Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CONVICTS / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / PENALSETTLEMENTS / CORRECTION / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусалева Анна Владимировна

В статье раскрываются особенности организации воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников исправительного учреждения. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом категорий осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказания заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказания. На основании опроса осужденных выявлены и обозначены основные проблемы, возникающие при организации воспитательной работы с осужденными в колонии-поселении, и намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK AS A MEANS OF CORRECTING CONVICTS SERVING THEIR SENTENCES IN PENAL COLONIES

The article reveals the features of the organization of educational work with convicts in penal settlements. The main purpose of the penal law is to correct convicted persons. Correction of convicts is the formation of a respectful attitude towards the person, society, work, norms, rules and traditions of the human community and the promotion of law-abiding behavior. Educational work with convicts is one of the main means of correction. The educational function is assigned by the legislator to all officers of the correctional institution. Educational work with convicts is organized in a differentiated manner, taking into account the categories of convicts serving prison sentences, the term of punishment, and the conditions for serving sentences. The significance of differentiating the conditions of serving a sentence lies in the organization of various educational effects on convicts. The formulation of specific pedagogical tasks, the ways to achieve them, and the content of educational work change depending on the conditions of serving a sentence. Based on the survey of convicts, the main problems that arise in the organization of educational work with convicts in the colony-settlement are revealed and identified, and ways to solve them are outlined.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ»

DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.008 УДК 343.8

Мусалева Анна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail: [email protected]

Anna V. Musaleva

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of criminal and penal law, Samara law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации воспитательной работы с осужденными в колониях-поселениях. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопо-слушного поведения. Воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления. Воспитательная функция возложена законодателем на всех сотрудников исправительного учреждения. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом категорий осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, срока наказания, условий отбывания наказаний. Значимость дифференциации условий отбывания наказания заключается в организации различного воспитательного воздействия на осужденных. Постановка конкретных педагогических задач, пути их достижения и содержание воспитательной работы меняются в зависимости от условий отбывания наказания. На основании опроса осужденных выявлены и обозначены основные проблемы, возникающие при организации воспитательной работы с осужденными в колонии-поселении, и намечены пути их решения.

Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, колонии-поселения, исправление, воспитательная работа.

EDUCATIONAL WORK AS A MEANS OF CORRECTING CONVICTS SERVING THEIR SENTENCES IN PENAL COLONIES

Summary. The article reveals the features of the organization of educational work with convicts in penal settlements. The main purpose of the penal law is to correct convicted persons. Correction of convicts is the formation of a respectful attitude towards the person, society, work, norms, rules and traditions of the human community and the promotion of law-abiding behavior. Educational work with convicts is one of the main means of correction. The educational function is assigned by the legislator to all officers of the correctional institution. Educational work with convicts is organized in a differentiated manner, taking into account the categories of convicts serving prison sentences, the term ofpunishment, and the conditions for serving sentences. The significance of differentiating the conditions of serving a sentence lies in the organization of various educational effects on convicts. The formulation of specific pedagogical tasks, the ways to achieve them, and the content of educational work change depending on the conditions of serving a sentence. Based on the survey of convicts, the main problems that arise in the organization of educational work with convicts in the colony-settlement are revealed and identified, and ways to solve them are outlined.

Keywords: convicts, correctional institutions, penalsettlements, correction, educational work.

Учреждения УИС должны не только обеспечивать исполнение назначенного судом наказания, но и создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, в том числе посредством воспитательной и психологической работы, направленной на их исправление.

Цель воспитательной работы заключается в создании условий для полноценного развития личности. Воспитательная работа с осужденными в широком смысле представляет собой систему мер воздействия, направленную на формирование у осужденного правопослушного поведения и способствующая его успешной ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы [1]. Достижение этих целей возможно только при условии, если осужденный будет стремится развиваться

© 2020 Мусалева А. В.

в духовной, интеллектуальной и физической сферах и прилагать усилия для коррекции личностной деформации.

В узком смысле, по мнению О. Г. Ананьева и Г. В. Щербакова, воспитательная работа с осужденными в исправительном учреждении представляет собой средство исправления, предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, содержание которого представляет собой целенаправленное воздействие на осужденных в период отбывания им своего наказания в местах лишения свободы, направленное на формирование у них позитивных нравственных качеств личности и стереотипов поведения в обществе [2, 3].

От эффективности проведения воспитательной работы в колонии-поселении зависит ряд аспектов, которые влияют на общую обстановку в учреждении. Исправительные колонии-поселения можно назвать ступенью, которая определяет дальнейшую судьбу человека: осознал ли он содеянное; исправился ли; вернется ли вновь к незаконопослушной жизни? Воспитательная работа с такими осужденными должна иметь дифференцированный характер: необходимо учитывать гендерные и возрастные признаки, характеристику совершенных ими преступлений, характер и меру наказания, криминальный опыт, личностные особенности и поведение во время отбывания наказания.

Проблемы при организации исполнения наказания колониями-поселениями возникают исходя из их особенностей. Например, с учетом специфики отбывания наказания в колониях-поселениях предусмотрена такая мера поощрения, как разрешение на проведение выходных и праздничных дней за пределами колонии. Поэтому в колониях-поселениях распространены такие преступления, как уклонение от отбывания наказания. Так, ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области в 2017 г. зафиксировано 2 случая, когда осужденные не вернулись в исправительное учреждение с отпуска, а в 2018 г. осужденный не вернулся после выхода на работу; в 2019 г. и 2020 г. таких случаев в данном учреждении не было. Причинами подобного правонарушения, по нашему мнению, являются в первую очередь ослабленная надзорная функция, а также проведенная оптимизация штатной численности сотрудников УИС и значительное увеличение количества объектов трудоиспользования осужденных в результате прекращения трудоиспользования осужденных, которым предоставлено право передвижения без конвоя.

Преодолеть эти трудности представляется возможным с помощью увеличения доли применения при осуществлении надзора за осужденными на указанных объектах электронных и иных технических средств надзора и контроля. Основным из них в настоящее время являются средства видеонаблюдения, использование которых на выводных объектах учреждений ограничивается только техническими и финансовыми возможностями, а на контрагентских - дополнительно необходимостью согласования установки и функционирования оборудования с заказчиками. Другим техническим средством обеспечения контроля, которое имеет значительные потенциал и возможности для повышения эффективности надзора, являются электронные браслеты, которые в настоящее время активно используются уголовно-исполнительными инспекциями при осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы.

В этом случае будет идти на пользу и эффективность проведения воспитательной работы: когда при проведении воспитательной работы сотрудники обращают особое внимание на лиц различных категорий: осужденных на небольшие сроки лишения свободы; хулиганство, побеги и кражи; осужденных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих спиртные напитки; организаторов и активных участников преступных групп как до осуждения, так и в местах лишения свободы; употребляющих наркотические средства, занимающихся мужеложством, имеющих отклонения в психике; ранее судимых за побеги из исправительных учреждений; условно осужденных и условно освобожденных; имеющих небольшой оставшийся срок наказания; допускающих самовольные отлучки из колоний-поселений на длительный срок; недобросовестно относящихся к своим производственным обязанностям.

Особого внимания в таких учреждениях, как колонии-поселения, заслуживает штат сотрудников колонии. Сравнивая учреждения такого вида с другими, можно сделать вывод о его малочисленности. Рассматривая данный вопрос, мы обратились к информации об исправительных учреждениях города Тольятти Самарской области: численность сотрудников ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области составила 63 человека при численности осужденных - 174, численность сотрудников ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области - 304 сотрудника при численности осужденных - 641, численность сотрудников и работников в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области - 206 человек при численности осужденных - 587. Анализируя представленную информацию, думается, что и объем работы для сотрудников колоний-поселений, учитывая численность осужденных, меньше, чем в других учреждениях. Однако здесь необходимо

учитывать, что помимо выполнения своей основной работы сотрудники колоний-поселений могут выполнять обязанности своих коллег по разным причинам. Поэтому и возникают затруднения с проведением воспитательной работы в данных учреждениях.

Далее следует отметить, что начало и окончание рабочего дня сотрудников колонии-поселения (с 8.00 до 17.00) - время, когда осужденные выводятся на работу. Возникает вопрос: «В какое время сотрудникам воспитательного отдела проводить воспитательные мероприятия?». В качестве передового опыта ФКУ КП-1 УФСИН России по Самарской области раз в неделю предусмотрен рабочий день с 11.00 до 20.00 часов, когда воспитательные мероприятия проводятся после возвращения с работы всех осужденных. Также данное время предусматривается и для проведения индивидуальных бесед.

Еще один немаловажный аспект, который может препятствовать эффективности проведения воспитательной работы - это совместное проживание в колониях-поселениях мужчин и женщин. Данный факт далеко не всегда мотивирует осужденных к исправлению. Считаем, что раздельное содержание различных категорий осужденных является основой дифференциации отбывания наказания и важнейшим элементом обеспечения правопорядка в данных исправительных учреждениях. Однако в условиях колонии-поселения организовать их изоляцию друг от друга затруднительно в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ. Поэтому решение вопросов негативного влияния одной категории осужденных на другую в колониях-поселениях необходимо осуществлять не столько путем их соответствующего размещения, сколько организацией постоянного надзора за ними, обеспечением постоянной занятости - спортом, играми, другими культурно-массовыми мероприятиями, трудом, построениями и т. д., а также проведением воспитательной работы. Для обеспечения выполнения поставленной задачи в колониях-поселениях должна быть четко выработанная политика по решению возникающих вопросов. Решать их необходимо во взаимодействии с оперативной, режимной, воспитательной и других служб учреждения.

Проблемные моменты проведения воспитательной работы в учреждении мы попытались также выявить совместно со старшим психологом путем анкетирования и интервьюирования осужденных. Задачи исследования состояли в том, чтобы:

а) оценить текущее состояние социально-психологической обстановки в среде осужденных;

б) оценить динамику социально-психологической обстановки;

в) оценить эффективность проводимых мероприятий, направленных на оптимизацию процессов, тем или иным образом дестабилизирующих социально-психологическую обстановку в среде осужденных учреждения.

Для получения наиболее полной информации в исследовании принял участие 171 осужденный (что составило 81 %) из различных категорий, разного возраста, социального статуса, образования и длительности нахождения в исправительном учреждении.

В качестве диагностического инструмента использовались анкеты, а также метод наблюдения и интервьюирования. Обследование проводилось анонимно.

Изучались условия отбывания наказания, обстановка в учреждении и межличностные отношения по линии сотрудник - осужденный, осужденный - осужденный.

Обстановка в исправительном учреждении представляет собой сложную динамическую систему, влияющую на состояние правопорядка. Анализ и оценка оперативной обстановки в учреждениях необходима для четкой организации и планирования деятельности, адекватного реагирования субъектов управления на складывающуюся в них ситуацию.

Данные исследования указывают на то, что 87 % опрошенных осужденных считают обстановку в учреждении спокойной, удовлетворительной. Но есть определенная доля осужденных (12 %), считающих обстановку нестабильной. Обстановку в учреждении оценивают как напряженную всего 10 % осужденных, что в целом благоприятно сказывается на общей ситуации. Общая удовлетворенность обстановкой по учреждению составляет 71 %.

Для субъективной оценки наиболее проблемных моментов в деятельности учреждений был проведен анализ мнения осужденных об условиях отбывания наказания.

Большинство опрошенных удовлетворены бытовыми условиями в отрядах - 79 %. Удовлетворенность организацией культурно-массовых мероприятий составляет 88 %. Возможность устроиться на работу удовлетворяет 81 % осужденных, остальные 19 % недовольных осужденных либо не желают трудиться, либо они осуждены на незначительный срок отбывания наказания. Условия труда на производстве также устраивает 83 % осужденных.

Удовлетворенность возможностью получать свидания с родственниками без ограничения -один из максимальных показателей в целом по учреждению и составляет 94 %. Общение с близкими

и родственниками благотворно влияет на общее эмоциональное состояние осужденных, поддерживает их в трудный период жизни. Поэтому положительная оценка работы комнат свиданий является благоприятным фактором в оценке всей обстановки в учреждении. Наблюдается повышение уровня удовлетворенности в работе комнаты свиданий (удовлетворено 90 %). Это может объясняться тем, что осужденным на общих собраниях было разъяснено, что начальник учреждения определяет порядок и место проведения свиданий в соответствии со ст. 89 УИК РФ.

В учреждении оборудован тренажерный зал, на территории колонии имеется спортивное поле для игры в футбол и волейбол: большинство осужденных занимаются спортом - 88 %.

В отрядах функционируют библиотеки, где осужденные могут пользоваться литературой. Довольно большой процент - 86 % осужденных - посещают библиотеки.

Но при достаточно высоком проценте удовлетворенности негативными факторами, по мнению осужденных, являются:

- работа магазина: цены на товары первой необходимости в магазине - не удовлетворены 68 %, ассортимент в магазине - не удовлетворены 67 %

- заработная плата на производстве: не удовлетворены 44 %

- работа медицинской части: график работы медицинской части - не удовлетворены 39 %; наличие необходимых лекарств - не удовлетворены 51 %;

- качество блюд в столовой - не удовлетворены 39 %.

Характеризуя отношение осужденных к реализации их прав, регламентированных законодательством, отметим, что в большей степени осужденные удовлетворены реализацией их прав.

Менее реализованным осужденные считают право:

- на проживание с семьей - 0 % - в учреждении не практикуется проживание осужденных с семьей за пределами КП;

- на поощрение в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения праздничных и выходных дней - 75;

- на отпуск с выездом за пределы учреждения - 68 % (высокий процент двух последних показателей свидетельствует о широком использовании данных видов поощрения и взаимодействии заинтересованных служб).

Общая удовлетворенность условиями отбывания наказания по учреждению составляет 85 %.

Отношения между сотрудниками и осужденными представляют собой мощный источник «удовлетворенности» или «неудовлетворенности». Умение администрации выстраивать доверительные отношения и влиять на ход напряженных ситуаций является позитивным показателем социально-психологического климата, а участие администрации в решении конфликтов, возникающих в среде осужденных, позволяет решить спорные вопросы социально приемлемыми способами.

По данным исследования, во взаимоотношениях осужденных и сотрудников нет напряженности, руководство учреждений пользуется уважением осужденных и именно руководство учреждения влияет на обстановку в нем. Более 79 % осужденных отметили влиятельность и авторитет начальника учреждения.

Также высока роль заместителей начальника учреждения (54 %) и сотрудников других отделов и служб (33 %).

При этом по-прежнему несколько выросли показатели о влиянии на обстановку в учреждении осужденных, направленных на исправление и выполнение требований администрации (завхозы и лидеры положительной направленности), что в свою очередь может свидетельствовать о делегировании сотрудниками своих полномочий.

Более половины осужденных доверяют представителям администрации и считают сложившиеся межличностные отношения удовлетворительными и справедливыми (67 %). По мнению 19 % респондентов, в отношении сотрудников присутствует равнодушие и безучастность. Особого внимания заслуживает показатель негативизма и напряженности в отношениях сотрудников и осужденных - 13 %.

Показатель «коммерческих» отношений между осужденными и сотрудниками в учреждении проявлен незначительно (2 %), что может свидетельствовать о возможности допущения неслужебных отношений. Данный показатель всегда под контролем руководства и своевременно проводится профилактическая работа как с сотрудниками по недопущению внеслужебных отношений, так и с осужденными по профилактике манипулятивного поведения.

По мнению 70 % опрошенных осужденных, среди сотрудников нет лиц, намеренно провоцирующих напряженные конфликтные ситуации. Но стоит обратить внимание на 30 % осужденных, которые отмечают, что среди сотрудников есть лица, провоцирующие конфликты. Чаще всего

инициаторами конфликтных ситуаций с осужденными выступают сотрудники отдела безопасности из числа младшего начальствующего состава - 67 %, медицинской части - 15 %, оперативного отдела - 15 %, воспитательного отдела - 9 %.

Рассмотрев характер отношений между сотрудниками и осужденными, можно констатировать, что в большей степени они отрегулированы уголовно-исполнительным законодательством. Существующие же особенности и сложности взаимодействия можно решить при грамотном и своевременном вмешательстве руководства учреждения.

Общая удовлетворенность взаимоотношениями «сотрудник - осужденный» по учреждению составляет 78 %.

В опросе приняли участие 49 осужденных, ранее отбывавших лишение свободы в общих и строгих режимах: 33 % из них хотели бы перевестись в исправительную колонию, считая режимные требования в колонии-поселении жестче, чем в ИУ; хотят из исправительной колонии освободиться условно-досрочно или по замене наказания более мягким видом наказания - 29 %.

Таким образом, социально-психологическую обстановку в среде осужденных учреждения можно считать удовлетворительной.

В связи с проведенным анализом и оценкой считаем, что руководству колонии необходимо систематически: проводить разъяснительную работу с осужденными по причинам их недовольства различными условиями отбывания наказания; осуществлять разъяснительную работу среди осужденных о законных требованиях к осужденным при рассмотрении вопроса проживания с семьей; а также по вопросам отпуска с выездом за пределы учреждения, поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения праздничных и выходных дней; нацелить начальников отряда на своевременное проведение разъяснительной работы с осужденными по проблемным вопросам, уделять больше внимания личному приему осужденных с целью своевременного решения возникающих проблем и повышения доверия к сотрудникам администрации, а также исключить случаи делегирования ими своих должностных полномочий.

Библиографический список

1. Сиряков А. Н. Организационно-правовые вопросы воспитательной работы с осужденными к лишению свобод: исторические аспекты и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2007. 25 с.

2. Ананьев О. Г., Казанцев В. Н. Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 10. 34-37.

3. Щербаков А. В. Воспитательно-профилактическая и социально-психологическая работа с осужденными как средство обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 2. С. 63-68.

References

1. Seryakov A. N. Organizacionno-pravovye voprosy vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi k lisheniyu svobod : istoricheskie aspekty i sovremennost'. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Organizational and legal issues of educational work with prisoners sentenced to deprivation of liberty: historical aspects and modernity. Extended of candidate's of Law thesis]. Tambov, 2007, 25 р. [in Russian].

2. Anan'ev O. G., Kazantsev V. N. Reformirovanie vospitatel'noj, social'noj i psihologicheskoj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Reform of educational, social and psychological work with convicts in correctional institutions]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the penal system], 2018, no. 10, pp. 34-37 [in Russian].

3. Shcherbakov A. V. Vospitatel'no-profilakticheskaya i social'no-psihologicheskaya rabota s osuzhdennymi kak sredstvo obespecheniya bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [Educational and preventive and socio-psychological work with convicts as a means of ensuring the security of the criminal Executive system of the Russian Federation]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Statements of the penal system], 2019, no. 2, pp. 63-68 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.