Научная статья на тему 'Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня'

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1979
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томогашева О.В.

В статье рассмотрена логопедическая работа по формированию диалогической речи, предложены беседы, игры, подвижные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томогашева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

работой педагогов всех звеньев, прохождение практики студентами непосредственно на месте будущей работы. Только всесторонне подготовленный специалист, придя в ДМШ сможет стать активным творческим работником на поприще педагогики. В его силах будет создать маленький, но сплоченный коллектив из учеников своего класса и установить в нем свой особый духовный климат. Он будет «набрасываться» на каждую новую книгу на тему музыкально-педагогической деятельности, изучая психологию общения, интересы учеников. Стремясь развивать духовный мир своих учеников, он будет отыскивать в репертуаре новые яркие произведения, устраивать концерты, ходить с ними в филармонию, на оперные спектакли.

В завершении хотелось бы вспомнить слова французского писателя XX века А.де Сент-Экзюпери, который сформулировал всю важность становления и развития личности в детском возрасте словами: «Все мы родом из детства» и пожелать всем начинающим педагогам ответственности, внимания и творческого подхода в обучении и воспитании юных музыкантов.

© Тихонова О. О., 2015

УДК 378.09

О. В.Томогашева

Магистрантка, Хакасский государственный университет Институт непрерывного педагогического образования Г. Абакан, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Аннотация

В статье рассмотрена логопедическая работа по формированию диалогической речи, предложены беседы, игры, подвижные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки сказок.

Ключевые слова

Общее недоразвитие речи, диалогическая речь, формирование диалогической речи, речевая деятельность.

На формирующем этапе экспериментального исследования проводился комплекс мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Перед собой мы ставили цель - разработать систему логопедических, педагогических мероприятий, направленных на формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи:

1. формирование фонематического восприятия;

2. развитие понимания речи и лексико - грамматических средств языка;

3. понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

4. развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

5. формирование диалогической речи.

Этапы формирующего эксперимента:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Важнейшим показателем готовности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Если дети с Общим недоразвитием речи (ОНР) научатся правильно произносить все звуки родного языка и у них будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе, грамотного письма; будет развиваться лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Дети будут более

271

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

коммуникабельными, психические процессы будут протекать активнее и поднимутся на более высокий уровень, практические умения будут успешнее, у детей появится интерес к поисковой и познавательной деятельности.

Таким образом, дети получат одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу. Анализ реальной ситуации показывает, что в детском саду все больше воспитанников, имеющих отклонения в речевом развитии, среди них значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

ОНР - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, нарушение фонетико - фонематической, лексико -грамматической и фразовой систем языка. Своевременное коррекционное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволит детям овладеть нормами родного языка. В дошкольном учреждении функционирует группы компенсирующей направленности, которую посещают дети пятого и шестого годов жизни с диагнозом ОНР III уровня речевого развития, дизартрия.

Данный комплекс мероприятий освещает основные этапы по формированию диалогической речи с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития по формированию диалогической речи

Период Основное содержание работы

I этап 1 неделя Ребята и зверята. (Беседа) Цель. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Сентябрь 2 неделя Как животные помогают человеку. (Беседа) Цель. Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседников.

II этап Сентябрь 3 неделя Подвижная игра «Коршун». Цель. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Сентябрь 4 неделя Игра «Угадай на ощупь» Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться в игре на действия партнера, выслушивать его высказывания, соблюдать очередность ходов; обращаться к товарищу доброжелательно, обосновывать согласие или несогласие с его действиями.

Октябрь 1 неделя Три медведя (Рассказывание сказки) Цель. Обучать диалогическому общению: ориентироваться на высказывания партнера, соблюдать очередность в рассказывании, доброжелательно обращаться к товарищу с побуждающими высказываниями.

Октябрь 2 неделя Сюжетно-ролевая игра «в магазине». Цель. Развивать диалогическую форму речи.

Октябрь 3 неделя Разыгрывание сказки «Муха Цокотуха» Цель. Развитие диалогической формы общения, умения рассказывать сказку по ролям.

Октябрь 4 неделя Игра-драматизация сказки «Теремок». Цель. Учить инсценировать небольшую сказку, умение вести диалог между героями, использовать элементы мимики и пантомимики

Ноябрь 1 неделя Игра «Садовник» Цель. Упражнять детей в диалогической речи, учить реагировать на словесный сигнал.

Ноябрь 2 неделя Инсценировка сказки «Колобок». Цель. Развитие диалогической речи, умения брать на себя роль животного, подражать их голосу, повадкам.

Ноябрь 3 неделя Подвижная игра. «Где мы были — мы не скажем, а что делали - покажем». Цель. Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

III этап Ноябрь 4 неделя Театрализованное представление для детей младших групп «В гостях у сказки».

На первом - подготовительном этапе формирования диалогической речи внимание уделялось общению взрослого с ребенком (разговоры, беседы). На втором - основном этапе, проводилась работа по обучению пересказыванию, опросно-ответной формы речи, проводились дидактические игры, подвижные игры, рассказывание сказок, игры-драматизации, направленные на формирование диалогической речи. Очень нравилось детям инсценировать сказки, где они выполняли свою роль под музыкальное сопровождение, имитируя движения своего героя, его характер. Некоторые инсценировки были представлены на мероприятии. И на заключительном этапе проходило мероприятие, которое включало в себя

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

театрализованное представление для младших групп «В гостях у сказки». Используя данные мероприятия в логопедической работе уровень сформированности диалогической речи будет более высоким. Список использованной литературы:

1.Арушанова А. Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты: Теоретический курс. Книга авторизов. изложения. —М: МЭГУ, 1995. — 169 с.

2. Филичева Т.Б.,. Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», —М.: «Просвещение». —2008.

© Томогашева О.В., 2015

УДК 372.853

Е.В. Фетисова

К.п.н., старший преподаватель Кафедра физики, информатики и математики Курский государственный медицинский университет Г. Курск, Российская Федерация

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА ПОСРЕДНИКА

Аннотация

Статья посвящена вопросам методики преподавания физики в медицинском вузе. Рассматриваются методические особенности построения и проведения лабораторно-практических занятий по курсу Физика с иностранными студентами международного факультета, обучающимися по направлению подготовки Лечебное дело в рамках федерального образовательного стандарта 3-го поколения.

Ключевые слова

Методика преподавания физики, обучение физике иностранных студентов, преподавание физики в медицинском вузе

Одной из первых дисциплин, с изучения которой начинается обучение на первом курсе медицинского вуза студентов практически всех специальностей, является физика. Согласно требованиям ФГОС III поколения для медицинских специальностей, обучение физике направлено на решение проблемы формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих врачей. Формирование вышеперечисленных компетенций является неотъемлемой частью профессиональной подготовки врача, способного осуществлять деятельность в условиях современного здравоохранения и медицины, как в России, так и за рубежом.

Иностранные студенты, обучающиеся в КГМУ, так же проходят курс физики. В том случае когда студенты обучаются на родном для них языке изучение этой дисциплины как правило не вызывает больших затруднений, но иностранные студенты обучаются с помощью языка посредника и это накладывает свой отпечаток на весь процесс обучения. Трудности, возникающие при изучении физики, имеют ряд специфических особенностей: учащиеся еще недостаточно хорошо владеют русским языком; состав группы интернационален; не все студенты владеют языком-посредником; и т.д., что предполагает введение ряда специальных приемов при проведении лабораторных работ и практических занятий по физике.

При обучении иностранных студентов физике на лечебном факультете основной проблемой является необходимость изучения большого объема материала и недостаточное количество учебных часов. Краткие временные рамки учебных курсов для студентов-медиков делают очевидным, что достичь успеха в решении названной выше проблемы можно только посредством интенсификации обучения физике. В такой ситуации особенно эффективно использование технологии модульного обучения. Модульное обучение предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.