Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
математическая одарённость / личность учителя / mathematical giftedness / teacher’s personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Н. А.

В статье рассматриваются основные аспекты управления подготовкой учителей к работе с математически одаренными детьми. Автор предлагает список курсов и методической литературы для самообразования. В статье также описаны преимущества педагогических ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MANAGEMENT OF TEACHER PREPARATION FOR WORKINGWITH GIFTED CHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS AT LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Article discusses the main aspects of managing the preparation of teachers to work with mathematically gifted children. The author offers a list of courses and methodological literature for self-education. The article also describes the benefits of teaching associations.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.04

Захарова Н.А.

студент Института психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются основные аспекты управления подготовкой учителей к работе с математически одаренными детьми. Автор предлагает список курсов и методической литературы для самообразования. В статье также описаны преимущества педагогических ассоциаций.

Ключевые слова: математическая одарённость, личность учителя.

Ведущим фактором развития одаренности является личность учителя. А.И. Доровский выделяет следующие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми (таблица 1) [Доровской, 161].

Таблица 1. Качества учителя, работающего с одаренными детьми.

№ Содержание № Содержание

1. Проявляет уважение к личности ребенка 15. Способен к сопереживанию

2. Имеет высокий уровень интеллектуального развития 16. Эмоционально стабилен

3. Умеет слушать других 17. Умеет принимать критику

4. Готов оказать интеллектуальную и эмоциональную помощь и поддержку ученику 18. Поошряет творчество и работу воображения

5. Терпелив 19. Не страдает от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам

б. Верит в талантливость своих учеников 20. Требователен к себе и другим

7. Стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня 21. Оптимистично настрое

8. Создает на уроке теплую, эмоциональную безопасную атмосферу 22. Готов к обш.енню с учениками на темы, не связанные с учебными занятиями

9. Оптимально сочетает на уроках индивидуальные н коллективные формы работы 23. Поошряет и представляется учащимся возможность самостоятельного выбора траектории обучения

10. Обладает чувством юмора (но без сарказма) 24. Имеет позитивную Я-концепцию

11. Хорошо разбирается в психологии детей и подростков 25. Положительно оценивает индивидуальные различия

12. Тактичен 26. Меньше дает информации, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы

13. Имеет широкий круг интересов 27. Имеет специальную подготовку к работе с одаренными детьми

14. Умеет разрабатывать гибкие индивидуальные программы обучения 28.

Традиционная модель подготовки учителей к работе с математически одаренными детьми - это курсы повышения квалификация. В настоящее время благодаря дистанционному обучению, можно найти большое количество качественных курсов. Например, «Центр педагогического мастерства», который координирует проведение олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки России, а также школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, проводит региональный и готовит учащихся к заключительному этапу. На их сайте можно найти как бесплатные, так и платные курсы на разные тематики, с разным количеством часов и с выдачей удостоверения:

- «Раскрытие математического таланта в массовой школе: современные методики и технологии» (реализуется совместно с Тинькофф),

- Решение задач повышенной сложности по геометрии в классах проекта «Математическая вертикаль»,

- Математический кружок. 8 класс,

- Математический кружок. 7 класс,

- Математический кружок. 6 класс,

- Математический кружок. 5 класс.

Еще одним примером качественных образовательных курсов являются курсы центра «Сириус». Сириус проводит стажировки, а также курсы для учителей со всей страны. Участие в них бесплатное, нужно лишь пройти вступительные испытания.

Работа педагога детьми будет разнообразной и результативной, если у него будет доступ к различной методической литературе. Благодаря развитию сети Интернет сейчас нет необходимости покупать книги, достаточно приобрести доступ к онлайн-библиотекам. Выбор литературы для организации работы с математически одаренными детьми огромен. Наибольшую популярность имеют:

- учебно-методические пособия для классов «Математической вертикали»,

- журнал «Квант» и «Квантик»,

- журнал «Математика в школе»,

- сборники «Кенгуру» и «Смарт кенгуру»,

- сборники по подготовке к олимпиадам «ВМК МГУ - ШКОЛЕ»,

- книги Я.И. Перельмана,

- и др.

Достаточно результативной будет модель профессионального сообщества педагогов, работающих с математически одаренными детьми. Такая модель характеризуется профессиональной коммуникацией, передачей педагогического опыта, возможностью профессионального и личностного роста.

Опять же при таком управлении работай педагогов, необходимо опираться на полисубъектный подход, описанный, в предыдущем параграфе. Полисубъектное взаимодействие педагогов характеризуется совместной творческой деятельностью, активностью и действенностью каждого участника, а также их способностью к интеграции и преобразованию окружающей среды. В результате полисубъектного взаимодействия каждый из участников может выступать как целостный субъект, активно участвующий в процессе своего саморазвития и самосовершенствования.

Для педагогов, которые работают с математически одаренным детьми, необходимо создать среду, в рамках которой каждый мог бы обогащаться и развиваться [Пяткова]. С учетом современных технологий, можно сформировать сетевое взаимодействие - способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов. Условия для реализации сетевого взаимодействия [Заплацкая, 116]:

- Совместная деятельность участников сети,

- Общее информационное пространство,

- Механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия (например, координаторы площадки, эксперты).

При сетевом взаимодействии происходит процесс распространения инновационных разработок, диалог между участниками и использование опыта друг друга. Каждый участник видит опыт другого, сравнивает со своим и что-то перенимает. Все в равных условиях и испытывают потребность друг в друге. Одной из форм сетевой организации педагогов, работающих с математически одаренными детьми, является Ассоциация.

Виды деятельности Ассоциации:

- обучающие, проектировочные семинары,

- конференции,

- конкурсы педагогического мастерства,

- проекты,

- акции,

- виртуальные экскурсии,

- педагогические мастерские,

- мастер-классы,

- опросы,

- создание общего чата, групп и страниц в социальных сетях,

- фестиваль проектов и т.д.

Таким образом, для организации эффективной работы с математически одаренными учащимися, в первую очередь, необходимо поддерживать педагогов, мотивировать их на самообразование, предоставлять дополнительные материалы, методические пособия и т.д. Создание педагогических сообществ крайне важно в обучении. Обмен опытом помогает развивать навыки критического мышления и решения проблем. Кроме того, обмен опытом может стимулировать творчество и инновации, поскольку он позволяет увидеть новые перспективы и возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 210 с.;

2. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям [Текст] / А.И. Доровский. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 312 с.;

3. Запалацкая, В. С. Региональная система работы с одарёнными детьми: управление развитием / В. С. Запалацкая. - М.: АСОУ, 2014. - 146 с.;

4. Пяткова О. Б. Некоторые аспекты профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми // Символ науки. 2016. .№3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-rabotayuschih-s-odaryonnymi-detmi (дата обращения: 15.09.2023).

Zakharova N.A.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

SPECIFICS OF MANAGEMENT OF TEACHER PREPARATION FOR WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS AT LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Abstract: article discusses the main aspects of managing the preparation of teachers to work with mathematically gifted children. The author offers a list of courses and methodological literature for self-education. The article also describes the benefits of teaching associations.

Keywords: mathematical giftedness, teacher'spersonality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.