УДК 376.6
DOI: 10.51522/2307-0382-2022-241-6-48-54
АЛЕВТИНА ВЛАДИМИРОВНА ВИЛКОВА
заместитель начальника ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор
И [email protected] Москва
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА ФАДЕЕВА
главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Москва
Исправительная система колонии-поселения: опыт и проблемы на примере ситкома* «Исправление и наказание»
Аннотация. Статья посвящена краткому анализу системы исправления осужденных, продемонстрированной в сериале «Исправление и наказание» (режиссер Пармас А.). В статье раскрываются особенности и компоненты исправительной системы в колонии-поселении, их влияние на коррекцию ценностных установок осужденных; актуализируется общая проблематика колонии-поселения в содержательном контексте премьерного показа фильма «Исправление и наказание». Особое внимание уделяется значимости построения воспитательных систем как основы исправления осужденных, отбывающих наказание в указанном типе учреждений уголовно-исполнительной системы. Целью проведенного исследования было выявление достоверных характеристик системы колонии-поселения, показанных в ситкоме, и подтверждение (либо отрицание) данных характеристик в реальной жизнедеятельности данной разновидности пенитенциарных учреждений. Научная значимость работы заключается в рассмотрении и анализе особенностей исправительной системы в колонии-поселении, обосновании исправительной системы как составляющей воспитательной системы пенитенциарного учреждения. Основными методами исследования стали анализ статистических данных, анализ научных источников, интерпретация содержания ситкома «Исправление и наказание» и анализ критических зрительских отзывов. Практическим значением итогов работы считаем актуализацию деятельности колоний-поселений через анализ показа положительных и отрицательных моментов в ситкоме «Исправление и наказание»: социальные, организационно-управленческие и воспитательные акценты помогут обратить внимание на необходимость своевременного обновления исправительных систем пенитенциарных учреждений похожих типов.
Ключевые слова: исправительная система, теория воспитательных систем, образ жизни, колония-поселение, компоненты воспитательной системы, фильм «Исправление и наказание»
Для цитирования
Вилкова А. В., Фадеева С. А. Исправительная система колонии-поселения: опыт и проблемы на примере ситкома «Исправление и наказание» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6. С. 48-54. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-48-54.
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
* Ситком - жанр ситуационной комедии или комедии положений; сериал с постоянными персонажами, простыми и повторяющимися локациями и общей историей.
© Вилкова А. В., Фадеева С. А., 2022
ALEVTINA V. VILKOVA
Deputy Head of the Research Institute of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor
El [email protected] Moscow
SVETLANA A. FADEEVA
Chief Researcher of the Division for Psychological Support of the Professional Activities of the Penitentiary System Officers of the Research Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the FPS of Russia», Doctor of Pedagogy, Associate Professor E [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9814-5755
Moscow
The correctional system of a colony-settlement: experience and problems on the example of the sitcom «Correction and Punishment»
Abstract. The article is devoted to a brief analysis of the system of correction of convicts, demonstrated in the series «Correction and Punishment» (director Parmas A.). The article reveals the features and components of the correctional system in the colony-settlement, their influence on the correction of the values of convicts; the general problems of the colony-settlement are updated in the meaningful context of the premiere screening of the film «Correction and Punishment». Particular attention is paid to the importance of building educational systems as the basis for the correction of convicts serving sentences in the indicated type of institutions of the penitentiary system. The purpose of the study was to identify the reliable characteristics of the colony-settlement system shown in the sitcom, and confirm (or deny) these characteristics in the real life of this type of penitentiary institution. The scientific significance of the work lies in the consideration and analysis of the features of the correctional system in the colony-settlement, the substantiation of the correctional system as a component of the educational system of the penitentiary institution. The main research methods were the analysis of statistical data, the analysis of scientific sources, the interpretation of the content of the sitcom «Correction and Punishment» and the analysis of critical and audience reviews. We consider the actualization of the activities of colonies-settlements through the analysis of the display of positive and negative points in the sitcom «Correction and Punishment» as a practical value of the results of the work: social, organizational, managerial and educational accents will help draw attention to the need for timely updating of correctional systems of similar types of penitentiary institutions.
Keywords: correctional system, theory of educational systems, way of life, colony-settlement, components of the educational system, film «Correction and Punishment»
For citation
Vilkova A. V., Fadeeva S. A. Correctional system of a colony-settlement: experience and problems on the example of the sitcom «Correction and Punishment» // Vedomosti of the penal System. 2022. No. 6. P. 48-54. https://www. doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-48-54.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
Колония-поселение - разновидность пенитенциарных учреждений в Российской Федерации, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, или лица, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.06.1963 были образованы исправительно-трудовые колонии-поселения, которые с 1997 года носят название «колонии-поселения». В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации колониям-поселениям посвящены статья 128 «Колонии-поселение» и
129 «Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях». На март 2022 года в 97 действующих колониях-поселениях находились 27 698 осужденных (из них 2 413 - лица, состоявшие на профилактическом учете).
Режим лишения свободы в таком пенитенциарном учреждении считается наиболее щадящим, так как осужденные содержатся без охраны (но под надзором администрации колонии-поселения), пользуются правом свободного передвижения на территории колонии-поселения, а с разрешения администрации могут передвигаться и вне территории колонии без надзора и прочего. Особенно ценной для осужденных является возможность иметь свидания с родными и близкими без ограничения их количества. Вне зависимости от материального положения осужденный обязательно должен трудиться - предполагается, что именно труд направлен на выработку полезных привычек. На территории колонии-поселения присутствуют многие объекты традиционной социальной инфраструктуры: амбулатория, стационар, столовая, магазин, актовый зал, кинозал и другие.
Администрация колонии выполняет контролирующие функции: выявляет наличие всех осужденных в пределах колонии в промежуток между отбоем и подъемом, осуществляет мониторинг их поведения в быту и на работе, отслеживает взаимоотношения между осужденными и корректирует психологическую стабильность внутри поселения. Стоит отметить, что источники, описывающие систему уголовно-исправительных учреждений в Российской Федерации, иногда называют колонию-поселение пионерским лагерем строгого режима, однако часто условия проживания в колонии-поселении зависят от особенностей места, где находится поселок.
Таким образом, колония-поселение -это особый вид исправительного учреждения, где правовой статус осужденных несколько отличается от статуса отбывающих наказание в других видах исправительных учреждений. Однако и в колониях-поселениях отмечаются нарушения дисциплинарной практики и преступления (за II полугодие 2021 года было зафиксировано 1 170 нарушений (в расчете на 1 000 человек) и 159 преступлений (за последний квартал 2021 года). При этом доля лиц, совершивших те или иные нарушения дисциплинарной практики, составила более 55 %, что подчеркивает актуальность заявленной проблематики.
Рассмотрим особенности исправительной системы в колонии-поселении. Известно, что гуманизация современной уголовно-исполнительной политики в России направлена на поиск новых моделей исправления осужденных или транформацию имеющихся механизмов такого исправления. Некоторые исследователи убеждены, что колония-поселение может являться реальной альтернативой исправительным колониям других типов (Луковкин К. Е., Чатаджян А. Г. и другие), называя режим колонии-поселения режимом «полусвободы». Однако для этого колония-поселение должна отвечать ряду организационных, материально-технических, бытовых и прочих требований. В их числе - значимость создания эффективной исправительной системы, где труд выступает как системообразующая деятельность (неслучайно первоначальное название данного типа учреждений было «исправительно-трудовые колонии-поселения»). Основное социальное назначение колоний-поселений - создание условий для успешной ресоциализации, стимулирования правомерного поведения осужденных и достижения целей наказания. Главная же задача - оптимальная организация воспитательной работы среди осуж-
денных, которая возможна при функционировании исправительной системы как воспитательной в условиях колонии-поселения. И здесь мы коснемся теории воспитательных систем, которая занимает уникальное место в методологии педагогики и педагогической практике, а истоки ее обнаруживаются в трудах Макаренко А. С.
Известный российский ученый, разработчик концептуальных основ теории воспитательных систем Новикова Л. И. писала, что воспитательная система «включает несколько подсистем: исходную концепцию, блок воспитательных целей, общность людей..., их реализующих, деятельность тех и других, направленную на реализацию целей, сеть отношений, складывающуюся между участниками этой деятельности, ту часть окружающей. среды, которая освоена ею в процессе реализации принятых целей. Включает она и блок управления процессом своего становления и развития...» [1]. Ряд ученых убеждены в возможности создания воспитательной системы в учреждениях любого типа и вида: непреходящая ценность воспитательной системы в том, что она применима «к любой общественной институции - будь то образовательное учреждение., спортивный клуб, детское общественное объединение, исправительно-трудовое учреждение и так далее, на базе которого ставится задача выращивания „организма" воспитательной системы» [2]. Сущность воспитательной системы исправительного учреждения впервые обосновала Стуро-ва М. П. в диссертационном исследовании на тему «Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспекты)» [3].
На наш взгляд, воспитательную систему можно рассматривать как эффективный механизм коррекции жизненных установок и ценностных ориентиров
осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, как социально-педагогический конструкт, построенный на единстве определенных подсистем: ценностно-целевой, организационно-управленческой, методической, отношенческой, средовой и контрольно-корректирующей.
Ранее один из авторов уже упоминала характеристики вероятностной воспитательной системы пенитенциарного учреждения, среди которых имеются и те, которые могут быть применены при описании исправительной системы колонии-поселения:
- наличие регламентированной системы воспитания;
- наличие социально-педагогических задач, сообразных условиям учреждения;
- сохранение традиционного уклада пенитенциарной системы в целом и деятельности конкретной колонии-поселения;
- рациональная организация внутренней среды (материально-предметной и духовной);
- нормативно-гуманистический и (или) авторитарный характер социально-педагогических практик;
- приоритет жизнедеятельности воспитательного, профилактического и корректирующего характера;
- упорядоченность жизнедеятельности, нормы поведения заданы «сверху»;
- наличие своей субкультуры в колонии-поселении;
- удовлетворенность запроса на разные виды активности [4].
Таким образом, существуют предпосылки построения воспитательной системы в колонии-поселении как базиса многофакторной системы исправления.
Фильм «Исправление и наказание»* (режиссер Пармас А.) предлагает зрите-
* Съемки начались в августе 2020 года на территории колонии-поселения в городке Ныроб Пермского края. Над сценарием трудились 12 кинодраматургов. На площадке в качестве консультантов работали представители ФСИН России.
лям необычную историю об исправлении осужденных, повествует о вымышленной экспериментальной колонии-поселении, колонии с воспитательным уклоном. Самобытность и содержательную свежесть сюжету придает то, что главная героиня, заместитель начальника исправительного учреждения, уверена, что осужденных можно направить на путь истинный добротой и сказкотерапией; верит в идеалы о честном и справедливом мире, где люди могут меняться в лучшую сторону; делает все возможное, чтобы доказать себе и другим правильность своей методики. Алена Неверова убеждена, что в каждом человеке есть что-то хорошее, нужно только дойти до его сердца.
В исправлении своих подопечных она использует самые гуманные методы: детские стихи и песни, сказки, мультфильмы, рисунки на асфальте и прочие. Приоритетом ее воздействий является не наказание осужденных, а их исправление: коррекция прежних моделей поведения и поступков, ложных суждений и умозаключений, отношений и опыта переживаний... Главная героиня (в исполнении Михалковой А. Н., заслуженной артистки Российской Федерации) - немного наивная и забавная, бесконечно верящая в доброту и чистоту, она хочет изменить прежде всего тех, кто оказался в колонии.
Итак, какой же положительный опыт исправительной системы колонии-поселения можно извлечь на примере ситко-ма «Исправление и наказание»?
В теории одним из главных компонентов воспитательной системы является наличие концептуальной идеи, описывающей сущность организации воспитания. В представленном учреждении это идея исправления на основе гуманной психологии и педагогики. Автор методики убеждена, что сущность человека изначально добра и конструктивна, а движущие силы его развития и исправления в качестве
потенциалов заложены внутри его личности. Следует лишь поддержать человека в раскрытии положительных возможностей, развить его способности к поиску позитивного не только в самом себе, но и в любой жизненной ситуации или событии. Позитивная педагогика Алены Неверовой, по ее мнению, может помочь осознать потребность позитивного мышления и совершенствования у осужденных и, что самое главное, придать этому процессу максимально безопасный для самой личности осужденного характер. Позитивное развитие личности связано с «выращиванием» его субъектности посредством учета имеющихся биологических и социальных условий действительности.
Концептуальная идея авторской методики связана здесь и с целевыми установками воспитательной системы, которые опираются на реальные условия колонии-поселения. Реализация целей исправления происходит прежде всего в трудовой деятельности (как системообразующей), которой присущи все функции трудового воспитания. Коллективная деятельность, в том числе творческая, выступает здесь как базовая организационная форма, направления которой (общественно полезное, досуговое, спортивное и другие) комплексно призваны воздействовать на поселенцев. При этом следует отметить применение при возникающей необходимости персонифицированных форм работы с осужденными, учитывающих особенности характера и поведенческие проявления конкретного осужденного.
Еще один компонент исправительной системы, на который пытается влиять заместитель начальника колонии-поселения, - отношения между субъектами исправления. Неверова пытается сделать их более отзывчивыми и доброжелательными, внося элементы межличностного сотрудничества и применяя многообразные формы психолого-педагогической
терапии. Наконец, можно выделить специфику управления воспитательной системой (как основой исправительной системы), которое происходит преимущественно через запреты и распоряжения и определяется как административный ресурс (создается на основе спущенных сверху указаний, в которых обозначаются границы дозволенного).
Главной же ценностью исправительной системы в пенитенциарном учреждении, по убеждению создателей фильма, должна быть ценность человека: и главной героини, которая верит в возможность лучших проявлений любого осужденного, и собственно поселенцев, которые обнаруживают неожиданные для самих себя личностные качества в непростых условиях лишения свободы. Изменения, происходящие в нравственных устремлениях и в поведении героев, рождают ответные переживания у зрителей (несмотря на формат заявленного жанра и альтернативную, на первый взгляд, реальность показанной уголовно-исполнительной системы).
Если перечислить позитивные факторы влияния воспитательной системы на исправление осужденных, показанные в фильме, то получаем следующий перечень:
- наличие и роль определяющей обоснованной методики исправления и ресоциализации осужденных;
- роль сотрудника пенитенциарного учреждения как личности, воспитывающей и воздействующей на осужденных, его личный нравственный пример;
- необходимость сформированной у сотрудников уголовно-исполнительной системы убежденности в возможности исправления осужденных, наличие личной и коллективной ответственности за результат исправления;
- значение искусства в коррекции образа жизни и самосознания осужденных;
- важность применения и превалирования методов гуманистической психологии при исправлении осужденных.
Безусловно, мы не ставили целью сформировать профессиональный отзыв о рассматриваемом сериале, выступая в роли кинокритиков, однако можем попытаться соотнести проблематику колонии-поселения, показанную создателями фильма, и ту, которая существует в реальной жизни. Это недостаток эффективных апробированных социально-воспитательных технологий; нехватка методических разработок по теме исправления осужденных в колонии-поселении; отсутствие четкости в вопросах полномочий администрации колонии-поселения, которая должна обеспечивать надзор за осужденными; нерешаемость задач нейтрализации негативных последствий лишения свободы; острая необходимость в превентивных мерах для снижения вероятности формирования деструктивных моделей поведения осужденных; пробелы в правовом регулировании организации и использования труда лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Наконец, это острая нехватка таких ален Неверовых, позиционирующих профессию сотрудника уголовно-исполнительной системы как поддерживающую людей в сложный период их жизни.
Фильмы об исправительных учреждениях в российском кинематографе снимают часто, но достаточно редким является выбранный жанр ситуационной комедии и сюжет (что и работает на формируемую у зрителя точку зрения «так не бывает»). Автор и креативный продюсер сериала Гильмутдинов Я. сказал: «Идея написать ситком именно с такой тематикой родилась от желания социальной справедливости. Говоря словами главной героини, в каждом человеке есть добро, только многие об этом забыли.» [5].
Продемонстрированные компоненты исправительной системы не представляются такими уж ирреальными. Напротив, они содержат позитивный посыл и смелые идеи по оптимизации и гуманизации жизнедеятельности осужденных
в колонии-поселении (подчас нарочитая гиперболичность и правовая неоднозначность отдельных методов воспитания обусловлены не только жанровой принадлежностью, но и желанием подтолкнуть зрителей к размышлениям об условиях и проблемах людей в условиях отбывания наказания).
Конечно же, колонии-поселения, как и иные типы и виды учреждений пенитенциарной системы, имеют свой положительный опыт и свои недостатки. Но у данного вида учреждений уголовно-исполнительной системы есть возможности для решения возникающих задач и необходимый потенциал для нейтрализации проблемных зон. Мож-
но выразить благодарность создателям фильма за актуализацию вопросов жизнедеятельности в колонии-поселении, что, безусловно, позволит пересмотреть правовые, социально-педагогические, организационно-управленческие и воспитательно-профилактические процессы с целью их обновления и трансформации. Утверждение о том, что системный подход может обеспечить целостность и результативность всех воспитательных воздействий на осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, представляется все более правомерным и обоснованным, в том числе после просмотра фильма «Исправление и наказание».
1. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М., 2010. С. 167.
2. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В., Степанов П. В. Управление развитием воспитательной системы образовательного учреждения. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=28970.
3. Стурова М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991.
4. Фадеева С. А. Потенциал воспитательной системы как механизма коррекции образа жизни несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 7. С. 69.
5. Стартовали съемки тюремного ситкома «Исправление и наказание» с Анной Михалковой // Вокруг ТВ : электронное периодическое издание. 24.08.2020. URL: https://www.vokrug.tv/article/show/15982747011/.
1. Novikova L. I. Pedagogy of education : selected pedagogical works / ed. N. L. Selivanova, A. V. Mudrik ; comp. E. I. Sokolova. M., 2010. p. 167.
2. Grigoriev D. V., Kupriyanov B. V., Stepanov P. V. Management of the development of the educational system of an educational institution. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=28970.
3. Sturova M. P. Educational system of correctional labor institutions : author. dis. ... Dr. Ped. Sciences. M., 1991.
4. Fadeeva S. A. The potential of the educational system as a mechanism for correcting the way of life of juvenile convicts // Vedomosti of the penitentiary system. 2020. No. 7. p. 69.
5. Shooting of the prison sitcom «Correction and Punishment» with Anna Mikhalkova has started // Around TV : electronic periodical. 08/24/2020. URL: https://www.vokrug.tv/article/show/15982747011/.