Научная статья на тему 'Специфика универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня'

Специфика универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
600
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / COMMUNICATION / UNIVERSAL COMMUNICATION SKILLS / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемова С. А.

В статье показана актуальность формирования универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня, анализируются различные подходы к определению структуры и сущности понятия коммуникативные навыки детей дошкольного возраста, описываются особенности становления универсальных коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артемова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of universal communication skills in children with general speech underdevelopment of level III

The article analyzes the content of the concepts of communication, communication skills, universal communication skills, analyzes the features of the formation of communication skills in preschoolers, describes the main directions of the formation of universal communication skills in children with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Специфика универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня»

УДК 376.37

Артемова С. А.

ФГБОУ ВО «ВГСПУ», г. Волгоград, Россия

СПЕЦИФИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Artemova S. A.

The specifics of universal communication skills in children with general speech underdevelopment of level III

Аннотация: в статье показана актуальность формирования универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня, анализируются различные подходы к определению структуры и сущности понятия коммуникативные навыки детей дошкольного возраста, описываются особенности становления универсальных коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова: коммуникация, общение, универсальные коммуникативные навыки, общее недоразвитие речи III уровня, дошкольники.

Annotation. the article analyzes the content of the concepts of communication, communication skills, universal communication skills, analyzes the features of the formation of communication skills in preschoolers, describes the main directions of the formation of universal communication skills in children with general speech underdevelopment.

Key words: communication, communication, universal communication skills, general speech underdevelopment, preschoolers.

Современные изменения социокультурных условий находят свое отражение в требованиях, предъявляемых к личности. В стандарте дошкольного образования значительное внимание уделяется направлению развития коммуникативной культуры детей, что показывает насколько высоко в современном обществе ценятся способности легко устанавливать контакт, понимать, быстро оценивать ситуацию и информацию партнера по коммуникации, доступно и аргументированно излагать собственные мысли, легко адаптироваться в новом коллективе, быть доброжелательным и в тоже время уметь отстоять свою точку зрения с помощью «правильных», соответствующих культурным нормам, речевых средств и др. [11]. Выше названные способности формируются в результате использования в различных ситуациях речевых и неречевых средств. Навыки применения речевых средств необходимые для успешного формирования и развития личности называются универсальными коммуникативными навыками.

научный журнал

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его реальные и потенциальные возможности в той или иной деятельности. М.И. Лисина определяет коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместность с другими людьми. Способности к общению включают в себя: желание вступить в контакт с окружающими; навыки организации общения, включающие умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [8]. Навык, в отличие от способности, это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Таким образом, понятие коммуникативные способности является более широким по содержанию нежели коммуникативные навыки и включает определенные личностные установки, круг знаний о культурных особенностях коммуникации, а также опыт использования коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

В течение дошкольного периода детства закладываются базовые универсальные навыки коммуникации, которые развиваются и совершенствуются в ходе школьного и профессионального обучения, дальнейшей жизни, позволяя в конечном итоге личности строить успешную профессионально и социально-значимую коммуникативную деятельность. Согласно взглядам Л.С. Выготского, сформированные навыки коммуникации выступают в качестве одного из условий успешной социализации дошкольника, важного фактора личностного развития, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на самопознание и самооценку через отражение собственной деятельности в поведении и реакциях других людей [6]. Через коммуникацию, осознавая и присваивая правила и нормы коммуникативного поведения ребенок осваивает базовые нормы коммуникативной культуры того общества, членом которого является. Таким образом, потребность в успешной и эффективной коммуникации стимулирует формирование универсальных коммуникативных навыков, необходимых человеку для элементарного общения, установления контакта, передачи собственных мыслей и чувств, получения прогнозируемой реакции партнера по коммуникации.

В толковом словаре русского языка понятие «коммуникация» определяется как сообщение, общение, а речь - как средство коммуникации [9]. Коммуникативные навыки определяются в исследованиях отечественных ученых как способность людей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действия в решении коммуникативных задач [1, 3, 8].

научный журнал

Процесс коммуникативного взаимодействия по своей сути является одним из видов человеческой деятельности, в процессе которого происходит познание мира и общение с людьми [3]. Анализируя взгляды М.И. Лисиной и ее последователей можно констатировать, что общение рассматривается ими как вид коммуникативной деятельности, предметом которого является другой человек. Вследствие чего коммуникативные умения трактуются ими как освоенные способы установления взаимоотношений в системе человек-человек. Рассматривая понятие коммуникативные навыки с этой точки зрения, мы можем отнести к ним навыки вхождения в контакт с незнакомым человеком, понимания его личностных качеств и намерений, предвидения результатов его поведения и построения собственного поведения с учетом [8].

В исследованиях П.А. Бодалева отмечается важная роль навыков взаимного восприятия друг друга, и умения понимать партнера по коммуникации, без чего, по мнению автора, невозможно полноценное общение [4]. Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями и чувствами, осуществляются при помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистической знаках [5]. Речевая коммуникация - это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией, в том числе информацией об участниках коммуникации, которая передается через способы общения и самопрезентации [1]. Основной единицей коммуникации является речевой акт. Навыки применения речевых средств в конкретных ситуациях позволяют спрогнозировать процесс и результат коммуникации.

По мнению Е.М. Алифановой коммуникативные навыки - это осознанные способы коммуникативных действий людей и их способности правильного построения своего поведения, управления им в соответствии с задачами коммуникации. В своем исследовании автор выделяет следующие коммуникативные навыки детей 6-7 лет: навык формирования коммуникативной задачи (постановки цели общения, выбора средств вербальных и невербальных, прогноза результата); навык решения коммуникативной задачи (непосредственное решение задачи, поддержание контакта, достижение результата); навыки анализа результата (соотношение конечного результата с заданной целью, оценка правильности выбранных средств) [1].

В большинстве научных источников используется понятие универсальные учебные коммуникативные навыки, которое подразумевает перенос сформированных в дошкольном возрасте способов коммуникации в учебную деятельность. Базовые основы универсальных коммуникативных навыков закладываются в дошкольном возрасте, в связи с чем, по-нашему мнению, термин универсальные коммуникативные навыки применим к навыкам коммуникативно-речевого взаимодействия, формируемым в

научный журнал

дошкольном возрасте, и позволяет охарактеризовать группу навыков, позволяющих ребенку вступать в общение, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Проанализировав различные подходы к определению структуры коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста, мы выделили следующие наиболее значимые, на наш взгляд, универсальные коммуникативные навыки и умения: умение учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности при построении стратегии речевой коммуникации; умение слушать и вступать в диалог; навыки участия в коллективном обсуждении проблем; навыки интеграции в группу сверстников и построения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыки применения речевых и неречевых средств коммуникации в соответствии с целями и задачами коммуникации и ситуацией общения.

Рассматривая выделенные умения и навыки, мы можем с достоверностью сказать, что в основе процесса коммуникации лежат навыки использования речевых и неречевых средств в коммуникативных целях, т.е. в целях передачи и приема информации, а также в целях оказания влияния на партнера по коммуникации. Опираясь на концепцию Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности: 1) межличностной коммуникации, 2) межличностного взаимодействия, 3) межличностного восприятия [2].

Первый вид навыков включает в себя определенный опыт использования вербальных и невербальных средств общения, передачи рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид навыков представляет собой сформированную способность к обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в процесс коммуникации и организовывать его [2].

Овладение ребенком навыками успешной коммуникации происходит в процессе развития речи, овладения системой родного языка, развития и изменения форм общения. Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерно наличие стойких фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несовершенство структурно-семантической организации высказываний, нарушение внутреннего программирования и реализации программы высказывания [3]. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в коммуникации наблюдаются значительные трудности, так как они не всегда могут найти

научный журнал

полноценный способ поделиться своими знаниями и опытом посредством языка, установить контакт посредством речи.

Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. Во многих исследованиях, посвященных изучению процесса общения и коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, указывается на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, вследствие значительных затруднений применения речи как основного средства коммуникации. В результате недоразвития речевых средств снижаются способности к обучению, могут возникнуть психологические трудности, в результате которых формируются специфические личностные черты (замкнутость, робости, нерешительности, стеснительности), определяющие нарушения коммуникативно-речевого поведения [8].

Анализ практики логопедической работы и научных исследований в этой области позволяет выявить ряд противоречий в тенденциях развития коммуникативного поведения дошкольников с общим недоразвитием речи: потребность в общении и недостаток развития речи, потребность во внешних впечатлениях и недостаток развития познавательных процессов, потребность в эмоциональном контакте и невозможность его осуществления вследствие невозможности полноценного использования речевых средств коммуникации [8, 10, 12].

У рассматриваемой категории детей зачастую отмечаются трудности вступления в контакт, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, включаться в обсуждение и др., что приводит к снижению коммуникативной активности [7]. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова говорят и об обратной зависимости — при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется [12].

По мнению ряда авторов, общее недоразвитие речи, как системное нарушение, помимо нарушения всех сторон речи сопровождается отсутствием умения общаться или низким уровнем коммуникативных умений, отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

Таким образом, в результате теоретического анализа изучаемой проблемы мы отметили наличие специфических трудностей формирования универсальных коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, возникающих вследствие несформированности предпосылок становления основных форм коммуникации, смещении иерархии цели общения, снижении потребности в нем. В процессе экспериментального изучения степени сформированности универсальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи III уровня нами было отмечено, что у 30% обследованных детей выявлены трудности вступления в контакт, при помощи устойчивых, являющихся культурной нормой общения, речевых фраз и выражений, у 43% детей отмечено несоответствие используемой лексики ситуации коммуникации, более чем у 70% дошкольников возникают трудности в ситуациях привлечения внимания, отстаивания собственного мнения, при необходимости аргументированного ответа на вопрос и др. Дети зачастую не пользуются устойчивыми речевыми оборотами при прощании и приветствии, нередко не выражают в речи благодарность как по отношению к сверстникам, так и по отношению к взрослому. Зачастую избегают ситуаций, в которых они должны обратиться с просьбой или объяснить свое поведение. Выявленные особенности коммуникации отражаются на формировании социальных взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в коллективе сверстников (педагоги отмечают у детей принимавших участие в эксперименте повышенную конфликтность, либо напротив замкнутость, неактивность, чрезмерную стеснительность), проявляются в трудностях при общении со взрослыми, выполнении заданий на занятиях, особенно связанных с выполнением заданий напрямую связанных с построением взаимодействия с коллективом на речевой основе. Выявленные трудности формирования универсальных коммуникативных навыков будут иметь негативную тенденцию развития при вступлении ребенка в новый для него коллектив при поступлении в школу и скажутся на процессе обучения.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости коррекционной помощи в преодолении нарушений формирования универсальных коммуникативных навыков именно в дошкольном возрасте. Данная проблема привлекает внимание специалистов в аспектах теоретического и практического изучения методов и форм развития универсальных коммуникативных навыков у рассматриваемой категории детей, а также системы взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционной работы по формированию универсальных коммуникативных навыков.

Библиографический список

1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дисс.... канд.психол.наук. - Волгоград, - 2001 - 24 с.

2. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М. Андреева — М.: 1987. — 297с.

3. Артемова С. А. Культурные практики в процессе формирования коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста//Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2017. - №6 (53) http://grani.vspu.ru/files/publics/1512504468.pdf

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2009. - 200 с.

5. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии; коммуникативная дифференциация личности СПб, КАРО. 2005. - 280с.

6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский.

— Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 459 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-59916-9483-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/397011 (дата обращения: 16.10.2019).

7. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. - N 6. -С. 7-16.

8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.

- 320 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2010. - 753с.

10. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва : Эксмо, 2015. — 320 с.

11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/

12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. — М.: В ЛАДОС, 2003. —160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.