УДК 37.04
Захарова Н.А.
студент Института психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты управления подготовкой учителей к работе с математически одаренными детьми. Автор предлагает список курсов и методической литературы для самообразования. В статье также описаны преимущества педагогических ассоциаций.
Ключевые слова: математическая одарённость, личность учителя.
Ведущим фактором развития одаренности является личность учителя. А.И. Доровский выделяет следующие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми (таблица 1) [Доровской, 161].
Таблица 1. Качества учителя, работающего с одаренными детьми.
№ Содержание № Содержание
1. Проявляет уважение к личности ребенка 15. Способен к сопереживанию
2. Имеет высокий уровень интеллектуального развития 16. Эмоционально стабилен
3. Умеет слушать других 17. Умеет принимать критику
4. Готов оказать интеллектуальную и эмоциональную помощь и поддержку ученику 18. Поошряет творчество и работу воображения
5. Терпелив 19. Не страдает от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам
б. Верит в талантливость своих учеников 20. Требователен к себе и другим
7. Стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня 21. Оптимистично настрое
8. Создает на уроке теплую, эмоциональную безопасную атмосферу 22. Готов к обш.енню с учениками на темы, не связанные с учебными занятиями
9. Оптимально сочетает на уроках индивидуальные н коллективные формы работы 23. Поошряет и представляется учащимся возможность самостоятельного выбора траектории обучения
10. Обладает чувством юмора (но без сарказма) 24. Имеет позитивную Я-концепцию
11. Хорошо разбирается в психологии детей и подростков 25. Положительно оценивает индивидуальные различия
12. Тактичен 26. Меньше дает информации, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы
13. Имеет широкий круг интересов 27. Имеет специальную подготовку к работе с одаренными детьми
14. Умеет разрабатывать гибкие индивидуальные программы обучения 28.
Традиционная модель подготовки учителей к работе с математически одаренными детьми - это курсы повышения квалификация. В настоящее время благодаря дистанционному обучению, можно найти большое количество качественных курсов. Например, «Центр педагогического мастерства», который координирует проведение олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки России, а также школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, проводит региональный и готовит учащихся к заключительному этапу. На их сайте можно найти как бесплатные, так и платные курсы на разные тематики, с разным количеством часов и с выдачей удостоверения:
- «Раскрытие математического таланта в массовой школе: современные методики и технологии» (реализуется совместно с Тинькофф),
- Решение задач повышенной сложности по геометрии в классах проекта «Математическая вертикаль»,
- Математический кружок. 8 класс,
- Математический кружок. 7 класс,
- Математический кружок. 6 класс,
- Математический кружок. 5 класс.
Еще одним примером качественных образовательных курсов являются курсы центра «Сириус». Сириус проводит стажировки, а также курсы для учителей со всей страны. Участие в них бесплатное, нужно лишь пройти вступительные испытания.
Работа педагога детьми будет разнообразной и результативной, если у него будет доступ к различной методической литературе. Благодаря развитию сети Интернет сейчас нет необходимости покупать книги, достаточно приобрести доступ к онлайн-библиотекам. Выбор литературы для организации работы с математически одаренными детьми огромен. Наибольшую популярность имеют:
- учебно-методические пособия для классов «Математической вертикали»,
- журнал «Квант» и «Квантик»,
- журнал «Математика в школе»,
- сборники «Кенгуру» и «Смарт кенгуру»,
- сборники по подготовке к олимпиадам «ВМК МГУ - ШКОЛЕ»,
- книги Я.И. Перельмана,
- и др.
Достаточно результативной будет модель профессионального сообщества педагогов, работающих с математически одаренными детьми. Такая модель характеризуется профессиональной коммуникацией, передачей педагогического опыта, возможностью профессионального и личностного роста.
Опять же при таком управлении работай педагогов, необходимо опираться на полисубъектный подход, описанный, в предыдущем параграфе. Полисубъектное взаимодействие педагогов характеризуется совместной творческой деятельностью, активностью и действенностью каждого участника, а также их способностью к интеграции и преобразованию окружающей среды. В результате полисубъектного взаимодействия каждый из участников может выступать как целостный субъект, активно участвующий в процессе своего саморазвития и самосовершенствования.
Для педагогов, которые работают с математически одаренным детьми, необходимо создать среду, в рамках которой каждый мог бы обогащаться и развиваться [Пяткова]. С учетом современных технологий, можно сформировать сетевое взаимодействие - способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов. Условия для реализации сетевого взаимодействия [Заплацкая, 116]:
- Совместная деятельность участников сети,
- Общее информационное пространство,
- Механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия (например, координаторы площадки, эксперты).
При сетевом взаимодействии происходит процесс распространения инновационных разработок, диалог между участниками и использование опыта друг друга. Каждый участник видит опыт другого, сравнивает со своим и что-то перенимает. Все в равных условиях и испытывают потребность друг в друге. Одной из форм сетевой организации педагогов, работающих с математически одаренными детьми, является Ассоциация.
Виды деятельности Ассоциации:
- обучающие, проектировочные семинары,
- конференции,
- конкурсы педагогического мастерства,
- проекты,
- акции,
- виртуальные экскурсии,
- педагогические мастерские,
- мастер-классы,
- опросы,
- создание общего чата, групп и страниц в социальных сетях,
- фестиваль проектов и т.д.
Таким образом, для организации эффективной работы с математически одаренными учащимися, в первую очередь, необходимо поддерживать педагогов, мотивировать их на самообразование, предоставлять дополнительные материалы, методические пособия и т.д. Создание педагогических сообществ крайне важно в обучении. Обмен опытом помогает развивать навыки критического мышления и решения проблем. Кроме того, обмен опытом может стимулировать творчество и инновации, поскольку он позволяет увидеть новые перспективы и возможности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 210 с.;
2. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям [Текст] / А.И. Доровский. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 312 с.;
3. Запалацкая, В. С. Региональная система работы с одарёнными детьми: управление развитием / В. С. Запалацкая. - М.: АСОУ, 2014. - 146 с.;
4. Пяткова О. Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми // Символ науки. 2016. .№3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-rabotayuschih-s-odaryonnymi-detmi (дата обращения: 15.09.2023).
Zakharova N.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
SPECIFICS OF MANAGEMENT OF TEACHER PREPARATION FOR WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS AT LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION
Abstract: article discusses the main aspects of managing the preparation of teachers to work with mathematically gifted children. The author offers a list of courses and methodological literature for self-education. The article also describes the benefits of teaching associations.
Keywords: mathematical giftedness, teacher'spersonality.