Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ'

СПЕЦИФИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / исправительное учреждение / воспитательная работа / федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) / extracurricular activities / correctional institution / educational work / federal state educational standards (FSES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алевтина Владимировна Вилкова, Светлана Александровна Фадеева, Дмитрий Владимирович Лукашенко

В данной статье анализируются характер и динамика правонарушений, совершенных подростками; причины, толкнувшие их на противоправные деяния. При этом социальный статус и возрастные особенности подростков предполагают нацеленность наказания в большей степени на их исправление. Исследование внеурочной работы с несовершеннолетними осужденными проведено исходя из возрастных особенностей обучающихся в общеобразовательной организации при воспитательной колонии. Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что профессиональная организация внеурочной деятельности, которая происходит в том числе через выбор подростком занятий по интересам, будет способствовать обнаружению его предпочитаемого занятия, соответствующего личным притязаниям и индивидуальным способностям, впоследствии корректировать его самооценку и углублять отношения к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алевтина Владимировна Вилкова, Светлана Александровна Фадеева, Дмитрий Владимирович Лукашенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF EXTRACURRICULAR WORK WITH JUVENILES OFFENDERS: REGIME MOMENTS AND ORGANIZATION

The article analyzes the nature and dynamics of offenses committed by teenagers; reasons that pushed them to commit illegal acts. At the same time, the social status and age characteristics of adolescents suggest that punishment is aimed more at their correction. The study of extracurricular work with convicted minors was carried out considering characteristics of students in a general education organization at a correctional colony. Summarizing the analysis of various studies, the authors conclude that the professional organization of extracurricular activities, including a teenager’s choice of activities of interest, will help to discover their preferred activity that corresponds to personal aspirations and individual abilities and, subsequently, adjust their self-esteem and deepen relationships to the world around.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 343.824:343.815(470)

СПЕЦИФИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Алевтина Владимировна Вилкова1' 2, Светлана Александровна Фадеева1, Дмитрий Владимирович Лукашенко 1

1 Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия

2 Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, Домодедово, Россия

1 [email protected]

Аннотация. В данной статье анализируются характер и динамика правонарушений, совершенных подростками; причины, толкнувшие их на противоправные деяния. При этом социальный статус и возрастные особенности подростков предполагают нацеленность наказания в большей степени на их исправление.

Исследование внеурочной работы с несовершеннолетними осужденными проведено исходя из возрастных особенностей обучающихся в общеобразовательной организации при воспитательной колонии. Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что профессиональная организация внеурочной деятельности, которая происходит в том числе через выбор подростком занятий по интересам, будет способствовать обнаружению его предпочитаемого занятия, соответствующего личным притязаниям и индивидуальным способностям, впоследствии корректировать его самооценку и углублять отношения к миру.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, исправительное учреждение, воспитательная работа, федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

Для цитирования: Вилкова А. В., Фадеева С. А., Лукашенко Д. В. Специфика внеурочной работы с несовершеннолетними осужденными: режимные моменты и организации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 169-178.

Original article

SPECIFICS OF EXTRACURRICULAR WORK WITH JUVENILES OFFENDERS: REGIME MOMENTS AND ORGANIZATION

Alevtina V. Vilkova1, 2, Svetlana A. Fadeev1, Dmitry V. Lukashenko1

1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia 2 All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Domodedovo, Russia 1 [email protected]

Abstract. The article analyzes the nature and dynamics of offenses committed by teenagers; reasons that pushed them to commit illegal acts. At the same time, the social status and age characteristics of adolescents suggest that punishment is aimed more at their correction.

The study of extracurricular work with convicted minors was carried out considering characteristics of students in a general education organization at a correctional colony. Summarizing the analysis of various studies, the authors conclude that the professional organization of extracurricular activities, including a teenager's choice

© Вилкова А. В., Фадеева С. А., Лукашенко Д. В., 2024

of activities of interest, will help to discover their preferred activity that corresponds to personal aspirations and individual abilities and, subsequently, adjust their self-esteem and deepen relationships to the world around.

Keywords: extracurricular activities, correctional institution, educational work, federal state educational standards (FSES).

For citation: Vilkova A. V., Fadeev S. A., Lukashenko D. V. Specifics of extracurricular work with juveniles offenders: regime moments and organization // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. No. 1 (103). P. 169-178. (In Russ.)

Введение

Одним из направлений исправительного процесса несовершеннолетних осужденных является проведение внеурочных занятий, которые происходят в рамках целостной учебно-воспитательной среды. Единая среда исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни направлена на формирование их законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышению образовательного и культурного уровня.

Несовершеннолетние осужденные - это лица мужского и женского пола, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет [1, с. 21]. В связи с этим внеурочную работу следует строить исходя из возрастных особенностей данной категории обучающихся в общеобразовательной организации при воспитательной колонии. 14-18 лет - это период, который соответствует возрастным нормативам обучения на уровне основного общего образования (7-9 классы) и среднего общего образования (1011 классы). Однако при потребности несовершеннолетние могут получать образование уровня начального общего образования, а учеников зачисляют в классы не по возрасту, а по уровню образования, полученного на свободе.

Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления и некоторые преступления средней тяжести -с 14 лет (уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений). По усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Уголовный кодекс Российской Федерации определяет и регламентирует перечень тех преступлений, за которые несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, грабеж, разбой, вандализм и др.). Данный перечень дает некоторое представление о характерологических и психолого-педагогических особенностях потенциальных обучающихся, которые приходят для продолжения образования в школу при пенитенциарной организации. Арест и лишение свободы на определенный срок являются самыми строгими уголовными наказаниями для несовершеннолетних [2; 3].

Анализ характера и динамики правонарушений, совершенных подростками, позволяет делать определенные выводы о причинах, толкнувших их на противоправные деяния: низкий уровень информированности об ответственности за асоциальные действия и уверенность в своей безнаказанности; неблагоприятная социальная среда и отсутствие воспитания в семье группы риска; образ жизни значимых сверстников и деструктивных групп; педагогическая запущенность и образовательная неуспешность; неспособность противостоять влиянию взрослых, имеющих преступные наклонности или соответствующий опыт и пр. При этом социальный статус и возрастные особенности подростков предполагают нацеленность наказания в большей степени на их исправление.

Методы.

Методы исправления трудных подростков, которые вполне применимы во внеурочной работе с несовершеннолетними осужденными: разрушение отрицательного типа характера; перестройка мотивационной сфе-

ры и самосознания (переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация самосознания, прогнозирование последствий отрицательного поведения); стимулирование положительного поведения [4].

Обсуждение

Каков же психолого-педагогический и социальный портрет несовершеннолетнего осужденного подросткового возраста, который попадает в воспитательную колонию?

По мнению психологов, развитие подростка предполагает наличие кризисов и трудностей адаптации к социальной среде; если же подросток не в состоянии преодолеть данный этап своего психосоциального развития, могут начаться отклонения в подростковом поведении и отношениях с окружающими, он становится «трудным» («трудновоспитуемым», ребенком «группы риска»). Вместо развития самосознания и становления своего «Я» у трудного подростка формируются склонности к противоправному поведению, через утверждение независимости деструктивными способами он приобретает негативный социальный опыт.

Подростковый период отличается стремлением найти свое место среди сверстников. Если такая возможность подростку не предоставляется, это зачастую ведет к социальной неадаптированности, а затем и правонарушениям. Подросток подтвержден влиянию группы и ее ценностей, поэтому опасность попасть под воздействие деструктивной группы крайне велика для определенной категории несовершеннолетних: они не утвердились в социальной позиции и не приобрели успешный опыт в образовательной среде; они малообщительны и остро нуждаются в контактах со сверстниками; они не соглашаются с требованиями родителей, которые не являются для них «значимыми взрослыми»; они находятся в поиске своих жизненных идеалов и образцов поведения; они не уверены в себе (что приводит к обидчивости и упрямству).

Как правило, поведенческая модель несовершеннолетнего осужденного характеризуется неприятием общественных норм морали, отрицанием полезности учебной и

общественной деятельности, нежеланием подчиняться взрослым (в школе и дома), отсутствием чувства ответственности, лживостью, злоупотреблением спиртными напитками и табакокурением, проявлением асоциальных поступков (воровство, хулиганство, бродяжничество, неконтролируемая агрессия к людям и пр.).

Однако ученые отмечают, что трудные подростки при всей схожести асоциальных проявлений имеют свои индивидуальные причины, которые и приводят их к такому образу жизни (еще А. С. Макаренко утверждал, что трудновоспитуемость ребенка начинается в семье: там ее корни и основные причины). В соответствии с этим и пути воспитания каждого несовершеннолетнего данной категории также должны иметь свои особенности и отличительные черты [5].

На наш взгляд, профессиональная организация внеурочной деятельности, которая происходит в том числе через выбор подростком занятий по интересам, будет способствовать обнаружению его предпочитаемого занятия, соответствующего личным притязаниям и индивидуальным способностям и впоследствии корректировать его самооценку и углублять отношение к миру.

Обобщенный портрет несовершеннолетнего осужденного в настоящее время существенно отличается от его характеристик в недалеком прошлом. Современные подростки, оказавшиеся в местах лишения свободы, уже несколько иные.

Результаты

Не ставя перед собой цель проводить качественный анализ личностно-характероло-гических и социокультурных характеристик осужденных 14-18 лет, считаем, однако, возможным выделить некоторые особенности их портрета в связи с тем, что в наши дни проявляются совсем иные черты личности подростков, склонных к противоправным действиям.

Прежде всего, это крайне низкий образовательный и культурный уровень несовершеннолетних осужденных (раньше такая характеристика имела место, но все же не было столь сильного разрыва меж-

ду обычными школьниками подросткового возраста и осужденными того же возраста). У подростков рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации на конкретном объекте, им сложно сосредоточиться и трудно читать длинные тексты, что неизменно способствует образовательной запущенности. Более того, снижение мотивации к учебе, усидчивости и убежденность в необязательности обучения негативно воздействуют на установку продолжать образовательный процесс и в воспитательной колонии. Признаки «цифровой» зависимости (у данной категории также она имеет место быть) ведут к отсутствию коммуникативных навыков и умения формулировать и высказывать свои мысли на вербальном уровне, договариваться и адекватно оценивать разные точки зрения. В местах лишения свободы это может приводить к различным манипуляциям и деструктивному влиянию либо со стороны сверстников, либо старших по возрасту осужденных. Признаки существования клипового мышления приводят к потребности ярких впечатлений, которые подростки хотят получать, не осознавая последствия, с риском для здоровья, жизни и свободы (так, в одном небольшом городке подростки ради любопытства и развлечения подожгли пожилую женщину, а потом, испугавшись содеянного, убежали). Подростковая преступность отличается от взрослой тем, что несовершеннолетние совсем не думают о последствиях своих деяний. При этом у таких детей не сформированы навыки личной гигиены; подростки мужского пола не умеют ухаживать за собой; констатируется нижайший уровень информированности по вопросам отношений между полами и увеличение количества несовершеннолетних с ранним половым опытом. Кроме того, современных несовершеннолетних в местах лишения свободы характеризуют повышенная жестокость и вандализм, неуважение к чужому имуществу и неспособность уважать чужой труд. Насилие выступает не в качестве содержания поведенческого акта, а в качестве выражения эмоционально-поведенческой реакции.

образования

Все это накладывается на сформированные установки к моделям асоциального поведения (иначе бы несовершеннолетние не оказались в колонии) [6]. То есть при нахождении несовершеннолетнего в неблагоприятной среде уже сформированные асоциальные проявления поведения будут лишь подкрепляться и актуализироваться при попадании в деструктивную ситуацию. В колониях увеличивается число лиц, склонных к совершению суицида и членовредительству (большинство случаев - демонстративно-шантажные); повышается число несовершеннолетних, относимых к группам отрицательной направленности. Многие данные, получаемые из учреждений пенитенциарной системы для несовершеннолетних осужденных, говорят об усложнении контингента: социальная деформация несовершеннолетних усиливается, они отличаются повышенной возбудимостью и непредсказуемостью поведения, потенциальной опасностью для себя и для окружающих; становятся менее склонны к процессам исправления и ресоциализации.

Несмотря на существующую систему воспитательной работы, функционирующую в воспитательных колониях (включающую и разнообразные направления воспитательной направленности, и индивидуально-профилактические технологии, и усиление надзора за признаками формирования деструктивных субкультур, и предупреждение дисциплинарных проступков и негативных отношенческих проявлений, и многое другое), считаем, что огромным потенциалом по-прежнему обладает образовательная среда и образовательная организация, функционирующая в условиях учреждения [7].

Обучение лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании»), Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными документами в области образования. Так, ФЗ «Об образовании» (ст. 80) говорит об обеспечении для лиц,

содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, условий для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы1.

Осужденные к лишению свободы «имеют право на общее образование, профессиональное образование, а также на профессиональное обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации»

[3; 8].

Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Образовательные организации в уголовно-исполнительной системе создаются, реорганизуются и ликвидируются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом важно акцентировать внимание на том факте, что «работники государственных и других образовательных организаций, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка» [9; 10; 11].

Для настоящего исследования важным является регламент, который вменяет в обязанность педагогическим работникам функционирующей школы не только выполнять распорядок пенитенциарной организации, но и согласовывать планируемые меропри-

ятия в рамках внеурочной работы с администрацией колонии. Данное нормативное требование еще больше будет способствовать взаимопроникновению воспитательной и внеурочной деятельности.

Таким образом, образовательная организация, функционирующая в условиях воспитательной колонии, в своем порядке организации образовательной деятельности подчиняется режимным моментам воспитательной колонии. Однако именно в системе образования возможно прогнозирование существенного обновления воспитательной работы, прежде всего, через внеурочную деятельность, которая может выступать ресурсом коррекции поведения и исправления мировоззренческих установок несовершеннолетних осужденных.

Порядок организации получения осужденными образования регулируется Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 223 «Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», Уставом общеобразовательных школ. Школы воспитательных колоний имеют лицензию на право образовательной деятельности и аккредитацию, право на выдачу выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документа об образовании государственного образца - аттестата об основном общем, среднем общем образовании. В школах при воспитательных колониях есть необходимая учебно-методическая литература и материально-техническая база для обучения, оснащенные учебные кабинеты, обеспечен доступ к сети Интернет. Перед учителями и иными педагогическими работниками школ стоят не только задачи ресоциализа-ции и воспитания несовершеннолетних осужденных, освоения ими образовательной

1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.11.2023).

программы, но и коррекции нравственных установок, подготовки к продолжению образования после освобождения.

Зачисление в школу производится традиционно в начале каждого учебного года 1 сентября приказом директора по личному заявлению обучающегося, которое согласовывается с начальником колонии. Осужденные, поступающие в течение учебного года, зачисляются одновременно с распределением вновь прибывших по отрядам. Педагогами проводится диагностика уровня образования несовершеннолетнего осужденного, изучаются его социально-психологическая характеристика и сопроводительные документы. При отсутствии документов, подтверждающих уровень образования, направляется запрос по прежнему месту учебы несовершеннолетнего осужденного. Для успешной коррекции личностной и социальной направленности несовершеннолетнего осужденного необходимо проведение психолого-педагогических диагностических процедур, результаты которых помогут определить роль и участие обучающегося в тех или иных формах занятости во внеурочной работе.

Таким образом, подросток приступает к обучению в общеобразовательной организации, функционирующей при воспитательной колонии. С учетом условий работы воспитательной колонии в школе организуется и проводится внеурочная работа, воспитательный потенциал которой, особенно при адаптации вновь прибывших обучающихся, не вызывает сомнений.

Заключение

Общеобразовательная организация руководствуется при осуществлении образовательного процесса требованиями действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые содержат подробные установки и для проведения внеурочной деятельности. Учеба в общеобразовательной школе организуется в соответствии с положениями об организации деятельности школы; при необходимости в школе создаются специальные (коррекционные) классы

оБРАЗоВАНия

для обучения осужденных с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, такая школа организует образовательный процесс с учетом особенностей контингента: постоянное обновление списочного состава, изменение условий обучения несовершеннолетних осужденных в связи с изменениями условий отбывания наказания, перерывы в обучении несовершеннолетних и пр. [12; 13; 14; 15].

Занятия групп курсов внеурочной деятельности начинаются с началом учебного года и комплектование групп курсов внеурочной деятельности проводит руководитель организации. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся, однако выбор конкретных занятий осуществляется обучающимися самостоятельно в соответствии с личными интересами и склонностями. Воспитанники имеют право заниматься по программе одного и более курса внеурочной деятельности. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утверждаемым приказом руководителя на текущий учебный год. Время проведения занятий, курсов внеурочной деятельности согласовывается с администрацией воспитательной колонии. Продолжительность внеурочных занятий обычно длится от 30 минут до 2 часов с перерывом на отдых.

Главное в обновленных документах для эффективной реализации внеурочной занятости обучающихся - соотнесенность плана и расписания внеурочной деятельности с порядком жизнедеятельности осужденных в воспитательной колонии.

Из всего спектра направлений внеурочной деятельности, видов занятий и форм организации педагогический коллектив вправе выбрать то, что наиболее соответствует режимным моментам воспитательной колонии, согласуется с правилами внутреннего распорядка, а также способствует повышению образовательного и культурного уровня, формированию законопослушного поведения.

Безусловно, это будут информационно-просветительские занятия патриотической направленности «Разговоры о важном», где

главные темы связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России; занятия по формированию функциональной грамотности (прежде всего читательской); занятия, направленные на развитие профори-ентационных интересов несовершеннолетних (профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов и пр.).

Кроме того, при возможности организации предоставляются условия для занятий, связанных с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся: занятия для обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения, занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности, специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Удовлетворить потребность несовершеннолетних в творческом или физическом развитии возможно через посещение соответствующих форм внеурочной занятости (музыкальных студий, театральных кружков или кружков художественного творчества, секций и клубов).

Таким образом, перечень вероятных форматов внеурочной занятости обучающихся образовательная организация определяет самостоятельно при согласовании с администрацией воспитательной колонии. Следует лишь подчеркнуть, что дея-тельностные формы занятости, актуальные для современных подростков (совместные проекты, квесты, дискуссии, флэш-мобы и пр.), будут являться более эффективными для процессов исправления и коррекции нравственных установок. Сюда же можно отнести занятия по физической подготовке и командным видам спорта, занятия по интеллектуальным видам спорта, настольным играм и пр., которые способствуют формированию здорового образа жизни и профилактике пагубных привычек.

Одним из важнейших направлений работы с несовершеннолетними и осужденными являются воспитание нравственности,

присвоение основ нравственного, социально одобряемого поведения. К условиям его формирования относят в числе прочих: определение нравственного идеала, развитие стремления к формированию и осуществлению своей мечты, увлечение позитивной деятельностью; развитие самооценки и самоанализа. Многие из этих условий способна обеспечить система внеурочной деятельности, если она соответствует современным требованиям к ее реализации.

Внеурочная деятельность благодаря концентрированному педагогическому воздействию способствует не только вовлечению несовершеннолетних в деятельность, представляющую интерес для данной возрастной группы, но и повышает мотивацию к учебе, помогая пережить положительные эмоции от учебно-познавательного труда. Занятия внеурочной деятельностью выявляют склонности и способности трудного подростка, учат его содержательному проведению свободного времени. Они стимулируют проявление социально одобряемых качеств, формируют полезные привычки и показывают возможности удовлетворения социальных потребностей в позитивной среде.

Организация внеурочной деятельности для воспитанников - это возможность проявления инициативы, самостоятельности и открытости. Создание ситуации выбора обучающимися тех или иных направлений и занятий внеурочной занятости помогает воспитывать ответственность за свое решение и последующие результаты этой деятельности. В группы, занимающиеся по программам курсов внеурочной деятельности, попадают воспитанники из разных классов. Это способствует общению «по вертикали» и возникновению совместных положительных эмоций, развивает навыки взаимопомощи и сотрудничества, приобретаются социальные навыки, доверительное отношение друг к другу. Через вовлечение воспитанников в интересную и полезную деятельность происходят процессы самореализации, формируются ценностные отношения к себе и миру, приобретается опыт

участия в социально значимых делах и самоуправлении.

Следует отметить, что реализация действующих сегодня законодательных норм требует передачи функций и полномочий учредителя школ воспитательных колоний от Федеральной службы исполнения наказаний к органам местной власти. Однако с учетом риска преобразования этих школ в филиалы муниципальных образовательных учреждений летом 2022 года был внесен законопроект о сохранении школ при воспитательных колониях в структуре уголовно-исполнительной системы и сохранении за Федеральной службой исполнения наказаний полномочий учредителя школ как особой образовательной среды для исправления несовершеннолетних, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Делая выводы о специфике внеурочной деятельности как образовательной, организуемой для несовершеннолетних обучающихся в условиях воспитательной колонии, можно отметить два главных фактора: первый - необходимость ее реализации в соответствии с требованиями обновленных ФГОС общего

образования

образования (2021) и новых Федеральных основных образовательных программ (2022), второй - обязательность ее соотнесения с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [16; 17; 18] (иных ведомственных документов) и основными нормативными локальными актами воспитательной колонии. Те общеобразовательные организации, которые функционируют на базе пенитенциарных учреждений, безусловно, учитывают эти факторы и успешно осуществляют внеурочную занятость своих воспитанников. Только в этом случае внеурочная деятельность приобретает концентрированную направленность, включающую объединение всех возможных ресурсов образовательной организации и пенитенциарного учреждения. Несмотря на сложные составляющие психолого-педагогического социального портрета современных осужденных подростков, их внеурочная занятость так или иначе оказывает влияние на успешность исправления. Степень этого влияния определяется системностью и комплексностью организации жизнедеятельности несовершеннолетних после уроков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Вилкова А. В. Условия формирования асоциальных установок // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 14-22.

2. Васильева К. К. Концепция системного воспитательного воздействия на осужденных и его ресо-циализации (опыт исправительных учреждений Кировской области) // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28. № 1. С. 91-98.

3. Вилкова А. В. Формирования духовно-нравственной ответственности несовершеннолетних осужденных женского пола // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 9. С. 29-32.

4. Бурнацева З. М. Нравственное воспитание современных трудных подростков: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005.

5. Вилкова А. В. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 28-30.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников / Методический конструктор: пособие для учителя. М., Просвещение, 2010. 65 с.

7. Динейкина Е. В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: автореферат дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2020. 23 с.

8. Ковтуненко Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии: дис. ... докт. пед. наук. Воронеж, 2018. 430 с.

9. Колесов В. И., Вилкова А. В. Педагогика в образовательном пространстве: учебник. Санкт-Петербург, 2022.517 с.

10. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат: методическое пособие / под ред. П. В. Степанова. М.: Педагогическое общество России, 2017. 112 с.

11. Психосоциальная работа в уголовно-исполнительной системе с осужденными, освобождаемыми из исправительных учреждений: учебное пособие /А. Н. Сухов, В. Н. Казанцев, И. А. Кузнецова и др.; под ред. д-ра психол. наук, проф. А. Н. Сухова. М.: ФЛИНТА, 2019. 152 с.

12. Утеулиев Е. С., Миронова В. Г. Педагогическая запущенность детей, ее влияние на психологическое состояние, формирование социального и сексуального поведения и здоровья с позиций медицины // Вестник КазНМУ. № 1. 2019. С.672-674.

13. Фадеева С. А. Мониторинг организации воспитательного процесса в системе образования: учебное пособие. Нижний Новгород, 2020. 173 с.

14. Фадеева С. А. Потенциал воспитательной системы как механизма коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных // Ведомости УИС. 2020. № 7. С. 64-71.

15. Фадеева С. А. Оценка эффективности социально-педагогической работы с несовершеннолетними в пенитенциарных учреждениях // Нижегородское образование. 2021. № 3. C. 50-55.

16. Кузнецова И. А. Специфика формирования нравственной устойчивости несовершеннолетних осужденных в процессе образовательной деятельности // Школа будущего. 2020. № 4. С. 110-120.

17. Кузнецова И. А. Формирование нравственной устойчивости несовершеннолетних осужденных в процессе образовательной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук., М. 2021. 24 с.

18. Методические советы по изучению личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС / под ред. Е. Н. Степанова. Псков: Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 2014. 63 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vilkova A. V. Conditions for the formation of asocial attitudes // Education and science in Russia and abroad. 2018. No. 1. P. 14-22. (In Russ.)

2. Vasilyeva K.K. Concept of systemic educational influence on convicts and its resocialization (experience of correctional institutions of Kirov region) // Man: crime and punishment. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 91-98. (In Russ.)

3. Vilkova A. V. Formation of spiritual and moral responsibility of female juvenile convicts // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2016. No. 9. P. 29-32. (In Russ.)

4. Burnatseva Z. M. Moral education of modern difficult teenagers: abstract of thesis. ... cand. ped. sci. Vladikavkaz, 2005. (In Russ.)

5. Vilkova A. V. Reasons, conditions, prerequisites, factors for the emergence and development of deviant behavior of minors // Penal system: law, economics, management. 2018. No. 2. P. 28-30. (In Russ.)

6. Grigoriev D. V., Stepanov P. V. Extracurricular activities of schoolchildren / Methodological designer: manual for teachers. M., Education, 2010. 65 p. (In Russ.)

7. Dineikina E. V. Spiritual and moral development of personality in the conditions of transformation of modern Russian society: abstract of thesis. ...cand. philos sci. Stavropol, 2020. 23 p. (In Russ.)

8. Kovtunenko L.V. Concept of resocialization of juvenile convicts in the pedagogical environment of an educational colony: dis. ... doc. ped. sci. Voronezh, 2018. 430 p. (In Russ.)

9. Kolesov V.I., Vilkova A.V. Pedagogy in the educational space: textbook. St. Petersburg, 2022. 517 p. (In Russ.)

10. Designing the educational activities of a teacher: work for results: a methodological manual / ed. by P. V. Stepanov. M.: Pedagogical Society of Russia, 2017. 112 p. (In Russ.)

11. Psychosocial work in the penal system with convicts released from correctional institutions: training manual /A. N. Sukhov, V. N. Kazantsev, I. A. Kuznetsova and others; edited by Doctor of Psychology, prof. A. N. Sukhova. M.: FLINTA, 2019. 152 p. (In Russ.)

12. Uteuliev E. S., Mironova V. G. Pedagogical neglect of children, its influence on the psychological state, the formation of social and sexual behavior and health from the perspective of medicine // Bulletin of KazNMU. No. 1. 2019. P. 672-674. (In Russ.)

13. Fadeeva S. A. Monitoring the organization ofthe educational process in the education system: textbook. Nizhny Novgorod, 2020. 173 p. (In Russ.)

14. Fadeeva S. A. The potential of the educational system as a mechanism for correcting the lifestyle of juvenile prisoners // Vedomosti of the penal system. 2020. No. 7. P. 64-71. (In Russ.)

15. Fadeeva S. A. Assessing the effectiveness of social and pedagogical work with minors in penitentiary institutions // Nizhny Novgorod education. 2021. No. 3. P. 50-55. (In Russ.)

16. Kuznetsova I. A. Specifics of the formation of moral stability of juvenile convicts in the process of educational activities // School of the Future. 2020. No. 4. P. 110-120. (In Russ.)

17. Kuznetsova I. A. Formation of moral stability of juvenile convicts in the process of educational activities: abstract. ...cand. ped. sci., M. 2021. 24 p. (In Russ.)

18. Methodological advice for studying the personal results of students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard / ed. by E. N. Stepanova. Pskov: Pskov Regional Institute for Advanced Studies of Education Workers, 2014. 63 p. (In Russ.)

Информация об авторах:

А. В. Вилкова, доктор педагогических наук, профессор;

C. А. Фадеева, доктор педагогических наук, доцент;

Д. В. Лукашенко, доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors:

A. V. Vilkova, Doctor of Pedagogy, Professor;

S. A. Fadeeva, Doctor of Pedagogy, Associate Professor;

D. V. Lukashenko, Doctor of Psychology, Professor.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 21.03.2024.

The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 21.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.