УДК 343.85
DOI: 10.51522/2307-0382-2022-245-10-52-57
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ФАДЕЕВА
главный научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Москва
Мониторинг воспитательной деятельности среди несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях: проблемы и перспективы
Аннотация. Автор рассматривает вопросы организации и проведения мониторинговых процедур при оценке воспитательной деятельности с несовершеннолетними осужденными, проводит анализ осуществляемых исследований реализации воспитательных функций в пенитенциарных учреждениях, делает выводы относительно вероятных границ проблемного поля в данной области. В статье сделан акцент на перспективных направлениях реализации мониторинга воспитательной деятельности в учреждениях УИС, обоснована необходимость систематизации критериальной базы при изучении качества воспитания несовершеннолетних осужденных. Практическое значение исследования заключается в актуализации объективных закономерностей организации мониторинга воспитания несовершеннолетних осужденных и создании единых мониторинговых карт для изучения воспитательной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы. Сделан вывод о необходимости систематизации проведения всех мониторинговых исследований в сфере воспитания несовершеннолетних осужденных и создания единого информационно-аналитического банка данных, включающего кроме известных статистических показателей обоснованные характеристики реального состояния и перспектив развития воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.
Ключевые слова: мониторинг воспитательной деятельности, критериальная база, оценочные процедуры, статистические индикаторы, комплексный анализ, несовершеннолетние осужденные
Для цитирования
Фадеева С. А. Мониторинг воспитательной деятельности среди несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях: проблемы и перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 10. С. 52-57. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-245-10-52-57.
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Проблематика организации воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных, оценки и исследования ее качества по-прежнему является одной из определяющих и важных для учреждений пенитенциарной системы. В статье делается попытка выделения закономерностей проведения мониторинговых процедур
при изучении состояния работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях и уточнения понятий в сфере оценки воспитания применительно к учреждениям уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС).
Значимость проведения мониторинга в пенитенциарных учреждениях определяется не только обоснованием стратегических
© Фадеева С. А., 2022
SVETLANA A. FADEEVA
Chief Research Officer of the Research Center-2 of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogy, Associate Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Moscow
Monitoring of educational activities among minors in penitentiary institutions: problems and prospects
Abstract. The author considers the organizational and conduction issues of monitoring procedures in the evaluation of educational activities with minors, analyzes educational research on the implementation of educational functions in penitentiary institutions, conducts research on the potential boundaries of the problem field in this area. The author focuses on problem domains of educational activity monitoring in penitentiary institutions and substantiates the priority of criteria base systematization when studying the quality of raising minors. The practical significance of the research is in the actualization of objective laws of monitoring the education of minors and the identification of single observational maps for the study of educational activities in the units of the penitentiary system. The author concludes that it is necessary to systematize all monitoring procedures of studies in the field of juvenile education and create a single information and analytical bank, which would include not only known statistical indicators, but also justified characteristics of the real conditions and prospects of the development of educational work in penitentiary institutions.
Keywords: monitoring of educational activities, criteria basis, assessment procedures, statistical indicators, comprehensive analysis, convicted juveniles
For citation
Fadeeva S. A. Monitoring of educational activities among minors in penitentiary institutions: problems and prospects // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 10. P. 52-57. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-245-10-52-57.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
документов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, утвердившее Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [1]), но и ключевой задачей всех мониторинговых процедур, а именно четким определением степени соответствия организуемой воспитательной деятельности ее результатам - создаваемым оптимальным условиям, которые бы способствовали положительной динамике процессов воспи-
тания и профилактике разного вида рецидивов, а главное, личностным изменениям несовершеннолетних осужденных. Поэтому коснемся прежде научно-методических оснований понятия «мониторинг» применительно к системе воспитания несовершеннолетних в учреждениях УИС, а затем разберем составляющие воспитательной деятельности, релевантные для исследования и объективной оценки.
Мониторинг определяется чаще как система наблюдения за явлениями и
процессами, в которую входят оценка, контроль (мониторинг иногда называют постоянно действующим контролем) и управление (итоги мониторинга помогают принимать взвешенные управленческие решения). Эффективность мониторинга определяется качеством получаемой информации, она должна быть оперативной, достаточной по объему, достоверной и структурированной.
Среди множества смысловых дефиниций данного понятия мы будем опираться на устоявшееся в системе образования и воспитания определение Майорова А. Н., подчеркивающее системный характер мониторинга: «Мониторинг - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации» о каком-либо объекте, «ориентированная на информационное обеспечение управления», позволяющая «судить о состоянии в любой момент времени» и «дающая возможность прогнозирования развития» [2]. Важной составляющей данного определения считаем также упоминание о возможности непрерывного владения информацией о наблюдаемом объекте и вероятность осуществления предположений о дальнейшем развитии данного объекта. Качественный многоуровневый мониторинг может обеспечивать координацию деятельности всех субъектов, задействованных в воспитательной деятельности несовершеннолетних осужденных, и помогает выявлять реальные результаты этой работы.
Проводимые процедуры мониторинга носят обычно входной (начальный), промежуточный (осуществляемый спустя определенный временной промежуток) и итоговый (заключительный) характер. Для того чтобы оценить динамику изменений наблюдаемых параметров, важно соблюдать определенную логику как в применении критериально-оценочных индикаторов, так и в используе-
мом диагностическом инструментарии. Конкретный вид мониторинга (стратегический, тактический; ретроспективный, предупредительный; выборочный, фронтальный и другие) при планировании мониторинговых исследований определяют организаторы (либо заказчики), ориентируясь на необходимость изучения тех или иных характеристик воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных.
Воспитательная деятельность в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних направлена на исправление и ресоциализацию личности осужденных. Несмотря на то что вопрос о структуре воспитательной деятельности остается открытым, исследователи предполагают, что она содержит все компоненты деятельности как таковой: цель, предмет, средства, совокупность действий, результат. Целью ее считается развитие личности воспитанника; предметом -совокупность необходимых личностных качеств и социально одобряемых моделей поведения. «Главный, смыслообра-зующий мотив» - личностное развитие воспитанников побуждает и направляет воспитательную деятельность («отсутствие этого мотива приводит к имитации воспитательной деятельности») [4]. Воспитательная деятельность, по мнению Степанова П. В., обычно состоит из следующих действий (которые являются и ее инвариантными компонентами): вовлечение воспитанников в совместные дела, способствующие достижению поставленных целей; создание позитивных общностей для объединения педагога и воспитанников неформальными отношениями; побуждение воспитанников к приобретению социально значимых знаний и опыта, развитию ценностных отношений [3]. Средства воспитательной деятельности - своеобразный инструментарий, который используется для
решения воспитательных задач: способы коммуникации, знаковые символы, мир жизнедеятельности, социальная группа, культурные ценности, технические и материальные средства и прочие. Результатом же воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных считается успешная ресоциализация и динамика развития личности воспитанников. Следовательно, при проведении мониторинга воспитательной деятельности имеет смысл говорить прежде всего об изучении системы педагогических действий по отношению к воспитанникам и оценке полученных результатов с тем, чтобы в ходе последующего анализа выявить достижения и проблемные зоны в данной работе.
Опыт проведения мониторинговых исследований в воспитательных колониях, с одной стороны, показывает богатый для аналитической и информационной работы статистический материал, с другой - может вскрывать недочеты организуемой воспитательной деятельности с несовершеннолетними осужденными. На сегодняшний день в 18 воспитательных
колониях содержатся 842 несовершенно*
летних осужденных .
Аналитические отчеты традиционно констатируют динамику количественных индикаторов в воспитательной деятельности: количество осужденных, совершивших нарушения в отчетный период; количество актов неповиновения представителям администрации; количество проведенных занятий; количество воспитательных мероприятий различной направленности и количество осужденных, принявших в них участие; количество несовершеннолетних осужденных, поставленных на профилактический учет и прочих. Анализ выявленной динамики количественных данных по годам нахождения
* Согласно результатам отчета работы ВК за 2021 год.
несовершеннолетних в воспитательных колониях и обнаружение специфических закономерностей, безусловно, будет полезно и при разработке методологии воспитания, и при организации педагогической практики.
Однако комплексность мониторинговым исследованиям в сфере воспитания всегда придает наличие качественных показателей при изучении и оценке воспитательной деятельности. Автор в ранних работах уже указывал в качестве примера таковых соответствие используемых форм воспитательной деятельности психолого-педагогическим особенностям несовершеннолетних осужденных; разнообразие содержания воспитательной деятельности и современность ее форматов для несовершеннолетних осужденных; состояние психологического климата и качество неформальных отношений в воспитательных колониях; применение современных воспитательных технологий в работе с несовершеннолетними осужденными и прочее [7]. Кроме того, не следует забывать об анализе и оценке эффективности основных средств исправления осужденных: установленном порядке исполнения и отбывания наказания, воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональном обучении и общественном воздействии [5].
Отдельно стоит акцентировать внимание на главном результате воспитательной деятельности - преобразовании личности несовершеннолетнего осужденного и тех качественных изменениях, которые произошли в нем за период пребывания в воспитательной колонии. Предстоит анализировать не только динамику ценностных установок воспитанников и их достижения, не только успешность формирования социально одобряемых моделей поведения и приобретение полезных знаний и навыков,
но и мотивацию к дальнейшему личностному росту за пределами пенитенциарного учреждения (так называемый отсроченный воспитательный результат).
Для того чтобы мониторинг воспитательной деятельности приобретал характер системы, необходимо во всех мониторинговых исследованиях стремиться к достижению понимаемой организаторами и исполнителями целесообразной логике, построенной на последовательности следующих этапов:
- прогнозирования ожидаемого качества воспитательной деятельности: осуществляется на основе сформированного государственного заказа в сфере воспитания несовершеннолетних осужденных, условий и особенностей конкретного учреждения УИС; завершается прогноз определением общих показателей качества воспитания (которые будут выступать параметрами отслеживания), перечень показателей должен строиться на сочетании количественных и качественных данных;
- анализа и оценки имеющихся результатов воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных в учреждениях пенитенциарной системы с помощью выбранных ранее ключевых показателей;
- сравнения прогнозируемых и реальных результатов воспитательной деятельности с несовершеннолетними осужденными;
- выявления актуальных проблем, степень остроты которых определяется зонами наибольших расхождений и противоречий между желаемым и реальным состоянием воспитания в воспитательных колониях;
- постановки цели и задач исходя из актуальности выявленных проблем при организации воспитательной деятельности и ее результатов;
- планирования собственно мониторинга воспитательной деятельности
среди несовершеннолетних осужденных (разработка дорожной карты (плана) мониторинговых исследований);
- реализации (проведения) мониторинга воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных согласно плану;
- подведения итогов мониторинга воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных [6].
Важным вопросом, на наш взгляд, является необходимость разработки единых мониторинговых карт для изучения воспитательной деятельности в подразделениях уголовно-исполнительной системы. Подобные карты могут включать как примерную критериально-оценочную базу, так и предлагаемый диагностический инструментарий для педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, в соответствии с логикой осуществления мониторинговых процедур [7]. На основании аналитики, представленной в мониторинговых картах, можно задуматься о создании единого информационно-аналитического банка данных, включающего кроме известных статистических показателей характеристики реального состояния и перспектив развития воспитательной деятельности в пенитенциарных учреждениях.
Всевозможные мониторинговые исследования воспитательной деятельности среди несовершеннолетних осужденных имеет смысл дифференцировать по качеству и возможностям использования получаемой информации, охарактеризовав уровень подобных исследований как формальный, достаточный или оптимальный [6]. Формальным можно назвать мониторинг, когда результаты оценочных процедур являются неполными, носят формально-отчетный характер и малоприменимы для дальнейшей работы. Достаточный уровень мониторинга определяется при наличии полноты, струк-
турированности и релевантности представленных результатов. Оптимальным считается мониторинг в том случае, когда полученные данные соответствуют реальным условиям и результатам воспитания; он основывается на глубоком проблемно-ориентированном анализе всей осуществляемой воспитательной деятельности.
Все изложенное позволяет сделать вывод относительно значения более полной систематизации мониторинговых исследований в сфере воспитания несовершеннолетних осужденных, необходимости обеспечения педагогических коллективов воспитательных колоний действенным оценочным инструментарием и современными методическими разработками в сфере оценки качества
воспитательной деятельности. Перспективными направлениями работы в данной области, на наш взгляд, являются понимание мониторинга как системы всеми участниками аналитических исследований в сфере воспитания; исчерпывающее влияние результатов различных мониторингов на качество связанных с ними управленческих решений; изыскание возможностей коррекции воспитания несовершеннолетних осужденных после реализации управленческих решений; прогнозируемое развитие воспитательной деятельности и предполагаемые социально-педагогические эффекты, получаемые от результатов качественно организуемых мониторинговых процедур в пенитенциарной системе.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании : монография. М. : Интеллект-Центр, 2005. С. 7.
3. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат / под ред. П. В. Степанова. М. : Педагогическое общество России, 2017. С. 10.
4. Степанов П. В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4. С. 72.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022). Ст. 9.
6. Фадеева С. А. Мониторинг организации воспитательного процесса в системе образования : учебное пособие. 2-е изд. доп. Нижний Новгород, 2020. С. 19, 24-25.
7. Фадеева С. А. Оценка эффективности социально-педагогической работы с несовершеннолетними в пенитенциарных учреждениях // Нижегородское образование. 2021. № 3. С. 50-55.
1. The Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. thrust. Government of Rus. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r. Access from LRS «ConsultantPlus».
2. Mayorov A. N. Monitoring in education: monograph. M. : Intellect-Centre, 2005. P. 7.
3. Designing the educational activity of the teacher: work for the result / ed. P. V. Stepanova. M. : Pedagogical Society of Russia, 2017. P. 10.
4. Stepanov P. V. Educational activity as a system // National and foreign pedagogy. 2018. V. 1, No. 4. P. 72.
5. The Penal Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-FL (as amended on June 11, 2022). Art. 9.
6. Fadeeva S. A. Monitoring the organization of the educational process in the education system : a tutorial. 2nd ed. add. Nizhny Novgorod, 2020. P. 19, 24-25.
7. Fadeeva S. A. Evaluation of the effectiveness of social and pedagogical work with minors in penitentiary institutions // Nizhny Novgorod Education. 2021. No. 3. P. 50-55.