Научная статья на тему 'Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT (ONR) / COMMUNICATIVE APPROACH / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE OF COMMUNICATION / MEANS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Двуреченская Ольга Николаевна

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вербальные средства, используемые детьми в общении с партнером, анализируются с позиций решаемых ребенком коммуникативных задач, реализуемых коммуникативных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Двуреченская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF A COMMUNICATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE SPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DIARSHD DEVELOPMENT

The article presents the results of a theoretical experimental study of the communicative speech development of older preschoolers with a general underdevelopment of speech. Verbal means used by children in communicating with a partner are analyzed from the standpoint of the communicative tasks being solved by the child and the communicative needs realized.

Текст научной работы на тему «Реализация коммуникативного подхода к развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Условия извинения как элемента стратегии пациенса рассматриваются и в работе К. Баррет "Apologies and Elocutionary Acts" [4, С. 36]. Она исследует извинение как косвенный иллокутивный акт, который придает извинению косвенный, непрямой характер. Непрямой характер извинений определяется тем, что они встроены в другие иллокутивные акты, в частности, в просьбы об извинении. К. Баррет рассматривает пять истинных условий извинения:

1) говорящий сожалеет о действии, за которое он извиняется;

2) говорящий признает ответственность за действие;

3) слушающему был причинен вред, или он был оскорблен этим действием;

4) действие было неоправданным в данных обстоятельствах;

5) говорящий обязан извиниться при необходимых условиях.

Все приведенные выше условия прочерчивают круг косвенных извинений. На примере глагола apologize автор показывает различие между прямым и косвенным извинением. Высказывание I apologize for losing ту temper является прямым извинением, а высказывание I want to apologize for losing my temper - косвенным извинением. Вместе с тем, она полагает, что Гт sorry даже может рассматриваться при определенных условиях и как прямое, и как косвенное извинение. По мнению К. Баррет, высказывание Гт sorry for not calling является идиоматизированным и, следовательно, прямым извинением с точки Зрения плана содержания этого высказывания. В то же время, Гт sorry that I didn't call может являться только косвенным извинением [4, С. 48].

Литература:

1. Давыденко Л.Г. Формула речевого этикета как предпосылка культуры общения // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве: Материалы международной научной конференции Москва - Пятигорск. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - С. 204-205.

2. Давыденко Л.Г., Этика речевого общения // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. - 2004: Материалы докладов IV Международного конгресса (Симпозиум IV). - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - С. 39-40.

4. Barret K. Apologies and Illocutionary Acts. In Downing B.T. Studies in Syntax and Semantics, - Scopil, Univ. S. Cal., 1974. - P. 121-125.

5. Coulmas F. Poison to Your Soul: Thanks and Apologies Contrastively Viewed // Coulmas F. Conversational Routine. - The Hague: Moution, 1981. - P. 70-97.

6. Fraser B. On Apologizing // Coulmas F. Conversational Routine. - The Hague, 1981. - P. 295-273.

7. Goffman E. Remedial Interchangers // E. Goffman. Relations in Public. - N.Y.: Basic, 1971. - P. 95-187.

8. Norrick, N.R, Expressive Illocutionary Acts // Jhl. of Pragmatics. - 1978. - P. 277-291.

Педагогика

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Двуреченская Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вербальные средства, используемые детьми в общении с партнером, анализируются с позиций решаемых ребенком коммуникативных задач, реализуемых коммуникативных потребностей.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), коммуникативный подход, потребностно-мотивационная сфера общения, средства общения.

Annotation. The article presents the results of a theoretical experimental study of the communicative speech development of older preschoolers with a general underdevelopment of speech. Verbal means used by children in communicating with a partner are analyzed from the standpoint of the communicative tasks being solved by the child and the communicative needs realized.

Keywords: general speech underdevelopment (ONR), communicative approach, need-motivational sphere of communication, means of communication.

Введение. Важнейшей образующей процесса общения субъектов выступает речь, которая является наиболее емким и выразительным средством коммуникаций.

Большой теоретический и практический интерес представляет категория детей с речевыми нарушениями, у которых в силу базового дефекта нарушатся становления коммуникативных контактов с окружающими. Изучение особенностей коммуникативного развития, возможностей компенсации их коммуникативно-речевой сферы на этапе дошкольного детства позволит оптимизировать процесс социализации детей, успешного включения их в инклюзивные формы обучения.

Изложение основного материала статьи. Концептуальные положения коммуникативного подхода к изучению детей с речевыми нарушениями были определены Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной. Они научно обосновали необходимость оценки используемых детьми речевых средств в контексте его коммуникаций [3, 4, 5].

В исследованиях, выполненных под руководством Е.Е. Дмитриевой, был реализован коммуникативный подход к оценке речевого развития старших дошкольников с ОНР, а используемые средства общения ребенка (прежде всего, речевые) рассматривались в контексте его актуальных коммуникативных потребностей,

решаемых коммуникативных задач. Результаты данных исследований свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР к старшему дошкольному возрасту не овладевают возрастными формами общения со сверстником. У детей доминирует потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с партнером, а вот потребность в «чистом» общении с партнером только складывается. В общении со сверстником большую роль играют невербальные средства, слова и восклицания, отражающие эмоционально окрашенное отношение к ситуации общения и партнеру, высказывания о действиях, происходящих «здесь и сейчас». Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что только через обогащение потребностно-мотивационной сферы общения детей, расширение решаемых ребенком коммуникативных задач, обогащение коммуникативных действий можно оптимизировать речевое развитие дошкольников с ОНР [1, 2].

Цель предпринятого нами исследования - реализация коммуникативного подхода к речевому развитию старших дошкольников с ОНР.

Мы реализовали в работе с детьми программу коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР.

Задачи программы:

- организация совместной деятельности и формирование субъект-субъектных взаимоотношений в общении с партнером;

- расширение диапазона детских контактов, усложнение коммуникативных задач и коммуникативных действий в общении с партнером;

- формирование конструктивной позиции в решении конфликтных ситуаций.

Основной метод реализации программных задач - это моделирование различных ситуаций общения и взаимодействия детей, позволяющих решать различные коммуникативные задачи (организация игры, управление действиями партнера, оценка поведенческих актов, обсуждение познавательной информации и др.), а также обогащение коммуникативных действий детей (помочь, поделиться, оценить, посочувствовать, разрешить конфликтную ситуацию и др.).

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №36 г. Нижнего Новгорода в течение учебного года. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с ОНР III уровня - 35 детей.

По результатам реализации программы коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР был проведен контрольный эксперимент.

Его цель - проследить возможности компенсации коммуникативно-речевого недоразвития старших дошкольников с ОНР в специально созданных педагогических условиях. Мы ставили перед собой задачу выявить динамику коммуникативного и речевого развития детей до и после реализации коррекционно-развивающей программы.

Диагностическая программа контрольного эксперимента повторяла программу констатирующего эксперимента. С целью диагностики форм общения со сверстником использовалась методика «Формы общения со сверстником» (Е.О. Смирнова). Для оценки характера и содержания вербальных детских контактов использовалась методика «Особенности высказываний детей 3-6 лет» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Представим результаты контрольного эксперимента в сравнении с результатами констатирующего этапа исследования.

С целью диагностики форм общения со сверстником мы моделировали различные ситуации общения партнеров, создавали условия для активизации различных групп мотивов общения у дошкольников: совместные эмоционально-окрашенные игры, ситуации делового сотрудничества, ситуации познавательного общения (рассматривание книг о мире физических явлений) и ситуации личностного общения (обсуждение картинок нравственно-этического содержания).

Результаты диагностического изучения форм общения со сверстником у старших дошкольников с ОНР представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доминирующие формы общения со сверстником у детей до и после реализации коррекционно-

развивающей программы

.....................................................Этапы эксперимента Формы общения.....................................- Констатирующий этап Контрольный этап

Кол-во % Кол-во %

Эмоционально-практическая форма 9 26

Ситуативно-деловая форма 22 63 17 48

Внеситуативно-деловая форма 4 11 18 52

Анализ количественных данных свидетельствует о том, что ведущей формой в общении с партнером у старших дошкольников с ОНР стала внеситуативно-деловая форма общения (52% детей). Дети демонстрировали не только способность к деловому сотрудничеству, но и готовность к теоретическому общению с партнером на темы социального и физического мира. 48% дошкольников показали в качестве доминирующей ситуативно-деловую форму общения с партнером. Однако качественно изменилось

коммуникативное поведение партнеров: дети проявляли инициативу в налаживании партнерских отношений, готовность к сотрудничеству, их отличала эмоциональная вовлеченность в действия партнера, признание своих достижений и достижений сверстника.

С целью оценки качественных характеристик коммуникативного поведения дошкольников с ОНР проанализируем, опираясь на оценочную шкалу, динамику используемых детьми средств общения с партнером.

Соотношение вербальных и невербальных контактов детей в общении с партнером в экспериментальных ситуациях представлено в таблице 2.

Таблица 2

Соотношения вербальных и невербальных контактов в общении с партнером у дошкольников с ОНР по результатам реализации программы (%)

эксперимента Средства общения~~~~---^^ Констатирующий этап Контрольный этап

Речевые высказывания 58 72

Неречевые высказывания 42 28

По результатам реализации коррекционно-развивающей программы наблюдается динамика в использовании вербальных средств в общении с партнером.

В таблице 3 представлено соотношение ситуативных и внеситуативных контактов детей на разных этапах исследования.

Таблица 3

Соотношения ситуативных и внеситуативных высказываний дошкольников с ОНР по результатам реализации программы (%)

"^^^^^СЭтап эксперимента Высказывания Констатирующий этап Контрольный этап

Ситуативные 86 62

Внеситуативные 14 38

Увеличение внеситуативных контактов детей свидетельствует о способности дошкольников с ОНР решать различные коммуникативные задачи, о способности общаться с партнером вне конкретной ситуации взаимодействия.

Соотношение социальных и несоциальных высказываний детей в общении с ровесником представлены в таблице 4.

Таблица 4

Соотношения социальных и несоциальных высказываний дошкольников с ОНР по результатам

реализации программы (%)

"^^--^Этап эксперимента Высказывания"^^^ Констатирующий этап Контрольный этап

Социальные 28 42

Несоциальные 72 58

Количественные данные, представленные в таблице 4, позволяют зафиксировать динамику интересов дошкольников с ОНР к явлениям социального мира, к себе, своим достижениям, к поступкам партнера по общению.

Проанализируем речевые контакты детей в общении с партнером по функции. Количественные данные анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Особенности речевых высказываний дошкольников с ОНР до и после реализации программы (%)

Констатирующий этап Контрольный этап

Восклицания 33 10

Просьбы о помощи 17 20

Вопросы 10 16

Высказывания 40 54

По результатам реализации программы уменьшилось количество эмоционально окрашенных возгласов, восклицаний в адрес партнера, возросло количество речевых контактов, реализующих потребности в сотрудничестве с партнером и в познавательном общении.

Соотношение речевых высказываний по содержанию на разных этапах исследования представлено в таблице 6.

Таблица 6

Соотношения речевых высказываний дошкольников с ОНР по содержанию по результатам

реализации программы (%)

^^^Зтап эксперимента Высказывания^\^^ Констатирующий этап Контрольный этап

Информативно-констатирующие 82 60

Классификационные 12 21

Оценочные 6 19

По результатам реализации программы у детей уменьшилось количество информативно-констатирующих высказываний, возросло количество классификационных и оценочных высказываний, что может свидетельствовать о способности старших дошкольников с ОНР к вариабельным по содержанию контактам с партнером в ситуациях общения и взаимодействия.

С целью оценки качественных изменений в коммуникативно-речевом развитии детей по результатам реализации коррекционно-развивающей программы мы наблюдали и фиксировали все контакты детей в свободной деятельности, в различных ситуациях взаимодействия с партнером, опираясь на категориальную шкалу (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Динамика речевых контактов старших дошкольников с ОНР в общении с партнером представлена в таблице 7.

Таблица 7

Категориальный анализ высказываний детей на этапе констатирующего и контрольного

эксперимента (%)

эксперимента Высказывания......................-............................. Констатирующий этап Контрольный этап

«Я» высказывания 42 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ты» высказывания 18 26

«Игра» высказывания 29 18

«Мир» высказывания 11 26

Анализ динамики речевых контактов детей свидетельствует об увеличении «Ты - высказываний детей». Дети не только рассказывали о себе, своих впечатлениях, желаниях, результатах познания, но интересовались желаниями и намерениями партнера. В процессе диагностического изучения мы зафиксировали возрастание «Мир - высказываний»: внеситуативно-познавательных и внеситуативно-личностных, свидетельствующих о потребности в теоретическом общении с партнером, о способности к общению вне ситуации взаимодействия.

Наблюдения показали, что в общении с партнером возросло количество решений конфликтных ситуаций партнеров на основе договора (с 10% до 38% всех конфликтных ситуаций).

Таким образом, по результатам реализации коррекционно-развивающей программы:

• обогатилось содержание детских контактов, что свидетельствует о развитии потребностно-мотивационной сферы детей;

• качественно изменился характер и содержание высказываний детей в ситуации взаимодействия с партнером;

• дети продемонстрировали способность к субъективному взаимодействию, способность видеть, слышать, понимать партнера, конструктивно решать возникающие во взаимодействии проблемы.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности предложенной нами программы коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с ОНР, что позволяет на качественно новом уровне решать задачи организации психолого-педагогической помощи дошкольникам с ОНР, ключевым направлением которой может быть сфера их общения с окружающими.

Литература:

1. Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета, 2014. - №3(7). С. 3

2. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 102 с.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.

4. Чиркина Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Монография: Приморский университет, 2009. - 401 с.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 244 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Дмитриева Степанида Николаевна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск); преподаватель кафедры социальной педагогики Евдокарова Туяра Валеряновна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

ПОТРЕБНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос профессиональной подготовки будущих педагогов. Потребность к самообразованию раскрывается как один из факторов профессионально-личностного становления будущих педагогов.

Ключевые слова: самообразование, познавательная потребность, педагогическая деятельность, профессионально-личностное становление, педагог.

Annotation. The issue of professional training of future teachers is covered in the article. The necessity of self-education is revealed as one of the factors of the professional and personal development of future teachers.

Keywords: self-education, cognitive need, teaching activity, professional and personal development, teacher.

Введение. На современном этапе развития образования, школе нужны конкурентоспособные, мобильные, креативные учителя, способные всесторонне развиваться и совершенствоваться. В Федеральном Законе «Об образовании» главной задачей профессионального образования является «приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии и специальности». Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на возможности самой личности, то есть развитие в себе способности к самообразованию. Для раскрытия своего потенциала будущий педагог в образовательном процессе учится обладать навыками планирования и оценивания своих жизненных и профессиональных перспектив, необходимых в будущей педагогической деятельности. Исходя из этого, перед высшими учебными заведениями стоит задача изменить подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов, отвечающих современным требованиям. Успешность в педагогической деятельности прежде всего зависит от самообразования, саморазвития личности и определяется психологическими, интеллектуальными показателями каждого человека.

Самообразование как социально-педагогическая проблема направлена на удовлетворение потребностей в повышении научного и профессионального уровней, способности и готовности к саморазвитию, самообразовании. Способность формирования навыка самообразования характеризуется высоким уровнем мотивационного, ориентационного и оценочного критериев; наличием таких качеств личности, как потребность в знаниях, возможность высказать свою точку зрения, умение самостоятельно мыслить, умение самостоятельно добывать новые знания, способность достижения педагогической цели и высокого результата, готовность к профессиональной деятельности рассматривается активностью будущих педагогов к целенаправленной деятельности и основывается на усвоении знаний, конкретных умений.

Изложение основного материала статьи. Понятие «самообразование» в различных словарях трактуется по-разному. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова самообразование определяется как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.