Научная статья на тему 'Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе'

Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
463
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войтеховская М. П.

В Западной Сибири, лишенной возможности развития земств, многие функции по распространению образования выполняли общественные объединения. Общества содействия распространению образования сыграли значительную роль в развитии просвещения в Сибири и являлись ярким доказательством стремления местного населения к формированию основ гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе»

УДК 93-37.057

ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ

Томский государственный педагогический университет

М.П.ВОЙТЕХОВСКАЯ

В Западной Сибири, лишенной возможности развития земств, многие функции по распространению образования выполняли общественные объединения. Общества содействия распространению образования сыграли значительную роль в развитии просвещения в Сибири и являлись ярким доказательством стремления местного населения к формированию основ гражданского общества.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: образование, государственная политика, общественные объединения, Западно-Сибирский учебный округ.

В России второй половины XIX — начала XX веков распространение образования государством и обществом воспринималось как одна из важнейших задач дальнейшего развития. Государство реализовывало образовательную политику главным образом через Министерство народного просвещения (МНП) и подчиненные ему структуры, но довольно большое распространение по всей России имели учебные заведения Святейшего Синода, Императрицы Марии (мариинские), военного, финансового и прочих ведомств, подчиненных МНП только в обязательной части содержания образования. Общество осуществляло попечение о нуждах образования через негосударственные учебные заведения, в том числе земские, и разного рода просветительные общества.

Западно-Сибирский учебный округ в составе Тобольской и Томской губерний, Семипалатинской и Акмолинской областей (до 1897 г. в составе округа находилась Семиреченская область) был учрежден 1 июля 1885 г. К этому времени на огромной территории Западной Сибири находилось всего 690 учебных заведений с 25 тыс. учащихся и 2053 педагогов1. Промышленным и культурным центром региона был Томск, первый университетский город Сибири, в котором и находился центр учебного округа. В 1883 г. на 24 томича приходился один учащийся, что превышало показатели Петербурга и Москвы в три раза2. Между тем, общие показатели грамотности в регионе были почти вдвое ниже, чем в европейской части России. По переписи населения в 1897 г. процент грамотных (умеющих читать) сибиряков едва достигал 163.

Территории, вошедшие в состав Западно-Сибирского учебного округа, отличались низкой плотностью населения: в среднем 3 человека на версту. Это обстоятельство часто ставило перед правительством вопрос о финансовой целесообразности открытия государственных школ, малочисленность учебных заведений была и во многом остается отличительной чертой сибирской школы. В этих условиях дело просвещения часто попадало в сибирской глубинке либо в руки священнослужителей (церковь, в отличие от школы, была в любом населенном пункте России), либо в частные и общественные руки. Сибирь обязана появлением первых светских школ политическим ссыльным — декабристам, народникам и т.д. Многие из них в сибирской

1 См.: Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885 г. —1910 г. Томск, 1910. С. 6, 31-33.

2 Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998. С. 439.

3 См.: Общийпо Империи свод результатов разработки данных Первой Всеобщей переписина-селения, произведенной 28.01.1897. Спб., 1905. Т.1. С. 16,24.

ссылке оставили активную политическую деятельность и переключились на мирную, социально значимую созидательную работу по распространению образования.

По национальному составу население территорий Западно-Сибирского учебного округа было неоднородным: здесь проживали представители более 100 народностей. Коренными жителями Сибири были татары, остяки, самоеды, вогулы, зыряне и др., но в Тобольской и Томской губерниях преобладало русское население — до 91,5 %. Кроме коренных жителей в этих губерниях было довольно много переселенцев: немцев, латышей, эстонцев и др. В Акмолинской и Семипалатинской областях коренными жителями большинства уездов являлись киргизы и казахи: в Акмолинской области они составляли 54% населения и вели преимущественно кочевой образ жизни, в Семипалатинской области доля местного кочевого населения превышала 80%. Вплоть до первой мировой войны на всей территории округа — 2 881 847,2 тыс. кв. верст располагалось всего 30 городов, в которых проживало 9,2 % населения; около 75 % были жителями сельской местности, а 16-17 % населения вели кочевой образ жизни4. Этим объясняется значительное преобладание — 86 % — сельских начальных училищ от общего числа учебных заведений округа по данным за 1913 год. И хотя число учебных заведений за 33 года существования учебного округа выросло более чем в 4,5 раза, а число учащихся в 7,4 раз, общие показатели по Сибири значительно отставали от средних по Российской империи. По данным о состоянии народного образования, полученным в результате однодневной школьной переписи 18 января 1911 г., в России процент учащихся к населению составлял 3,85, что являлось нижним показателем по Европе5. В это же время процент учащихся в Западной Сибири составлял всего 1,35 % (1,4 % и 1,67 % — в Томской и Тобольской губерниях; 1,18 % и 0,7 % — в Акмолинской и Семипалатинской областях соответственно)6.

В 43 губерниях центральной части России, как известно, широкое распространение получили земские школы, удельный вес которых в составлял до 60-80 % от общего числа учебных заведений. Всего к 1911 г. в России было 27 486 земских школ.

В Сибири, лишенной возможности развивать земское образование, многие функции земств по заботе о развитии просвещения выполняли культурно-просветительские и благотворительные общества. В 1898 г. таких обществ в России насчитывалось 135, к 1905 г. — около 2007, в ходе первой русской революции, а особенно в последующий за ней период легальное общественное движение значительно усилилось.

В одной только Томской губернии, согласно информации Памятной книжки на 1910 г., насчитывается более 50 обществ «просветительской» направленности8. В Омске по данным местной прессы в 1909 г. было зафиксировано свыше 30 просветительных и благотворительных обществ9. Несколько десятков обществ было создано и с разной степенью эффективности действовало в Тобольской губернии и Семипалатинской области. Число обществ и численность их членов постоянно менялись в зависимости от разных причин как внешних, так и внутренних, однако эти цифры всегда оставались значительными. По подсчетам сибирского исследователя С.В. Макар-чука в период с 1907 г. до революции 1917 г. в Сибири и на Дальнем Востоке действовало не менее 130 обществ культурно-просветительского характера10.

Размах культурно-просветительного общественного движения был вызван рядом объективных и субъективных обстоятельств: необходимостью распространения

4 См. по: Статистический ежегодник России. 1914 г. Пг., 1915. Отд. 1. С. 33-57.

5 Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. С. 220.

6 Подсчитано по: Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885 г. — 1910 г. Томск, 1910. С. 33; Статистический ежегодник России. 1914 г. Пг., 1915. Отд. 1. С. 33-57.

7 См.: Ежегодник внешкольного образования. Вып. 1. М., 1907. С. 279-287.

8 Памятная книжка Томской губернии на 1910 г. Томск, 1910. С. 129-135.

9 Макарчук С.В. Культурно-просветительские общества в городах Сибири и Дальнего Востока (1907 — февраль 1917 гг.) // Проблемы культуры городов России. Омск, 1996. Ч. 1. С. 81.

10 Там же.

образования, а чаще — ликвидации неграмотности и отсутствием земств; отдаленностью от столицы и относительно высокой концентрацией «политически неблагонадежных», но интеллектуально одаренных и широко образованных людей; стремлением местной интеллигенции — главных инициаторов обществ — к реализации интеллектуального потенциала и объединению творческих сил для служения великой цели народного просвещения; отвлечение более или менее состоятельных жителей и их супруг социально значимой деятельностью от угнетающей тоски сибирской провинции; широким общественным признанием благотворительности и благотворителей...

Вопросы развития культурно-просветительных обществ нашли отражение еще в дореволюционной литературе, большей частью публицистического характера, целью которой было не столько научное изучение их истории, сколько распространение и популяризация опыта11. Информация о деятельности сибирских просветительных организаций нашла отражение в центральной периодической печати конца XIX в.12 В Сибири отчеты о деятельности обществ публиковались, а особый интерес исследователей вызывали вопросы взаимоотношений обществ с представителями властей на местах13 и личности наиболее известных общественных ревнителей народного обра-зования14.

В советской историографии, согласно сложившихся идеологических установок, преобладали критические оценки деятельности дореволюционных культурнопросветительных обществ15. С конца 1980-х гг. в исторической науке начался новый период, исследователям был открыт доступ к архивным источникам, дореволюционной периодической печати и литературе. Современные исследования опираются в изложении исторических фактов на широкую источниковую базу, рассматриваются различные стороны общественной жизни дореволюционной Сибири, в том числе — легальных негосударственных объединений, участия в их деятельности представителей различных политических партий и социальных сил, значения просветительских обществ в формировании демократической гражданской культуры16.

11 См например: Вахтеров В.П. Народные чтения // Русская школа. 1896. № 4. С. 116-147, № 5-6. С. 214-246, № 7-8. С. 231-255, № 9-10. С. 127-171, № 11. С. 117-159, № 12. С. 117-150; ЧарнолускийВ.И. Частная инициатива в деле народного образования. Социальное значение, типы, основные вопросы и очередные практические задачи свободных просветительных общественных организаций в современной России. СПб., 1910. 193 с; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М., 1912; Тихомиров М. Сельские просветительные общества // Для народного учителя. 1913. № 1. С. 35-40; № 4. С. 23-27; Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. Пг., 1915. и др.

12 Абрамов Я. Хроника народного образования //Русская школа. 1892. № 5-6, 9; 1894. № 5-6; 1895. № 5-6; 1897. № 7-8; 1898. № 3, 10; Он же. Просветительные общества в провинции //Русская школа. 1896. № 11. С. 76-105, №12. С. 104-116.

13 См. например: Попов И.И. Культурно-просветительная деятельность сибирского учителя // Для народного учителя. 1907. № 8. С. 7-10; Потанин Г.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск: Сб. ст. Томск, 1912. С. 90-100; Карпова Н.М. Низшее образование //Там же. С. 44-59; Голубев П. Общество попечения о начальном образованиив Барнауле // Алтай, 1890. С. 296-298 и др.

14 Обский, Штильке В.К. // Сибирские вопросы. 1908. № 3-4. С. 69-72; КозьминН.Н. М.В. Загоскин и его значение в истории развития сибирской общественности // Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 161-229; КрекнинГ. Ревнитель света П.И. Макушин. 50 лет просветительной деятельности в Сибири. Томск, 1916.

15 См. например: Краеведение // Сибирская советская энциклопедия / Под ред. М.К. Азадовско-го. Новосибирск, 1931. Т. 2. Стб. 973-974.; Просвещенцы // там же. Материалы IV тома Сибирской советской энциклопедии. Новосибирск, 1937. Стб. 536-537.; Боженко Л. Коммунистическое просвещение трудящихся Сибири. Томск, 1963. С.6 и др.

16 См. например: Толочко А.П. Политические партии и борьба за массы в Сибири в годы нового революционного подъема (1910-1912 гг.). Томск, 1989; Плотников А.Е. Культурно-просветительские организации в Сибири (конец XIX — нач.XX вв.) // История культуры советского общества. Омск, 1990.; Харусь О.А. Либерализм в Сибири начала XX в. Идеология и политика. Томск, 1996; Костенков П. П. Общество попечения о начальном образовании в Барнауле / П. П. Костенков, И. Н. Никулина // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 254.; Ноздрин Г. Благотворительные общества дореволюционной Сибири// Вопросы истории СибириXX в. Новосибирск, 1998; Горелова Ю.Р. К вопросу о просвещенческо-педагогической деятельности Сибирской интеллигенции. Томское «Общество содействия физическому развитию» // Гуманитарное знание. Ежегодник. Серия «Преемственность». Омск,

Культурно-просветительские объединения разных направлений — распространения просвещения, попечения о начальном образовании, физического развития, любителей художеств, устройства народных чтений, самообразования, изучения Сибири, любителей садоводства и древонасаждений, пчеловодства, трезвости и т.п. — в своей деятельности ставили схожие цели и задачи объединения финансовых и интеллектуальных усилий местной интеллигенции, представителей органов самоуправления, властей и всех желающих в распространении культуры, образования и науки. Использовались различные формы работы: объединение исследователей по истории, географии и культуре Сибири; благотворительные акции в пользу отдельных школ, малоимущих учащихся, педагогов; научно-популярные лекции по наиболее актуальным проблемам; издание за счет обществ периодических изданий и учебной литературы; организация и содержание библиотек, школ, выставок и т.д.

Каждое общество должно было зарегистрироваться, составить собственный устав. Общества, связанные с распространением образования и науки, кроме того, должны были согласовывать с попечителем Западно-Сибирского учебного округа план основных мероприятий, составлять и публиковать ежегодные отчеты о своей деятельности. В качестве образца уставов общественных организаций МНП 5 июля 1894 г. был утвержден Устав обществ взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах, в 1904 г. в Устав были внесены незначительные поправки17. Подобный документ представлял и Устав обществ вспомоществования нуждающимся учащимся, принятый 27 ноября 1897 года Министерством внутренних дел18.

Согласно уставам численность, религиозная, профессиональная и половая принадлежность, социальный статус лиц, пожелавших вступить в общество, не регламентировались. В члены общества не принимались проходящие службу низшие военные чины; учащиеся военного, морского и духовного ведомств; ссыльные и лица, права которых были ограничены судом. Все члены общества были поделены на почетных, действительных и членов-соревнователей. Почетными членами становились лица, занимавшие высокое положение и имевшие общественный статус: губернаторы, директора народных училищ, профессора, почетные граждане, крупные благотворители и предприниматели. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев состоял почетным членом нескольких благотворительных обществ в Омске, Семипалатинске, Ишиме, Кузнецке19.

Действительными ставились все члены общества, регулярно вносившие в кассу установленный взнос. Обществами содействия распространению образования Западно-Сибирского учебного округа взнос был определен в размере 1-5 рублей в год. Действительными членами могли стать лица, освобожденные от взноса, но бесплатно оказывавшие профессиональную помощь обществу (врачи, юристы, педагоги) или граждане, взявшие на себя заботу об одном или нескольких бедных учениках. Действительные члены, внесшие в кассу общества сумму в несколько раз превышающую ежегодный членский взнос, назначались пожизненными членами общества.

Соревнователями являлись те члены обществ, которые вносили в кассу сумму ниже установленного минимального годового взноса, но частично брали на себя обязанности действительных членов общества. Члены-соревнователи были ограничены в правах: не имели решающего голоса на общих собраниях и не избирались в правление общества.

2002. Вып. 5. С. 125-133; Дегальцева Е. А. Научно-просветительные общества // Дегальцева Е. А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861-1917 гг.). Барнаул, 2002. С. 192-229; Попов, Д.И. Культурно-просветительные общества в Сибири в конце XIX начале XX вв.: Монография под ред. Толочко, А.П. Омск, 2006. и др.

17 Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1866. Л. 40.

18 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776. Л. 174.

19 ГАТО. Ф. 126. Д. 1776, Д. 2898.

Административные обязанности исполняло переизбираемое каждые 2-3 года общим собранием общества Правление — 7 — 9 человек. Члены Правления избирали из своего состава председателя, товарища (заместителя) председателя, секретаря и казначея. Решения Правления принимались голосованием, при равенстве голосов перевес давал голос председателя. Главной обязанностью Правления являлось руководство общественной организацией: регулирование поступлений и распределения денежных средств, составление смет и отчетов использования доходов, контроль над выполнением обязанностей членами общества, созыв общих собраний и исполнение постановлений, принятых общим собранием.

Правление общества не могло самостоятельно, без голосования на общем собрании, принимать решения относительно предстоящих расходов и выдачи крупных денежных пособий. Для контроля за финансовой деятельностью общества создавалась специальная ревизионная комиссия из членов самого общества. Основными источниками дохода выступали членские взносы; пожертвования; средства, вырученные от проведения публичных мероприятий, в том числе, благотворительных лотерей. Все средства представляли неприкосновенный и расходный капиталы. Неприкосновенными являлись крупные пожертвованные под специальным условием средства. Этот капитал, как правило, хранили в банках, использовали только по назначению, а проценты с капитала пополняли общую казну общества или также расходовались по основному назначению. Расходный капитал составляли все остальные поступления, которые тратились на нужды образования по принятой общим собранием смете.

Первые общества содействия распространению образования в Западной Сибири были открыты в Томске: «Томское общество вспомоществования учащимся» (1873 г.)20 и «Общество попечения о начальном образовании» (1882 г.). Впоследствии подобные общества были открыты во многих городах региона. Состав обществ содействия распространению образования в Западной Сибири насчитывал от 8 до 800 членов, наибольший процент среди них составляли преподаватели различных учебных заведений и лица духовного звания. Наиболее многочисленными являлись общества, деятельность которых направлялась на развитие просвещения в целом. Примером тому «Общество попечения о народном образовании в г. Новониколаевске» (по данным за 1915 г. — 800 членов21), «Общество попечения о начальном образовании в г. Семипалатинске» (по данным за 1903 г. — 355 членов)22; «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в учебных заведениях Тобольской губернии» (до 320 членов)23.

Условно общества содействия распространению образования по основному направлению их деятельности можно объединить в несколько групп. Как уже отмечено выше, самыми многочисленными — от нескольких десятков членов до сотен (в зависимости от размеров населенного пункта) были Общества попечения о начальном образовании. Такие общества в Западно-Сибирском учебном округе были созданы в городах Томске, Омске, Семипалатинске, Бийске, Каинске, Барнауле, Новонико-лаевске, Колывани, Ишиме, Акмолинске, Кокчетаве, в Змеиногорском округе, на станции Атбасарская 1-го отдела Сибирского казачьего войска24 и др.

По инициативе обществ материально поддерживались начальные школы, оказывалась финансовая помощь малоимущим учащимся и педагогам начальных школ. Но самой действенной формой «попечения» была организация воскресных

20 Данные об обществе см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2599. Лл. 8-14; Д. 2898. Л. 19.

21 Сибирская жизнь, 1915. № 272. С. 2.

22 Данные об обществе см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776. Лл. 89-96; Д. 1866. Лл. 60-85; Д 2943. Лл. 2943. Лл. 294-297.

23 Данные об обществе см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776. Лл. 2-25; Д. 1866. Лл. 13-39; Д. 2331. Л. 29; Д. 2943. Лл. 245-247.

24 Сведения об обществах см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2442. Лл. 15, 40; Д. 2599. Лл. 15-17, 18, 25, 30-38, 41-43; Д. 2778.; Д. 2943. Лл. 203-206, 294-297; Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. Л. 17.

школ, специфика которых заключалась в направленности на взрослое население или детей преимущественно из крестьян и мещан, не имеющих возможности получения образования бесплатно и во внерабочее время25. Преподавателями таких школ становились члены обществ — педагоги местных начальных и средних школ, которые оказывали образовательные услуги без оплаты труда. Название школ происходило от времени обучения по воскресным и праздничным дням, по 3-4 часа. Первые воскресные школы в Сибири (мужская и женская) были открыты в г. Томске 11 января 1881 года по инициативе педагогов местных школ при поддержке известного общественного деятеля П.И. Макушина, в то время председателя училищного совета; смотрителя уездного училища П.А. Буткеева и директора гимназии Б.И. Сциборского26.

Следующими по времени открытия после томских школ являлись: в 1888 г. — курганская смешанная воскресная школа; в 1894 г. — мужская и женская воскресные школы в Тобольске, женская — в Омске, мужская — в Тюмени; в 1897 г. — две воскресные школы для совместного обучения мужчин и женщин в Барнауле и одна в Петропавловске; в 1898 г. — совместные школы в Ишиме и Омске. В начале XX в. воскресные школы были открыты в Бийске (мужская, 1900 г.), Тобольске (вторая женская, 1901 г.), Семипалатинске (смешанная, 1902 г.), Кузнецке (смешанная, 1902 г.). Поскольку организация воскресных школ была новым делом, возникали разного рода проблемы. Так, курганская воскресная школа в 1890 г. была закрыта из-за отсутствия учащихся, и вновь воскресные школы в городе открылись в 1895 г. — женская и в 1898 г. — мужская. Тобольская мужская воскресная школа в 1896 г. была закрыта, а тюменская — в 1895 г. преобразована в женскую. Омская школа с 1900 г. была разделена на две: мужскую и женскую27.

К началу XX в. в Западно-Сибирском учебном округе действовало 17 городских воскресных школ (4 — мужских, 7 — женских и 6 — смешенных), но это число могло быть больше, если бы были удовлетворены все прошения обществ об учреждении школ. Так, не была открыта воскресная школа в Каинске, об учреждении которой ходатайствовало местное Общество попечения о начальном образовании28. В Барнауле воскресная школа могла начать работу на четыре года раньше, в 1893 г., если бы раньше было удовлетворено ходатайство Общества попечения о начальном образовании29. Ишимское общество попечения о начальном образовании в течение двух лет ждало решения от епископа Омского и Семипалатинского об открытии школы, но оно было принято только после личного визита в Омск представителя от общества. Не было дано разрешение и на создание воскресной школы в городе Таре Тобольской губернии30.

Точных сведений о количестве воскресных школ в сельской местности не имеется из-за кратковременности их существования. Известны лишь отрывочные сведения о некоторых, созданных по общественной инициативе. Так, попечительством комитета по народной трезвости в 1903 г. были учреждены две воскресные школы в селе Бронниковском и деревне Соколовой Тобольской губернии; по местной общественной инициативе с 1903 г. работали воскресные школы в селах Каменском и Тугу-лым Тюменского уезда31.

В большинстве случаев воскресные школы содержались на средства обществ и частные пожертвования, но иногда поступали деньги из городского бюджета. Собственных зданий воскресные школы не имели в силу нерациональности использования помещения только в выходные дни. Арендуя здания начальных училищ, воскресные школы часто меняли свои адреса 32.

25 Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 228.

26 Жан-Жан, Томская воскресная школа//Сибирский Вестник, 1902 г., № 52. С. 2.

27 Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 221-225.

28 ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 494. Л .10.

29 ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 680. Л. 3.

30 Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 213, 226.

31 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1777.Л. 33.

32 Жан-Жан, Томская воскресная школа //Сибирский Вестник. 1902 г. № 52. С. 2; Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 82; Он же. Воскресные школы в Томске // Сибирский на-

Сначала воскресные школы посещали люди неграмотные, но постепенно эти школы стали привлекать лиц с элементарными знаниями, что позволяло расширять программу обучения, вводить новые дисциплины, давать азы научных знаний. Большую часть учащихся составляли женщины. В силу разного уровня подготовленности учеников, а также существенных возрастных различий система преподавания в воскресных школах строилась по разным принципам: групповая или предметная, что обеспечивало удобство восприятия учащимися учебного материала. В основе программ большинства воскресных школ была программа одноклассной приходской школы, но преподаватели расширяли ее, исходя из запросов и потребностей учеников. Создавались дополнительные вечерние классы с расширенной программой на уровне высших начальных училищ МНП (например, при томской и тобольской женских воскресных школах) В тюменской женской воскресной школе была открыта специальная старшая группа, в которой готовили учениц на звание учительниц школы грамоты33.

Сибирские воскресные школы, созданные обществами попечения о начальном (народном) образовании, имели большое социальное значение, благодаря их работе значительное количество людей получило начальное образование, что позволило повысить общий уровень грамотности в Сибири.

Подобно воскресным школам развитию образования способствовали вечерние курсы для взрослых, которые также открывались по инициативе обществ в небольших населенных пунктах. Занятия проводились в помещениях местных школ педагогами этих же учебных заведений. В 1900 г. вечерние курсы были открыты в нескольких селах Томского, Мариинского, Каинского и Барнаульского уездов34.

Помимо обществ попечения о народном образовании, существовали общественные объединения внешкольного образования и воспитания. Например, Курганское общество внешкольного воспитания, Общества содействия устройству бесплатных библиотек-читален в ряде городов, Томское Общество содействия физическому развитию и т.п. 35 Интересный опыт общественных инициатив представлен открытием просветительскими организациями народных детских садов. Так, в Томске в начале XX в. существовала общественная организация «Ясли», которая создавала приюты для ухода за детьми от 1 месяца до 7 лет малообеспеченных родителей — крестьян и рабочих — с 6 до 20 часов, а в летний период — с 4 до 21 часа. В задачи приюта входили присмотр, кормление, уход за детьми, в случаях необходимости оказание медицинской помощи. В 1912 году на итоговом собрании общества было решено пригласить учителя для проведения занятий с детьми и организовать прием детей более старшего возраста36. Формирование системы дошкольного воспитания в России началось именно с частной инициативы, и тем более кажется интересным внимание сибирской общественности к этой форме внешкольного образования.

Среди обществ содействия народному образованию самое большое распространение получили общества вспомоществования и попечения нуждающимся учащимся. Отдельные общества заботились об учащихся всей губернии или отдельного города, например: Томское общество вспомоществования учащимся (1873 г.), Общество попечения об учащихся в учебных заведениях г. Кургана (1891 г.), Общество

блюдатель 1902 г. кн. 12. С. 143; Он же. Воскресные школы в Томске // Сибирский наблюдатель 1902 г. кн. 4 С. 90.

33 Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903. С. 83, 189, 191,199.

34 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1375. Л. 21.

35 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2898. Лл. 1-6, 22; Д. 2943. Лл. 203-206; Горелова Ю.Р. К вопросу о просвещенческо-педагогической деятельности Сибирской интеллигенции. Томское «Общество содействия физическому развитию» // Гуманитарное знание. Ежегодник. Серия «Преемственность». Омск, 2002. Вып. 5. С. 125-133.

36 Из деятельности общества «Ясли» за 1903 и 1904 годы // Сибирская жизнь. 1905. № 79. С. 3; В приюте «Ясли» // Сибирская жизнь. 1909. № 201. С. 3; В обществе «Ясли» // Сибирская жизнь. 1912. № 65. С. 5.

вспомоществования учащимся в г. Ялуторовске (1891 г.), Общество вспомоществования нуждающимся (недостаточным) учащимся в г. Таре (1896 г.), Кузнецкое общество вспомоществования нуждающимся учащимся (1899 г.), Мариинское общество

вспомоществования нуждающимся учащимся (1902 г.) и др.37

Некоторые общества распространяли свою заботу на учащихся учебных заведений определенного уровня. Так существовали общества вспомоществования нуждающимся учащимся начальных школ в городах Колывани, Тобольске, Тюмени, Ту-ринске; в Ишимском уезде; в Малокрасноярской, Самохваловской, Бергамакской и Кондратьевской волостях Тарского уезда. Общества вспомоществования нуждающимся учащимся средних учебных заведений существовали в Бийске, Ишиме и др.38

Распространенным явлением было создание обществ помощи учащимся конкретных учебных заведений: Томской, Тобольской, Омской мужских гимназий; Томской Мариинской, Курганской Александровской, Тюменской, Омской первой, Омской второй, Омской О.Я. Хвориновой женских гимназий; слушательницам Сибирских высших женских курсов в г. Томске; воспитанникам Омской учительской семинарии; Томского, Петропавловского реальных училищ; Семипалатинских мужской прогимназии и женской гимназии и др.39

Помощь обществ нуждающимся ученикам выражалась, главным образом, в полной или частичной оплате за их обучение, бесплатной выдаче учебных пособий или продаже книг по сниженным ценам, в обеспечении учащихся одеждой, обувью, пищей, жильем, в оказании на средства общества медицинской помощи и выдаче денежных пособий. При решении вопроса об оказании материальной поддержки учащимся во внимание принимались не только их финансовое состояние, но и поведение, успехи в учебе. Денежные пособия сибирских обществ обычно выдавались в размере от 5 до 30 рублей. Количество учеников, которым оказывалась помощь, зависело от доходов общества. Так, по данным 1902 г. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Семипалатинских мужской прогимназии и женской гимназии оплатило обучение 31 ученика. Кузнецкое общество вспомоществования нуждающимся учащимся внесло плату за 17 учащихся городского училища40. По отчетам Общества вспомоществования ученицам Томской Мариинской женской гимназии в 1911 году общество выдало пособие 158 девочкам41, а в 1912 году уже 180 ученицам42. Существовавшее в Томске Общество вспомоществования учащимся выдавало ссуды студентам Томского университета и Технологического института, в 1912 г. их сумма составила более 8 000 рублей. По инициативе общества организовывались студенческие столовые и буфеты43.

Значительный интерес вызывают культурно-просветительные общества вспомоществования педагогам (учащим и учившим). К примеру, в Уставе одного из таких обществ — Акмолинской области, отмечается, что «общество имеет целью помогать нуждающимся учащим и учившим в начальных народных училищах и другого рода низших учебных заведениях (без различия ведомств, в ведении которых они находятся) Акмолинской области денежными пособиями и другими видами помощи»44. К другим видам помощи, относилась работа по распространению в педагогических кругах новинок литературы, знаний о достижениях в методике преподавания, организация съездов учителей и т.д.

37 Об обществах см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2599. Лл. 3-7, 8-14, 47; Д. 2943. Лл. 203-206, 245-247.

38 Об обществах см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2898. Лл. 9-10, 22; Д. 2943. Лл. 203-206, 245-247.

39 Об обществах см.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1630. Лл. 1-4, 68; Д. 1866. Л. 8; Д. 2331. Лл. 5-9, 1328,43; Д. 2599. Лл. 44, 50; Д. 2898. Лл. 6-9, 11-13; Ф. 193. Оп.2. Д. 5. Лл. 16,22; Д. 3207. Лл. 289-290.

40 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776. Лл. 82-156.

41 Сибирская Жизнь. 1912 г. 31.01. № 25. C. 4.

42 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2898. Л. 12 в.

43 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2898. Л. 19 г.

44 Устав Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области. Омск, 1898. С. 1.

Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Томской губернии направило своих делегатов за счет общественных средств для участия в I Всероссийском съезде представителей учительских обществ взаимопомощи, проходившем в декабре 1902 г. — январе 1903 г. в Москве45. Поддержка преподавателей, кроме того, выражалась в оказании медицинской помощи, организации отдыха учителей. Так, Обществом взаимного вспомоществования учащим и учившим в учебных заведениях Тобольской губернии был организован санаторий в одном из сел Тарского уезда для летнего отдыха учителей начальных школ46

В отчетах Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области содержится информация об организации и финансировании из общественных средств специальной библиотеки и педагогического музея, краткосрочных педагогических курсов. По инициативе Общества с 20 июля по 15 августа 1897 г. в Омске проводились курсы для учителей станичных и поселковых школ Сибирского Казачьего войска. Курсы получили поддержку попечителя Западно-Сибирского учебного округа и генерал-губернатора, который даже выдал из войсковых сумм пособие на командировки учителям в размере 250 рублей. Курсы были организованы при первой в Сибири Омской учительской семинарии и представляли собой настоящую школу передового педагогического мастерства. Специально для курсантов была организована образцовая начальная школа с тремя отделениями, учебными принадлежностями и пособиями. Курсанты в составе 27 учительниц и 4 учителей, командированных войсковым начальством, сначала изучали теоретический курс, затем наблюдали процесс работы в школе опытных педагогов и сами проводили пробные и показательные уроки. Параллельно с обучением учителя-курсанты работали в педагогическом музее и библиотеке, проводили педагогические конференции по наиболее актуальным проблемам47.

Таким образом, Общества взаимной помощи педагогов отчасти выполняли функции профессиональных союзов и демонстрировали высокую степень организованности учительства, даже в отдаленных от центра регионах России.

Кроме названных выше обществ содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе существовали Общества помощи отдельным учебным заведениям. Примером тому — Общество для доставления средств Сибирским высшим женским курсам48, Общество содействия вечерним общеобразовательным курсам в г. Томске49, Общество содействия высшим историко-филологическим курсам и т.д.50. К началу XX в. при большинстве средних учебных заведений состояло благотворительное общество или комитет. Были созданы и с разной степенью эффективности работали общества распространения образования среди определенных групп населения по национальному, религиозному или другому признаку. Например, в Томске было создано «Общество для распространения образования среди мусульман г. Томска и его окрестностей»51 и отделение Общества распространения просвещения между евреями России52.

С ростом образовательных потребностей сибирского населения увеличивалось и число народных чтений, организуемых различными обществами. Так, газета «Сибирская жизнь» неоднократно отмечала, что народные чтения Общества попечения о народном образовании в Томске пользовались популярностью и проходили при переполненных аудиториях53. В 1914 году насчитывалось около 350 пунктов проведения

45 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776. Лл. 19-22.

46 ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 18бб. Лл. 13-39.

47 ГИАОО. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1. Лл. 9 об.-17.

48 ГАТО. Ф. 12б. Оп. 2. Д. 2587. Л. 3.

49 Сибирская жизнь. 1912. № 224. С. 2-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Сибирские вопросы. 1910. № 34-35. С. 81.

51 ГАТО. Ф. 12б. Оп.2 Д. 2599. Л. 52.

52 Сибирская жизнь. 1909. 9 дек.

53 Сибирская жизнь. 1912. № 21. C. 2; Сибирская жизнь. 1913 г. № 88. C. 3.

народных чтений, главным образом, актовые залы и аудитории различных учебных заведений. Всего за год было прочитано более 2 500 лекций54. Активную роль в распространении просвещения сыграло Общество содействия распространению бесплатных библиотек-читален в Томской губернии, основанное в 1901 г. под председательством П.И. Макушина. А первая библиотека, открытая обществом в 1902 г. находилась в селе Судженском. Всего за 10 лет Обществом были учреждены 274 библиотеки в селах Томской губернии55.

Общества содействия распространению образования в Западно-Сибирском учебном округе сыграли значительную роль в решении поставленных ими задач и являлись ярким доказательством стремления местного населения к формированию основ гражданского общества.

THE SOCIETIES FOR PROMOTING EDUCATION IN THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL COUNTY

M.P. VOYTEKHOVSKAYA

Tomsk State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Social unions performed a lot of functions concerning the growth of education in Western Siberia because this region lacked the ability to develop zemstvos. The societies for promoting educa- tion took a remarkable part in the development of enlightenment in Siberia and proved the ambition of the residential population to form civil society foundations.

Key words: education, state policy, social unions, West Siberian Educational County.

54 См.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3084.

55 Сибирская жизнь. 1912. № 262. C. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.