Научная статья на тему 'Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций'

Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИК / ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ / DIALOGIC SPEECH / PRESCHOOLER / GAME-DRAMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Олеся Сергеевна, Жулина Елена Викторовна

Данная статья посвящена проблеме развития диалогической речи дошкольников в процессе игр-драматизаций. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений при использовании игр-драматизаций позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY-DRAMATIZATION IN THE LOGOPEDIC CORRECTION OF VIOLATIONS OF PRESCHOOLS WITH COMMON INSECURITY OF SPEECH

This article is devoted to the problem of development of dialogue speech of preschool children in the process of games-dramatization. Step-by-step use of conditional speech and speech exercises when using games dramatization allows you to successfully adjust the development of dialogue speech in preschoolers with General underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций»

4. ЗализнякА.А. Русские культурные концепты в европейской лингвистической перспективе: слово проблема // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. «Диалог 2006» (Бекасово, 31 мая - 4 июня 2006г.). М., 2006. С. 152-156

5. Зализняк А. А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005. - 542 с.

6. Коллин Дж., Фромм У. Англо-русский, русско-английский словарь с общей фонетической транскрипцией 155 тыс. слов. М.: - "ЛадКом". - 2014. - 928 с.

7. Ланская И.А., Зайцева С.С. Изучение студентами-юристами темы заимствований иноязычной лексики на примере англицизмов // Проблемы современного педагогического образования. 2016 №51-6. С. 200-207

8. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: Учеб пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 152 с.

9. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. - М.: Русский язык, 2002. - 21с.

10. Шмелев А.Д. Русская языковая картина мира: системные сдвиги // Мир русского слова, 2009. № 4. С. 14-21

Педагогика

УДК 13.00.02

магистрант Ломакина Олеся Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития диалогической речи дошкольников в процессе игр-драматизаций. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений при использовании игр-драматизаций позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: диалогическая речь, дошкольник, игра-драматизация.

Annotation. This article is devoted to the problem of development of dialogue speech of preschool children in the process of games-dramatization. Step-by-step use of conditional speech and speech exercises when using games dramatization allows you to successfully adjust the development of dialogue speech in preschoolers with General underdevelopment of speech.

Keywords: dialogic speech, preschooler, game-dramatization.

Введение. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь, являясь орудием мышления и средством общения, возникает и развивается в процессе общения. Диалог служит генетически самой ранней формой коммуникативной речи.

Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, служит процесс формирования у них связной речи, формирование которой является необходимостью для процесса наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки дошкольников к школе. Побуждает дошкольника к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи непосредственно формирование коммуникативной функции речи [1].

Диалогическая речь представляется особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Диалог по утверждению ученых, является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Участие в диалоге предполагает наличие ряда сложных умений, а именно прослушивание и правильное понимание мысли, которую выражает собеседник; формулировка в ответ собственного суждения, правильное выражение его средствами языка; изменение вслед за мыслями собеседника темы речевого взаимодействия; поддерживание определенного эмоционального тона; слежение за правильностью языковой формы; прослушивание своей речи с целью контроля ее нормативности и, при необходимости, внесение соответствующих изменений и поправок.

Характерными речевыми недостатками дошкольников с общим недоразвитием речи представляется наличие: ограниченного словарного запаса, грамматически неправильного построения фраз, фонетико-фонематическое несовершенство. У подавляющего большинства таких дошкольников имеются нарушения внимания и словесно-логического мышления, что может привести к ряду трудностей при овладении связной речи [2].

Изложение основного материала статьи. Диалогическая речь представляется в виде активизации и развития связной, грамотно оформленной речи , так как посредством диалога дошкольник может усваивать синтаксис родного языка, в котором представлены все разновидности предложений. В процессе диалога происходит формирование необходимого словаря, фонетики, формирование грамматического строя речи, процесс развития связности речи. Успешное овладение диалогической речью являет собой обучение с целью формирования ряда определенных навыков построения связных высказываний. Диалог способен оказывать влияние на процесс формирования познавательной сферы дошкольника, являясь основным инструментом общения.

Дошкольника с раннего возраста в диалог вовлекают взрослые. Данный опыт речевого общения дошкольником в будущем переносится во взаимоотношения со сверстниками. Потребность в самопрезентации наиболее ярко выражена у старших дошкольников, а именно потребности во внимании сверстников, желание донести до партнеров целей и содержания своих действий. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают ряд больших трудностей в общении со сверстниками [3].

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляются сложными речевыми расстройствами, при которых у дошкольника с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, аграмматизм, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Ряд данных проявлений в своей совокупности могут указывать на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У дошкольника с ОНР на фоне системных речевых нарушений происходит задержка развития психических процессов формирование коммуникативных навыков. Их несовершенство не может обеспечивать процесс общения, и, как следствие, не может способствовать процессу развития речемыслительных и познавательных деятельностей, что препятствует процессу овладения знаниями. Следовательно, процесс развития диалогической речи являет собой ведущую роль в формировании речевого развития дошкольников [4].

На констатирующем этапе нами проводилось исследование по методике, которая была предложена И.С. Назаметдиновой. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что процесс развития диалогической речи дошкольников с ОНР Iii уровня существенно отстает от развития диалогической речи их сверстников с нормальным речевым развитием. Важно учесть, что данное различие затрагивает способность отвечать на вопросы и задавать их, способность вести речевое взаимодействие, которое обусловлено логикой текущей ситуации (в эксперименте использовалась игровая ситуация).

Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента поспособствовал сделать вывод о том, что ряд различий в степени развития диалогической речи характерны как для дошкольников с ОНР III уровня и нормально развивающихся дошкольников, так и для дошкольников с ОНР разной степени тяжести. Однако при этом существуют общие моменты развития диалогической речи дошкольников с ОНР, характерные для любой ступени речевого развития в рамках ОНР, а именно наличие бедности словарного запаса, низкой инициативы в диалоге, использования односложных высказываний, а также замены высказываний мимикой и жестами, преобладания способности к ситуативному диалогу над способностью к отвлеченному диалогу.

Ряд данных показателей был учтен в процессе постановки цели организации формирующего этапа эксперимента. Учитывая диагностические результаты констатирующего этапа, нами были организованы и проведены формирующие занятия с целью коррекции диалогической речи у дошкольников экспериментальной группы, учитывая при этом решение следующих задач: 1. Прослушивание и понимание обращенной речи. 2. Вступление в разговор и поддержание его. 3. Ответы на вопросы и умение их задавать самому. 4. Согласование своих действий с действиями сверстников. 5. Развитие умения использования разнообразных языковых средств.

В основе проведения проекта лежит ряд принципов: 1. Принцип не нанесения ущерба; 2. Принцип доброжелательности, внимательности; 3. Принцип развития - игры должны быть направлены на развитие диалогической речи дошкольников; 4. Принцип систематичности. 5. Принцип возникновения личной заинтересованности дошкольника.

Ниже представлен план проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.

Таблица 1

План проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего _дошкольного возраста посредством игр-драматизаций_

Месяц Этап Содержание работы

Март 1 неделя «Приходите в гости к нам!» (музыкальная игра-драматизация) Цель: развитие имитационных способностей, подражательности, взаимодействия, активности, координации движений, ловкости.

2 неделя Музыкальная игра-драматизация «Как муравьишка дом искал» (инсценировка сказки В. Бианки).

3 неделя «Идет лисичка по мосту» Русская народная потешка (чтение потешки по ролям) Цель: учить использовать различные формы инициативных и ответных реплик.

4 неделя С. Маршак «Кто колечко найдет?» (передача стихов по ролям) Цель: усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

Апрель 1 неделя «Три медведя» Русская народная сказка (пересказ). Цель: формирование навыка договаривания предложений при пересказе знакомой сказки («Три медведя») вместе со взрослым и со зрительной опорой.

2 неделя «Три медведя» (инсценирование сказки) Цель: разыгрывание представления по знакомой сказке («Три медведя»), формирование умения самостоятельно создавать игровые замыслы и распределять роли.

3 неделя «Ленивая внучка» (пересказ) Цель: формирование навыка пересказа. Обучение пересказу сказки («Ленивая внучка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.

4 неделя «Ленивая внучка» (инсценирование сказки) Цель: развитие реакции на интонацию и мимику. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Май 1 неделя «Волшебные очки» (творческая игра) Цель: развить связную речь, представления дошкольников.

2 неделя «Обиженный котенок» (творческая игра) Цель: научить дошкольника (дошкольников) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.

3 неделя «Перестановки» (творческая игра) Цель: тренировать сообразительность дошкольников, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

4 неделя «Превращалки» (творческая игра) Цель: расширить словарный запас дошкольников, умение переставлять, изменять буквы в словах.

Согласно сравнению результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выявили, что работа по коррекции диалогической речи, дошкольников с ОНР III уровня, которая была проведена в экспериментальной группе посредством игр-драматизаций, была эффективной. После проведения с дошкольниками с ОНР III уровня формирующего эксперимента, у дошкольников отмечался достаточный диапазон артикуляционных движений, дошкольники не пропускали и не смешивали звуки, лишь иногда отмечались искажения свостящих, шипящих и соноров. Таким образом, после проведения формирующего эксперимента средний уровень повысился на 40%. Дошкольников с низким уровнем выявлено не было. Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР III уровня заметно вырос и качественно изменился.

Выводы. Благодаря систематическому использованию игр-драматизаций в коррекции диалогической речи, речь дошкольников с ОНР III уровня стала более интересной для слушателей, пополнился словарь, дошкольники стали меньше допускать грамматические ошибки, используя в речи разные типы предложений. Дошкольники вполне самостоятельно могут пересказать небольшую сказку, более подробно и интересно описывают состояние и действия персонажей, используя при этом разнообразные виды связей. Испытуемые начали чаще включать в свою речь разнообразные синтаксические конструкции, стараясь подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, которые соответствуют содержанию текста.

Литература:

1. Ахунджанова, С. Формирование диалогической речи дошкольников-дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.

2. Гончарова О.В., др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.

4. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняяя речь и её влияние на становление психики ребенка/ Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.

5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк.учреждений - М.:ТЦ "Сфера", 2001. - с. 9-16, 76-121.

6. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004,— 139 с.

7. Самоукина Н.В. Игры в школе, дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М., 1995.

8. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение, воспитание дошкольников-дошкольников пятилетнего возраста при условии наличия общего недоразвития речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991, — 365 с.

9. Чурилова Э.Г. Методика, организация театральной функциональной деятельности дошкольников-дошкольников, младших школьников. М., 2001.

10. Швайко, С.Н. Игры, игровые упражнения посредством формирования диалогической речи/ С.Н.Швайко. — Москва, 1988, — 124 с.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры живописи, член творческого союза художников России Ломова Елена Станиславовна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАД ПОРТРЕТОМ В УЧЕБНОЙ ПОСТАНОВКЕ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи. Автором выделены основные этапы деятельности в процессе работы над портретом, в частности: замысел, эскизы и этюды, подготовительный рисунок на холсте, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В исследовании подробно рассмотрена последовательность работы студентов над портретом на каждом из каждом из определенных этапов.

Ключевые слова: живопись, портрет, учебная постановка, живопись маслом.

Annotation. The article deals with the methodical system of organization of students ' work on the portrait in the educational setting of painting. The author highlights the main stages of activity in the process of working on a portrait, in particular: the idea, sketches and sketches, preparatory drawing on canvas, canvas opening in color, elaboration of details, accents and generalization. The study describes in detail the sequence of students ' work on the portrait at each of the specific stages.

Keywords: painting, portrait, educational setting, oil painting.

Введение. Искусство создания портрета насчитывает несколько тысячелетий. Художественно-образное изображение внешних черт человека всегда привлекало мастеров изобразительного искусства. В учебных программах специальных дисциплин профессиональной и практической подготовки педагогов-художников, таких как рисунок, живопись, композиция, теме портретного изображения человека отводится весомое место.

Создание портрета требует сформированной системы теоретических знаний и практических навыков, в связи с чем реализация учебно-практической деятельности по созданию студентами портретных работ в контексте обучения живописи осуществляется только после изучения будущими специалистами основ пропорции, анатомических особенностей строения человека, специфики конструктивного построения головы и т.п.

Изучение техники портрета является одной из самых сложных и интересных тем в живописной подготовке студентов. В рамках данной темы студентам открываются принципы построения реалистичного изображения человека цветом на плоскости, формируются основные компоненты образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.