Научная статья на тему 'ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
Поделиться
Ключевые слова
РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ИГРА / ДРАМАТИЗАЦИЯ / SPEECH / PRESCHOOLER / SPEECH DISORDERS / CONNECTED SPEECH / GAME / DRAMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Аргунова Светлана Евгеньевна

В данной статье освещены аспекты коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством драматизации. Описаны закономерности развития связной речи детей с ОНР. Выделены наиболее эффективные механизмы коррекции связной речи в театрализованной деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Аргунова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DRAMATIZATION AS A MEANS OF SPEECH CORRECTION IN PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

This article covers aspects of the correction of coherent speech in older preschoolers with speech disorders through the dramatization. The patterns of development of related speech are described. The most effective mechanisms for the correction of coherent speech in theatrical activities are highlighted.

Текст научной работы на тему «ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Нарушение, связанное с использованием предложно-падежных форм существительных, широко распространено среди детей с общим недоразвитием речи. Данный вопрос требует решения.

Выводы. Речь дошкольников с ОНР III уровня характеризуется нарушениями навыка грамматически правильного использования предлогов в речи, построения предложно-падежных конструкций согласно правилам русского языка. Они испытывают трудности в диалоговом общении, составлении сообщений. Ситуацию осложняют вторичные отклонения в развитии когнитивных процессов, а также нарушения моторики и быстрая утомляемость.

Исходя из вышеизложенного актуальность проблемы коррекции нарушений предложно-падежных форм существительных у детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи, очевидна. Дифференцированный подход в коррекции к данному нарушению позволит построить эффективную коррекционную работу.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2015. (Развитие и коррекция.) - 112 с.

2. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Эксмо, 2016. - 288 с.: ил.

3. Жулина Е.В., Романова А.А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 101-103.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.

5. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.

6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., Альфа, 1993. - 103 с.

8. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. // Патология речи. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1971. - 30-62.

9. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).

Педагогика

УДК: 378. 2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Аргунова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В данной статье освещены аспекты коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством драматизации. Описаны закономерности развития связной речи детей с ОНР. Выделены наиболее эффективные механизмы коррекции связной речи в театрализованной деятельности.

Ключевые слова: речь, дошкольник, общее недоразвитие речи, связная речь, игра, драматизация. Annotation. This article covers aspects of the correction of coherent speech in older preschoolers with speech disorders through the dramatization. The patterns of development of related speech are described. The most effective mechanisms for the correction of coherent speech in theatrical activities are highlighted.

Keywords: Speech, preschooler, speech disorders, connected speech, game, dramatization.

Введение. Для успешного обучения в школе, а в дальнейшем приобретения желаемой профессии важным является умение пользоваться связной речью. Верное понимание и описание текстовых учебных материалов, умение давать полные ответы на поставленные вопросы, самостоятельно высказывать свои рассуждения - все эти операции требуют достаточно сформированного уровня развития связной речи.

В настоящее время происходит рост числа детей у которых выявляется общее недоразвитие речи (ОНР). Которое, во-первых, оказывает негативное влияние на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не исправить в дошкольном возрасте, это приведет к проявлению вторичных нарушений в письменной речи при обучении в школе.

Изложение основного материала статьи. Под связной речью понимают, полный речевой дискурс, который обеспечивает коммуникацию и взаимопонимание между собеседниками, основной чертой которой является - понятность. В свою очередь она делится на диалогическую и монологическую.

По своей сути диалогическая речь в большей степени зависит от ситуации, она непроизвольна и мало организованна. Многие ученые рассматривают ее как первичную форму общения, которая помогает развитию взаимоотношений между детьми. Монологическая речь - произвольна, содержательна, организованна, изложение текста говорящим происходит в логической последовательность. По мнению

исследователей, высшим успехом речевого развития дошкольников является владение связной монологической речью.

Диалог это беседа двух или более лиц, которые обмениваются небольшими репликами, а монолог - это как правило обращение одного лица к ряду лиц, который оформляет свое повествование литературным языком. В монологической речи целью коммуникации является сообщение о каких-либо фактах действительности [4].

Вопросами формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматривались в работах О. С Ушакова, Е. И Тихеева, Л.А. Пеньевской, Т.А. Ладыженской и др. Ученые отмечают, что к 5 - 6 годам завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический и синтаксический строй языка, они начинают интенсивно овладевать монологической речью. Однако только в условиях целенаправленного обучения, возможно полноценное овладение детьми монологической речью [7, 8].

Этот факт является основанием своевременной коррекции недоразвития устной речи у старших дошкольников с ОНР. Р. Е Левина характеризует ОНР как комплексное нарушение смысловой и произносительной стороны речи, так как происходит расстройство формирования всех элементов речевой системы: словаря, грамматического строя и звукопроизношения [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе занятий лежит игра, которая является основой игр драматизаций детей дошкольного возраста.

Последовательность работы в коррекции является цикличной:

I цикл «Воспроизведение» попытка поддержки диалога с помощью вопросов логопеда по тексту произведения.

1. Вступление в « контакт» (элементы диалогов героев)

2. Поддержка цикла контакта (ответы на вопросы логопеда)

3. Выход из контакта

На первом этапе происходит попытка поддержания диалога педагога с детьми по знакомому произведению с помощью наводящих или поддерживающих вопросов логопеда по тексту произведения.

II цикл «Объединение» использование репродуктивных реплик.

1. Начало контакта (происходит в то время, когда нужно по тексту)

2. Поддержка цикла контакта

3. Выход из контакта

На втором этапе закрепляются навыки приобретенные на первом этапе обучения, подсказки логопеда постепенно уменьшаются, дети стараются использовать больше репродуктивных реплик, что расширяет и активизирует их словарный запас, следуют за сценарием произведения, своевременно вступают в диалог.

III цикл «Заключительный»

1. Начало контакта

2. Поддержка цикла контакта

3. Выход из контакта

На третьем, заключительном этапе, вносится больше творческих элементов, дети могут проявлять фантазию, и вместо репродуктивных фраз, использовать продуктивные реплики для оригинального окончания произведения, что расширяет словарь детей, позволяет им быть более гибкими в речи, и переносит опыт полученный на занятиях по развитию речи в социальную жизнь детей.

Драматизация с элементами творчества строилась на протяжении всего цикла занятий, на которых выстраивалась логичность, последовательность и связность.

Логопед после знакомства дошкольников с художественным произведением в повседневной жизни, на занятиях продолжает использовать литературный материал в различных видах детской деятельности - в первую очередь в игровой деятельности. Оживляя литературных героев в играх драматизациях, ребенок лучше познает их характеры, мотивацию поступков, эмоциональное состояние, развивает свою связную речь.

Предполагаемым результатом коррекционной программы явится коррекция нарушений диалогической речи дошкольников с ОНР III уровня посредством проигрывания и инсценировок различных литературных произведений.

Программа состоит из трех этапов, которые усложнялись на протяжении всего учебного года:

I этап (сентябрь - октябрь) - диагностика уровня связной речи; развитие диалога в процессе игр-драматизаций с помощью составления простых предложений по вопросам и демонстрируемым действиям, а также обучение составлению простых описаний.

II этап (ноябрь - февраль) -совершенствование навыков связной речи посредством игр-драматизаций.

III этап (март - май) - развитие самостоятельной связной речи детей, совершенствование навыков диалога, перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Особое место в программе занимает закрепление у дошкольников любви к художественной литературе как искусству и средству развития связной речи. Формируется стремление ребенка проявить себя в творчестве, в играх-драматизациях, театрализованной деятельности по мотивам литературных произведений.

Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают логопеду методически грамотно организовывать работу по организации игр-драматизаций в детском саду, позволяет интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе.

Реализация поставленных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп, требует учета основных принципов организации игр-драматизаций:

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизации, игры драматизации рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию игры драматизации, включается в целостный педагогический процесс.

Прогноз конечных результатов: повышение речевой активности детей, совершенствование связной диалогической речи; формирование самостоятельности в организации игр-драматизаций: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; умение проявлять креативность, придерживаться цикличности работы, при придумывании нового героя произведения, или неожиданного окончания его.

Основные направления развития игр-драматизаций состоят в постепенном переходе ребенка: от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя.

В содержание работы входит:

Формирование положительного отношения детей к играм драматизациям. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду игры драматизации, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в игровой деятельности.

Приобщение детей к художественной литературе, предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свои эмоции, чувства к герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной и вербальной языковой выразительности.

Использование эффективных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов игровой постановки.

Проявление самостоятельности и субъективной позиции в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание игр драматизаций и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля. У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика» [1, 7].

Исследование Г. А. Волковой показало, что театрализованы игры детей, способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи. Драматизированная форма подачи облегчает понимание смысла литературного произведения. После инсценировки любым из видов театров дети лучше запоминают произведение и начинают использовать реплики и сюжет сказки в произвольной игровой деятельности.

Выводы. Коммуникативные способности у детей с ОНР характеризуется низким уровнем владения связной речи. Дети не проявляют инициативы общения, отмечается несформированность лексико -грамматических конструкций, бедность словаря. Так как основным видом деятельности старших дошкольников является игра, одним из эффективных методом коррекции является применение драматизаций. Коррекция посредствам драматизаций осуществляется в различных видах игр, в основу которых ложатся русские народные сказки, авторские сказки и литературные произведения.

При применении данного метода, решается сразу несколько задач. Во - первых происходит активизация словаря, совершенствование лексико - грамматического строя речи, развивается диалогическая и монологическая речь. Во - вторых у детей появляется возможность творческого самовыражения, развивается эмоциональная сфера, фантазия, развивается память, внимание, мышление, появляется опыт публичных выступлений. Для более эффективной работы необходимо использовать дифференцированный подход к каждому ребенку. Коррекционный процесс связной речи у старших дошкольников с ОНР длительная работа, требующая взаимодействия педагогов, логопедов, а так же родителей. Этот союз будет способствовать речевому, интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию детей.

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. М., 2008. - 194 с.

2. Воробьева В. К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1995.

3. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. - 231 с.

4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2006.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда -2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

6. Жулина Е. В. Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у детей с ОНР. / cyberleninka.ru/

7. Жулина Е. В. Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам IV региональной научной конференции (30 октября 2017 г.). - НН: 2018 г., с. 18 - 23

8. Жулина Е. В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общин недоразвитием речи. Ж-л Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4

9. Зинкевич - Евстигнеева Т. Б. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2016. 320 с.

10. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс, 2013.

11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997.

12. Ушакова, О.С. Связная речь / О.С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 3 -е изд. М. Просвещение, 1994

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с. 36-112

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Кадикина Марина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования влияние логопедической ритмики на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

Annоtation. The article reflects the results of theoretical analysis and experimental research on the effect of speech rhythmic on overcoming the general underdevelopment of speech in children of middle preschool age.

Keywords: speech rhythmic, a general underdevelopment of speech, older preschoolers.

Введение. Возраст от пяти до семи лет характеризуется высоким уровнем развития речи. В этот период старшие дошкольники должны грамотно строить развернутые предложения, хорошо уметь пересказывать небольшие тексты и понимать то, что говорят. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать интонацию речи, ее темп и ритм, силу голоса. Также старшие дошкольники активно осваивают разные типы текстов и письменную речь. К сожалению, в настоящее время возрастает число детей, у которых возникают трудности в произношении отдельных звуков, в понимании написанного текста, в правильном выражении собственных мыслей и желаний, неправильно строят предложения и могут совершать ошибки в образовании различных грамматических форм. Так проявляется общее недоразвитие речи у старших дошкольников.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться как в полном отсутствии общеупотребительной речи, так и в наличии элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Однако, несмотря на различную выраженность признаков ОНР, страдающие им дети, как правило, отличаются поздним развитием речи, ограниченным словарным запасом, выраженным аграмматизмом, а также недостаточностью звукопроизношения и фонематического восприятия.

В таком случае, детям необходима помощь специалиста - логопеда, которая осуществляется в специализированных детских садах и учреждениях дополнительного образования. Одним из элементов коррекционной педагогики является логопедическая ритмика. Она объединяет такие компоненты как речь, музыка и движение.

Изложение основного материала статьи. Актуальной проблемой современной логопедии является значение логоритмики в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) у детей среднего дошкольного возраста.

Исследования по применению логопедической ритмика для детей старшего дошкольного возраста проводились еще в XIX веке. Первым кто выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики был Жак-Далькроз. И только в 30-е годы сформировалась как особое направление и до сих пор развивается благодаря таким основоположникам, как В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Г.А. Волкова и др. Они подчеркивали, что занятия логопедической ритмикой воздействуют на физическое, умственное и эстетическое воспитание ребенка.

В настоящие время в логопедической работе с детьми с ОНР вопрос выбора средства комплексной коррекции данной речевой патологии является актуальным. Дело в том, что ОНР является стойкой и тяжелой формой нарушения речи, при которой страдает не только речевая коммуникация, но и все виды моторики (общая, мелкая, артикуляторная, мимическая). Кроме того, формируется вторичная интеллектуальная недостаточность - многие дети-логопаты остаются не говорящими или почти не говорящими вплоть до поступления в школу, страдает взаимодействие ребенка с миром: не развивается в должной мере познавательная деятельность. Было принято решение сконцентрировать внимание именно на безречевых детях с ОНР первого уровня, так как этот случай является самым сложным.

Одним из традиционных и достаточно эффективных методов воздействия, способствующих преодолению моторных нарушений, является логоритмика, которую мы решили включить в модель комплексной коррекции ОНР первого уровня в данном исследовании. Для решения речевых и неречевых проблем у детей старшего дошкольного возраста, была разработана модель комплексной коррекции, включающая собственно логопедические занятия и логоритмические.