Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных как актуальное направление образовательной деятельности в пенитенциарном учреждении'

Организация внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных как актуальное направление образовательной деятельности в пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / несовершеннолетние осужденные / федеральный государственный образовательный стандарт / федеральные общеобразовательные программы / модель и план внеурочной деятельности / extracurricular activities / juvenile convicts / federal state educational standard / federal educational programs / model and plan of extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Александровна Фадеева

В статье рассматриваются вопросы организации внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; акцентируется содержание новых требований к реализации внеурочной занятости воспитанников в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предметом статьи выступили данные современных документов образовательной политики, научно-методическая литература по теме работы. Цель исследования – обосновать воспитательный потенциал проявляемой вне уроков позитивной социально значимой активности несовершеннолетних, обусловленной их интересами и потребностями. Методологическую основу исследования составили анализ нормативных источников и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах школ пенитенциарных учреждений. В результате проведенной работы было уточнено понятие «внеурочная деятельность несовершеннолетних осужденных»; выделена роль внеурочной занятости подростков как образовательной для их исправления и ресоциализации; рассмотрены изменения данного направления в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами и рекомендациями Минпросвещения России. Практическое значение представленного материала заключается в актуализации направления внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных для педагогических кадров, осуществляющих образовательный процесс в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Кроме того, автор приводит методические советы для разработки плана внеурочной деятельности и чеклист готовности образовательной организации, функционирующей в условиях воспитательной колонии, к осуществлению внеурочной деятельности несовершеннолетних. Сделаны выводы о необходимости усиления внимания к организации образовательной деятельности несовершеннолетних осужденных после уроков (внеурочной деятельности), которая является необходимым и обязательным компонентом системы воспитания в пенитенциарном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Александровна Фадеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of extracurricular activities of juvenile convicts as an actual direction of educational activity in a penitentiary institution

The article deals with the organization of extracurricular activities for juvenile convicts in the implementation of federal state educational standards of general education; the content of new requirements for the implementation of extracurricular employment of pupils in the institutions of the penitentiary system is emphasized. The data of modern educational policy documents, scientific and methodological literature on the topic of the work made the subject of the article. The purpose of the study is to substantiate the educational potential of the positive socially significant activity of minors, which is manifested outside the lessons, due to their interests and needs. The methodological basis of the study was an analysis of normative sources and methodological developments; comparison, generalization and system-structural method in the analysis of materials posted on the websites of schools in penitentiary institutions. As a result of the work carried out, the concept of “extracurricular activities of juvenile convicts” was clarified; the role of extracurricular employment of adolescents as educational for their correction and resocialization is highlighted; changes in this direction are considered in accordance with the updated federal state educational standards and recommendations of the Ministry of Education of Russia. The practical significance of the presented material lies in the actualization of the direction of extracurricular activities of juvenile convicts for teaching staff who carry out the educational process in the institutions of the penal system. In addition, the author provides methodological advice for developing a plan for extracurricular activities and a checklist for the readiness of an educational organization operating in an educational colony to carry out extracurricular activities for minors. The author gives conclusions about the need to increase attention to the organization of educational activities of juvenile convicts after school (extracurricular activities), which is a necessary and mandatory component of the education system in a penitentiary institution.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных как актуальное направление образовательной деятельности в пенитенциарном учреждении»

УДК 343.85; 373.51

Э01: 10.51522/2307-0382-2023-255-8-66-72

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ФАДЕЕВА

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент И fadeeva1607@gmail.com, Ырр8://огаАо^/0000-0002-9814-5755

Москва

Организация внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных как актуальное направление образовательной деятельности в пенитенциарном учреждении

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; акцентируется содержание новых требований к реализации внеурочной занятости воспитанников в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Предметом статьи выступили данные современных документов образовательной политики, научно-методическая литература по теме работы. Цель исследования - обосновать воспитательный потенциал проявляемой вне уроков позитивной социально значимой активности несовершеннолетних, обусловленной их интересами и потребностями. Методологическую основу исследования составили анализ нормативных источников и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах школ пенитенциарных учреждений.

В результате проведенной работы было уточнено понятие «внеурочная деятельность несовершеннолетних осужденных»; выделена роль внеурочной занятости подростков как образовательной для их исправления и ресоциализации; рассмотрены изменения данного направления в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами и рекомендациями Минпросвещения России. Практическое значение представленного материала заключается в актуализации направления внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных для педагогических кадров, осуществляющих образовательный процесс в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Кроме того, автор приводит методические советы для разработки плана внеурочной деятельности и чек-лист готовности образовательной организации, функционирующей в условиях воспитательной колонии, к осуществлению внеурочной деятельности несовершеннолетних. Сделаны выводы о необходимости усиления внимания к организации образовательной деятельности несовершеннолетних осужденных после уроков (внеурочной деятельности), которая является необходимым и обязательным компонентом системы воспитания в пенитенциарном учреждении.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; несовершеннолетние осужденные; федеральный государственный образовательный стандарт; федеральные общеобразовательные программы; модель и план внеурочной деятельности

Для цитирования

Фадеева С. А. Организация внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных как актуальное направление образовательной деятельности в пенитенциарном учреждении // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 8. С. 66-72. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-255-8-66-72.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Фадеева С. А., 2023

SVETLANA A. FADEEVA

Chief Research Officer of the Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogy, Associate Professor fadeeva1607@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9814-5755 Moscow

Organization of extracurricular activities of juvenile convicts as an actual direction of educational activity in a penitentiary institution

Abstract. The article deals with the organization of extracurricular activities for juvenile convicts in the implementation of federal state educational standards of general education; the content of new requirements for the implementation of extracurricular employment of pupils in the institutions of the penitentiary system is emphasized.

The data of modern educational policy documents, scientific and methodological literature on the topic of the work made the subject of the article. The purpose of the study is to substantiate the educational potential of the positive socially significant activity of minors, which is manifested outside the lessons, due to their interests and needs. The methodological basis of the study was an analysis of normative sources and methodological developments; comparison, generalization and system-structural method in the analysis of materials posted on the websites of schools in penitentiary institutions.

As a result of the work carried out, the concept of "extracurricular activities of juvenile convicts" was clarified; the role of extracurricular employment of adolescents as educational for their correction and resocialization is highlighted; changes in this direction are considered in accordance with the updated federal state educational standards and recommendations of the Ministry of Education of Russia. The practical significance of the presented material lies in the actualization of the direction of extracurricular activities of juvenile convicts for teaching staff who carry out the educational process in the institutions of the penal system. In addition, the author provides methodological advice for developing a plan for extracurricular activities and a checklist for the readiness of an educational organization operating in an educational colony to carry out extracurricular activities for minors. The author gives conclusions about the need to increase attention to the organization of educational activities of juvenile convicts after school (extracurricular activities), which is a necessary and mandatory component of the education system in a penitentiary institution.

Keywords: extracurricular activities; juvenile convicts; federal state educational standard; federal educational programs; model and plan of extracurricular activities

For citation

Fadeeva S. A. Organization of extracurricular activities of juvenile convicts as an actual direction of educational activity in a penitentiary institution. 2023. № 8. P. 66-72. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-255-8-66-72.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Роль образования в процессе исправления несовершеннолетних осужденных утверждалась на протяжении всей истории развития уголовно-исполнительной системы. Так, С. В. Поз-нышев еще в 20-е годы прошлого столетия писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни... Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько это возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов» [1]. Значимость получения образования для исправления несовершеннолетних осужденных неоднократно становилась предметом исследований научных работ известных российских ученых и педагогов-практиков (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, М. И. Кузнецов и другие).

Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, осуществляют обучение в общеобразовательной организации [2]. Обучение лиц, отбывающих наказание, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными документами. Так, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит об обеспечении для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, условий для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [3]. В настоящее время в структуре уголовно-исполнительной системы Российской Федерации при воспитательных колониях функционируют 13 общеобразовательных организаций.

Образовательный процесс в них происходит в соответствии с действующим

образовательным стандартом [4]. Наряду с уроками несовершеннолетние обязаны посещать и внеурочные занятия. Следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность трактуется как образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных) и осуществляемая в формах, которые отличаются от урочных [5].

Внеурочная деятельность терминологически и структурно-содержательно относится к организации образовательного процесса и реализации образовательной программы в условиях получения несовершеннолетними осужденными основного общего и среднего общего образования. Поэтому регламентируется внеурочная деятельность, прежде всего действующими федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО).

Содержательный раздел основной образовательной программы включает - кроме рабочих программ учебных предметов (и иных составляющих) - рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, а организационный раздел - план внеурочной деятельности. Внеурочные занятия входят в учебный план обязательным компонентом и предполагают наполнение учебного объема разнообразными образовательными активностями в каждую учебную неделю. Соответственно, педагогическим кадрам в воспитательной колонии необходимо организовать не только учебный процесс по предметным областям, но и позаботиться об осуществлении регламентируемой образовательным стандартом внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных.

Существенные изменения в требования к организации и планированию внеурочной деятельности внесли методические рекомендации Минпросвещения России [5], которые предложили иное содержательное наполнение и структуру внеурочной дея-

тельности. Изменения коснулись и общеобразовательных организаций, функционирующих при учреждениях пенитенциарной системы.

Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся, однако выбор конкретных занятий осуществляется обучающимися самостоятельно в соответствии с личными интересами и склонностями. Время проведения занятий курсов внеурочной деятельности согласовывается с администрацией исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных.

Школа, функционирующая в условиях воспитательной колонии, в порядке организации образовательной деятельности подчиняется условиям отбывания наказания и правилам внутреннего распорядка воспитательной колонии. Однако именно в системе образования возможно прогнозирование существенного обновления воспитательной работы, прежде всего, через внеурочную деятельность, которая может выступать ресурсом коррекции поведения и исправления мировоззренческих установок несовершеннолетних осужденных. Из всего спектра направлений внеурочной деятельности, видов занятий и форм ее проведения, педагогический коллектив вправе выбрать то, что наиболее соответствует условиям функционирования воспитательной колонии, способствует формированию законопослушного поведения, повышению образовательного и культурного уровня осужденных.

В школах существует возможность использования самых разнообразных форм внеурочной занятости обучающихся. При этом стоит опираться как на известные классификации (например, методический конструктор внеурочной деятельности, авторы Д. В. Григорьев и П. В. Степанов) [6], так и на новые разработки, включающие формы занятости, которые являются актуальными для несовершеннолетних (квесты, кейсы, игры-симуляции, проектирование, клубы по интересам, флешмобы, форум-те-

атры). Все формы оказывают комплексное воздействие на процессы ресоциализации и исправления несовершеннолетних осужденных.

Следует подчеркнуть, что формы занятости, привлекательные для современных подростков, будут являться более эффективными для процессов исправления и коррекции нравственных установок воспитанников. Грамотная организация внеурочной деятельности через выбор занятий по интересам будет способствовать обнаружению любимого занятия подростка и, впоследствии, может влиять на коррекцию самооценки и сформированность ценностного отношения к окружающему миру.

В федеральных основных общеобразовательных программах [7; 8] план внеурочной деятельности рассматривается как целостная система, которая и является предметом проектирования в педагогическом коллективе. При этом важно выделить приоритетные для исправления личности несовершеннолетних осужденных направления их активности после уроков, которые будут играть системообразующую роль в организации данного направления работы.

Организационный раздел плана внеурочной деятельности может включать инвариантную (обязательную для всех несовершеннолетних) и вариативную части. Рекомендуется включать в инвариантную часть три еженедельных часа обязательных занятий: один час - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности - «Разговоры о важном»; один час - на занятия по формированию функциональной грамотности; один час -на занятия, связанные с профориентацией и определением будущей профессии. Вариативная часть (состав и часы определяются образовательной организацией) состоит из занятий, связанных с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей, удовлетворением социальных интересов и потребностей в творческом и физическом развитии. При невозможности

осуществления внеурочных занятий в рекомендуемом объеме в учебное время, вероятны корректировки расписания плана внеурочной деятельности (например, перенос отдельных курсов внеурочной занятости несовершеннолетних на каникулярное время).

Каковы же могут быть методические советы к проектированию и организации внеурочной деятельности для образовательной организации, работающей в условиях воспитательной колонии?

Совет первый. Прежде всего, нужно постараться учесть все нормативные требования, действующие в настоящее время и регламентирующие реализацию внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС ОО. Итоги анализа материалов, размещенных на сайтах школ пенитенциарных учреждений, показали включение в план внеурочной деятельности лишь курса «Разговоры о важном». Безусловно, данный курс обладает важнейшим ценностно-смысловым значением для обучающихся, однако изменения, вносимые во внеурочную деятельность, касаются ее системной организации.

Совет второй. Все локальные нормативные акты (особенно размещенные в открытом доступе) следует актуализировать и датировать сроками текущего учебного года. Прежде всего, это касается модели и плана внеурочной деятельности, расписаний и календарных графиков, а также рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности. Положение об организации внеурочной деятельности также должно содержать изменения и коррекцию с учетом документов текущего учебного года.

Совет третий. Прежде, чем разрабатывать структуру плана внеурочной деятельности, имеет смысл представить ее визуально в графике либо таблице. Необходимо отразить в плане основные направления, реализуемые виды и формы внеурочной занятости с учетом имеющегося перечня внутри образовательной организации. Также, следует проанализировать,

нет ли количественного «перекоса» по тем или иным направлениям внеурочной деятельности (например, по художественному творчеству или физическому развитию); постараться придерживаться рекомендаций по распределению часов в плане (согласно информационно-методическому письму Минпросвещения России от 05.07.2022 №ТВ-1290/03).

Совет четвертый. Убежденность педагогического коллектива в значении и роли внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных поможет сделать акценты на деятельностных формах активностей и рефлексивных социокультурных практиках (подразумевающих ценностно-ориентированное общение, диалоги, дискуссии). Приоритетными направлениями внеурочной занятости обучающихся должны быть: формирование нравственных ориентиров и ценностного отношения к труду, педагогическое сопровождение интеллектуального и социального развития (в том числе преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы), психолого-педагогическая поддержка в самоопределении и самореализации несовершеннолетних осужденных.

Совет пятый. Внеурочная деятельность, как важнейший компонент образовательной деятельности, подлежит анализу и оценке в такой же парадигме, в которой оценивается вся деятельность образовательной организации, включая условия, процессы и результаты. Оценку организации внеурочной деятельности на предмет ее соответствия обновленным ФГОС ОО и федеральных основных образовательных программ по основным показателям можно осуществить по прилагаемой форме (см. Приложение).

Несмотря на существующую систему воспитательной работы в колониях для несовершеннолетних осужденных, которая включает: разнонаправленные воспитательные мероприятия, индивидуально-профилактические технологии, усиление надзора за признаками формиро-

вания деструктивных субкультур, предупреждение дисциплинарных проступков и негативных межличностных проявлений, следует подчеркнуть, что огромным потенциалом по-прежнему обладает именно образовательная среда и образовательная организация, функционирующая в условиях учреждения.

Продолжение образовательно-воспитательного процесса после уроков - это со-

здание условий для решения самых разнообразных задач воспитания, профилактики асоциального поведения и досуговой занятости несовершеннолетних осужденных. Актуализация данного направления работы будет способствовать интеграции всех воспитательных ресурсов в деле педагогической поддержки подростков в сложной жизненной ситуации, их исправления и ре-социализации.

Приложение

ЧЕК-ЛИСТ

готовности образовательной организации к осуществлению внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных (в условиях обновленных ФГОС ОО)

№ Показатель Факт наличия/ отсутствия

1 Нормативно-правовая обеспеченность организации внеурочной деятельности: • положение об организации внеурочной деятельности (с учетом обновленных ФГОС ОО); • должностные инструкции педагогических работников (с учетом реализации рекомендуемых учебных курсов, в том числе курса «Разговоры о важном»); • приказ об утверждении Плана внеурочной деятельности; • приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности; • приказ об утверждении штатного расписания (с учетом новых учебных курсов внеурочной деятельности; • иное, исходя из условий и специфики ОО

2 Программно-методическая обеспеченность внеурочной деятельности: • рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности (перечень коррелирует с приказом!); • методические материалы к реализации рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности, в том числе электронные образовательные ресурсы (перечень и наличие); • материалы, контрольно-измерительные материалы (по требованиям ОО); • дидактические и иные материалы

3 Кадровая обеспеченность внеурочной деятельности (распределение и утверждение состава педагогических работников для реализации учебных курсов внеурочной деятельности).

4 Единообразное оформление всех рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности в ОО (на титульном листе обязательно указать: кем принята и утверждена (согласована).

5 Форма осуществления занятий внеурочной деятельности, отличная от урока, отражена в рабочей программе внеурочной деятельности.

6 Единообразная структура рабочих программ учебных курсов внеурочной деятельности.

7 Определена преобладающая модель плана внеурочной деятельности. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания с учетом образовательных потребностей обучающихся.

9 Присутствует соотнесенность внеурочной деятельности с рабочей программой воспитания в части: • целевых ориентиров и результатов; • выбора курсов внеурочной деятельности; • отдельного модуля в программе воспитания; • проведения воспитательных мероприятий.

10 Содержание и организация внеурочной деятельности (с учетом обновленных ФГОС ОО) отражена на сайте ОО.

1. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М., Минкомпрос, 1923 (https://studref.com/680885/ pravo/orgamzatsiya_obschego_obrazovamya_osuzhdennyh_vospitatelnyh_kolomyah).

2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 04.07. 2022 № 110. Приложение № 11.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 2912.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Минпросвещения России от 31.06.2021 № 287.

5. О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования : письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов // Методический конструктор / пособие для учителя. М., Просвещение, 2010. 65 с.

7. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993.

8. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования : приказ Минпросвещения России от 23.11. 2022 № 1014.

1. Poznyshev S.V. Fundamentals of penitentiary science. M., Minkompros, 1923 (https://studref.com/680885/ pravo/organizatsiya_obschego_obrazovaniya_osuzhdennyh_vospitatelnyh_koloniyah).

2. On approval of the Rules of internal order of pre-trial detention centers of the penal system, the Rules of internal order of correctional institutions and the Rules of internal order of correctional centers of the penitentiary system : order of the Ministry of Justice of Russia dated 04.07. 2022 No. 110. Appendix No. 11.

3. On education in the Russian Federation: Feder. Law of 2912.2012 No. 273-FL (recent edition).

4. On the approval of the federal state educational standard for basic general education: Order of the Ministry of Education of Russia dated June 31, 2021 No. 287.

5. On the direction of methodological recommendations on the organization of extracurricular activities as part of the implementation of the updated federal state educational standards for primary general and basic general education: letter of the Ministry of Education of Russia dated 05.07.2022 No. TV-1290/03.

6. Grigoriev D. V., Stepanov P. V. Extracurricular activities of schoolchildren / D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov // Methodological constructor / teacher's guide. M., Education, 2010. 65 p.

7. On the approval of the federal educational program of basic general education: Order of the Ministry of Education of Russia dated November 16, 2022 No. 993.

8. On the approval of the federal educational program of secondary general education: order of the Ministry of Education of Russia dated 23.11. 2022 No. 1014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.