uchebnik. -2-е izd., pererab. i dop. - Moskva : Infra-M, 2008. -272 s.
4 Levina R. E. Osnovy teorii i praktiki logopedii / R. E. Levina. -Moskva : Al'nS, 2013. - 367s.
5 Filicheva T. B. i dr. Osnovy logopedii: ucheb. posobie dlya studentovped. in-tovpo spec. «Pedagogika i psihologiya (doshk.)» / T. B. Filicheva, N. A. CHeveleva, G. V. CHirkina. -Moskva : Prosveshchenie, 1989.—223 s.: il.
6 L.P. Yakubinskij O dialogicheskoj rechi / Yakubinskij L.P. Izbrannye raboty: yazyk i ego funkcionirovanie. - Moskva, 1986. - S. 17-58).
УДК 371.927
Н.Е. Попова, Ю.В. Григорьева, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, Курган
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. В данной статье раскрывается сущность и компонентный состав коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Особое внимание уделяется рассмотрению коммуникативных способностей у старших дошкольников в норме и при патологии.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, общее недоразвитие речи.
N.E. Popova, Yu.V. Grigoijeva, V.A. Dubovskaya Kurgan State University, Kurgan
FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL
Abstract. This article reveals the essence and component composition of communicative competence in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech of the third level. Particular attention is paid to the consideration of communication skills of senior preschoolers in normal and pathological conditions.
Key words: communication, communicative competence, general speech underdevelopment.
В наши дни коммуникация играет большую роль в жизни человека, особенно в жизни ребенка. Коммуникативная компетенция - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Через коммуникацию человек приобретает все высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обменива-26
ются информацией и передают ее из поколения в поколение. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Установление речевой коммуникации - одно из главных условий полноценного развития ребенка. Задача коммуникативного развития ставится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается, что в период дошкольного детства необходимо создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, т.е. коммуникативные компетенции.
Отметим, что понятия «компетенция» и «компетентность», хотя и имеют сходную этимологию, не равнозначны. Под компетентностью понимается способность субъекта к выполнению какой-либо деятельности, включая речевую, тогда как компетенция - это содержание такой способности, то есть система знаний, умений, навыков, приобретаемых в ходе обучения [1].
Проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривается в специальной педагогике, психологии, психолингвистике. На своеобразие коммуникативной компетенции детей с нарушениями речи указывают Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.
В настоящее время нет единого определения термина «коммуникативная компетенция», авторы интерпретируют его по-разному.
Термин был введен в научный обиход американским языковедом Н. Хомским и обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке.
И.А. Зимняя в свою очередь определяет коммуникативную компетенцию с точки зрения психологии как «умение субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по различным задачам и ситуациям общения» [2].
Коммуникативная компетенция является сложным образованием и в современной интерпретации включает в себя следующие виды компетенций: лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную.
Лингвистическая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.
Социолингвистическая компетенция являет собой знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, позволяющих осуществить речевое действие, а также умение применять эти способы для понимания других людей в зависимости от ситуации.
Социокультурная компетенция подразумева-
ет знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения.
Социальная компетенция проявляется в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
С помощью стратегической компетенции человек может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в языковой среде.
Дискурсивная компетенция проявляется во владении различными типами дискурса. Данный аспект коммуникативной компетенции предполагает наличие способности связывать одно высказывание с другим, а также способности логически (последовательно) излагать мысли в ситуации общения [5].
Многие авторы, например, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др. говорят о том, что у развивающегося в норме дошкольника уже к началу школьного обучения должны быть сформированы на достаточном уровне такие коммуникативные способности, как:
- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);
- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).
К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и в то же время достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [3].
Рассмотрим подробнее особенности развития коммуникативных способностей у дошкольников с третьим уровнем общего недоразвития речи.
Третий уровень речевого недоразвития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Понимание обращенной речи близко к норме. Однако в речи присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-
фонематического недоразвития. Фразы простые. Сложные предложения с союзами практически не используются.
Несформированность звуковой стороны речи у детей с ОНР третьего уровня выражается в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком употреблении звуков в речи [1].
Дошкольники с ОНР третьего уровня испытывают затруднения в различении звуков на слух. Связное речевое высказывание дошкольника отличается отсутствием четкости, последовательности, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются причинно-следственные отношения.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирование ребенка как личности в целом. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления: дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [4].
Проанализировав и обобщив вышеизложенный материал, можно сказать, что к особенностям коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР третьего уровня относятся:
- в рамках лингвистической компетенции: наличие речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии, неточное понимание и употребление обобщенных понятий, малый словарный запас, недостаточная дифференциация звуков на слух;
- такие нарушения социолингвистической компетенции, как трудности в формулировании своих мыслей и построении высказывания;
- проблемы развития социокультурного компонента, связанные с недостаточностью представлений об особенностях социального и речевого поведения носителей языка;
- недостаточная сформированность социальной компетенции: низкая речевая активность, недостаточная критичность к своему дефекту, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации общения;
- значительная несформированность дискурсивной способности, а именно неумение выстраивать целостные, логические высказывания и отбирать лингвистические средства в зависимости от ситуации общения.
Таким образом, нарушение коммуникативной функции у детей с ОНР третьего уровня затрагивает все компоненты коммуникативной компетенции и выражается в снижении потребности в общении, недостаточной сформированности форм коммуникации, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстни-
27
ками и взрослыми, поэтому проблема изучения особенностей коммуникации у детей с патологией не теряет своей актуальности.
Список литературы
1 Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
2 Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва, 2001.
3 Левина Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи / Р. Е. Левина. - Текст : электронный // Вопросы логопедии. - 1959. - С. 207-252. -URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/o-genezise-narushenij-pisma-u-3330 (дата обращения: 30.03.2018).
4 Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М. И. Лисина. - Москва : Просвещение, 1998. - 76 с.
5 Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский//Народное образование. - 2003. - № 2. -
С. 58-64.
References
1 Gribova O. E. Tekhnologiya organizatsii logopedicheskogo obsledovaniya : metod. posobiye / O. E. Gribova. - Moskva : Ayris-press, 2008. - 96 s.
2 Zimnyaya I. A. Lingvopsikhologiya rechevoy deyatelnosti/ I. A. Zimnyaya. - Moskva, 2001.
3 Levina R. E. O genezise narusheniy pisma u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi/R. E. Levina. - Tekst: elektronnyy // Voprosy logopedii. - 1959. - S. 207-252. -URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/o-genezise-narushenij-pisma-u-3330 (data obrashcheniya: 30.03.2018).
4 Lisina M. I. Obshcheniye rebenka so vzroslym kak deyatelnost /M. I. Lisina. - Moskva : Prosveshcheniye, 1998. - 76 s.
5 Khutorskiy A. V. Klyuchevyye kompetentsii kak komponent lichnostno-oriyentirovannoy paradigmy obrazovaniya /
A. V. Khutorskiy//Narodnoye obrazovaniye. - 2003. - № 2. -S. 58-64.
УДК 376.37
И.О. Середенкова, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, Курган
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье представлены материалы, посвященные вопросам исследования и формирования речи у неговорящих детей.
Ключевые слова: безречевой ребенок, мотивация, общение, общее недоразвитие речи первого уровня.
I.O. Seredenkova, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan
THE FORMATION OF PRIMARY SKILLS VERBAL COMMUNICATION NON-VERBAL CHILDREN
Abstract. The article presents the materials on the research and formation of speech in unlanguaged children. 28
Key words: speechless child, motivation, communication, general underdevelopment of speech of the first level.
В последнее время специалисты-дефектоло-ги все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь как способ и как средства общения. Вопросами изучения детей с общим недоразвитием речи первого уровня (ОНР первого уровня) занимались многие исследователи детской речи: Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименко и другие ученые-дефектологи.
Е.В. Кириллова отмечает, что дети с отсутствием речи, или дети имеющие ОНР первого уровня, имеют комплексное органическое нарушение центральной нервной системы. Уровень развития речи, характерный для этих детей, представляет собой, по мнению автора, вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, а также отдельные нечетко произносимые обиходные слова, которые не могут обеспечить данной категории дошкольников полноценное общение со взрослыми и сверстниками.
Дети пользуются однообразным комплексом паралингвистических средств коммуникации для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования, используемые детьми в процессе общения, в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения; при этом каждый лепетный элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении применяемых неязыковых средств.
Пассивный словарь данной категории детей оказывается значительно шире активного. Однако в исследованиях Г.И. Жаренковой показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития [3].
Группа безречевых детей по своему составу является неоднородной. По мнению Е.В. Кирилловой, к ним следует отнести детей, имеющих ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию, тяжелую степень дизартрии. Этих детей объединяет отсутствие мотивации к речевому общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощае-мость. Все это мешает ребенку контактировать с социумом и благополучно развиваться.
Поскольку дети с ОНР первого уровня плохо понимают обращенную к ним речь и часто ориентируются только на ситуацию общения, то чрезвычайно важно развивать у них понимание обращенной речи через различные коммуникативные ситуации, используя игровую и предметную деятельность, режимные моменты и неформальное общение с дошкольниками. В процессе развития импрессивной речи неговорящих детей логопеду необходимо обращаться к ребенку коротким пред-