Научная статья на тему 'Особенности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии'

Особенности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
789
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные действия / коммуникативные универсальные учебные действия / младший школьный возраст / общее недоразвитие речи третьего уровня / universal educational actions / communicative universal educational actions / primary school age / general underdevelopment of speech of the third level

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. А. Чеснокова, В. А. Дубовская

В данной статье представлены сведения о коммуникативных универсальных учебных действиях, описаны особенности сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — А. А. Чеснокова, В. А. Дубовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL IN VARIOUS FORMS OF PATHOLOGY

This article presents the information about communicative universal educational actions, describes the features of the formation of communicative universal educational actions in primary schoolchildren with general underdevelopment of speech of the third level in various forms of pathology.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии»

Обратимся к следующему компоненту языковой способности - синтаксическому. Этот компонент определяется умением составлять предложения, грамматически правильно применять сочетания слов в предложениях. Синтаксис заключен в многообразии построения простых и сложных предложений.

В более раннем возрасте (три-четыре года), ребенок допускает ошибки при построении предложений, они опускают и переставляют слова, заменяют или исключают союзы, пользуются в основном простейшими предложениями из подлежащего, сказуемого и дополнения, изредка вставляют обстоятельство. Очень долго не используют обстоятельства причины, цели, условия. Далее ребенок начинает постепенно пользоваться однородными членами предложения, начиная с однородного подлежащего, глагола, и потом более распространенного однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Наиболее легко им даются сложносочиненные предложения. В сложноподчиненных чаще всего дети используют придаточное времени, далее - изъяснительное, и редко - определительное.

К этому времени ребенок употребляет предложения из двенадцати-пятнадцати слов, но здесь присутствуют синтаксические ошибки, потому что ему трудно одновременно следить и за содержанием, и за формой выражения мысли. В дальнейшем у детей формируется умение противопоставлять однородные члены, пользоваться противительными союзами [3].

У детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой компетенции. В качестве таковых Т.Б. Глезерман (1983) называет: особенности строения и функционирования цитоархитектони-ки коры головного мозга (особенно отделов пре-фронтальной, нижнетеменной и височной областей); пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения; повышение количества РНК, белков мембранных и синаптических комплексов под влиянием сенсорной стимуляции и облучения; согласованность работы правого и левого полушарий [2].

Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР III уровня проявляется в виде: пониженной речевой активности; пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности; замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти; возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых, не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова; в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач; в нарушении программирования выска-80

зывания, несформированности динамического стереотипа; снижение языковой компетенции отражается на недостаточной способности к моделированию, замещению и символизации [2]. Таким образом, изучив состояние языковой способности у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сделать вывод, что все компоненты языковой компетенции, а именно: фонетико-фо-нологический, лексическо-грамматический, морфологический, синтаксический - оказываются недостаточно сформированными. Следовательно, дети имеют затруднения в различении и разделении фонем языка, грамматически правильном использовании словаря, овладении приёмами словоизменения и словообразования и умении правильно составлять предложения.

Список литературы

1 Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. -Москва : Академия, 2000.

2 Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 29-33.

3 Россова Д. Н. Компоненты языковой способности, их реализации и особенности детского речевого творчества на разных этапах овладения языком/Д. Н. Россова // Специальное образование. - 2017. - № 2. - С. 27-34.

4 Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. - Москва, 2005.

References

1 Alekseyeva M. M. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov/ M. M. Alekseyeva, B. I. Yashina. -Moskva : Akademiya, 2000.

2 Miklyayeva N. V. Razvitiye yazykovoy sposobnosti u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi/N. V. Miklyayeva // Defektologiya. - 2001. - № 2. - S. 29-33.

3 Rossova D. N. Komponenty yazykovoy sposobnosti. ikh realizatsii i osobennosti detskogo rechevogo tvorchestva na raznykh etapakh ovladeniya yazykom / D. N. Rossova // Spetsialnoye obrazovaniye. - 2017. - № 2. - S. 27-34.

4 Sazonova S. N. Razvitiye rechi doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi/S. N. Sazonova. - Moskva, 2005.

УДК 376.37

А.А. Чеснокова, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПАТОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье представлены сведения о коммуникативных универсальных учебных действиях, описаны особенности сфор-мированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с об-

щим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, общее недоразвитие речи третьего уровня.

A.A. Chesnokova, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL IN VARIOUS FORMS OF PATHOLOGY

Abstract. This article presents the information about communicative universal educational actions, describes the features of the formation of communicative universal educational actions in primary schoolchildren with general underdevelopment of speech of the third level in various forms of pathology.

Key words: universal educational actions, communicative universal educational actions, primary school age, general underdevelopment of speech of the third level.

Цель нашего исследования: теоретически изучить состояние проблемы сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Актуальность проблемы изучения коммуникативных универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи обусловлена теоретической, практической и социальной значимостью. Развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является одной из главных задач в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как она отражается на становлении личности ребенка.

По данным исследователей А.Ф. Ануфриева,

B.С Казанской, О.А. Яшновой, у 15% - 60% младших школьников возникают трудности коммуникативного характера [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования провозглашает одной из задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следует отметить, что универсальные учебные действия (УДД) были определены Федеральным государственным образовательным стандартом и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Согласно п. 18.2.1 ФГОС ос-

новного общего образования, УУД разделяются на четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [1].

По мнению А.Г. Асмолова, термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Как отмечает А. В. Федотова, УУД - это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [6].

А.В. Герасимов дает иное определение термина, подразумевая что УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4].

Для того, чтобы выделить особенности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня, необходимо охарактеризовать виды УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, т.е. умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

В соответствии со своей основной и исходной функцией коммуникативные действия обеспечивают сознательную ориентацию школьников на позиции других людей [2].

Данная функция предполагает следующую номенклатуру коммуникативных действий, осваиваемых учащимися на протяжении периода обучения в общеобразовательном учреждении (в норме).

Способность действовать с учетом позиции другого человека предполагает:

- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей точки зрения;

- понимание и признание возможности существования различных точек зрения, которые не совпадают с собственной точкой зрения;

- способность спорить, аргументировать свою

81

точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным образом.

Как мы видим, универсальные учебные действия охватывают все стороны развития личности ребенка. Для нас наибольший интерес представляют коммуникативные УУД, так как они определяют развитие психологических способностей личности младшего школьника, которое осуществляется в рамках познавательной сферы ребенка.

Различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий мы находим в научных трудах Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Любинской, А.В. Усова, К.Д. Ушинского.

Так, например, С.Н. Шаховская в своих исследованиях экспериментально выявила и детально проанализировала особенности речевого развития детей с патологией речи. По мнению автора, «общее недоразвитие речи - нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи» [5].

Мы полагаем, что развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении их личности.

Младшие школьники с ОНР третьего уровня с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии.

Во-первых, у детей с нормальным течением речего развития, общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на :

- способность слушать и слышать друг друга;

- способность выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации с достаточной полнотой и точностью;

- способность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Во-вторых, планирование и организация сотрудничества с учителем и сверстниками, в том числе одноклассниками опирается на способности:

- определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

- планировать общие способы работы, деятельности;

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

- разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать способы разрешения конфликта.

Благодаря анализу работ Л.С. Выготского, Л.С. Волковой, Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау, Р.Е. Левиной мы выделили основные коммуникативные недостатки общения у младших школьни-82

ков с общим недоразвитием речи третьего уровня:

- употребление слов в неточном значении;

- многочисленные повторения, возвращение к ранее сказанному;

- шаблонность, т.е. использование заученных формулировок;

- необоснованные паузы в речи;

- единичность случаев активной вербальной коммуникации;

- неспособность оценивать высказывания других детей;

- трудности в употреблении невербальных средств общения (выразительных движений, мимики, жестов).

Нарушение коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают правильного восприятия и сохранения информации в условиях расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими.

Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации.

Е.Р. Мустаева в своих работах подчеркивает, что у детей с недоразвитием речи наряду с основными (речевыми) трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении.

О.Л. Леханова подтверждает, что дети при восприятии и анализе ситуаций не учитывают невербальные средства коммуникации, не придают им значения.

По мнению О.С. Павловой, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора, товарища, т.е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру, а на выбор и оценку его педагогом.

Ю.Ф. Гаркуша подчеркивает, что у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня процесс общения со сверстниками отличатся от нормы по всем параметрам, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения.

В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Корже-виной отмечается, что младшие школьники с ОНР третьего уровня нуждаются в побуждении со стороны взрослого, ошибаются на протяжении всей работы, малоактивны; имеются трудности, связанные с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

Мы считаем, что трудности общения детей младшего школьного возраста с нарушением речевого развития проявляются в несформирован-ности основных форм коммуникации, снижении

потребности в общении. Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании учебного процесса. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, отсутствие диалогической и монологической речи.

Таким образом, особенностями коммуникативных универсальных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки.

Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление изучения коммуникативных способностей младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня: изучение и коррекция невербальных средств общения у детей.

В заключение хотелось бы отметить, что формирование способности учащихся реализовы-вать коммуникативные универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, усвоить новые знания, умения и компетенции в начальной школе.

Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с.

2 Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие /А. С. Белкин. - Москва : Академия, 2000.

3 Волкова Л. С. Логопедия /Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : Просвещение, 2003.

4. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова. - Москва : Наука, 1995.

5 Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников / Б. М. Гриншпун. - Москва : Просвещение, 1978.

6 Универсальные учебные действия. - Текст : электронный // Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0 %B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0 %B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F#cite_ref-autogenerated20130525-1_2-1 (дата обращения: 19.04.2018).

References

1 Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya / Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. - Moskva : Prosveshcheniye, 2010. - 31 s.

2 Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy pedagogiki : ucheb. posobiye / A. S. Belkin. - Moskva : Akademiya, 2000.

3 Volkova L. S. Logopediya /L. S. Volkova,

S. N. Shakhovskaya. - Moskva : Prosveshcheniye, 2003.

4. Gribova O. E. K probleme analiza kommunikatsiy u detey s rechevoy patologiyey /O. E. Gribova. - Moskva : Nauka, 1995.

5 Grinshpun B. M. Nedorazvitiye rechi u doshkolnikov/ B. M. Grinshpun. - Moskva : Prosveshcheniye, 1978.

6 Universalnyye uchebnyye deystviya. - Tekst : elektronnyy // Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya : [sayt]. - URL: https://

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B

2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C

%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5

%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B5

%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F#c

ite_ref-autogenerated20130525-1_2-1 (data obrashcheniya:

19.04.2018).

УДК 376.37

Д.В. Чиянова, Е.А. Разумова, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, «Центр помощи детям», «СОШ № 9», г. Курган

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Описываются результаты проведенной логопедической работы по формированию монолога у данной категории детей.

Ключевые слова: связная монологическая речь, общее недоразвитие речи, формирующий эксперимент.

D.V. Chiyanova, E.A. Razumova, V.A. Dubovskaya

Kurgan state University, "Center for children", "School No. 9", Kurgan

THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF THE COHERENT MONOLOGICAL SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the results of experimental work on the formation of coherent monologic speech in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The article describes the results of speech therapy work on the formation of monologue in this category of children.

Key words: coherent monologic speech, general underdevelopment of speech, forming experiment.

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной монологической речи. Этим и обусловлена актуальность изучаемой нами проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.