Научная статья на тему 'Специфика участия учителей в культурнопросветительской деятельности общественных организаций Западной Сибири в конце XIX начале ХХ вв. (на примере Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества)'

Специфика участия учителей в культурнопросветительской деятельности общественных организаций Западной Сибири в конце XIX начале ХХ вв. (на примере Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ИСТОРИЯ / УЧИТЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗСОИРГО / WEST SIBERIA HISTORY / TEACHER / PUBLIC ORGANIZATION / CULTURAL-ENLIGHTENED SOCIETY / WEST-SIBERIAN DIVISION OF IMPERIAL RUSSIAN GEOGRAPHICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинова Ольга Валерьевна

В статье произведен анализ деятельности учителей городов Западной Сибири в общественных организациях на рубеже XIX-XX вв. В исследовании даны характеристики участников благотворительных и просветительских объединений по ряду критериев (социальное положение, выбор организации). История становления общественных организаций, в которых принимали участие педагоги, прослежена на примере существования ЗСОИРГО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of participation of teachers in cultural and education activity of public organizations of West Siberia at the end of XIX beginning of XX (by the example of West-Siberian division of Imperial Russian geographical society)

This article is devoted to the teacher's activity in cultural and educational organizations of Western Siberia at the bordering of XIX-XX centuries. The investigation includes some information about specific characteristics of teachers who participated in given societies, in particular in the Western Siberian branch of Imperial Russian Geographical society.

Текст научной работы на тему «Специфика участия учителей в культурнопросветительской деятельности общественных организаций Западной Сибири в конце XIX начале ХХ вв. (на примере Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества)»

удк 94(571) о. В. БЛИНОВА

Омский государственный педагогический университет

СПЕЦИФИКА УЧАСТИЯ УЧИТЕЛЕЙ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.

(НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА)__________________

В статье произведен анализ деятельности учителей городов Западной Сибири в общественных организациях на рубеже Х1Х—ХХ вв. В исследовании даны характеристики участников благотворительных и просветительских объединений по ряду критериев (социальное положение, выбор организации). История становления общественных организаций, в которых принимали участие педагоги, прослежена на примере существования ЗСОИРГО.

Ключевые слова: Западная Сибирь, история, учитель, общественная организация, культурно-просветительское общество, ЗСОИРГО.

Города Западной Сибири на рубеже Х1Х — ХХ столетий представляли собой центры развития торговли или промышленности, а также административного контроля территории. Незначительный слой интеллигенции в них был представлен приехавшими из центральной России специалистами (инженеры, учителя, врачи и т.д.), политическими ссыльными и местными кадрами, получившими образование и нашедшими сферу деятельности в рамках родного региона. В условиях отсутствия широкого пласта образованных людей, представители интеллигенции оказывались носителями не только знаний, свойственных их профессии, но также и выразителями политических, социальных идей.

Проблема участия интеллигенции в общественной жизни сибирских дореволюционных городов является одной из наиболее широко обсуждаемых на данный момент в научном сообществе. Различные аспекты этого вопроса рассматривались в исследованиях Д. И. Попова, Т. А. Сабуровой, Е. А. Дегальцевой, Ю. Р. Гореловой и др. [1]. Однако в названных работах рассматривался широкий спектр представителей интеллектуальной сферы сибирских городов. Наше внимание обращено к институту учительства, общественная активность которого в области просвещения с 1870-х годов и до начала Первой мировой войны охватывала целый ряд крупных организаций Западной Сибири. Западно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (далее ЗСОИРГО), являясь одним из важнейших центров научной и культурно-просветительской жизни края, также испытал на себе изменение состава участников и последовавшую за этим смену исследовательских интересов на рубеже веков.

Нашей целью является выявление специфики участия учителей в работе ЗСОИРГО по сравнению с другими культурно-просветительскими организациями, а также условий, сопровождавших процесс изменения состава членов научного сообщества на рубеже Х1Х — ХХ вв. Для раскрытия заявленной проблемы нам необходимо решить следующие задачи:

— дать краткую характеристику педагогов, участвовавших в общественных организациях (пол, занимаемая должность, уровень образовательного учреждения, основные объединения, избираемые учителями для проявления общественной позиции) на основе данных памятных книжек и адрес-календарей Томской губернии и Степного генерал-губернаторства;

— определить особенности изменений в работе ЗСОИРГО на рубеже веков и роль учителей в обновленной организации; установить специфику участников научного сообщества из числа педагогов по приведенным выше признакам (пол, занимаемая должность, уровень образовательного учреждения, основные объединения, избираемые учителями для проявления общественной позиции).

С 1870-х гг. в связи с ужесточением общей политики властей многие представители интеллигенции видели единственный возможный путь выражения своих идей в участии в различных общественных организациях. Как отмечает в своей статье Е. А. Дегаль-цева, «действуя в рамках устава, эти общества формально были освобождены от вмешательства в свои дела государства. Оно должно было лишь утверждать устав, регистрировать объединение и получать годовые итоговые отчеты» [2]. Особый интерес с этого времени вызывали организации просветительского

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

толка. Образование широких слоев населения виделось участникам этих объединений верным путем к преобразованию общества на гражданско-правовых началах. В сферу просвещения при этом попадали не только неграмотные низы общества, но и население в целом. Ю. Р. Горелова отмечает, что желание населения получить знания совпало со стремлением интеллигенции их транслировать, что сыграло свою роль в развитии системы просветительских обществ на рубеже веков [3]. Участие в научных и культурно-просветительских организациях стало общественной позицией человека. Стремление деятельно помогать людям, свойственной сибирской интеллигенции, ярко выразилось в этой идее. Объединение в рамках одного сообщества людей позволяло обмениваться мнениями. Эти собрания, включавшие представителей оппозиционно мыслящей либеральной интеллигенции, являлись и своеобразными представителями общественно-политических течений. И, наконец, это была форма проведения досуга, возможность поддержания умственного и профессионального уровня. «Можно бы, конечно, отказаться от участия в этих обществах, но, по-моему, это и так небольшая общественная деятельность, ниже которой стыдно спускаться», — писал в своем дневнике учитель Барнаульской женской гимназии Н.Ф. Шубкин относительно своего членства в благотворительных организациях в сфере образования [4]. Таким образом, для преподавателей западносибирских общеобразовательных учреждений, как ни для кого другого, сотрудничество в просветительских организациях стало насущным делом. Однако работа с источниками справочного характера (адрес-календари должностных лиц правительственных и общественных установлений Степного генерал-губернаторства на 1892, 1898 и Акмолинской области на 1909 гг. и памятная книжка Томской губернии за 1910 г.) позволила выявить следующие закономерности. Основными участниками общественных объединений являлись учителя (мужчины) средних общеобразовательных учреждений Омска и Томска. В состав обществ входили также нередко директора данных общеобразовательных заведений, а также инспектора и директора городских училищ. Участие последних в общественных объединениях можно объяснять реальным желанием помочь тому или иному образовательному учреждению и его учащимся, как это озвучивалось в уставах благотворительных и просветительных обществ, или стремлением создать себе популярность в городе или округе. Примером небескорыстного вхождения в благотворительную организацию может служить случай, описанный преподавателем словесности Н.Ф. Шубки-ным: «Начальница, желая быть чем-то вроде «короля-солнца», стремится показать ученицам, что она источник всех благ. Состоя членом благотворительного Общества «вспомоществования учащимся», она и из пособий, выдаваемых через нее этим Обществом, стремится создать себе пьедестал то читая нотации, то говоря о неблагодарности, так что иногда ученицы даже избегают обращаться в это общество через нее» [5]. Участие начальствующего состава образовательных учреждений в благотворительных и просветительских организациях гарантировало администрации благонадежность этих объединений. В 1902 г. в ходе преобразований общественные благотворительные и научные организации были выведены из-под контроля МВД под патронат МНП. Видимо, именно этим объясняется широкое присутствие в первые годы деятельности ЗСОИРГО в числе его членов директоров общеобразовательный и профессиональных за-

ведений, инспекторов училищ и т.д. Учителя, принимавшие участие в общественной деятельности, нередко состояли сразу в нескольких организациях. Например, преподаватель Томского Александровского реального училища Ф. Р. Дульский состоял в Томском педагогическом обществе и в Томских общеобразовательных курсах, так же как и педагог Мариинской женской гимназии И. С. Исполатов [6] , Ф. А. Розенплентер (Омская женская гимназия) состоял в Омском общественном собрании, Акмолинском окружном управлении Общества спасения на водах, в Обществе вспомоществования недостаточным ученикам Омской мужской гимназии; К. В. Ель-ницкий (Омская женская гимназия) сотрудничал с ЗСОИРГО, с обществом вспомоществования учащим и учившим в Акмолинской области, с Акмолинским окружным управлением Общества спасения на водах [7]. Нередки были случаи, когда преподаватели образовывали или вступали в уже созданное общество, имевшее целью благотворительность в рамках того же учебного заведения: директор Омской мужской гимназии П. Ю. Мудрох, состоявший членом Общества вспомоществования недостаточным ученикам Омской мужской гимназии, преподаватель Э. Н. Штерн, входивший в это же общество [8]; председатель педагогического совета и преподаватель Омской первой женской гимназии почетных граждан Поповых С. Х. Боборыкин, входивший в Общество вспомоществования нуждающимся ученицам первой женской гимназии; учительница Омской второй женской гимназии О. К. Шаврина, участвовавшая в работе Общества вспомоществования ученицам второй женской гимназии [9]. Редкое упоминание о работе в различных культурно-просветительских и научных организациях учительниц объясняется их большей консервативностью и соответственно отказом от участия в деятельности вне рамок непосредственной занятости, а также огромной загруженностью рабочего дня, непозволявшей женщинам тратить силы и время еще на что-либо. Как правило, от лица женского персонала учебных заведений в том или ином научном или просветительском сообществе выступали начальницы учреждений.

Сотрудничество учителей с Западно-Сибирским отделом ИРГО носило свои специфические черты. Участие преподавателей в работе ЗСОИРГО началось еще с 1880-х гг., когда к работе исследовательских экспедиций было решено привлекать местных учителей на время летних каникул. Например, И. А. Захарова приводит следующие данные: «В 1881 году невозможно было организовать экспедицию из-за занятости членов Отдела. Поэтому руководство Общества обратилось к учебному начальству с предложением рекомендовать учителям вступить в Отдел и отправиться в каникулярное время на исследование края» [10]. Они становились своего рода респондентами для сотрудников ЗСОИРГО при сборе информации о той или иной местности. Постоянными членами отдела в те годы становились в основном представители управления системой образования на местах: главный инспектор училищ; директор Томской гражданской гимназии; директор Тюменского реального училища; директор Томского реального училища; директор Омской учительской семинарии [11]. Этот факт, как отмечалось выше, был связан со стремлением администрации поставить в члены-сотрудники ЗСОИРГО наиболее благонадежных лиц. ЗападноСибирский отдел учреждался как общественно-государственное образование, в рамках которого власть и интеллигенция преследовали различные интересы.

С точки зрения сибирской администрации, сферой приоритетных исследований сотрудников научного сообщества должны были стать объекты геополитического, военно-стратегического значения. Освоение территории, выяснение с помощью ряда экспедиций политической обстановки в Средней Азии и Китае. Для интеллигенции участие в работе отдела определялось сугубо сферой их профессиональных и общественных интересов. Конфликт между этими двумя течениями в рамках научного общества назревал в течение пятнадцати лет работы ЗСОИРГО и завершился в ходе серьезных столкновений внутри научного коллектива в 1890-е годы. Это время отмечается всеми исследователями как трудное и даже застойное в деятельности Отдела. Однако увеличение интереса к педагогической активности, пересмотр основных исследуемых проблем связывается краеведами с финансовыми трудностями, а изменение социальнопрофессионального состава участников отдела с общерегиональными тенденциями. Мы считаем этот процесс более сложным явлением в общественной жизни Омска.

В начале 1890-х гг. в ходе подготовки членов Западно-Сибирского отдела к Нижегородской выставке между рядовыми сотрудниками и членами Распорядительного комитета возникли разногласия по вопросу о выборе кандидатов на участие в выставке. Распорядительный комитет взял на себя право решать, кого допустить до намеченной работы. В ходе заседания в апреле 1896 г. возник спор между Г. Е. Катанаевым и Распорядительным комитетом, с одной стороны, и рядовыми сотрудниками ЗСОИРГО — с другой, о праве Распорядительного комитета на такие действия. После этого заседания Г. Е. Катанаев заявил о невозможности продолжения деятельности ЗСОИРГО на прежних основах и о необходимости вмешательства властей и добился роспуска комитета. Генерал-губернатор приостановил временно дальнейшее действие учрежденного в 1892 года Положения о Распорядительном комитете Отдела и поручил Г. Е. Катанаеву принять до особого распоряжения управление делами Отдела при сотрудничестве правителя дел Отдела [12]. Административное вмешательство было воспринято большинством ученых как личная инициатива Ката-наева, мечтавшего стать «диктатором». Последний нарушил основные постановления Положения отдела, разработанного и подписанного самим Г. Е. Катанаевым и членами комитета и вступившего в силу решением генерал-губернатора всего за 4 года до означенных событий [13]. Длительное сосуществование в рамках одного учреждения административных и общественных начал привело к обострению их конфликта. Постепенно чиновно-военная часть Западно-Сибирского отдела выделила своей приоритетной задачей решение административных проблем. Если прежде это обеспечивало нормальное функционирование отдела и облегчало его контакты с местной властью, то теперь, когда ЗСОИРГО претендовал на самостоятельную роль в научном изучении края, такая опека стала тормозом в развитии научной работы, и противоречие нашло выражение в кризисе. Выступление Г. Е. Катанаева, как последняя попытка восстановления прежнего положения (даже возврат к прежней организационной структуре) отношений отдела и власти, потерпело неудачу. В ходе ревизии деятельности отдела, проведенной генерал-губернатором, в составе ЗСОИРГО остались люди, наиболее полезные с научной точки зрения, был исключен ряд военных и чиновников, использовавших эту должность как синекуру, не посещавших годами соб-

раний отдела и не ведших научных исследований. Таким образом, фактические изменения в составе и направлениях работы были закреплены формально признанием администрацией самостоятельности ЗСОИРГО и необходимости выстраивания нового типа отношений с ним. Мы можем говорить об увеличении свободы в выборе тематики исследования со стороны ученых в начале ХХ в. Статьи приобретали общественную, просвещенческую окраску, что реже встречалось в работах предыдущего периода (1877 — 1900 гг.). Изменения в составе сотрудников ЗападноСибирского отдела привели к качественным переменам в исследованиях. Тематика работ с начала ХХ в. расширилась, и помимо задач, предлагавшихся ученым для решения центральной и местной администрацией, освещались проблемы, волновавшие самих сотрудников отдела [14]. Ставились просвещенческие задачи по налаживанию контактов с местными народами и поднятию уровня образования в крае средствами общественности.

Нам кажется, что причины кризиса, парализовавшего работу отдела на рубеже веков, были заложены в самой структуре организации. Она сохранилась в неизменном виде с 1845 г., то есть с момента учреждения центрального отделения Императорского русского географического общества (далее РГО). Открытие в 1845 году в Санкт-Петербурге РГО было в духе того времени. Общество должно было помогать государству в решении административных проблем. Попытки основателей исследовательского общества создать из него сугубо научное объединение не увенчались успехом. Внешние условия определили статус РГО, а позднее и ЗСОИРГО. Между тем к концу XIX в. подобная жестко структурированная форма полу-государственной организации, подчиненной решению сугубо практических задач, стала анахронизмом. Существование ЗСОИРГО в его первоначальном варианте столь длительное время объясняется тем, что сама идея перенесения на местную неподготовленную почву подобного подхода к решению назревших у администрации проблем подразумевала искусственное насаждение сверху (по решению властей) организации, призванной обращать внимание общественности на возникавшие вопросы по управлению краем. Отклика населения на тот момент организация не получала. Дальнейшее существование ЗападноСибирского отдела в его прежних формах после изменения социальной обстановки в городах Западной Сибири в 1880-90-е гг. перестало быть возможным. Старый способ организации изжил себя. На смену старому поколению шло новое: А. Н. Седельников (ученый, физик и математик, пришел в ЗСОИРГО в 1900 г.); М. М. Сиязов (учитель естествознания, пришел в ЗСОИРГО в 1888 г.); В. В.Сапожников (физик, математик, ботаник, преподаватель Томского университета, сотрудничал с ЗСОИРГО с 1890-х гг.) и т.д. После пережитого внутреннего кризиса состав членов ЗСОИРГО пополнился за счет большого числа работников умственного труда. Немаловажную роль среди них играли учителя. Интересен также тот факт, что, в отличие от других общественных организаций, в ЗСОИРГО входили учителя из самых разных ступеней образовательных учреждений. Помимо уже указанных выше преподавателей средних учебных заведений членами омского общества краеведов становились учителя городских училищ (Ф. Я. Брутан из Семипалатинского пятиклассного городского училища), уездных училищ (А. И. Бекреев; П. В. Степанов, Ф. П. Баранов из Омского уездного училища), городских приходских училищ (Н. И. Медведев и П. В. Мель-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

ников из Воскресенского приходского училища), профессиональных школ (А. Н. Седельников из омской учительской семинарии) [15]. Привлечение широкого слоя учителей способствовало, с одной стороны, обеспечению подробного освещения ситуации в крае в сфере образования и разработке новых идей в области всеобщего просвещения, с другой — оно обеспечивало размывание кастового административно-военного состава членов ЗСОИРГО и таким образом меняло облик научного учреждения с полугосударственного на общественный. Работа сотрудников отдела в области исследования родного края и целая серия просветительских лекций и выставок имели неоценимое значение для дальнейшего развития и освоения региона. Немалую роль в этом сыграли учителя.

Таким образом, нами была предпринята попытка определить специфику участия в общественных организациях Томской губернии и Степного генерал-губернаторства педагогов местных общеобразовательных учреждений. Нами были выявлены основные категории лиц, состоявших в научных и культурнопросветительских организациях: учителя средних учебных заведений, реже городских училищ; представители управления и контроля любых общеобразовательных учреждений. Внимание к деятельности преподавателей в составе ЗСОИРГО и к проблеме кризиса в отделе на рубеже веков обусловлено особым положением этого учреждения в культурной и просветительной жизни сибирского образованного общества и учителей в частности. Есть и символичность в процессах, проходивших в конце XIX столетия в отделе, характеризующих ситуацию пробуждения гражданской и социальной позиции, охватившей все западносибирское общество. Проблема специфики ЗСОИРГО как особой полугосударственной структуры, пережившей серьезные сущностные изменения на рубеже веков и ставшей впоследствии подлинно общественным учреждением, ранее не становилась предметом специального исследования краеведов.

Библиографический список

1. Попов Д. И. Культурно-просветительские общества в Сибири в конце Х1Х — начале XX вв. : монография. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2006. - 512 с. - NSBN 5-7779-0705-9 ; Сабурова Т. А. Наука и научно-просветительская деятельность интеллигенции Омска в конце Х1Х — начале XX вв. // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. — Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2000. — С. 158—161 ; Дегальце-ва Е. А. Неполитические общественные формирования в государственной структуре дореволюционной России [Электронный ресурс] // Сиб. заимка : электрон. журн. — 2002. — № 4. URL: http://www.zaimka.ru/042002/degaltsevavoluntary/ (дата обращения 20. 05. 2009) ; Горелова Ю. Р. Проблема просвещения народа в духовно-нравственных исканиях и внепрофессиональной деятельности интеллигенции Западной Сибири (последняя четверть XIX — начало XX вв.) : монография. — Омск : Изд-во Ом. ин-та предпринимательства и права, 2005. — 340 с.

2. Дегальцева Е. А. Неполитические общественные формирования ... // Там же.

3. Горелова Ю. Р. Указ. соч. — С. 6.

4. Шубкин Н. Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии : (из дневника словесника Н. Ф. Шубкина за 1911 — 1915 годы). — СПб. : РХГИ, 1998. - С. 54. - NSBN 5-87516-252-Х.

5. Там же. С. 36.

6. Памятная книжка Томской губернии. — Томск, 1910. — С. 79 — 98, 127— 151.

7. Адрес-календарь должностных лиц правительственных и общественных установлений Степного генерал — губернаторства. — Омск : Тип. Акмол. обл. правления, 1892. — С. 11 — 16, 36 — 37 ; Справочная книжка на 1898 год о должностных лицах правительственных и общественных установлений Омского военного округа и Степного генерал-губернаторства. — Омск : Тип. окр. штаба, 1897. — С. 16 — 31.

8. Справочная книжка на 1898 год о должностных лицах правительственных и общественных установлений Омского военного округа и Степного генерал-губернаторства. — Омск : Тип. окр. штаба, 1897. — С. 16 — 31.

9. Весь Омск : справ.-указ. на 1911 год. — Омск, 1911. — С. 58 — 67, 87 — 89.

10. Захарова И. А. Роль ЗСОИРГО в изучении Сибири. История создания и научно-экспедиционная деятельность отдела в 1877— 1912 гг. // Изв. Ом. гос. ист.-краевед. музея / сост.: П.П. Вибе, Т. М. Назарцева. — Омск, 1998. — № 6. — С. 284.

11. Личный состав членов ЗСОИРГО к 1 декабря 1880 г.// Записки ЗСОИРГО. — Омск, 1980. — Кн. 2. — С.1 — 4 ; Адрес-календарь должностных лиц правительственных и общественных установлений Степного генерал-губернаторства. — Омск : Типография Акмол. област. правления, 1892. — С.11 — 16, 36 — 37.

12. ГАОО. Ф. 86. Оп.1. Д. 62. Л. 7 — 8.

13. Устав Императорского русского географического общества: Положение о Западно-Сибирском отделе и Положение о Распорядительном комитете Западно-Сибирского географического отдела. — Омск, 1905. — С.4 — 5.

14. Горелова Ю. Р. Деятельность Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества в канун двадцатипятилетнего юбилея в оценках современников // Ката-наевские чтения : сб. науч. тр., посвящ. Георгию Ефремовичу Ката-наеву (1848— 1921) : подгот. по результатам третьей и четвертой Всерос. науч.-практ. конф. «Катанаевские чтения» (Омск, 25 — 26 мая 1999 г.; Омск, 23—24 мая 2000 г.). — Омск, 2003. — С. 177. — ISBN 5-8268-0426-2.

15. Личный состав членов Зап.-Сиб. отд. императ. рус. геогр. об-ва. к 1 декабря 1880 г. // 3аписки Зап.-Сиб. отд. Императ. рус. геогр. об-ва. — Омск, 1880. — Кн. 2. — С. 1—4 ; Адрес-календарь должностных лиц правительственных и общественных установлений Степного генерал-губернаторства. — Омск : Тип. Акмол. обл. правления, 1892. — С. 11 — 16, 36 — 37 ; Личный состав Зап.-Сиб. геогр. отд. за 1877— 1902 гг. // Юбилейный сборник Зап.-Сиб. отд. императ. Рус. геогр. общества: 1877 — XXV — 1902. — Омск, 1902. — С. 183—190 ; Адрес-календарь должностных лиц правительственных и общественных установлений Степного генерал-губернаторства. — Омск : Типография Акмол. област. правления, 1892. — С. 11 — 16, 36 — 37 ; Справочная книжка на 1898 год о должностных лицах правительственных и общественных установлений Ом-ского военного округа и Степного генерал-губернаторства. — Омск : Тип. окр. штаба, 1897. — С. 16—31.

БЛИНОВА Ольга Валерьевна, аспирантка кафедры отечественной истории.

Адрес для переписки: е-mail: blinova_olya@list.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2009 г.

© О. В. Блинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.