Научная статья на тему 'Творческое сотрудничество педагогов как фактор повышения эффективности коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями'

Творческое сотрудничество педагогов как фактор повышения эффективности коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая группа исследования / сотрудничество педагогов / дети с особыми образовательными потребностями / методическое сопровождение учебного процесса / компоненты процесса обучения / шығармашылық зерттеу тобы / мұғалімдердің / ерекше білім беру қажеттіліктері бар балалардың ынтымақтастығы / оқу процесін әдістемелік қамтамасыз ету / оқу процесінің құрамдас бөліктері / creative group research / collaboration of teachers / children with special educational needs / methodological support of the educational process / components of the learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — ИВАНИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, ЛОЗА ИЛОНА СТАНИСЛАВОВНА

В статье представлен опыт интегративного сотрудничества творческой группы опытных специалистов с коллективом школы. В основе этого опыта – поиск новых эффективных форм, принципов и методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, модернизация методического обеспечения учебно-коррекционного процесса с учётом концепции Lesson Study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — ИВАНИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, ЛОЗА ИЛОНА СТАНИСЛАВОВНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative cooperation of teachers as a factor for increasing the effectiveness of correctional education for children with special educational needs

The article presents the experience of integrative cooperation between a creative group of experienced specialists and the school staf. The basis of this experience is the search for new effective forms, principles, and methods of work with children with special educational needs, modernization of methodological support of the learning and correction process, taking into account the principals of Lesson Study.

Текст научной работы на тему «Творческое сотрудничество педагогов как фактор повышения эффективности коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями»

94

УДК 373.1

ГРНТИ 14.25.01

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Мақалада тәжірибелі мамандардың

шығармашылық тобының мектеп ұжымымен интеграциялық ынтымақтастық

тәжірибесі берілген. Бұл тәжірибе ерекше

білім беру қажеттіліктері бар балалармен

жұмыс істеудің жаңа тиімді нысандарын,

принциптері мен әдістерін іздеуге, Lesson

Study тұжырымдамасын ескере отырып,

оқу-түзету процесін әдістемелік қамтамасыз етуді жаңғыртуға негізделген.

Аннотация

В статье представлен опыт интегративного сотрудничества творческой группы опытных специалистов с коллективом школы. В основе этого опыта – поиск

новых эффективных форм, принципов и

методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, модернизация методического обеспечения учебно-коррекционного процесса с учётом

концепции Lesson Study.

Annotation

The article presents the experience o

integrative cooperation between a creative

group o experienced specialists and the

school sta. The basis o this experience is

the search or new eective orms, principles,

and methods o work with children with

special educational needs, modernization o

methodological support o the learning and

correction process, taking into account the

principals o Lesson Study.

Иванина С.А.,

педагог-исследователь,

учитель-логопед,

руководитель творческой группы

«Инклюзивное образование»,

ОШ № 16, г.Костанай,

Лоза И.С.,

педагог-эксперт, учитель-логопед,

ОШ № 16, г.Костанай

Негізгі сөздер: шығармашылық зерттеу тобы, мұғалімдердің, ерекше білім

беру қажеттіліктері бар балалардың

ынтымақтастығы, оқу процесін әдістемелік қамтамасыз ету, оқу процесінің құрамдас бөліктері.

Ключевые слова: творческая группа

исследования, сотрудничество педагогов, дети с особыми образовательными потребностями, методическое

сопровождение учебного процесса, компоненты процесса обучения.

Key words: creative group research,

collaboration o teachers, children with

special educational needs, methodological

support o the educational process,

components o the learning process.

В плане работы творческой группы

Сотрудничество педагогов

в исследовании урока активизирует – вопросы исследовательского, методии обновляет учебный процесс. ческого и учебно-коррекционного хаКонцепция Lesson Study рактера: с использованием актуальных

положений Lesson Study:

• изучение новейших исочников

В нашей школе совместно с обычными

детьми занимаются учащиеся с особыми научно-методической литературы по

потребностями в образовании, подлежа- инклюзивной проблеме;

• взаимообмен с коллегами своими

щие обучению в инклюзивных условиях

(1, с. 18). Ежегодно контингент таких де- педагогическими находками, опытом

тей непрерывно возрастает. Каждый из внедрения инноваций в учебно – коррекционный процесс;

них – в центре нашего внимания.

• взаимопосещения

коллегами

Многочисленный состав педагогов

школы (130 чел.) обладает значительны- учебных занятий с последующим обми профессиональными возможностя- меном мнениями по методике обучения

ми. Используя их, в школе были созданы детей с целью их совершенствования;

• обмен опытом работы с инклюгрупповые объединения по различным

направлениям

учебно-методической зивными детьми с коллегами школ городеятельности. Одно из них, исходя из да в условиях дистанционного образопотребностей контингента особенных вания;

• выступления на заседаниях творучащихся – наша творческая группа единомышленников, действующая с 2020 ческой группы с сообщениями по исгода в составе учителей-логопедов и пе- следуемой тематике;

• консультативная связь со специадагогов-психологов.

Специалисты группы взаимодейству- листами методического центра области

ют с учителями-предметниками, заня- и преподавателями кафедры специальтыми в сфере учебно-коррекционного ного образования регионального Костапроцесса с детьми, испытывающими найского госуниверситета;

• разработка методических рекоособые образовательные потребности.

Оказываем методическое содействие че- мендаций в помощь родителям по оказарез интеграцию логопедической работы, нию поддержки инклюзивным детям в

психологической помощи, совместные их развитии.

Изучение методических

аспектов

поиски путей и способов совершенствоLesson Study позволило нам реализования этого процесса.

Группа работает над проблемой «Ком- вать возможности их использования в

плексное сопровождение обучения практике работы с особенными детьми.

Ведущая идея, извлечённая нами из

учащихся с особыми образовательными

потребностями». Каждый её участник основных положений концепции Lesson

проводит своё исследование, связанное Study, – сотрудническая позиция в педас аспектом данной проблемы, участвует гогической деятельности на основе созс презентацией своего опыта на откры- дания профессиональных сообществ в

тых занятиях, проблемных семинарах, целях достижения эффективных резульитоговых методических конференциях татов в обучении детей – близка нам

по нашей творческой группе, созвучна

школы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

95

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

96

с проводимыми видами деятельности:

взаимопосещения коллегами учебных

занятий с доброжелательным их анализом с акцентом на обучении учащихся,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выдачей полезных рекомендаций и советов и ряд других.

Коллективные усилия такого объединения педагогов, помноженные на

сплочённость, инициативу и творческий

подход к делу, как убеждаемся в своей

практике, расширяют возможности педагогов, умножают их достижения, повышают качество обучения учащихся.

Через содержательное построение

урока, сочетание эмоциональных, рациональных и активных методов – к качеству обучения – таков наш подход к

учебному процессу.

В условиях обновления содержания

образования такая практика приобретает насущную потребность, в которую

вносит свой вклад и наша творческая

группа.

Наш подход к обучаемым – личностно-ориентированный с учётом индивидуального корректива в соответствии с

постулатом Л.С. Выготского – компенсации недостающего звена в развитии

(3, с.14).

В работе нашей группы находят место внутренние и внешние формы профессионального сотрудничества. На

внутришкольных заседаниях группы делимся своим опытом, обогащая себя и

других общими достижениями. Обзоры

новинок специальной литературы, достижения передовой мысли по нашей

проблеме становятся предметом наших

обсуждений.

Содержательные и полезные для нас

публицистические материалы находим

в педагогических изданиях для педагогов, издаваемых филиалом АО «НЦПК

«Өрлеу» ИПР по Костанайской обла-

сти» – журналах «Педагогическая теория и практика», «Тренер-Education»,

«Бiлiм-Инфо», в которых (первых двух)

публикуемся. Методически обогащаемся актуальными публикациями изданий республиканской газеты «Бiлiмдi

ел – Образованная страна» и областной

«Учительская плюс», где делимся опытом педагогической работы.

В помощь учителям, прежде всего

начинающим и практикантам, предназначены наши учебно-методические пособия. Совместные поиски и находки

пополняют нашу медиатеку, её методический инструментарий применительно

к различным категориям учащихся.

Внешние связи – это контакты с учёными кафедры специального образования КРУ через консультации, ознакомление с их исследованиями, рекомендации

по подготовке наших пособий.

Осуществляем дистанционный взаимообмен информацией по интересующей нас проблеме с творческими учителями ряда общеобразовательных школ

региона. Всё ценное транслируем в

практику своей работы. Выступаем с

циклом лекций перед молодыми учителями на областных курсах повышения

квалификации.

Вместе с учителями школы участвуем с презентацией опыта на научно-практических конференциях различного уровня, вплоть до международных,

с публикацией материалов.

Контактируем и с другими внутришкольными объединениями, что способствует обогащению педагогических

компетенций в области межпредметных

связей, внедрению их в коррекционный

процесс.

Приоритетным направлением в разработке избранной темы является два

аспекта – методическое и психолого –

педагогическое сопровождение учебно-коррекционного процесса. Первый

связан с модернизацией традиционных

и апробацией новых методик в комбинированных условиях обучения, второй

– с разработкой условий использования

факторов, сопровождающих коррекционный процесс.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями в нашей

школе сложилась практика согласованного взаимодействия разных специалистов: учителей-предметников, педагогов-психологов, учителей-логопедов.

Так, учитель-логопед обеспечивает логопедическое сопровождение в форме

коррекционных занятий с целью исправления нарушений устной и письменной

речи учащихся; педагог- психолог осуществляет психологическую поддержку,

связанную с развитием адаптации детей

к учебной среде, их эмоционально – волевой сферы, коррекцией психологического состояния. Учителя-предметники,

ведущие учебные занятия в классах, в

которых есть дети с ООП с учётом рекомендаций, полученных от психолога и

логопеда, содействуют созданию условий для полноценного их развития.

Таким образом, осуществляется взаимодополняемость специалистов в процессе их интеграции.

Составной частью учебно-коррекционного процесса является здоровьесбережение учащихся, которое направлено

на сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших

школьников, создаёт благоприятный

эмоциональный фон, способствующий

их включению в работу сохранных и

активизацию нарушенных функций. На

каждом занятии активно проводятся разнообразные динамические паузы для

снятия усталости и напряжения. Уделя-

ем должное внимание правильной осанке на уроках, особенно самых младших

детей, о чём проявляется забота в специальной литературе (4, с. 50).

Полагаем, что в школьной практике

послужило бы на пользу введение такого учебного предмета, как профилактика здоровья. Это способствовало бы

предотвращению пагубных привычек и

увлечений детей, нормализации осложнений в их здоровье, начиная с раннего

возраста.

Творческая группа принимает участие

в разработке условий повышения эффективности методических компонентов

учебно- коррекционного процесса.

Приоритетными компонентами сопровождения занятий являются педагогическая мотивация и учебное стимулирование. Разводим эти понятия.

Мотивацию трактуем как потребность, в

данном случае, в учёбе. Стимул – источник побуждения к ней (6, с. 54-55).

В развитии интереса к занятиям ведущую роль отводим такому фактору, как

убедительный мотив, по педагогу-новатору Ш. Амонашвили: «ради чего ты

учишься» (5, с. 26).

На конкретных примерах разъясняем

учащемуся, что даёт ему это занятие, что

развивает по типу «метод и его назначение». Когда обучаемый начинает осознавать пользу знаний и умений для себя,

они приобретают для него личностный

смысл (В.Н. Леонтьев).

На основе данных обследования детей

с ООП определяем уровни их мотивации

для каждого ученика: высокий, средний

и низкий (последний принимаем как исходную позицию потенциальных возможностей в развитии).

Под влиянием индивидуального внимательного подхода и оказания своевременной помощи слабоуспевающим

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

97

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

98

учащимся: их недостаточный уровень

мотива к учёбе переходит в новое, более

качественное состояние. Этому способствуют создание ситуаций успеха, включающих подбор заданий и упражнений,

позволяющих ребёнку проявлять себя,

свои речевые навыки, дающие возможность поверить в себя и добиться положительных результатов.

Учебное стимулирование рассматриваем как подкрепляющую функцию мотивации. Среди множества позитивных

стимулов, таких, как ободрение словом и

взглядом, своевременная поддержка в затруднениях, выражение оптимистической позиции и др. – акцент делаем на

положительные качества учащихся, которые можно найти в каждом помимо

его слабостей, вытесняя тем самым недостатки достоинствами, что повышает

самооценку личности, вселяет веру учащегося в себя, свои взможности.

Важную роль отводим компетентному

общению, которое рассматриваем как

способ продуктивного взаимодействия

с особенными детьми, умение вести с

ними диалог (8, с. 472-475).

В его основе выделяем ряд установок. Владение словом как важнейшим

инструментом общения, обладающим

действенной силой, способностью вдохновить, либо угнетать личность ученика.

Каждое высказывание вызывает психологические реакции ребёнка в гласной

либо негласной форме. Одну и ту же

мысль можно выразить разными способами. Следует учитывать, как наше слово отзовётся в душе ребёнка.

Лучшим вариантом диалога считается отсутствие многословия: «в потоке

слов тонет истина» Анри Ривороль [8, с.

655]. Вдумаемся в строки пословицы,

несущие их смысл: «Кто много говорит,

тот плохо думает».

Действуют и невербальные коммуникативные приёмы, то есть язык движений – мимика, жесты, выражение лица,

поза говорящего, зрительный контакт,

дающие более 70% информации (10,

с.182).

Владение чувствами: эмоционально –

психологическая устойчивость, самообладание личности. Воздействие не только на мысли, но и на «сенсорную зону»

ученика, в результате чего «мысль входит

в сознание вратами чувств»; отрыв слова от эмоций нарушает эффективность

воздействия речи (акад. В.Н. Мясников).

Эмоциональность, словесное вдохновение, позитивные эмоции, по его словам,

усиливают концентрацию внимания, вызывают активное восприятие (9, с. 590).

Важно умение эмпатического понимания внутреннего состояния воспитанника по его внешним признакам: «Что

внутри, то и снаружи» (Д. Трейси). Считаем, что отсутствие любви и уважения,

сердечности к подопечному – это такой

недостаток, который ничем нельзя компенсировать: «Если сердца нет, никакая

методика не поможет» (Альберт Лиханов). Только человечность, добро, исходящие от сердца, могут согреть любого.

Владение реверсивным приёмом как

вариантом компетентного общения [9,

с. 25], гибким стилем разговора, открывающим возможности ведущего беседу

перестроиться на ходу в зависимости от

проявляемой реакции собеседника.

Немалую роль в этом играет «дар слова» (И. Алтынсарин). Умело подобранное меткое слово оказывает позитивное

воздействие, способствует установлению доверия, нормализации нарушенных или утраченных отношений. Такова

грамматика общения, принятая нами в

отношении к учащимся.

Опыт нашей работы свидетельству-

99

устойчивый интерес наших учащихся к

занятиям, переходящий в успешную работу над собой.

Вместе к единой цели - таков наш

принцип двустороннего сотрудничества

творческой группы педагогов школы в

реализации задач инклюзивного обучения особенных детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Михальченко К.А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения.

/Михальченко К.А.// Теория и практика

образования в современном мире: СПб.:

Реноме, 2012.

2.https:// Lessonstudy.kz (дата обращения:10.02.2020 г.)

3.Выготский Л.С. Собрание соч. Т.5.

MORAL INSANITY. – М.: Педагогика,

1983.

4.Семенкова Л.Б. Правильная осанка

– залог здоровья. //ж. «Специальное образование в Казахстане», № 3, 2014.

5.Федас Л.А. Педагог-новатор Шалва

Амонашвили (Бiлiм-Инфо, №1, 2021).

6.Столяренко Л.Д. Психология. Учеб.

для вузов – СПб.: Питер, 2010 – 591с.

7.Методологические основы психологии. // Редакция Бархаева Б.П., Состовского Б.А. – М.: Совр.гуманит.ун-т.,

2003. – 82 с.

8.Энциклопедические мысли. /Сост.

О. Азарьев, Л. Демидова. Симферополь,

«Таврида», 1997. – 670 с.

9.Петровская Л.А. Компетентность в

общении. – М.: Образование, 1989,155 с.

10.Ментцель В. Риторика: искусство

говорить убедительно. – М.: «ОМЕГА»,

2008. – 144 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ет о роли влияния личностного фактора

учителя на учащихся, в котором преломляются все методы и приёмы. Учитель

интересен учащимся не только тем, что

знает, но и тем, что много умеет, работает вместе с ними, радуется их успехам,

переживает каждую неудачу, готов оказать своевременную помощь в преодолении трудностей. Всегда рядом, всегда

открыт.

Анализируя трёхлетнюю деятельность творческой группы школы в сотрудничестве с учителями, воспитателями, классными руководителями и

родителями, мы приходим к убедительным выводам на основе достигнутых результатов:

1.Новая форма деятельности доказала свою состоятельность и практическую значимость, позволила выявить

потенциал возможностей содружества

педагогов благодаря новаторской идее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместного поиска активных форм и

методов, способствующих обновлению

учебно-коррекционного процесса.

2.В процессе партнёрской деятельности важную роль играет взаимодополняемость специалистов в учебно-коррекционном процессе. Убеждаемся в том, что

интегративная деятельность является

внутришкольным мотиватором, точкой

роста в повышении профессиональных

компетенций педагогов.

3.В результате использования положений концепции Lesson Study нами были

выявлены расширенные возможности

педагогов в учебно-коррекционной деятельности, что способствовало оживлению и обогащению учебного процесса,

активизации деятельности обучаемых,

повышению их познавательного статуса,

уровня эффективности уроков.

При этом наблюдаем качественное

изменение учебной мотивации и более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.