Международный опыт ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Юдакова Софья Павловна,
аспирант, кафедра уголовного права и криминологии факультета подготовки следователей федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации» E-mail: sophiapav@mail.ru
В статье рассматривается международный опыт ресоциализации несовершеннолетних осужденных на примерах зарубежных стран, таких как Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Великобритания. Рассмотрены международные документы и стандарты, которые в той или иной степени касаются работы с несовершеннолетними в рамках их социальной адаптации. Приведен анализ работы с несовершеннолетними осужденными и элементы подготовки их к освобождению на примере указанных стран. Рассмотрена организация воспитательного процесса и образовательной деятельности несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы. Определены направления ре-социализации в зарубежных странах, сравнительный анализ с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Отмечается необходимость проведения работы по изучению зарубежного опыта для совершенствования отечественного законодательства в части воспитательной работы, приближать ее к международным стандартам, а также внедрять положительный опыт в практику.
Ключевые слова: зарубежные страны, ресоциализация, несовершеннолетние осужденные, воспитательный процесс, образование.
S2
см см о см
<3
Вопросу ресоциализации несовершеннолетних осужденных уделяется пристальное внимание в мировом сообществе. Фундаментом для разработки федеральных программ ресоциалиизации несовершеннолетних осужденных являются общепризнанные принципы и нормы международных стандартов.
Целый ряд международных документов, таких как «Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» и др., в той или иной степени касаются работы с несовершеннолетними в рамках их социальной адаптации.
Согласно «Минимальным стандартным правилам Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» государства должны ответственно подходить к вопросу развития несовершеннолетнего, а именно «стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений» [1]. Большинство европейских стран используют комплексный подход к ресоциализации несовершеннолетних осужденных - определённую систему перевоспитания.
В основу воспитания положен принцип занятости - отсутствие свободного времени и полезная трудовая активность. Комплексные меры внутри воспитательного процесса, которые включают организацию специализированного профобразования, занятия физкультурой, трудовую деятельность, работу службы психологической поддержки, систему досуговых, духовно-нравственных и профориентационных мероприятий [2].
В 1948 году Всемирной декларацией прав человека образование было признано правом человека. Данное право человека нашло отражение и в других всемирных договорах и нормативных актах, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1960 года против дискриминации в области образования и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, статья 13 (1) которого признает «право каждого на образование». Лиссабонский
договор 2007 года признает права граждан Европейского Союза посредством обеспечения соблюдения Хартии основных прав, а статья 14 Хартии гласит о том, что «каждый имеет право на образование и доступ к профессиональному и непрерывному обучению» [3].
В 1985 году Кабинет министров Совета Европы принял решение об открытии в местах лишения свободы специальных программ, которые бы позволяли заключенным удовлетворять свои интересы и потребности, с целью повышения уровня образования для оптимизации перспектив в социальной реабилитации и мягкой адаптации в обществе на основе позиций толерантности и уважения к самим себе [4, с. 29].
В последние годы в государствах применяется введение полусвободного режима подготовки осужденных для выполнения общественно полезных функций, подведение осужденных к вступлению в нормальную жизнь, что должно привести к исключению изоляционного характера исправительных учреждений [5]. Рассмотрим процесс ресоциа-лизации несовершеннолетних осужденных на примере зарубежных стран.
Воспитательный процесс в США занимает одну из первых позиций в процессе исправления осужденных. Различные программы реабилитации представлены в психиатрическом сопровождении осужденных, приобщении религиозных групп, трудоустройстве, а также получении среднего образования и профессиональной подготовки. Право заключенных на получение образования обеспечивается восьмой и четырнадцатой поправками Конституции США, в соответствии с которыми образование является важным компонентом исправления осужденных в США [6]. Для отбывания наказания несовершеннолетними осужденными созданы молодежные реформатории и воспитательные школы, где применяются гуманные методы воспитательной работы по сравнению с местами отбывания наказания взрослыми. Программа образования для реабилитации может включать в себя как освоение элементов базовой грамотности, так и физическое воспитание. Осужденные имеют возможность получить образование в местах лишения свободы эквивалентно образованию средней школы (GED), а также получить образование уровня колледжа. Опираясь на данные статистики Центра Американского Конгресса США диплом о среднем образовании имеют 18% осужденных. Согласно показателям, для некоторых осужденных уровень образования средней школы будет являться единственным путем к вступлению в полноценную взрослую жизнь. Для ряда осужденных это может означать приобретение начальных базовых знаний, включая обучение первоначальным основам грамматики, а при возникновении «языкового барьера» для иностранцев - изучение равнозначной программы «Английский как второй язык» (ESL) [7].
Так во Франции было введено обязательное обучение несовершеннолетних осужденных
до 16 лет. По данным Международного центра тюремных исследований (ICPS) - из общего количества несовершеннолетних заключенных в год проходят обучения около 80% [8]. Для осуществления мер «морального воздействия» с осужденными ведут работу психиатры, психологи и педагоги. Также в организации воспитательного процесса важная роль отводиться проведению спортивных и культурных мероприятий (73% учреждений имеют свои библиотеки, при этом не исключается возможность обращаться в муниципальные библиотеки). Между Министерством юстиции и Министерством молодежи и спорта Франции заключены партнерские соглашения по работе с заключенными в рамках основ спортивной политики в тюремной среде [9].
В уголовно-исполнительном законодательстве Германии, в пр. 1 Уголовно-исполнительного кодекса от 1977 года ФРГ (Закон об исполнении лишения свободы, далее - Stvolzg), предписано, что процесс исправления и ресоциализации заключенного проводиться через ряд психологических и социально-воспитательных мер перевоспитания [10]. Параграфом 3 StVollzg регламентированы принципы перевоспитания заключенных, а именно принцип равноправия, согласно которому все заключенные внутри учреждений не должны быть отрезаны от внешнего мира, что подразумевает под собой предоставление государством гарантий заключенным по обеспечению работой, досугом и обучением, а также заключенный должен быть подготовлен к самостоятельной жизни после освобождения [11]. Функция перевоспитания заключенных в пенитенциарных системах ФРГ возложена на социальных педагогов. Для достижения одной из основных целей уголовно-исполнительного права Германии - успешной ресоциализации заключенных способствует применение воспитательных программ, реализацией которых занимаются не только сотрудники исправительных учреждений, но и социальные педагоги, учителя и священники [12]. Для несовершеннолетних предусмотрено особое наказание - помещение в специальный молодежный дом «Югендхауз». В основу воспитания положен гуманистический подход, включающий в себя конкретные меры: специфический режим и настойчивость в его соблюдении, благодаря которым должны быть устранены дефекты социального развития несовершеннолетнего осужденного, включающий программы по освоению школьного образования, гражданского воспитания, а также посещения культурных и спортивных занятий [13].
В Великобритании были внедрены экспериментальные образовательные программы для осужденных, которые значительно уменьшили р число рецидивов [14]. Инновационная програм- Д ма «Inside-Out» предоставляет возможность обу- Ч
m
чения для студентов Британской и Блэкбернской К тюрем. Британский колледж социальной работы S и факультет социологии сотрудничают с Депар- у таментом исправительных учреждений в экспе- А
риментальном проекте нового инновационного курса под названием «Наркотики и преступность, программа обмена заключенными наизнанку». Курс, который проводится раз в неделю в Блэкберне, объединяет 16 студентов колледжа (извне) вместе с 16 лицами, которые находятся в заключении (изнутри), чтобы проходить обучение на семинаре также как сверстники за пределами мест лишения свободы. Программа обмена основана на договорённости между пенитенциарными и учебными заведениями что несовершеннолетние осуждённые и студенты колледжей могут поделиться опытом в освоении учебного курса и пообщаться как сверстники в одной среде. В настоящее время программа успешно работает в более чем 300 пенитенциарных учреждениях и колледжах/университетах по всему миру [15]. Следовательно, привлекая для участия в учебном процессе преподавателей различных учреждений, наблюдается повышение образовательного результатов осужденных. Расходы на себя берут частные фонды, общественные организации и Служба исполнения наказания, которые готовят осужденных к сдаче экзаменов для поступления в вузы или профессиональные колледжи [16].
Таким образом, в зарубежных странах основными направлениями ресоциализации можно выделить:
1. Образовательные программы. Получение образования разного уровня: от среднего до профессионального. Активно осуществляется обучение в дистанционной форме.
2. Применяются программы культурно-просветительского характера.
3. Активное развитие программ по приобретению знаний, умений и навыков в различных видах профессий. Привлечение к трудовой деятельности во время отбывания наказания в местах лишения свободы.
4. Спортивные мероприятия организованные с привлечением социальных педагогов и самих осужденных.
Важно обратить внимание и на нормативно-правовые акты Российской Федерации. Так, согласно ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него».
Кроме того, несовершеннолетним осужденным предоставляется возможность выполнять — трудовую деятельность за определенную оплату, S2 что регламентирует как зарубежное, так и отече-й ственное законодательство. В Российском зако-° нодательстве предусмотрена выплата заработной ¿в платы пропорционально отработанному осужден-
ным времени. Особенности регулирования труда несовершеннолетних прописаны в трудовом законодательстве Российской Федерации. Согласно которому, организация труда несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях, должна быть приближена к продолжительности установленного объёма работ, а также к условиям труда за пределами мест лишения свободы, чтобы несовершеннолетние осужденные могли подготовится к дальнейшей трудовой деятельности в нормальных условиях жизни человека.
Таким образом, необходимо отметить, что современное отечественное законодательство в сфере ресоциализации несовершеннолетних осужденных в большинстве своем учитывает требования и рекомендации международных документов в этой области с учетом сложившихся условий и возможностей государства. Конечно, нужно проводить работу по изучению зарубежного опыта для совершенствования отечественного законодательства в части воспитательной работы, приближать ее к международным стандартам, а также внедрять положительный опыт в практику.
Литература
1. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года. [Электронный ресурс]. // Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conven/ (дата обращения: 15.02.2022)
2. Пертли Л.Ф., Сафронова С.А. Обзор европейского опыта по исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте: пособие для сотрудников УИС. М., 2012. - 32с.
3. Vorhau J. Prisoners' right to éducation: A philosophical survey [Электронный ресурс] // London Review of Education Volume 12, Number 2, July 2014 URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1160353.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
4. Европейские Пенитенциарные правила от 12 февраля 1987. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 13.02.2022)
5. Пенитенциарная психология: учебник для образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 681 с.
6. rights-of-prisoners // U.S. Constitution Annotated I US Law I LII / Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/constitution-conan/ amendment-14/section-1/rights-of-prisoners (дата обращения: 15.02.2022).
7. Center for American Progress [сайт]. URL: https:// www.americanprogress.org/ (дата обращения: 15.02.2022).
8. International Centre for Prison Studies (ICPR) // WHO/Europe I Prisons and health - International Centre for Prison Studies (ICPR). URL: https:// www.euro.who.int/ru/health-topics/health-determinants/prisons-and-health/publications/ partner-publications/international-centre-for-prison-studies-icpr (дата обращения: 14.02.2022).
9. Тимофеева Е.А. Особенности функционирования пенитенциарной системы Франции на современном этапе // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 4. С. 195201.
10. Bundesverfassungsgericht-Startseite [сайт]. URL: ttps://www.bundesverfassungsgericht.de/ (дата обращения: 15.02.2022)
11. Aufgaben und Ausgestaltung des Strafvollzugs // Aufgaben und Ausgestaltung des Strafvollzugs | bpb. URL: https://www.bpb.de/izpb/268268/ aufgaben-und-ausgestaltung-des-strafvollzugs (дата обращения: 14.02.2022).
12. Rechtsfolgen einer Straftat nach dem deutschen Strafrecht Fragen zur Rechtslage. URL: https:// www.bundestag.de/resource/blob/647618/78ef 2a7138aab9e537a6270ab4d244ec/WD-7-054-19-pdf-data.pdf (дата обращения: 14.02.2022).
13. Пути повышения эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях / А.А. Кулакова, И.Н. Куркина, А.Н. Ломакина, Ю.А. Соколова // Теоретические аспекты пенитенциарной педагогики. Владимир, 2018. С.157-167.
14. Our courses // Prisoners' Education Trust. URL ttps://www.prisonerseducation.org.uk/get-support/ prison-staff/our-courses/ (дата обращения: 13.02.2022).
15. Blackford А. Innovative 'Inside-Out' Program Provides Learning Opportunity for UK and Blackburn Prison Students // College of Arts & Sciences Sociology. 2013. November 14.
16. Зауторова Э.В. Организация образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран // Образование и право. 213. № 2. С. 21-26.
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF RESOCIALIZATION OF JUVENILE CONVICTS
Yudakova S.P.
St. Petersburg Academy of the Investigative Committee
The article discusses the international experience of resocialization of juvenile convicts on the examples of foreign countries such as the United States of America, France, Germany, Great Britain. International documents and standards are considered, which, to one degree or another, relate to work with minors as part of their social adaptation. The analysis of work with juvenile convicts and the ele-
ments of preparing them for release is given on the example of these countries. The organization of the educational process and educational activities of juvenile convicts in places of deprivation of liberty is considered. The directions of resocialization in foreign countries are determined, a comparative analysis with the Penitentiary Code of the Russian Federation. It is noted that it is necessary to study foreign experience in order to improve domestic legislation in terms of educational work, bring it closer to international standards, and also introduce positive experience into practice.
Keywords: foreign countries, resocialization, juvenile convicts, educational process, education
References
1. United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (Beijing Rules). Adopted by General Assembly resolution 40/33 dated November 29, 1985. [Electronic resource]. // United Nations [website]. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conven/ (date of access: 15.02.2022)
2. Pertli L.F., Safronova S.A. A review of European experience in the execution of custodial sentences for juvenile offenders: a guide for penitentiary officers. M., 2012. - 32p.
3. Vorhau J. Prisoners' right to education: A philosophical survey [Electronic resource] // London Review of Education Volume 12, Number 2, July 2014 URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1160353. pdf (date of access: 15.02.2022).
4. European Prison Rules of February 12, 1987. [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901732870 (date of access: 02/13/2022)
5. Penitentiary psychology: a textbook for educational institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation / Yu.A. Dmi-triev, B.B. Kazak. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 681 p.
6. rights-of-prisoners // U.S. Constitution Annotated I US law I LII / Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/ constitution-conan/amendment-14/section-1/rights-of-prisoners (accessed 2/15/2022).
7. Center for American Progress [website]. URL: https://www. americanprogress.org/ (accessed 02/15/2022).
8. International Center for Prison Studies (ICPR) // WHO/Europe I Prisons and health - International Center for Prison Studies (ICPR). URL: https://www.euro.who.int/en/health-topics/ health-determinants/prisons-and-health/publications/partner-publications/international-centre-for-prison-studies-icpr (accessed: 14.02.2022).
9. Timofeeva E.A. Features of the functioning of the French penitentiary system at the present stage // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2016. No. 4. S. 195-201.
10. Bundesverfassungsgericht-Startseite [website]. URL: ttps:// www.bundesverfassungsgericht.de/ (accessed 15.02.2022)
11. Aufgaben und Ausgestaltung des Strafvollzugs // Aufgaben und Ausgestaltung des Strafvollzugs I bpb. URL: https://www.bpb. de/izpb/268268/aufgaben-und-ausgestaltung-des-strafvollzugs (accessed 14.02.2022).
12. Rechtsfolgen einer Straftat nach dem deutschen Strafrecht Fragen zur Rechtslage. URL: https://www.bundestag.de/resource/ blob/647618/78ef2a7138aab9e537a6270ab4d244ec/WD-7-054-19-pdf-data.pdf (accessed 14.02.2022).
13. Ways to improve the efficiency of the educational process in correctional institutions / A.A. Kulakova, I.N. Kurkina, A.N. Lo-makina, Yu.A. Sokolova // Theoretical aspects of penitentiary pedagogy. Vladimir, 2018. P. 157-167.
14. Our courses // Prisoners' Education Trust. URL ttps://www.pris-onerseducation.org.uk/get-support/prison-staff/our-courses/ (Accessed 13 Feb 2022).
15. Blackford A. Innovative 'Inside-Out' Program Provides Learning Opportunity for UK and Blackburn Prison Students // College of Arts & Sciences Sociology. November 14, 2013.
16. Zautorova E.V. Organization of the educational process in penitentiary institutions of foreign countries // Education and Law. 213. No. 2. P. 21-26.
5 -a
C3
<