Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы'

Особенности воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАЖДАНЕ СТРАН СНГ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Храброва Е. В.

Реформирование уголовно-исполнительной системы предусматривает изменение идеологии воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы путем поиска и использования новых методов исправления, внедрения современных индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной педагогической помощи каждому нуждающемуся, дополнения системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению, совершенствования применения дисциплинарного воздействия, усиления воспитательной работы, акцентированной на вовлечении в трудовую деятельность, повышении образовательного уровня. Указанные процессы актуальны для всех категорий осужденных, но применительно к некоторым из них в реализации воспитательной работы существует определенная специфика. Одну из таких категории образуют граждане стран СНГ, имеющие национальные, религиозные, идеологические и иные особенности, влияющие на организацию с ними воспитательной работы. Осужденные иностранные граждане обладают, с одной стороны, общим правовым статусом, присущим всем осужденным, а с другой специальным статусом с особыми специфичными признаками. Рассматриваемая категория лиц является социально уязвимой и испытывает социально-бытовые и психологические трудности в адаптации к условиям отбывания наказания в иностранном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with citizens of CIS countries, sentenced to imprisonment

The reform of the penal system provides for a change in the ideology of educational work with convicts in places of deprivation of liberty by searching and using new forms and methods of correction, introducing new individual forms of work that provide targeted pedagogical assistance to everyone in need, supplementing the system of encouraging convicts with other incentives for law-abiding behavior, improving the application of disciplinary action, strengthening educational work with special emphasis on involvement s in their career, raising the educational level. The indicated processes are relevant for all categories of convicts, but with respect to some of them there is a certain specificity in the implementation of educational work. One of these categories is made up of citizens of the CIS countries who have national, religious, ideological and other characteristics that influence the organization of educational work with them. Convicted foreign citizens have, on the one hand, the general legal status inherent in all convicts and on the other, a special status with special specific characteristics. Foreign citizens serving a sentence of imprisonment are a socially vulnerable category and experience social and psychological difficulties in adapting to the conditions of serving a sentence in a foreign country.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы»

| REFERENCES

1. Abaturov A. I. K voprosu o postpenitenciarnoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii [On the issue of post-prison security in the Russian Federation]. Sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Institut resocializacii osuzhdennyh: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya" [Collection of Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "The Institute for the Resocialization of Convicts: State, Problems and Development Prospects"]. Kirov, 2017, pp. 12-17. (In Russ.).

2. Gernet M. N. Istoriya carskoj tyur'my : v 5 t. T. 1 (1762-1825) [History of the Tsarist Prison : in 5 vol. Vol. 1 (1762-1825)]. Moscow, 1960. 384 p. (In Russ.).

3. Suhov A. N. (red.) Social'naya rabota v penitenciarnyh uchrezhdeniyah [Social work in prisons]. Moscow, Voronezh, 2008. 382 p. (In Russ.).

Особенности воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы

Е. В. ХРАБРОВА - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Реферат

Реформирование уголовно-исполнительной системы предусматривает изменение идеологии воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы путем поиска и использования новых методов исправления, внедрения современных индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной педагогической помощи каждому нуждающемуся, дополнения системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению, совершенствования применения дисциплинарного воздействия, усиления воспитательной работы, акцентированной на вовлечении в трудовую деятельность, повышении образовательного уровня. Указанные процессы актуальны для всех категорий осужденных, но применительно к некоторым из них в реализации воспитательной работы существует определенная специфика. Одну из таких категории образуют граждане стран СНГ, имеющие национальные, религиозные, идеологические и иные особенности, влияющие на организацию с ними воспитательной работы.

Осужденные иностранные граждане обладают, с одной стороны, общим правовым статусом, присущим всем осужденным, а с другой - специальным статусом с особыми специфичными признаками. Рассматриваемая категория лиц является социально уязвимой и испытывает социально-бытовые и психологические трудности в адаптации к условиям отбывания наказания в иностранном государстве.

Ключевые слова: профилактика преступлений; воспитательная работа; граждане стран СНГ; криминологическая характеристика; культура межнациональных отношений.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Features of educational work with citizens of CIS countries, sentenced to imprisonment

E. V. KHRABROVA - Associate Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor

УДК 343.85

DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-324-330

Abstract

The reform of the penal system provides for a change in the ideology of educational work with convicts in places of deprivation of liberty by searching and using new forms and methods of correction, introducing new individual forms of work that provide targeted pedagogical assistance to everyone in need, supplementing the system of encouraging convicts with other incentives for law-abiding behavior, improving the application of disciplinary action, strengthening educational work with special emphasis on involvement s in their career, raising the educational level. The indicated processes are relevant for all categories of convicts, but with respect to some of them there is a certain specificity in the implementation of educational work. One of these categories is made up of citizens of the CIS countries who have national, religious, ideological and other characteristics that influence the organization of educational work with them.

Convicted foreign citizens have, on the one hand, the general legal status inherent in all convicts and on the other, a special status with special specific characteristics. Foreign citizens serving a sentence of imprisonment are a socially vulnerable category and experience social and psychological difficulties in adapting to the conditions of serving a sentence in a foreign country.

Key words: crime prevention; educational work; citizens of the CIS countries; criminological characteristics; culture of interethnic relations.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение, выданное на временное проживание гражданам стран СНГ, осужденным за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления, совершенного при опасном рецидиве, а также преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, аннулируется: такие лица утрачивают законные основания для пребывания на территории Российской Федерации.

На основании положений Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения», приказа Минюста России от 20.08.2007 № 171 «О Порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих

освобождению из мест лишения свободы» пребывание на территории России граждан стран СНГ, осужденных к лишению свободы, признается нежелательным. У таких осужденных при освобождении берется расписка об обязанности выехать за пределы Российской Федерации в течение 15 дней.

Вместе с тем, как отмечают А. В. Куракин, В. А. Поникаров, Е. В. Сенатова, граждане стран СНГ, отбывавшие наказание в виде лишения свободы, часто нарушают данное обязательство, «теряют» свои проездные билеты, скрываются в неизвестном направлении, не доезжают до консульских отделов посольства государства, представляющего его интересы на территории Российской Федерации, для оформления паспорта, заменяющего его документа либо иного документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения выездной визы [3, с. 90]. Многие из них совершают преступления повторно.

Как показали результаты социологического исследования, проведенного Р. М. Жиля-евым, В. Б. Первозванским, Ю. Н. Строгович, из 789 опрошенных иностранных граждан, у которых судом признан рецидив преступлений, 55,6 % привлекались к уголовной ответственности три и более раз, при этом 77,6 % опрошенных не имели криминального опыта на родине [1, с. 34].

Таким образом, несмотря на то что граждане стран СНГ после освобождения из учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федрации должны возвращаться на свою родину, достаточно большое количество из них нелегально остается в России, совершает преступления повтор-

но. Все это подчеркивает необходимость проведения с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, воспитательной работы, которая имеет свою специфику: включает в себя комплекс психолого-педагогических мер, направленных на преодоление их личностных деформаций, повышение культурного и образовательного (как общего, так и профессионального) уровней развития с целью профилактики совершения преступлений как в учреждениях УИС, так и по освобождении [4, с. 139; 6, с. 502].

Согласно положениям Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика преступлений предполагает осуществление мер социального, организационного, информационного характера, которые направлены на выявление и преодоление причин, повлиявших на совершение преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на осужденных с целью предотвращения совершения преступлений.

К причинам совершения преступлений гражданами стран СНГ можно отнести отсутствие работы и возможности трудоустроиться на законных основаниях в Российской Федерации, низкую заработную плату за выполняемую работу, незнание русского языка, низкий уровень общего образования и отсутствие профессиональной подготовки.

В процессе отбывания наказания возможны межнациональные конфликты вследствие различия культур и религий, отсутствие понимания с окружающими и невыполнение предъявляемых требований установленного порядка отбывания наказания из-за незнания русского языка, отсутствие трудовой занятости из-за недостатка профессиональной подготовленности, организация землячеств (объединение в малые группы по этническому и (или) религиозному признаку) и противодействие воспитательному воздействию, распространение экстремистских идей и т. д.

Указанные причины совершения преступлений детерминируют цель и содержание воспитательной работы, организуемой в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание граждане стран СНГ.

В 2018 г. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России было проведено направленное на изучение особенностей воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, исследование, в котором приняли участие

сотрудники воспитательных отделов исправительных учреждений УФСИН России по Республике Мордовия, ГУФСИН России по Новосибирской области, УФСИН России по Белгородской области, УФСИН России по Республике Дагестан, ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Еврейскому автономному округу, УФСИН России по Брянской области, ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Свердловской области, УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Удмуртской Республике, УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Воронежской области.

В 28 исправительных учреждениях содержалось 3145 (АППГ - 3104) граждан стран СНГ, немалое количество которых состояли на профилактическом учете (709 чел. (АППГ -746 (24,0 %)) - 22,5 %), являлись нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Частой причиной постановки на профилактический учет можно назвать склонность к суициду и членовредительству, посягательство на половую свободу и половую неприкосновенность, реже -склонность к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, организацию или активное участие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды, склонность к совершению побега, организацию и провоцирование групповых противодействий законным требованиям администрации.

Требования, предъявляемые к иностранным гражданам, не соответствуют сформировавшимся у них представлениям и интересам, что негативным образом сказывается на их личности и обусловливает их криминогенную активность. По мнению Н. А. Полянина и А. Ю. Маркова, большинство осужденных иностранных граждан не поддерживают контактов с администрацией исправительного учреждения, демонстрируют несдержанность, нежелание идти на компромисс, не признают вину в совершенном преступлении, не согласны с приговором суда и не раскаиваются, имеют больше взысканий, чем поощрений [5, с. 101-102]. Проведенное институтом исследование показало, что злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в соответствии со ст. 116 УИК РФ являются 208 (6,6 %) осужденных, АППГ - 229 (7,4 %); взыскания получили 2265 (72 %) осужденных, АППГ - 2313 (74,5 %). На одного человека приходится 0,72 взыскания (АППГ - 0,74). При этом поощрения получили 814 (25,9 %)

осужденных, АППГ - 850 (27,4 %). На одного человека приходится 0,25 поощрений, АППГ - 0,27.

Трудоустроено 928 (29,5 %) граждан СНГ, осужденных к лишению свободы, АППГ -894 (28,8 %). Общее образование получают 265 чел. (8,4 %), АППГ - 250 (8,1 %), среднее профессиональное образование - 325 чел. (10,3 %), АППГ - 263 (8,5 %), высшее образование - 10 чел. (0,3 %), АППГ - 4 (0,1 %).

Граждане стран СНГ, осужденные к лишению свободы, имеют возможность поддерживать социально полезные связи. На краткосрочные и длительные свидания приезжают родственники к 1026 (32,6 %) осужденных к лишению свободы, АППГ - 936 (30,2 %). Правом на телефонные переговоры пользуются 1530 чел. (48,6 %), АППГ - 1473 (47,5 %); пишут письма - 1259 (40,0 %), АППГ

- 1296 (41,8 %); получают посылки - 1408 (44,8 %), АППГ - 1306 (42,1 %). Таким образом, в работе с осужденными иностранными гражданами необходимо использовать положительное влияние семьи и родственников на процесс исправления.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы в качестве трудностей организации и проведения воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, называют языковой барьер

- 50 %; нежелание осужденных участвовать в воспитательных мероприятиях - 35,7 %; землячество - 28,6 %; отсутствие у осужденных планов на будущее - 25 %; сложную адаптацию к условиям исправительного учреждения - 21,4 %; зараженность криминальной субкультурой - 10,7 %; межнациональные конфликты - 3,6 %; конфликты на бытовой почве - 3,6 %; отрицательное отношение к России и российскому законодательству - 3,6 %.

Невладение русским языком затрудняет ознакомление осужденных с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, мерами пожарной безопасности, ответственностью за нарушения установленного порядка отбывания наказания, применением аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, а также физической силы, специальных средств, оружия и т. д. Вместе с тем в этой сфере имеется положительный опыт. Так, в ИК-22 УФСИН России по Республике Мордовия информирование осуществляется на русском и английском языках в форме бесед, лекций, а также посредством стенной печати. К воспитательной работе привлекаются представители таких религиозных

конфессий, как ислам (71,4 %), православие (67,9 %), евангельские христиане-баптисты (7,1 %), буддизм (3,6 %), которые проводят беседы с осужденными на религиозные темы (92,9 %), помогают в осуществлении религиозных обрядов (82,1 %), привозят подарки, литературу (57,1 %), размещают информацию на стендах (32,1 %), помогают в получении образования, трудоустройстве после освобождения (14,3 %), осуществляют личную опеку с целью воцерковления и социализации (7,1 %), организуют иконописные мастерские (3,6 %). Ряд сотрудников (3,6 %) придерживаются мнения о том, что религиозные конфессии никак не участвуют в воспитательной работе с осужденными.

Проводимые самими работниками исправительных учреждений воспитательные мероприятия направлены на ознакомление осужденных с законодательством, культурой и традициями России, для чего организуются лекции (71,4 %), вечера вопросов и ответов (14,3 %), конкурсы (10,7 %), исторические очерки о государственных праздниках России (3,6 %), проведение государственных праздников (3,6 %), трансляции документальных фильмов, научных передач и их обсуждение (3,6 %), выставки по истории России, посвященные писателям-классикам, Великой Отечественной войне (3,6 %).

Тематика лекций направлена на формирование представлений о культуре и законодательстве Российской Федерации: «Конституционные основы свободы совести в России», «Памятные даты и события в России», «Дни воинской славы в России», «О традиционных религиях России», «Регистрация и миграционный учет», «Получение образования осужденными к лишению свободы», «Значение волонтерства», «Конституционный строй России», «Россия - многонациональное государство» и другие.

Организуемые для осужденных конкурсы также посвящены изучению истории, литературы, традиций и обычаев страны: «День Победы в Великой Отечественной Войне», «День воинской славы», «Мы знаем много о России».

Осужденные граждане стран СНГ участвуют в работе кружков, функционирующих на территории исправительных учреждений: физкультурно-спортивных (57,1 %); художественно-прикладного творчества (28,6 %); литературных (25 %); музыкальных (в том числе вокальных) (17,9 %); шахматных (3,6 %); клуба любителей кино (3,6 %); живописи (3,6 %); историко-патриотического

клуба (3,6 %); клуба «Возрождение» (3,6 %). При этом, по мнению 10,7 % респондентов, осужденные к лишению свободы граждане стран СНГ не считают для себя важным участие в каком-либо мероприятии, поскольку вовлечены в криминальную субкультуру.

Профилактика межнациональных конфликтов в большинстве исправительных учреждений проводится в форме лекций (50 %), индивидуальных и групповых бесед (14,3 %), просмотров фильмов, видеороликов по кабельному телевидению (7,1 %), совместных спортивных и культурных мероприятий (7,1 %), встреч с представителями религиозных конфессий (3,6 %) по следующей тематике: «Толерантное отношение к основным мировым религиям», «Межнациональная толерантность и веротерпимость», «Традиции народов, проживающих на территории Российской Федерации», «Россия - многонациональная страна». 25 % респондентов указали, что они не занимаются работой, направленной на профилактику межнациональных конфликтов.

В воспитательной работе с гражданами стран СНГ принимают участие общественные и религиозные объединения: попечительские советы (35,7 %), духовенство (21,4 %), общественные наблюдательные комиссии (21,4 %), совет ветеранов (7,1 %), совет родственников (3,6 %), сообщество «Анонимные наркоманы» (3,6 %), образовательные организации (3,6 %), центр занятости (3,6 %), общественная организация «Выбор» (3,6 %). 21,4 % респондентов не считают, что общественные и религиозные объединения участвуют в воспитательной работе.

Осужденные, являющиеся гражданами СНГ, в 85,7 % случаев не получают помощь от посольств своих государств. Только 10,7 % респондентов указали, что осужденные получают помощь в переводе документов на русский язык, оформлении справок и документов, условно-досрочном освобождении от посольств Азербайджана, Армении, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдовы.

75 % респондентов полагают, что воспитательную работу с группой осужденных, являющихся гражданами СНГ, эффективно проводить в общей группе: они быстрее адаптируются, узнают язык, особенности условий отбывания наказания.

Особое внимание в работе с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, должно уделяться их подготовке к освобождению. Специфика данной работы рас-

крывается в приказе Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Вместе с тем большая часть респондентов (70,4 %) указали, что занятия осужденные посещают на общих основаниях. Остальные сотрудники исправительных учреждений отметили, что направляют запросы в посольства стран СНГ (14,3 %), разъясняют информацию об оплате проезда, получении гражданства Российской Федерации, порядок передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государствах их гражданства (7,1 %).

Сотрудники, участвовавшие в опросе, выделили следующие особенности воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы:

- обязательное привлечение к воспитательной работе с осужденными представителей различных религиозных конфессий (25,0 %);

- учет наличия семантического барьера, который приводит к взаимному недопониманию между сотрудниками и осужденными из-за многозначности слов русского языка, ограниченности лексикона осужденных, различий в речевом поведении представителей разных культур (25,0 %);

- учет особенностей национального менталитета осужденных, знание и использование воспитательного потенциала обычаев и традиций стран СНГ (25,0 %);

- проведение воспитательных мероприятий, направленных на разъяснение требований законодательства Российской Федерации, в большем объеме (17,9 %);

- создание условий для адаптации в новой для осужденных культурной и языковой среде, исключение случаев дезинтеграции в отрядах (7,1 %).

Таким образом, основной задачей воспитательной работы с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, является формирование культуры межнациональных отношений. Она представляет собой составную часть духовной культуры общества и направлена на сохранение национальной идентичности (национального самосознания, языка, традиций и обычаев, быта и религии), знакомство с культурой и прогрессивными идеями других этносов, привитие уважительного отношения к российскому законодательству и культуре (традициям,

нормам поведения, языку), а также профилактику появления землячеств, межнациональных конфликтов, распространения экстремистских идей и других негативных явлений в среде осужденных.

Воспитательная работа с гражданами стран СНГ имеет специфические особенности, связанные с национальным менталитетом осужденных, их традициями и обычаями, уровнем воспитанности и образования. Они должны находить отражение в организации и содержании индивидуальной воспитательной работы. Необходимо понимать, что разные культуры формируют и разные типы поведения, образ жизни и деятельности [2, с. 119]. Если западная культура воспитывает индивидуализм, что восточная - подчинение личных интересов ценностям группы, что важно принимать во внимание при выборе форм воспитательной работы.

Индивидуальная воспитательная работа с гражданами стран СНГ, осужденными к лишению свободы, предполагает изучение не

только индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденного, но и особенностей менталитета, национального характера. На основе полученных данных осуществляются выбор и использование методов психолого-педагогического воздействия на осужденного, разработка плана индивидуальной работы с осужденным с учетом предложений заинтересованных служб (психологической, социальной, воспитательной, режимной, оперативной, медицинской, производственной и других).

В целом в отношении граждан стран СНГ, осужденных к лишению свободы, реализуются все направления, формы и методы воспитательной работы. Данные лица вовлекаются в спортивные и культурно-массовые мероприятия, получают общее, среднее профессиональное и высшее образование. Значительное воспитательное воздействие на них оказывают представители религиозных конфессий в ходе групповых мероприятий.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жиляев, Р. М. Криминологическая характеристика осужденных иностранных граждан, у которых судом признано наличие рецидива преступлений / Р. М. Жиляев, В. Б. Первозванский, Ю. Н. Строгович // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2018. - № 7. - С. 33-43.

2. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / В. Г. Крысько. - Москва : Экзамен, 2012. -448 с. - ISBN 5-94692-051-0.

3. Куракин, А. В. Смежные административно-правовые и уголовно-исполнительные отношения, возникающие в процессе исполнения наказаний / А. В. Куракин, В. А. Поникаров, Е. В. Сенатова // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 88-91.

4. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России // Сборник методических рекомендаций / Федеральная служба исполнения наказаний, Управление воспитательной, социальной и психологической работы. -Москва, 2018. - С. 139-157.

5. Полянин, Н. А. Некоторые особенности личности осужденного-иностранца / Н. А. Полянин, А. Ю. Марков // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 101-106.

6. Потапов, А. М. О тенденциях развития воспитательной работы с осужденными в странах СНГ / А. М. Потапов, Н. Н. Соловьева // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы международной научно-практической межведомственной конференции (г. Самара, 16-17 июня 2016 г.) / под общей редакцией А. А. Вотинова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. -С. 502-504. - ISBN 978-5-91612-119-3.

| REFERENCES

1. ZHilyaev R. M., Pervozvanskij V. B., Strogovich YU. N. Kriminologicheskaya harakteristika osuzhdennyh inostrannyh grazhdan, u kotoryh sudom priznano nalichie recidiva prestuplenij [Criminological characteristics of convicted foreign citizens for whom the court recognized the recurrence of crimes]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy - Journal of the penal system, 2018, no. 7, pp. 33-43. (In Russ.).

2. Krys'ko V. G. Etnopsihologiya i mezhnacional'nye otnosheniya [Ethnopsychology and Interethnic Relations]. Moscow, 2012. 448 p. (In Russ.).

3. Kurakin A. V., Ponikarov V. A., Senatova E. V. Smezhnye administrativno-pravovye i ugolovno-ispolnitel'nye otnosheniya, voznikayushchie v processe ispolneniya nakazanij [Related administrative-legal and penal relations arising in the process of execution of sentences]. Administrativnoe i municipal'noe pravo - Administrative and municipal law, 2016, no. 1, pp. 88-91. (In Russ.).

4. Metodicheskie rekomendacii po effektivnoj organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah territorial'nyh organov FSIN Rossii [Guidelines for the effective organization of educational work with convicts in correctional institutions of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Sbornik metodicheskih rekomendacij Upravleniya vospitatel'noj, social'noj i psihologicheskoj raboty Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij [Collection of guidelines for the Department of Educational, Social and Psychological Work of the Federal Penal Service]. Moscow, 2018, pp. 139-157. (In Russ.).

5. Polyanin N. A., Markov A. YU. Nekotorye osobennosti lichnosti osuzhdennogo-inostranca [Some personality traits of a convicted foreigner]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied Legal Psychology, 2014, no. 4, pp. 101-106. (In Russ.).

6. Potapov A. M., Solov'eva N. N. O tendenciyah razvitiya vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v stranah SNG [On the development trends of educational work with convicts in the CIS countries]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj mezhvedomstvennoj konferencii "Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom etape: vzaimodejstvie nauki i praktiki" [Materials of the international scientific and practical interagency conference "The penal system at the present stage: the interaction of science and practice"]. Samara, 2016, pp. 502-504. (In Russ.).

УДК 343.231 DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-330-335

Общественная опасность и критерии ее оценки

Р. В. КИЛИМБАЕВ - командир взвода юридического факультета Академии ФСИН России

Реферат

Общественная опасность является основополагающим признаком любого преступления, но к настоящему времени законотворческой практикой не выработан алгоритм для определения наличия или отсутствия в деянии общественной опасности, достаточной для того, чтобы признать его преступным. Среди исследователей-правоведов также отсутствует единство мнений в вопросах о сущности общественной опасности деяния и критериях ее определения. Все это порождает включение в уголовное законодательство норм, предусматривающих ответственность за деяния, общественная опасность которых весьма условна. На основе изученных материалов в данной работе сформулированы критерии, установление совокупности которых позволяет признать деяние общественно опасным и, как следствие, уголовно наказуемым.

Ключевые слова: преступление; признаки уголовно наказуемого деяния; общественная опасность; противоправность; критерии общественной опасности; юридическая конструкция.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Public danger and criteria for its assessment

R. V. KILIMBAEV - Platoon commander of the Law Faculty of the Academy of the Federal Penal Service of Russia

Abstract

Public danger is a fundamental sign of any crime, but to date law-making practice has not developed an algorithm to determine the presence or absence of a public danger in an act sufficient to recognize it as criminal. Among legal scholars there is also a lack of consensus on issues of the essence of the social danger of an act and the criteria for its determination. All this gives rise to the inclusion in the criminal law of norms providing for liability for acts whose social danger is very conditional. On the basis of the materials studied in this work criteria are formulated, the establishment of the totality of which allows recognizing the act as socially dangerous and, as a consequence, criminally punishable.

Key words: crime; signs of a criminal offense; public danger; wrongfulness; criteria of public danger; legal construction.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.