, low self-esteem, lack of confidence.
Working with children with special educational needs aims
to reduce these common shortcomings through specific
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
95
methods. The main thing in the work of a teacher with children with special educational needs is
to create a situation of success for a child through valid tasks.
Если ребенок не может учиться так, все необходимые условия для развития са-
как мы его учим, возможно, модостаточной личности, которая могла бы
нам следует учить так, как учит он. адаптироваться в существующем социуме.
Игнасио Эстрада Обновлённое содержание программы
образования ставит перед учителем исто-
Дети с особыми образовательными по- рии сложные задачи – не только знание и
требностями обладают общими характер- понимание учащимися основных событий
ными недостатками. К ним можно отнести: в истории, но и умение интерпретировать,
недостаток знаний об окружающей среде, делать логические заключения, выводы,
узкий кругозор, заторможенность в разви- выявлять закономерности исторических
тии речи, некоммуникабельность, пробле- процессов, анализировать, и, что самое
мы с познавательной деятельностью, пес- сложное, оценивать события и роль лично-
симизм, низкая самооценка, неуверенность сти в истории. Кроме того, программа по
в своих силах. Кроме этого, дети с ООП всемирной истории и истории Казахстана
быстро утомляются и нуждаются в частой содержит огромное количество фактов ло-
смене видов деятельности на уроке. гического материала: даты, цифры, имена,
Работа с детьми с особыми образова- термины, без знания которого невозможно
тельными потребностями направлена на то, изучение истории.
чтобы с помощью специфических методов Итак, перед современным учителем сто-
устранить эти общие недостатки. Задачи ит масса вопросов и проблем:
обучения детей с ООП: организация обра- - Как повысить мотивацию к учёбе?
зовательной системы таким образом, что- - Как все эти задачи воплотить в работе с
бы максимально активизировать желание детьми с ООП?
у детей познавать мир, сформировать у них - Каким способом вызвать у детей инте-
практические знания и умения, расширить рес к предмету?
кругозор. Дифференцированное обучение - Что сделать для того, чтобы ребёнок не
детей с особыми образовательными потреб- чувствовал себя изгоем среди своих одно-
ностями для того, чтобы выявить и развить классников? ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
способности и задатки учащихся, стимули- В нашей школе дети с ООП присутству-
ровать их к самостоятельным действиям и ют в каждом классе (от 1 до 3 учащихся). С
принятию собственных решений. Задача такими детьми использую следующие зада-
педагога заключается в том, чтобы создать ния:
Предпочитаемые виды Задания
деятельности
Любят рисовать Нарисуйте и подпишите названия вооружения тюркского вои-
на (не менее трёх)
Прочитайте текст. Раскрасьте одежду каждой социальной
группы в сакском обществе.
Дорисуйте недостающий фрагмент. Подпишите, как он назы-
вается.
3(41)/2023
96 Педагогическая наука и практика
Составляют мини-рассказ Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней
по иллюстрации три предложения, используя слова для справок.
Данетка Прочитайте текст. Отметьте в таблице верное и неверное
утверждение.
Историческое лото На поле – изображения предметов. На карточках – их подроб-
ное описание.
Несложный текст Заполните пропуски, используя слова для справок.
Решение кроссвордов Решите кроссворд, используя слова для справок.
Составление кроссвордов Составьте кроссворд, используя слова для справок.
Работают с картой Рассмотрите карту. Используя образец, нанесите на контур-
ную карту названия трёх государств (городов, рек, морей). За-
красьте разным цветом территорию трёх государств и т.д.
Ролевые игры Внимательно прочитай текст. Выбери себе роль, постарайся
изобразить своего героя как можно более достоверно.
Работа с Интернетом Пользуясь материалами интернета, написать 3-4 предложения
на заданную тему, найти значение нового термина, дату и т.д.
В заключении хочу сказать, что глав- стью выполненной работы; это должна
ное в работе учителя с детьми с особыми быть разумная поддержка в виде помощи
образовательными потребностями - это: в определении правильного решения за-
• через измеримые и посильные за- дания. При этом достигаются две цели –
дания создавать для ребёнка ситуацию адаптивная (учащиеся с ООП вовлекают-
успеха; ся в групповую работу, и, следовательно,
• дать понять детям, что они могут становятся более активными на уроке),
при желании получить самую высокую и морально-нравственная (сплочение
оценку; классного коллектива).
• не акцентировать внимание всего
класса на недостатках в работе учащихся ЛИТЕРАТУРА:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ
с ООП, а наоборот хвалить и поощрять 1.Формы и особенности применения
даже за самые незначительные успехи и инклюзивного образования. / С.Г. Жир-
достижения; кова // Научное обозрение. - 2010. - N 1.
• во время групповой работы не сле- -С. 79-83. - Библиогр.: с. 82-83.
дует ребёнку с ООП давать индивиду- 2.Алехина С.В. Готовность педагогов
альное задание. Пусть он работает в кол- как основной фактор успешности инклю-
лективе в меру своих возможностей, а зивного процесса в образовании. / С.В.
товарищи оказывают ему необходимую Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафоно-
помощь и поддержку; ва // Психологическая наука и образова-
• помощь одноклассников не должна ние. - 2011. - N 1. - С. 83-92. - Библиогр.:
выражаться в виде подсказки или полно- с. 91.
3(41)/2023