Научная статья на тему 'Специфика военно-патриотического воспитания младших школьников'

Специфика военно-патриотического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / военно-патриотическое воспитание / формы и методы патриотического воспитания / patriotism / military-patriotic education / forms and methods of patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворецкий Михаил Иванович

В статье рассматриваются актуальн6ые проблемы патриотического воспитания младших школьников. Теоретический анализ проблемы позволяет автору рассматривать специфику военно-патриотического воспитания как составные части патриотического воспитания, обосновать формы и методы патриотического воспитания в начальной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the actual problems of Patriotic education of primary school children. Theoretical analysis of the problem allows the author to consider the specifics of military-Patriotic education as components of Patriotic education, to justify the forms and methods of Patriotic education in primary schools

Текст научной работы на тему «Специфика военно-патриотического воспитания младших школьников»

УДК 37

DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_36

СПЕЦИФИКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дворецкий Михаил Иванович.

Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, [email protected].

Аннотация. В статье рассматриваются актуальнбые проблемы патриотического воспитания младших школьников. Теоретический анализ проблемы позволяет автору рассматривать специфику военно-патриотического воспитания как составные части патриотического воспитания, обосновать формы и методы патриотического воспитания в начальной школе.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, формы и методы патриотического воспитания

SPECIFICITY OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Dvoretsky Mikhail Ivanovich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, candidate of Pedagogical Sciences, [email protected].

Annotation. The article deals with the actual problems of Patriotic education of primary school children. Theoretical analysis of the problem allows the author to consider the specifics of military-Patriotic education as components of Patriotic education, to justify the forms and methods of Patriotic education in primary schools.

Keywords: patriotism, military-patriotic education, forms and methods of patriotic education.

Словари Ожегова, философский, политический определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.

Военно-патриотическое воспитание надо рассматривать как важную неразрывную часть патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание является одним из наиболее важных и социально значимых приоритетов в воспитательной системе школы. Начальная школа это лишь первая ступень в системе данного воспитания. Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника является формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле, поколение которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее [1].

Проблемы патриотического воспитания в начальной школе неоднократно обсуждались на различных мероприятиях Института детства НГПУ, а так же на Международной научно-практической конференции [2;3;4].

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

В 60-70-е гг. ХХ века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» от 21 мая 2003г. подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят когнитивные (знания, представления), эмоциональные (чувства) и поведенческие (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий - выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью недостаточной прочностью и устойчивостью. У младшего школьника представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о

явлениях общественной жизни формируется лишь к концу 1-2 класса. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает. С семьи, которая живет рядом. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание начинается не в школе. Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая привлекать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне. Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны .Задача учителя начальных классов -правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно -исторические традиции своей страны, но и того региона, где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий - окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще недостаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

- уроки героико-патриотической тематики;

- интегрированные уроки;

- проблемные уроки;

- дискуссии;

- театрализованные уроки;

- групповые семинары.

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы, применяемые на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно - прикладного творчества).

Внеклассная образовательная деятельность - основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы: праздник (концерт); тематический урок; экскурсии к памятным местам или монументам; конкурсы (внутри класса или между классами); тематические выставки; организация школьного музея и музейные уроки; открытые уроки; тематические классные часы; показ патриотических и документальных фильмов.

Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, чувство долга перед Родиной, готовность защищать свое Отечество Знакомство с символами своей Родины начинается на уроках окружающего мира. А подробное знакомство проводится на тематическом классном часе «Государственная символика России», целью которого является познакомить обучающихся с символикой Российского государства, ее историей, воспитание чувства гордости за принадлежность к государству.

Воспитание патриотизма младших школьников необходимо проводить и через краеведческую работу. Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Знание своего края, своего прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. Данное направление реализуется через работу различных творческих объединений. В работе которых, приоритетными направлениями являются изучение героического прошлого своего края, его история, природа, традиции. Чувство любви к Родине, гордость за ее историю необходимо прививать детям, проводя беседы об истории родного края, экскурсии по памятным местам.

Школа и семья - два важнейших института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Система патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность учителя будет направлена на организацию сотрудничества с семьей, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны методы взаимодействия. Понятие семья близко и понятно каждому ребенку. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу, матери, дедушке и бабушке, традициям семьи - помогут в воспитании патриотизма. Сердечная

теплота и понимание друг друга помогут любить сначала свою семью, потом школу, свой край свою Родину.

Из большого количества средств и форм внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию в системе образования наиболее широкое распространение получили следующие:

1. Организация бесед, встреч, лекций, семинаров диспутов и мероприятий, посвященных знаменательным событиям в истории страны, армии, флота.

2. Важную роль в деле военно-патриотического воспитания молодого поколения на боевых и трудовых традициях играют школьные военно-патриотические музеи, являющиеся структурными подразделениями образовательного учреждения.

3. Эффективными формами патриотического и военно-патриотического воспитания являются военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, сборы, конкурсы, викторины, которые помогают учащимся совершенствовать свои знания и практические умения в военной области, укреплять физическую и морально- психологическую закалку, вырабатывать сплоченность, коллективизм, смелость и отвагу. Прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.

4. Значительное место в воспитательной работе занимают военно-патриотические клубы и объединения, которые направляют свою деятельность на развитие и поддержку инициативы школьников в изучении отечественного военного искусства, вооружения и техники, военной формы одежды и символики, воинских ритуалов, освоение основ военных профессий, подготовки молодежи к службе в Вооруженбных Силах России.

Военно-патриотическое воспитание рассматривается как организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику обучающихся. Система военно-патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность классного руководителя, будет направлена на организацию сотрудничества с семьей, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны адекватные методы взаимодействия.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы общеобразовательной школы является важным фактором консолидации всего общества, источником духовного, политического и экономического возрождения страны.

Библиографический список.

1. Государственная, программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» утвержденная постановлением правительства РФ от 30.12. 2015 №1493.

2. Дворецкий М.И. Особенности патриотического воспитания в начальной школе в современных условиях//Инновации в медицине, психологии и педагогике. Материалы VII Международной научно - практической

конференции (Вьетнам, Муй Нэ,27 апреля -7 мая 2016 г.) Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс; 2016. С.140-143.

3. Дворецкий М.И. Проблемы патриотического воспитания в начальной школе //Современные направления психолого - педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 7-8 апреля 2016 г.) с.138-142.

4. Дворецкий М.И.Патриотическое воспитание студентов в современных условиях //Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства.Материалы научно - практической конференции (Новосибирск, 12 - 13 апреля 2017 г.) С. 16-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.