Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ И ОСУЖДЕННЫЕ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Лукашенко Дмитрий Владимирович

В статье актуализируется проблема подростковой преступности и раскрываются особенности реализации дисциплинарной практики в следственных изоляторах. Авторы доказывают необходимость пересмотра и обновления социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными, используя аналитические материалы о состоянии организации воспитания подростков, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственных изоляторах. Представленное исследование в полной мере отражает современные посылы к остроте решения проблемы профилактики асоциальных проявлений среди подростков и пересмотру механизмов их воспитания в образовательной сфере и социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилкова Алевтина Владимировна, Фадеева Светлана Александровна, Лукашенко Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH MINORS IN THE PRE-TRIAL DETENTION FACILITY

The article actualizes the problem of juvenile delinquency and reveals the specifics of the implementation of disciplinary practice in pre-trial detention centers. The authors prove the need to revise and update the socio-pedagogical work with juvenile convicts, using analytical materials on the state of the organization of the upbringing of adolescents, suspects, accused and convicted persons in pre-trial detention centers. The presented study fully reflects the current messages to the urgency of solving the problem of prevention of antisocial manifestations among adolescents and the revision of the mechanisms of their upbringing in the educational sphere and society.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ»

Научная статья

УДК 343.815:343.825(470)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

Алевтина Владимировна Вилкова1, Светлана Александровна Фадеева2, Дмитрий Владимирович Лукашенко3

u 2,3 Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, 1 mavlad67@mail.ru, orcid.org/0000-0001-8441-3440 2 fadeeval607@gmail.com, orcid.org/0000-0002-9814-5755 3 dim-mail-ru@mail.ru, orcid.org/0000-0002-0045-6062

Аннотация. В статье актуализируется проблема подростковой преступности и раскрываются особенности реализации дисциплинарной практики в следственных изоляторах. Авторы доказывают необходимость пересмотра и обновления социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными, используя аналитические материалы о состоянии организации воспитания подростков, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в следственных изоляторах. Представленное исследование в полной мере отражает современные посылы к остроте решения проблемы профилактики асоциальных проявлений среди подростков и пересмотру механизмов их воспитания в образовательной сфере и социуме.

Ключевые слова: несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные; следственный изолятор; дисциплинарная практика

Для цитирования: Вилкова А. В., Фадеева С. А., Лукашенко Д. В. Воспитательная работа с несовершеннолетними в следственном изоляторе // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (98). С. 198-203.

Original article

EDUCATIONAL WORK WITH MINORS IN THE PRE-TRIAL DETENTION FACILITY

Alevtina Vladimirovna Vilkova1, Svetlana A. Fadeeva2, Dmitry V. Lukashenko3

1'2,3 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, 1 mavlad67@mail.ru, orcid.org/0000-0001-8441-3440 2 fadeeval607@gmail.com, orcid.org/0000-0002-9814-5755 3 dim-mail-ru@mail.ru, orcid.org/0000-0002-0045-6062

Abstract. The article actualizes the problem of juvenile delinquency and reveals the specifics of the implementation of disciplinary practice in pre-trial detention centers. The authors prove the need to revise and update the socio-pedagogical work with juvenile convicts, using analytical materials on the state of the organization of the upbringing of adolescents, suspects, accused and convicted persons in pre-trial detention centers. The presented study fully reflects the current messages to the urgency of solving the problem of prevention of antisocial manifestations among adolescents and the revision of the mechanisms of their upbringing in the educational sphere and society.

Keywords: ]u\cm\c suspects, accused and convicted persons; pre-trial detention center; disciplinary practice

For citation: Vilkova A. V., Fadeeva S. A., Lukashenko D. V. Educational work with minors in the pre-trial detention facility // Bulletin of the Ufa Law Institute of MIA of Russia. 2022. No. 4 (98). P. 198-203.

© Вилкова А. В., Фадеева С. А., Лукашенко Д. В., 2022

Подростковая преступность является одной из актуальнейших проблем современного общества, и в контексте психофизиологических особенностей подросткового возраста исправительная работа с данной категорией имеет свою специфику. Основными причинами роста подростковой преступности обычно называют негативное влияние взрослых и семьи, низкое качество жизни, отсутствие у несовершеннолетних мотивации к учебе и проявления агрессивного и асоциального поведения, неэффективность профилактической и воспитательной работы в образовательных организациях.

В некоторых регионах «несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом»1. Актуализации вопросов девиантного поведения несовершеннолетних постоянно уделяется внимание исследователями разных областей предметного знания [2].

Специфика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обусловливается прежде всего социальной средой [3; 4]. В многолетнем исследовании зарубежных авторов также было обнаружено, что влияние общей среды на делинквентность подростков гораздо сильнее, чем наследуемость антисоциального поведения [3; 5].

Преступность несовершеннолетних вряд ли возможно искоренить как социальное явление, однако применение совокупности механизмов и мер для снижения ее динамики осуществлять необходимо. Даже если эти меры применяются уже на этапе, когда несовершеннолетний находится в следственном изоляторе - с целью осуществления на него исправительного воздействия через организацию профилактической воспитательной среды.

Следует заострить внимание на том факте, что даже в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы уровень подростковой преступности является высоким. Следственные изоляторы для несовершеннолетних играют роль необходимого пере-

ходного звена в единои цепи учреждении уголовно-исполнительной системы, где уже должен активно осуществляться процесс исправления и нивелирования деструктивного опыта.

Отрицательная динамика в исправлении асоциальных наклонностей в поведении несовершеннолетних, находящихся в изоляции, обуславливает вероятность совершения ими повторных правонарушений и преступлений, что неоднократно и ранее подтверждали известные ученые [6; 7]. Сформированная ранее установка к проявлению асоциального поведения будет способствовать образованию другой подобной. При этом подобная установка у несовершеннолетнего не только укореняется, но ее противоправная направленность может усугубляться раз за разом. Следует акцентировать внимание тот факт, что при нахождении несовершеннолетнего в неблагоприятной среде уже сформированные асоциальные проявления поведения будут лишь подкрепляться и актуализироваться при попадании в деструктивную ситуацию [8].

Эффективность адаптации несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных к новым условиям содержания во многом зависит от профессиональных качеств сотрудников и администрации следственных изоляторов (далее - СИЗО). Исследователи выделяют два взаимосвязанных процесса в период привыкания несовершеннолетних к жизнедеятельности в СИЗО: реализация в отношении их действий, направленных на расследование преступления, и осуществление усиленных мер воспитания и социализации с целью профилактики деструктивных проявлений и «криминальной зараженности» [5]. Для осмысления данных процессов нужны профессионалы, владеющие методами ориентации на конкретную личность несовершеннолетнего, ее субъектный (пусть и разнополюсный) опыт; необходимо - как и везде - решение задачи «заказа на нового профессионала» [9; 7]. Вероятно,

1 В настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая: 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи; 13 % - за разбой; 14 % - за грабеж; 5 % - за убийство [1].

при подготовке специалистов для работы в следственных изоляторах можно применять подход, основанный на определении их профессиональной позиции как менеджера организации деятельности несовершеннолетних, как педагогического дизайнера реализуемой учебно-воспитательной программы и как понимающего педагога-психолога.

Системный подход осуществляется во многих учреждениях пенитенциарного типа как максимально обеспечивающий достижение целей профилактики и исправления несовершеннолетних. Организация воспитательной работы в следственных изоляторах на фундаменте основных положений теории воспитательных систем будет способствовать переосмыслению методов работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными по профилактике противоправного поведения, по развитию мотивации осужденных на исправление

Итак, почему же несовершеннолетние, уже подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонны к совершению новых нарушений, и чем обусловлен рост правонарушений в СИЗО? На наш взгляд, одной из основных причин является непрогнозируемое культивирование чувства общности в асоциальной среде, скорость его диссеминации и «заразительность». Несовершеннолетний с проявленными ранее асоциальными установками непроизвольно запускает активизацию личностных деструктивных характеристик, которые не могут вступить в диссонанс с существующей субкультурой следственного изолятора (иначе несовершеннолетний станет «изгоем» для этой среды). Подростки совсем не думают о последствиях своих деяний. Агрессивное поведение и асоциальные установки способствуют повышенной эмоциональности и преобладанию возбуждения над торможением. Поэтому насилие выступает не в качестве содержания поведенческого акта, а в качестве выражения эмоционально-поведенческой реакции.

Кроме того, это свидетельствует об усложнении контингента: социальная деформация усиливается, они отличаются неустойчивостью эмоционального состояния,

ОБРАЗОВАНИЯ

повышенной возбудимостью, непредсказуемостью поведения, потенциальной опасностью для себя и для окружающих и в целом становятся менее склонны к процессам исправления и ресоциализации. Возникает потребность пересмотра характеристик и состава социально-психологического портрета несовершеннолетнего, попадающего в следственный изолятор, по причине появления иных структурных составляющих личности современных подростков, склонных к противоправным действиям: это задача ученых и исследователей (социологов, психологов, педагогов и др.).

Безусловно, результаты воспитательного воздействия сотрудников СИЗО на несовершеннолетних могут быть достигнуты лишь при профессиональном применении совокупности разнополярных средств, подчас амбивалентного характера: убеждения и принуждения, поощрения и взыскания (наказания) и пр.

Применение подобных средств требует осуществления ряда методологических принципов от сотрудников СИЗО:

- принципа гуманности как уважения личности несовершеннолетних, их прав и свобод;

- принципа целостности и системности как последовательной реализации организации воспитательных воздействий как системы, а не применения ряда случайных методов и форм воспитания;

- принципа недвусмысленности и очевидности («прозрачности») как бесспорности всех осуществляемых сотрудниками и администрацией СИЗО мер дисциплинарных практик;

- принципа открытости и справедливости как противодействия возможному обесцениванию действий сотрудников СИЗО, а также профилактики агрессии несовершеннолетних и создания конфликтных ситуаций.

Нужно отметить, что дисциплинарная устойчивость также является важным маркером степени исправления осужденного: возможность контролировать и регулировать свое поведение в зависимости от установленных требований отражает пер-

спективную возможность вести правопо-слушный образ жизни после освобождения. Достижение дисциплинарной устойчивости зависит и от состояния психического здоровья, и от степени их адекватного восприятия окружающей действительности, а также от системы социально-педагогической работы с несовершеннолетними, находящимися в изоляции, для повышения эффективности дисциплинарной практики и применяемых методов воспитания.

Таким образом, несмотря на значительное количество традиционных воспитательных мероприятий и мер дисциплинарной практики, такие показатели, как нарушения несовершеннолетних, их число на профилактическом учете, число склонных к совершению суицида и членовредительству, число несовершеннолетних, относимых к группам отрицательной направленности, имеют тенденцию к значительному увеличению.

Безусловно, будут всегда существовать внешние причины негативных тенденций в состоянии воспитательной работы с несовершеннолетними в следственных изоляторах (находящиеся за рамками влияния и ответственности сотрудников и администрации СИЗО): это прежде всего более сложная структура характерологических особенностей, притязаний и потребностей, проявлений эмоциональной сферы и поведения нынешнего правонарушителя; это дефициты воспитания в семье и образовательной организации; это многообразные социально-экономические контексты и пр. Однако имеют место быть и внутренние причины подобной динамики (в частности, причины нарушений дисциплины и режимных моментов, причины постановки на профилактический учет, причины роста объявленных выговоров и пр.), которые могут и должны быть тщательно изучены с целью дальнейшей разработки рекомендаций и мер по их устранению.

С учетом вышеизложенного считаем необходимым разработать подходы трансформации социально-педагогической работы с несовершеннолетними, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными,

прежде всего, через обновление системы воспитательной работы и модификацию мер дисциплинарной практики. Система воспитания в следственных изоляторах может быть упорядоченной и педагогически целесообразной по организации жизнедеятельности несовершеннолетних, открытой («прозрачной») и справедливой по мерам воздействия, существующей по выработанным нормам, правилам и традициям. Она должна по возможности обеспечивать индивидуально-профилактический характер всех воспитательных воздействий на каждого несовершеннолетнего и способствовать их исправлению (как пример - несовершению новых нарушений в условиях следственных изоляторов). Преобразование мер дисциплинарной практики может включать как изменения социально-психологической направленности (нивелирование роли асоциальной общности в следственном изоляторе, нейтрализация негативных настроений, предупреждение дисциплинарных проступков и деструктивных поведенческих проявлений и пр.), так диверсификации административной и правовой направленности (создание информационных банков данных на потенциальных организаторов и активных участников групповых эксцессов, мониторинг выявления негативных лидеров, применение современных методов контроля и надзора и пр.). Непременным условием эффективной дисциплинарной практики будет новый профессионализм сотрудников и администрации, связанный с владением актуальными технологиями воспитания несовершеннолетних, находящихся в изоляции от общества (необходимо, как минимум, расширить педагогический арсенал воздействий на несовершеннолетних, выходя за рамки только лишь поощрений и взысканий, убеждений и принуждений).

В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними правонарушителями. Согласно данным в открытых источниках, в некоторых регионах (Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях) несовер-

шеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Поэтому крайне остро встает проблема осуществления их исправления, начиная с обстановки и условий содержания в той среде, где они впервые оказываются изолированными от общества, а именно следственного изолятора.

Несовершеннолетние, содержащиеся в следственных изоляторах, склонны к совершению новых нарушений: сформированные ранее деструктивные установки активизируют соответствующие модели поведения, кроме того, их нарушения подкрепляются другими подозреваемыми и обвиняемыми, доминирующие мотивы которых имеют также асоциальный характер. В данной ситуации приметаемые меры дисциплинарной практики и методы воспитания нуждаются в глубоком пересмотре и системной модификации: при безусловном сохранении действенных воспитательных форм необходимо создавать инновационную модель профилактического воздействия на несовер-

ОБРАЗОВАНИЯ

шеннолетних, направленную как на формирование новых ценностных установок, так и на предупреждение новых деяний. Для более эффективной коррекции деструктивных личностных характеристик несовершеннолетних важно осуществлять актуальные воспитательные технологии на основе анализа изменений в психологическом портрете нынешних несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Оценка качества воспитательной деятельности сотрудников следственных изоляторов также нуждается в актуализации и пересмотре соотношения количественных и качественных показателей организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними. Наконец, в связи с резким ростом нарушений непосредственно в условиях следственных изоляторов необходимо обратить внимание на обновление характеристик всей социально-педагогической работы, придания ей системности, научности и целостности.

СПИСОК источников

1. Подростковая преступность в России // FB.ru: портал Рунета. URL: https://fb.ru/article/245595/ podrostkovaya-prestupnost-v-rossii (дата обращения: 01.07.2022)

2. Голубничая Л. С. Преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. 23 с.

3. Sergeeva М. G. Psycho-Pedagogical Support of Educational-Preventive Activities of Deviant Behavior of Minors / M. G. Sergeeva, R. Dz. Tatlyev, N. G. Bondarenko, E. A. Chirkova, A. A. Tsakhaeva, F. N. Aliphanova // Modern Journal of Language Teaching Methods. Volume 9. P. 412-417.

4. Ганишина И. С. Концепция и методология психологической профилактики наркотической зависимости личности: дис. ... д-ра псих. наук. Москва, 2018. 482 с.

5. Rozhnova Т. М., Rozhnova К. С., Fadeyeva S. A., SchurkovaN. Y. // Deviant Behavior of Youth in the Context of Psychology and Pedagogy International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE) ISSN: 2277-3878. 2019. Vol-8. P. 6725-6729.

6. Дебольский M. Г. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК / М. Г. Дебольский, Р. В. Чиркина, В. В. Делибалт, Е. Г. Дозорцева, А. В. Дегтярев, А. В. Воронина // Психология и право. 2018. Том 8. № 1.С. 77-94.

7. Zusa К. Adolescent's Addictive Behaviour Decrease Opportunities at School // Education Reform: Education Content Research and Implementation Problems. 2020. Vol 1. P. 92-101.

8. Зарубин С. П. Криминологическая характеристика и профилактика преступности лиц, содержащихся в следственных изоляторах: автореф. дис. ... юрид. наук. Тюмень, 2010. 21 с.

9. Вилкова А. В. Условия формирования асоциальных установок / А. В. Вилкова // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 14-22.

10. Ямалетдинова Н. В. Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 27 с.

REFERENCES

1. Teenage crime in Russia//FB.ru: Runetportal. URL: https://fb.ru/article/245595/podrostkovaya-prestup-nost-v-rossii (date of access: 01.07.2022) (In Russ.)

2. Golubnichaya L. S. luvenile delinquency: criminological characteristics and prevention problems: author. dis. ... cand. legal sciences. Vladivostok, 2011. 23 p. (In Russ.)

3. SergeevaM. G. Psycho-Pedagogical Support of Educational-Preventive Activities of Deviant Behavior of Minors / M. G. Sergeeva, R. Dz. Tatlyev, N. G. Bondarenko, E. A. Chirkova, A. A. Tsakhaeva, F. N. Aliph-anova // Modern lournal of Language Teaching Methods. Volume 9. P. 412-417.

4. Ganishina I. S. The concept and methodology of psychological prevention of drug addiction of the individual: dis. ... dr. psycho, sciences. Moscow, 2018. 482 p. (In Russ.)

5. Rozhnova Т. M., Rozhnova К. C., Fadeyeva S. A., SchurkovaN. Y. // Deviant Behavior of Youth in the Context of Psychology and Pedagogy International lournal of Recent Technology and Engineering (IIRTE) ISSN: 2277-3878. 2019. Vol-8. P. 6725-6729.

6. Debolsky M. G., Debolsky R. V., Delibalt V. V., Dozortseva E. G., A. V. Degtyarev, A. V. Voronina // Psychology and Law. 2018. Volume 8. No. 1. P. 77-94. (In Russ.)

7. Zusa K. Adolescent's Addictive Behaviour Decrease Opportunities at School // Education Reform: Education Content Research and Implementation Problems. 2020. Vol 1. P. 92-101.

8. Zarubin S. P. Criminological characteristics and prevention of crime of persons held in pre-trial detention centers: author, dis. ... legal sciences. Tyumen, 2010. 21 p. (In Russ.)

9. Vilkova A. V. Conditions for the formation of asocial attitudes / A. V. Vilkova// Education and science in Russia and abroad. 2018. No. 1. P. 14-22. (In Russ.)

10. Yamaletdinova N. V. Adaptation of juvenile accused held in pre-trial detention centers in the mechanism of crime prevention in institutions of the penitentiary system: author, dis. ... cand. legal sciences. Ryazan, 2006. 27 p. (In Russ.)

Информация об авторах:

Вилкова А. В., доктор педагогических наук, профессор;

Фадеева С. А., доктор педагогических наук, доцент;

Лукашенко Д. В., доктор психологических наук, доцент.

Information about the authors:

Vilkova A. V., Doctor of Pedagogy, Professor;

Fadeeva S. A., Doctor of Pedagogy, Associate Professor;

Lukashenko D. V., Doctor of Psychology, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.07.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 25.11.2022.

The article was submitted 15.07.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 25.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.