4. ЗализнякА.А. Русские культурные концепты в европейской лингвистической перспективе: слово проблема // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Труды междунар. конф. «Диалог 2006» (Бекасово, 31 мая - 4 июня 2006г.). М., 2006. С. 152-156
5. Зализняк А. А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005. - 542 с.
6. Коллин Дж., Фромм У. Англо-русский, русско-английский словарь с общей фонетической транскрипцией 155 тыс. слов. М.: - "ЛадКом". - 2014. - 928 с.
7. Ланская И.А., Зайцева С.С. Изучение студентами-юристами темы заимствований иноязычной лексики на примере англицизмов // Проблемы современного педагогического образования. 2016 №51-6. С. 200-207
8. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: Учеб пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 152 с.
9. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. - М.: Русский язык, 2002. - 21с.
10. Шмелев А.Д. Русская языковая картина мира: системные сдвиги // Мир русского слова, 2009. № 4. С. 14-21
Педагогика
УДК 13.00.02
магистрант Ломакина Олеся Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития диалогической речи дошкольников в процессе игр-драматизаций. Поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений при использовании игр-драматизаций позволяет успешно корректировать развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: диалогическая речь, дошкольник, игра-драматизация.
Annotation. This article is devoted to the problem of development of dialogue speech of preschool children in the process of games-dramatization. Step-by-step use of conditional speech and speech exercises when using games dramatization allows you to successfully adjust the development of dialogue speech in preschoolers with General underdevelopment of speech.
Keywords: dialogic speech, preschooler, game-dramatization.
Введение. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как речь, являясь орудием мышления и средством общения, возникает и развивается в процессе общения. Диалог служит генетически самой ранней формой коммуникативной речи.
Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, служит процесс формирования у них связной речи, формирование которой является необходимостью для процесса наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки дошкольников к школе. Побуждает дошкольника к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи непосредственно формирование коммуникативной функции речи [1].
Диалогическая речь представляется особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Диалог по утверждению ученых, является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Участие в диалоге предполагает наличие ряда сложных умений, а именно прослушивание и правильное понимание мысли, которую выражает собеседник; формулировка в ответ собственного суждения, правильное выражение его средствами языка; изменение вслед за мыслями собеседника темы речевого взаимодействия; поддерживание определенного эмоционального тона; слежение за правильностью языковой формы; прослушивание своей речи с целью контроля ее нормативности и, при необходимости, внесение соответствующих изменений и поправок.
Характерными речевыми недостатками дошкольников с общим недоразвитием речи представляется наличие: ограниченного словарного запаса, грамматически неправильного построения фраз, фонетико-фонематическое несовершенство. У подавляющего большинства таких дошкольников имеются нарушения внимания и словесно-логического мышления, что может привести к ряду трудностей при овладении связной речи [2].
Изложение основного материала статьи. Диалогическая речь представляется в виде активизации и развития связной, грамотно оформленной речи , так как посредством диалога дошкольник может усваивать синтаксис родного языка, в котором представлены все разновидности предложений. В процессе диалога происходит формирование необходимого словаря, фонетики, формирование грамматического строя речи, процесс развития связности речи. Успешное овладение диалогической речью являет собой обучение с целью формирования ряда определенных навыков построения связных высказываний. Диалог способен оказывать влияние на процесс формирования познавательной сферы дошкольника, являясь основным инструментом общения.
Дошкольника с раннего возраста в диалог вовлекают взрослые. Данный опыт речевого общения дошкольником в будущем переносится во взаимоотношения со сверстниками. Потребность в самопрезентации наиболее ярко выражена у старших дошкольников, а именно потребности во внимании сверстников, желание донести до партнеров целей и содержания своих действий. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают ряд больших трудностей в общении со сверстниками [3].
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляются сложными речевыми расстройствами, при которых у дошкольника с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, аграмматизм, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Ряд данных проявлений в своей совокупности могут указывать на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У дошкольника с ОНР на фоне системных речевых нарушений происходит задержка развития психических процессов формирование коммуникативных навыков. Их несовершенство не может обеспечивать процесс общения, и, как следствие, не может способствовать процессу развития речемыслительных и познавательных деятельностей, что препятствует процессу овладения знаниями. Следовательно, процесс развития диалогической речи являет собой ведущую роль в формировании речевого развития дошкольников [4].
На констатирующем этапе нами проводилось исследование по методике, которая была предложена И.С. Назаметдиновой. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что процесс развития диалогической речи дошкольников с ОНР Iii уровня существенно отстает от развития диалогической речи их сверстников с нормальным речевым развитием. Важно учесть, что данное различие затрагивает способность отвечать на вопросы и задавать их, способность вести речевое взаимодействие, которое обусловлено логикой текущей ситуации (в эксперименте использовалась игровая ситуация).
Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента поспособствовал сделать вывод о том, что ряд различий в степени развития диалогической речи характерны как для дошкольников с ОНР III уровня и нормально развивающихся дошкольников, так и для дошкольников с ОНР разной степени тяжести. Однако при этом существуют общие моменты развития диалогической речи дошкольников с ОНР, характерные для любой ступени речевого развития в рамках ОНР, а именно наличие бедности словарного запаса, низкой инициативы в диалоге, использования односложных высказываний, а также замены высказываний мимикой и жестами, преобладания способности к ситуативному диалогу над способностью к отвлеченному диалогу.
Ряд данных показателей был учтен в процессе постановки цели организации формирующего этапа эксперимента. Учитывая диагностические результаты констатирующего этапа, нами были организованы и проведены формирующие занятия с целью коррекции диалогической речи у дошкольников экспериментальной группы, учитывая при этом решение следующих задач: 1. Прослушивание и понимание обращенной речи. 2. Вступление в разговор и поддержание его. 3. Ответы на вопросы и умение их задавать самому. 4. Согласование своих действий с действиями сверстников. 5. Развитие умения использования разнообразных языковых средств.
В основе проведения проекта лежит ряд принципов: 1. Принцип не нанесения ущерба; 2. Принцип доброжелательности, внимательности; 3. Принцип развития - игры должны быть направлены на развитие диалогической речи дошкольников; 4. Принцип систематичности. 5. Принцип возникновения личной заинтересованности дошкольника.
Ниже представлен план проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.
Таблица 1
План проекта по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР старшего _дошкольного возраста посредством игр-драматизаций_
Месяц Этап Содержание работы
Март 1 неделя «Приходите в гости к нам!» (музыкальная игра-драматизация) Цель: развитие имитационных способностей, подражательности, взаимодействия, активности, координации движений, ловкости.
2 неделя Музыкальная игра-драматизация «Как муравьишка дом искал» (инсценировка сказки В. Бианки).
3 неделя «Идет лисичка по мосту» Русская народная потешка (чтение потешки по ролям) Цель: учить использовать различные формы инициативных и ответных реплик.
4 неделя С. Маршак «Кто колечко найдет?» (передача стихов по ролям) Цель: усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.
Апрель 1 неделя «Три медведя» Русская народная сказка (пересказ). Цель: формирование навыка договаривания предложений при пересказе знакомой сказки («Три медведя») вместе со взрослым и со зрительной опорой.
2 неделя «Три медведя» (инсценирование сказки) Цель: разыгрывание представления по знакомой сказке («Три медведя»), формирование умения самостоятельно создавать игровые замыслы и распределять роли.
3 неделя «Ленивая внучка» (пересказ) Цель: формирование навыка пересказа. Обучение пересказу сказки («Ленивая внучка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.
4 неделя «Ленивая внучка» (инсценирование сказки) Цель: развитие реакции на интонацию и мимику. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Май 1 неделя «Волшебные очки» (творческая игра) Цель: развить связную речь, представления дошкольников.
2 неделя «Обиженный котенок» (творческая игра) Цель: научить дошкольника (дошкольников) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.
3 неделя «Перестановки» (творческая игра) Цель: тренировать сообразительность дошкольников, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
4 неделя «Превращалки» (творческая игра) Цель: расширить словарный запас дошкольников, умение переставлять, изменять буквы в словах.
Согласно сравнению результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выявили, что работа по коррекции диалогической речи, дошкольников с ОНР III уровня, которая была проведена в экспериментальной группе посредством игр-драматизаций, была эффективной. После проведения с дошкольниками с ОНР III уровня формирующего эксперимента, у дошкольников отмечался достаточный диапазон артикуляционных движений, дошкольники не пропускали и не смешивали звуки, лишь иногда отмечались искажения свостящих, шипящих и соноров. Таким образом, после проведения формирующего эксперимента средний уровень повысился на 40%. Дошкольников с низким уровнем выявлено не было. Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР III уровня заметно вырос и качественно изменился.
Выводы. Благодаря систематическому использованию игр-драматизаций в коррекции диалогической речи, речь дошкольников с ОНР III уровня стала более интересной для слушателей, пополнился словарь, дошкольники стали меньше допускать грамматические ошибки, используя в речи разные типы предложений. Дошкольники вполне самостоятельно могут пересказать небольшую сказку, более подробно и интересно описывают состояние и действия персонажей, используя при этом разнообразные виды связей. Испытуемые начали чаще включать в свою речь разнообразные синтаксические конструкции, стараясь подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, которые соответствуют содержанию текста.
Литература:
1. Ахунджанова, С. Формирование диалогической речи дошкольников-дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.
2. Гончарова О.В., др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.
4. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняяя речь и её влияние на становление психики ребенка/ Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.
5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк.учреждений - М.:ТЦ "Сфера", 2001. - с. 9-16, 76-121.
6. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004,— 139 с.
7. Самоукина Н.В. Игры в школе, дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М., 1995.
8. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение, воспитание дошкольников-дошкольников пятилетнего возраста при условии наличия общего недоразвития речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991, — 365 с.
9. Чурилова Э.Г. Методика, организация театральной функциональной деятельности дошкольников-дошкольников, младших школьников. М., 2001.
10. Швайко, С.Н. Игры, игровые упражнения посредством формирования диалогической речи/ С.Н.Швайко. — Москва, 1988, — 124 с.
Педагогика
УДК 371
ассистент кафедры живописи, член творческого союза художников России Ломова Елена Станиславовна
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАД ПОРТРЕТОМ В УЧЕБНОЙ ПОСТАНОВКЕ ПО ЖИВОПИСИ
Аннотация. В статье рассматривается методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи. Автором выделены основные этапы деятельности в процессе работы над портретом, в частности: замысел, эскизы и этюды, подготовительный рисунок на холсте, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В исследовании подробно рассмотрена последовательность работы студентов над портретом на каждом из каждом из определенных этапов.
Ключевые слова: живопись, портрет, учебная постановка, живопись маслом.
Annotation. The article deals with the methodical system of organization of students ' work on the portrait in the educational setting of painting. The author highlights the main stages of activity in the process of working on a portrait, in particular: the idea, sketches and sketches, preparatory drawing on canvas, canvas opening in color, elaboration of details, accents and generalization. The study describes in detail the sequence of students ' work on the portrait at each of the specific stages.
Keywords: painting, portrait, educational setting, oil painting.
Введение. Искусство создания портрета насчитывает несколько тысячелетий. Художественно-образное изображение внешних черт человека всегда привлекало мастеров изобразительного искусства. В учебных программах специальных дисциплин профессиональной и практической подготовки педагогов-художников, таких как рисунок, живопись, композиция, теме портретного изображения человека отводится весомое место.
Создание портрета требует сформированной системы теоретических знаний и практических навыков, в связи с чем реализация учебно-практической деятельности по созданию студентами портретных работ в контексте обучения живописи осуществляется только после изучения будущими специалистами основ пропорции, анатомических особенностей строения человека, специфики конструктивного построения головы и т.п.
Изучение техники портрета является одной из самых сложных и интересных тем в живописной подготовке студентов. В рамках данной темы студентам открываются принципы построения реалистичного изображения человека цветом на плоскости, формируются основные компоненты образного мышления.