DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.077
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
Научная статья
Запалацкая В.С.*
Московский государственный областной университет, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (zvs-so[at]yandex.ru)
Аннотация
Целью исследования является описание подходов к проектированию региональных систем работы с одаренными детьми на основе анализа деятельности региональных систем образования по их выявлению, развитию и поддержке. В ходе исследования решались задачи, связанные с определением концептуальных идей проектирования моделей региональных систем работы с одаренными детьми, в том числе сетевое взаимодействие образовательных организаций, формирование многоуровневой и многофункциональной развивающей образовательной среды, системная интеграция, непрерывности и преемственность, индивидуальная ориентация образовательных услуг, открытость и информированность, полисубъектность и наставничество. Были выделены также основные направления деятельности региональных систем по работе с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренные дети, сопровождение, региональная система.
KEY APPROACHES TO DESIGNING A REGIONAL SUPPORT SYSTEM FOR GIFTED CHILDREN
Research article
Zapalatskaya V.S.*
Moscow Region State University, Moscow, Russia
* Corresponding author (zvs-so[at]yandex.ru)
Abstract
The purpose of the study is to describe approaches to the design of regional systems of working with gifted children based on the analysis of the activities of regional education systems for their identification, development, and support. The research attempts to solve the problems related to the definition of conceptual ideas for designing models of regional systems for working with gifted children, including network interaction of educational organizations, the formation of a multi-level and multifunctional development of an educational environment, system integration and continuity, individual orientation of educational services, openness and awareness, polysubjectivity and mentoring. The main areas of activity of regional systems for working with gifted children were also highlighted.
Keywords: gifted children, support, regional system.
Создание системы работы с одаренными детьми в условиях региона, обеспечивающей развитие их индивидуальных дарований, поддержку и возможности для самореализации является частью социокультурной модернизации образования. В настоящее временя, как в мире, так и в России на уровне регионов существует многообразие моделей систем, обеспечивающих поиск, выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Многообразие моделей обусловлено различиями социально-экономического развития регионов, сложившейся практикой, существующим у них кадровым и иным потенциалом. Однако, наиболее эффективно работа с одаренными детьми осуществляется в тех регионах, в которых организовано взаимодействие образовательных организаций всех уровней, в частности общеобразовательных школ и вузов. Региональный вуз (вузы) как сосредоточение интеллектуальной и творческой элиты и центр науки, культуры и социальной жизни в регионе, может обеспечить пространство развития и самореализации одаренных детей. На основе проведенного автором анализа рейтинга регионов по итогам Всероссийской олимпиады школьников за последние 6 лет [1], [2] были выделены основные подходы к проектированию региональной системы работы с одаренными детьми, которые реализуют регионы-лидеры.
1. Сетевое взаимодействие различных структур региона в целях организации работы с одаренными детьми направлено на объединение ресурсов учреждений образования, науки, культуры и спорта для получения следующих эффектов:
- обеспечение возможности проходить обучение у высококвалифицированных специалистов в разных областях деятельности, пользоваться информационными и иными ресурсами, проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию развития в выбранной сфере.
- расширение спектра дополнительных образовательных программ и их доступность для одаренных детей региона независимо от территории их проживания;
- взаимодействие одаренных детей и талантливой молодежи между собой, организация сетевых проектов; выстраивание системы преемственности в развитии обучающихся, демонстрирующих выдающиеся результаты.
- создание условий для личностного и профессионального роста педагога, активизация инновационной педагогической деятельности в области работы с одаренными детьми, диссеминация лучших практик.
2. Сетевое взаимодействие образовательных структур региона обеспечивает формирование многоуровневой и многофункциональной развивающей образовательной среды [3], [4].
Многоуровневость образовательной среды обеспечивается наличием нескольких уровней работы с одаренными детьми: первый - образовательной организации; второй - муниципальной образовательной системы и третий -региональной образовательной системы. В регионе существует координирующий центр, объединяющий в единую
систему общеобразовательные организации, вузы, учреждения дополнительного образования и другие структуры.
Многофункциональность определяется совокупностью функций проектируемой системы работы с одаренными детьми: обучающей, социализирующей, развивающей, мировоззренческой, просветительской, воспитательной и управленческой.
Развивающий характер образовательной среды раскрывается через совокупность предоставляемых возможностей для одаренных детей и педагогов, которые удовлетворяют их потребности в развитии, поддержке и самореализации.
3. Принципами, определяющими специфику системы работы с одаренными детьми в регионе, являются:
- системная интеграция, которая рассматривает сетевое объединение образовательных и иных структур, работающих с одаренными детьми, как целостную систему, в которой каждый элемент имеет свое функциональное предназначение;
- многовекторность педагогической деятельности, охватывающая целый спектр направлений работы с одаренными детьми, а именно: поиск, выявление, развитие, поддержка, социализация и др.;
- согласованность действий организаций, учреждений и физических лиц, которая обусловлена наличием общей цели и необходимостью выработки общей стратегии по ее достижению;
- непрерывности и преемственности, обеспечивающие процессы сопровождения и самореализации одаренных детей на всех этапах обучения;
- индивидуальной ориентации образовательных услуг, которая предполагает конструирование программы развития одаренного ребенка с учетом его личностных качеств, интересов и потребностей;
- открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях как понимание высокой значимости высокоинтеллектуального и творческого человеческого капитала для общества и региона.
4. Взаимодействие субъектов в многоуровневой и многофункциональной развивающей образовательной среде строится на основе полисубъектного подхода. Он ориентирует образовательное сообщество к признанию уникальности каждой личности, созданию феноменологической общности, объединенной общими целями и осознаваемой всеми сторонами стратегией развития, выстраиванию субъект-субъектных отношений между всеми участниками сетевого взаимодействия.
Взаимодействие, построенное на основе полисубъектного подхода, способствует всестороннему учету интересов его участников, передаче определенного содержания и методологии его освоения в предметной области, формирует ценностные ориентации и поведенческие характеристики. По отношению педагогических кадров полисубъектный подход инициирует инновационную активность и стимулирует к диссеминации передового педагогического опыта.
Организация полисубъектного взаимодействия обеспечит синергетический эффект, повышающий эффективность деятельности не только сетевого объединения, но и системы образования региона в целом [5].
5. Наиболее продуктивной формой работы с одаренными детьми является наставничество, которое представляет собой форму сопровождения одаренного ребенка со стороны высококлассных специалистов в различных сферах деятельности [6], [7], [8], [9]. Основными формами наставничества являются:
- разработка и сопровождение индивидуальной образовательной программы одаренных школьников;
- руководство и консультирование работы над проектами: исследовательскими, творческими, социальными и др.
- участие в процессе социализации одаренных детей: формирование моделей поведения, отношения к делу, приверженности выбранной сфере деятельности и др.;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам развития одаренных детей, подготовка рекомендаций.
Используются различные варианты привлечения наставников к работе с одаренными детьми:
- периодически для консультирования группы или отдельных обучающихся, чтобы расширить или углубить их знания в предмете, методах познания и методологии исследования, средствах представления результатов;
- на определенный период для работы с малой группой или одним учащимся над проектом;
- для постоянного сопровождения в качестве педагога с учащимися, демонстрирующим выдающиеся результаты.
Наставничество позволяет в процессе взаимодействия снять многие негативные моменты, присущие обучению
одаренных детей в условиях массовой школы. Они в большей степени связаны с повышенными образовательными потребностями одаренной личности и невозможностью их удовлетворения, а также различными поведенческими характеристиками, не вписывающимися в традиционный формат отношений между обучающимися и педагогами. Наряду с этим, использование в работе с одаренными детьми наставничества предоставляет возможности передачи им увлеченности профессией, привитие вкуса к исследовательской деятельности, развитие стремления к творческому самовыражению.
Перечислим основные направления деятельности региональной системы по работе с одаренными детьми [10].
1. Выявление, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей
- организация и проведения широкого спектра интеллектуальных и творческих состязаний в регионе, в том числе, различные уровни Всероссийской олимпиады школьников;
- организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, включая диагностику одаренности, консультационную и иные виды поддержки.
2. Дополнительное образование одаренных детей
- реализация программ дополнительного образования для одаренных детей очной и дистанционной форме, в том числе проектную и исследовательскую деятельности;
- организация консультативной помощи учителям и родителям одаренных учащихся.
3. Создание многоуровневой развивающей образовательной среды
технологический компонент
- поддержка и развитие информационно-образовательных платформ;
- поддержка и развитие платформы для проведения интернет-олимпиад, онлайн-конкурсов и других мероприятий;
- усовершенствование системы видеоконференцсвязи;
- разработка удобного архива-классификатора видеозаписей (лекции очно-заочных лицеев, онлайн-каникулы и другие видео материалы) для удобного поиска и доступа к ним;
- создание сред для проектирования и реализации индивидуальных ученических проектов;
- сопровождение деятельности педагогов и школьников при работе в компьютерных лабораториях очно-заочных лицеев по физике и математике, биологии и химии, географии.
организационный компонент
- взаимодействие с объединениями учителей-предметников, общественными и научными организациями по выявлению, поддержке и развитию интеллектуально одаренных школьников (конференции, мастер-классы, предметные недели, летние школы);
- сотрудничество с научными, образовательными и иными организациями по проведению различных мероприятий для школьников и учителей;
- сотрудничество с научными студенческими обществами
- организация исследовательских центров, творческих лабораторий и мастерских для одаренных школьников и студентов;
- проведение методических, научных и практических семинаров для педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
- освещение работы с одаренными детьми в СМИ.
В последнее десятилетие работа с одаренными детьми становится одним из ключевых направлений модернизации образования, так как отражает современную тенденцию в мировом образовании - персонализацию, которая ориентирована на предоставление каждому обучающемуся максимальную представленность его интересов, потребностей и возможностей. Кроме того, создание новых продуктов в области работы с одаренными детьми на основе интеграции усилий педагогов, ученых и различных специалистов, как то, технологий, моделей, форм и средств позволяет в дальнейшем использовать их в условиях массового образования.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Приказ Минпросвещения России от 21.06.2021 № 353 «Об утверждении итоговых результатов всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2020/21 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету» // Официальный сайт Минпросвещения России. - [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1e3ab9240588ea0cc138d25277610ceb/ (дата обращения 09.08.2021).
2. Рейтинг регионов по итогам Всероссийской олимпиады 2021 года // Olimpiada (сайт). - [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/article/968 (дата обращения 08.08.2021).
3. Запалацкая В. С. Сетевое взаимодействие как механизм развития региональной системы работы с одаренными детьми / В. С. Запалацкая // Вестник РМАТ. - 2018. - № 4. - С. 62-68.
4. Салов А. И. Сетевые исследовательские проекты как модель мотивирующей образовательной среды для учащихся и педагогов / А. И. Салов, Т. Ф. Сергеева, М. В. Шабанова и др. - Москва: Издательство АСОУ, 2017. - 174 с.
5. Запалацкая В. С. Синергетика как методологическая основа проектирования региональных моделей работы с одаренными детьми / В. С. Запалацкая // Мир науки, культуры и образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 142-144.
6. Global Talent Mentoring. - [Electronic resource]. URL: https://globaltalentmentoring.org/ (accessed: 09.08.2021).
7. Sergeeva T. F. Network research project as a model of group mentoring in work with gifted children / T. F. Sergeeva, D. S. Ermakov, D. K. Mamiy et al. // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow, 2021. - P. 5019.
8. Дудина Е. А. Реализация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах / Е. А. Дудина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 6. - С. 41-57. - DOI: 10.15293/2226-3365.1806.03.
9. Емельянова О. П. Многоуровневое наставничество в проектном образовании одаренных школьников / О. П. Емельянова, М. В. Журавлева // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2019. - № 4. -С. 98-103.
10. Запалацкая В. С. Региональная система работы с одаренными детьми: управление развитием / В. С. Запалацкая. - Москва: Издательство АСОУ, 2014. - 146 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 21.06.2021 № 353 «Ob utverzhdenii itogovykh rezul'tatov vserossijjskojj olimpiady shkol'nikov, provedennojj v 2020/21 uchebnom godu, po kazhdomu obshheobrazovatel'nomu predmetu» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 353 dated 21.06.2021 "On approval of the final results of the All-Russian Olympiad of schoolchildren held in the 2020/21 academic year for each general education subject"] // Official website of the Ministry of Education of the Russian Federation. - [Electronic resource]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1e3ab9240588ea0cc138d25277610ceb/ (accessed: 09.08.2021) [in Russian]
2. Rejjting regionov po itogam Vserossijjskojj olimpiady 2021 goda [Rating of regions based on the results of the All-Russian Olympiad in 2021] // Olimpiada (website). - [Electronic resource]. URL: https://olimpiada.ru/article/968 (accessed: 08.08.2021) [in Russian]
3. Zapalatskaya V. C. Setevoe vzaimodejjstvie kak mekhanizm razvitija regional'nojj sistemy raboty s odarennymi det'mi [Network interaction as a mechanism for the development of a regional system of work with gifted children] / V. S. Zapalatskaya // Vestnik RMAT [Bulletin of the Russian International Academy for Tourism]. - 2018. - No. 4. - pp. 62-68 [in Russian]
4. Salov A. I. Setevye issledovatel'skie proekty kak model' motivirujushhejj obrazovatel'nojj sredy dlja uchashhikhsja i pedagogov [Network research projects as a model of a motivating educational environment for students and teachers] / A. I. Salov, T. F. Sergeeva, M. V. Shabanova et al. - Moscow: ASOU, 2017. - 174 p. [in Russian]
5. Zapalatskaya V. S. Sinergetika kak metodologicheskaja osnova proektirovanija regional'nykh modelejj raboty s odarennymi det'mi [Synergetics as a methodological basis for designing regional models of work with gifted children] / V. S. Zapalatskaya // Mir nauki, kul'tury i obrazovanija [The world of science, culture and education]. - 2015. - № 3 (52). -pp. 142-144 [in Russian]
6. Global Talent Mentoring [website]. - [Electronic resource]. URL: https://globaltalentmentoring.org/ (accessed: 09.08.2021)
7. Sergeeva T. F. Network research project as a model of group mentoring in work with gifted children / T. F. Sergeeva, D. S. Ermakov, D. K. Mamiy et al. // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow, 2021. - P. 5019
8. Dudina E. A. Realizacija programm nastavnichestva odarennykh shkol'nikov v zarubezhnykh stranakh [Implementation of mentoring programs for gifted schoolchildren in foreign countries] / E. A. Dudina // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. - 2018. - Vol. 8. - No. 6. - pp. 41-57. - DOI: 10.15293/2226-3365. 1806. 03 [in Russian]
9. Yemelyanova O. P. Mnogourovnevoe nastavnichestvo v proektnom obrazovanii odarennykh shkol'nikov [Multilevel mentoring in project education of gifted schoolchildren] / O. P. Yemelyanova, M. V. Zhuravleva // Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii [Modern education: current issues and innovations]. - 2019. - No. 4. - pp. 98-103 [in Russian]
10. Zapalatskaya V. S. Regional'naja sistema raboty s odarennymi det'mi: upravlenie razvitiem [Regional system of work with gifted children: development management] / V. S. Zapalatskaya. - Moscow: ASOU, 2014. - 146 p. [in Russian]