Научная статья на тему 'Особенности общественнополитической активности учителей Западной Сибири в годы первой русской революции (1905 1907 гг. )'

Особенности общественнополитической активности учителей Западной Сибири в годы первой русской революции (1905 1907 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ИСТОРИЯ / УЧИТЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / WESTERN SIBERIA / HISTORY / TEACHER / PUBLIC ORGANIZATION / PROFESSIONAL ASSOCIATION / POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинова Ольга Валерьевна

Работа посвящена выявлению особенностей поведения учителей Западной Сибири в годы первой русской революции по сравнению с Центральной Россией, их политической иобщественной позиции. Характеристика поведенияучителей дана напримере трех крупных городов Западной Сибири: Омска, Томска и Тобольска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of political activity of teachers of Western Siberia during the first Russian revolution (1905-1907)

This article is devoted to the revelation of behavior of teachers in Western Siberia in the years of the first Russian revolution comparing with Central Russia, their political and social position. The characteristic of the behavior of teachers is given оn the example of three cities of Western Siberia: Omsk, Tomsk and Tobolsk.

Текст научной работы на тему «Особенности общественнополитической активности учителей Западной Сибири в годы первой русской революции (1905 1907 гг. )»

УДК 94(571) О. В. БЛИНОВА

Омский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1905 - 1907 гг.).

Работа посвящена выявлению особенностей поведения учителей Западной Сибири в годы первой русской революции по сравнению с Центральной Россией, их политической и общественной позиции. Характеристика поведения учителей дана на примере трех крупных городов Западной Сибири: Омска, Томска и Тобольска.

Ключевые слова: Западная Сибирь, история, учитель, общественная организация, профессиональное объединение, политическая активность.

Проблема участия учителей в общественной и политической жизни России рубежа столетий не раз становилась темой исследования как советских, так и современных специалистов. Считалось, что учителя как носители просвещения в малообразованном обществе начала ХХ в. могли дать представление о взглядах и настроениях интеллигенции на текущий момент. В то же время именно учителя имели доступ к широкой аудитории и как никто другой имели возможность влиять на политическую позицию населения [1]. Однако такие представления прошли своеобразную трансформацию за 1990 — 2000-е гг., когда исследователи стали уделять все больше внимания общественно-просветительским задачам педагогов в ущерб изучению их политической деятельности. Политическая составляющая социальной активности учителей дореволюционной России ушла на второй план. Обращение к источникам показывало пассивный характер политической позиции педагогов, и сибирское учительство в этом смысле не рассматривалось как исключение [2]. Ввиду этого цель нашего исследования заключается в выявлении специфических черт западносибирского учительства, отличавших его от педагогов Центральной России, на примере участия преподавателей крупных городов в событиях первой русской революции. Для этого нам необходимо уточнить общественную и политическую позицию педагогов великорусских губерний и выявить отличие от этой позиции сибирских учителей в целом и в каждом из трех крупных центров Западной Сибири.

Сами свидетели и участники событий 1905 — 1907 гг. оценивали свою деятельность в различных учительских союзах как проявление политической позиции. Н. В. Чехов, активный участник организовывавшихся в Центральной России Всероссийских съездов народных учителей и деятелей по народному образованию 1905— 1907 гг., а также учительских обществ взаимопомощи в 1902 — 1903 гг., рассматривая ситуацию в развитии, указывал на постепенное нарастание социальной активности в среде учителей, вызванной тесными рамками ранее существовавших уставов учительских обществ [3, с. 43]. Стремление выйти за эти рамки, получить большую свободу в преподава-

нии ставило учителей нередко вне закона: их объединения временно закрывались или вовсе запрещались властями как не соответствовавшие нормам благонадежности и характеру деятельности, прописанным в уставах. Особо преследовалась полицией «Лига образования», имевшая свои отделения в губерниях империи и проявлявшая наибольшую общественную активность. Участие педагогов Центральной России в общественной работе имело поступательный характер. К 1890-м гг. уже сложилось представление о необходимости создания профессиональных объединений, прежде всего в среде народных учителей. Съезды проходили в отдельных городах Центральной России, вплоть до 1902— 1903 гг., когда был созван Всероссийский съезд учительских обществ. Он положил начало регулярным собраниям народных учителей и деятелей по народному образованию. После 1907 г. целый ряд организаций был закрыт. Н.В.Чехов указывал на изменение тактики педагогов, вызванное разочарованием в своих идеалах. Начался возврат от профессионально-политической к сугубо профессиональной деятельности, собраниям учителей в рамках педагогических курсов и иных форм повышения квалификации учащих [4, с. 125].

Несколько иным путем шло развитие общественной жизни преподавателей сибирских учебных заведений. Отсутствие широкого слоя образованных людей в крае обусловило важную роль чиновников в организации первых общественных организаций. Военные и гражданское чиновничество составили руководство большинства объединений, контролируя их деятельность, направляя ее в нужном государству русле и позволяя в этой сфере проявиться социальной активности граждан [5, л. 53]. Степень участия военных и чиновников в общественной жизни зависела от социокультурных особенностей города. Так, Г. Н. Потанин, приводя формулу известного исследователя С. В. Максимова, разделял города на буржуазные и бюрократические по специфике деятельности основного населения [6, с. 235]. Омск и Тобольск выделялись им как города бюрократического типа, в которых большинство образованного населения представлено присланными в край гражданскими

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

и военными чинами. В этом случае именно чиновничество оказывало решающее влияние на поведение общественных организаций. В. В. Мезенцева сообщает о 9% интеллигенции от общего числа населения в Тобольске и 12% в Омске, в то время как Томск насчитывал уже 19% [7]. Томск, население которого на 60% состояло из купечества и мещанства, оказался менее зависимым от властей в своей общественной жизни [8, с. XVI]. Организаторами различных просветительских и благотворительных организаций там выступили представители местного самоуправления П. И. Макушин, А. И. Макушин и В. В. Смитрович, собравшие вокруг себя представителей местного общества, заинтересованных в развитии города. Несмотря на это, жесткий контроль за проявлениями общественной деятельности на местах привел к тому, что вплоть до начала ХХ в. сибирское учительство не воспринимало себя единой корпорацией и четко разделялось по стратам в зависимости от своего нахождения в иерархии дореволюционного школьного образования, ведшего за собой круг общения и интересов, определявшего основные ценности их носителей. Редкое участие в рамках одних организаций учителей средней и низшей школы было постоянной проблемой организаторов учительских сообществ рубежа веков. Проблемы и нужды народных учителей не трогали школьную элиту — учителей средней школы, в большинстве своем представленную выходцами из Центральной России и сделавшими в Сибири карьеру. Льготные условия службы в Сибири, позволявшие быстро сделать блестящую карьеру, стать чиновником (инспектором или директором школы), получить высокое жалование и сократить срок выслуги лет для получения пенсии, влекли в этот регион особую категорию лиц, в круг интересов которых редко входило внимание к заботам края и широких слоев чуждого им населения. Участие в общественных организациях и выступление в защиту народных учителей могло подорвать степень доверия к ним властей и привести к краху служебного роста. Безусловно, далеко не все учителя средней школы были противниками общественной деятельности, но последних оказывалось не много и они не оказывали решающего воздействия на ситуацию, остававшуюся неизменной вплоть до 1910-х гг. Между тем учителя низшей школы к середине 1900-х гг. все чаще стали набираться из местных учебных заведений, и прежде всего из омской учительской семинарии [9]. Они стали основными участниками учительских обществ Т омска, Омска, Барнаула и т.д.

Попытки объединения по профессиональному признаку были сделаны томским преподавателями мужской гимназии еще в 1892 г. Однако педагогическое общество не было разрешено властями как несвоевременное. В итоге, вновь вернуться к этому вопросу удалось только в 1900 г., когда по инициативе губернатора вопрос был еще раз подан на рассмотрение МНП и на этот раз был рассмотрен положительно. Открытие состоялось только в 1904 г. [10]. Отчасти искусственное, отчасти естественное торможение общественных процессов в Сибири привело к тому, что профессиональные объединения стали складываться в крае в ходе революционных событий 1905— 1907 гг., не получив поддержки у населения, будучи в значительной степени отрезаны от него, учителя обратились к формированию и отстаиванию корпоративных интересов. Аполитичность, свойственная сибирякам, выразилось в том, что все сибирские отделения Всероссийского союза учителей высказались за профессиональный, а не политический

характер их работы и согласились принять устав только в случае исключения из него первого пункта о партийной принадлежности участников [11, с. 17]. Помимо объединения всех учителей в рамках Томской областной организации для защиты профессиональных интересов, первоначально в 1905 г., была выдвинута задача защиты интересов педагогов в борьбе со школьной администрацией, объявление бойкота учителями в случае увольнения их коллег из учебного заведения, оказание материальной и моральной помощи пострадавшим в ходе революции учителям, сосланным за политическую деятельность в Нарымский край, агитация среди местного населения и т.д. Большая часть этих идей осталась на бумаге, ряд из них не соответствовал политической и общественной ситуации в Сибири при почти полной аполитичности населения, подозрительности крестьян к учителям, отсутствии у самих учителей, особенно у сельских педагогов, четкого представления об их задачах. Решающими в повороте учительства в сторону профессиональной деятельности стали события октября 1905 г. и последовавшие за ними преследования любой социальной активности. Современники, разбиравшие поведение учителей и стадии их активности по мере разворачивания политических событий, указывали два периода: 1905 — начало 1906 г. и 1906 — 1907 гг. в первый период шло формирование учительских объединений, рост контактов с центральным союзом, создание уставов по общероссийской формулировке, набор членов. После событий октября 1905 г. в Томске, Омске, Барнауле произошел спад интереса к общественной деятельности, выход большей части учителей из объединений, отказ от новаторских форм преподавания, выдвижения оппозиционных идей и т.д. [11, с. 16—17]. Ряд организаций перестал функционировать, остальные влачили жалкое существование. Оживление в них произошло уже после революции 1905 — 1907 гг. и в ряде случаев это было связано с политикой губернской администрации по отношению к общественной деятельности интеллигенции. Степень влияния администрации на общественную жизнь сибирских городов, значительно сказывавшаяся в 1880 — 1890-е гг., проявилась в форме военного террора и полицейского надзора в годы первой русской революции.

Помимо упомянутых общих тенденций в деятельности западносибирского учительства во время первой русской революции, можно выделить специфику поведения учителей в каждом из губернских городов. Томский губернатор К. С. Нолькен, назначенный на свой пост осенью 1905 г., в короткий срок уничтожил ростки общественной жизни и рост гражданского самосознания, используя по большей части внутренние противоречия городского общества. Погромы в Томске и Барнауле 20 и 23 октября 1905 г. прошли скорее под контролем казачьих частей, чем при решающем их участии, как это было в Омске. Используя черносотенские настроения широких масс Томска, а затем и Барнаула, губернатор руками разъяренной толпы расправился с сильной и, вероятно, раздражавшей его степенью своего общественного влияния и широтой действий, общественностью в лице местной интеллигенции. П. И. Макушин, А. И. Макушин, В. К. Штильке были не только значительными общественными фигурами, но и представителями либерального крыла в городском самоуправлении, владельцами магазинов, народных читален. Покушения на них и связанных с ними людей, занятых в просветительской деятельности (устройстве научных лекций, народных чтений, воскресных

школ), имели целью сведение политических счетов, уничтожение опасной для режима «крамолы», олицетворяемой гимназистами и студентами, а не борьбу с идеей просвещения как таковой, мало интересовавшей погромщиков. Вероятно, неслучайно была выбрана мишень для удара — Томск — самый крупный в Западной Сибири на тот момент общественный центр.

События расправы в Томске заставили немедленно свернуть свою деятельность едва возникших учительских организаций в Барнауле [12, с. 23], паника охватила образованное население Омска. В последующее время организации работали скорее номинально, учредители отмечали в значительной степени формальное отношение рядовых членов из числа городских учителей низшей и средней школы к делу профессионального и политического объединения, поддержки народных учителей в деревнях [12, с. 23]. Оживление общественной деятельности в Томской губернии связано с именем Н. Л. Гондатти, возглавлявшим губернию в 1908 — 1910 гг., его высоко ценили и отличали как либерально мыслящего человека, сторонника идей просвещения.

Тобольск, оказавшись еще к 1880-м гг. вытесненным из числа ведущих городов Западной Сибири, не испытал общественного подъема, пережитого Омском и Томском. Социальная активность региона в 1880 — 1900 г. несоотносима с нарастающей деятельностью интеллигенции Томской губернии и Акмолинской области. Учителя Тобольска не участвовали в крупных объединениях, охвативших в революционные годы всю страну. Общество вспомоществования учащим и учившим не шло дальше оказания благотворительной помощи его членам. Число членов общества росло, составив 350 человек в 1897 г. [13] и 581 в 1907 г. [14]. Однако, в отличие от других сибирских центров, Тобольск не был сосредоточием интеллигенции губернии. В городе находилось только 11,1% от всего количества людей, занятых в сфере интеллектуального труда (для сравнения: в Томске насчитывалось 28,7% от этой категории населения, а в Омске 58,1%) [7, с. 53]. Раскиданные по огромной территории Тобольской губернии, оказавшиеся в различных условиях службы народные учителя школ ведомства МНП и церковных школ, низших училищ уездных городов и гимназий Тобольска не могли проводить совместных собраний, согласовать свою деятельность. Ощущался «индеферентизм» членов общества к своему делу, собрания проходили нерегулярно и были нелегитимны из-за нехватки кворума [15]. События октября 1905 г. прошли спокойно для тобо-ляков, не вызвав народных выступлений и репрессий со стороны администрации.

Омск не входил в состав сибирских групп, подконтрольных Томской областной организации союза учителей и деятелей по народному образованию. Военно-бюрократический характер города обусловил отсутствие поддержки оппозиционных идей у населения. Влияние этих же кадров в составе большинства общественных организаций на проводимый тем или иным объединением курс оставлял мало шансов на появление оппозиционных политических проявлений деятельности (в частности, правлением Общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области без согласования с общим отделом было отказано уполномоченному неблагонадежной с точки зрения властей «Лиги образования» в объединении деятельности двух вышеозначенных обществ) [16, л. 70]. Помимо этого, необходимо учитывать специфику расположения города в наиболее

благоприятной в Западной Сибири местности. Сравнительно мягкий климат, положение города в качестве центра генерал-губернаторства, очага культурной жизни заставляло задумываться относительно своих поступков не только приезжих добровольно или сосланных, но и местных, боявшихся потерять хорошее место службы и оказаться далеко от родных в тяжелых природных и социальных условиях [17, л. 89 — 89 об.]. В крае по распоряжению генерал-губернатора Н. Н. Сухотина велся постоянный надзор полиции и жандармерии за политически неблагонадежными. События октября 1905 г. в Омске связаны с разгоном митинговавшей толпы казаками (в данном случае мы можем говорить о специфике города: отсутствие мощного черносотенного элемента, ставшего опорой К. С. Нолькена, было восполнено подчиненными Н. Н. Сухотину казачьими частями). По данным полиции, Омск и Акмолинская область в основном испытывали на себе влияние социал-демократов, получивших поддержку у железнодорожных рабочих и приказчиков. В учительской среде у администрации вызвало подозрения Общество попечения о начальном образовании, которое временно закрыли как несоответствовавшее в своей деятельности положениям устава в 1908 г. В целом поведение учителей (особенно городских, не связанных с железнодорожными рабочими округов) оценивали как благонадежное. На педагогов городских низших и средних учебных заведений возлагалась задача воспитания молодого поколения в духе преданности государю и империи. В сферу их обязанностей, как чиновников, входило донесение вышестоящему начальству о поведении своем, своих коллег и учащихся в дни революционных волнений в Омске в октябре 1905 г. [18]. В подобных условиях, учитывая специфику отношений в коллективе, построенную на подсиживании, предательствах и кляузах друг на друга учителей для получения следующей должности и чина — сущего бедствия средней и низшей школ — можно понять причины столь слабого участия учителей в общественной и тем более политической жизни сибирских городов периода первой русской революции.

Особое поведение сибирских учителей, оказавшихся более аполитичными, более благонадежными, чем их европейские коллеги, становилось не раз предметом обсуждений и споров на учительских съездах в начале ХХ в. Педагогов упрекали в меркантильности, карьеризме, не свойственных учителям центральных губерний. Сибирские участники общероссийских съездов этих претензий не принимали, говоря, что «можно быть прекрасным человеком и гражданином под мундирною оболочкою, можно иметь отзывчивое, горячо бьющееся сердце и человеку-чиновнику, как, с другой стороны, — никакая косоворотка и смазанные сапоги не спасают от презрительного отношения к трудящемуся простому народу» [19]. Вероятно, следует говорить о своеобразном запаздывании в общественной жизни Сибири в сравнении с Европейской Россией примерно на двадцать лет. Местная интеллигенция, неразрывно связанная с развитием общественной жизни Сибири, имела свою специфику, связанную с историей складывания, отношениями с администрацией и формами социальной активности. Подобно тому, как первые общественные организации Западной Сибири появились в 1880-е гг., на двадцать лет позднее, чем в центральных губерниях, так и профессиональное самосознание сибирских учителей сформировалось лишь в годы первой русской революции, когда объединения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

людей в силу не сложившихся еще политических и партийных интересов группировались по профессиональной принадлежности. Тяжелые условия службы в Сибири, отсутствие постоянных связей с Центральной Россией и восприятие в силу этого в качестве мерила ценностей схему, заложенную в местной чиновной среде, к которой учителя формально относились по службе, привело к росту значимости для сибирских педагогов стабильного места службы и карьерного роста, гарантировавшего рост жалования, общественный статус и престиж, чины и награды. При этом, безусловно, в каждом городе поведение учителей выстраивалось в рамках сложившихся общественных отношений и имело свою специфику.

Библиографический список

1. Ерман, Л. К. Интеллигенция в первой русской революции / Л. К. Ерман. — М. : Наука, 1966. — 374 с.

2. Попов, Д. И. Общества взаимного существования учащим и учившим в России в начале XX в.: правовое положение и особенности функционирования / Д. И. Попов // История народного образования Западной Сибири : сб. науч. ст. и материалов 5-й областной науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Омск : б.и., 2005. — С. 175—180.

3. Чехов, Н. В. К предстоящему съезду представителей учительских обществ взаимопомощи / Н. В. Чехов // Русская школа. - 1908. - № 9. - С. 42-48.

4. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Н. В. Чехов. - М. : б.и., 1912. - 224 с.

5. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. - 143 л.

6. Потанин, Г. Н. Города Сибири / Г. Н. Потанин // Сибирь: ее современное состояние и нужды : сб. статей ; под ред. Мельникова. - СПб., 1908. - С. 234-259.

7. Мезенцева, В. В. Профессиональная и общественная деятельность интеллигенции Западной Сибири в 1907 - 1914 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : защищена 26.12.00 : утв. 18.03.01 / Валентина Владимировна Мезенцева. - Омск, 2000. - 251 с. -Приложение 14.

8. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. В 89 т. / под ред. Н. А. Тройницкого. - СПб : Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел , 1899. Т. LXXIX : Томская губерния. - СПб, 1904. - 246 с.

9. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1909 год, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих. -Томск : б.и., 1909. - 408 с.

10. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 1697. - 56 л.

11. А - в Учительские организации в Сибири // Сибирские вопросы, 1907.- № 3. - С. 9-22.

12. А - в Учительские организации в Сибири // Сибирские вопросы, 1907.- № 4. - С. 22-28.

13. Общество вспомоществования учащим и учившим Тобольской губернии // Сибирский листок. - 1897. - 13 июля (№ 54). -С. 3.

14. Отчет о деятельности Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в учебных заведениях Тобольской губернии. - Тобольск, 1908. - 28 с.

15. Городская хроника: деятельность Тобольского общества вспомоществования учащим и учившим // Сибирский листок. -1908. - 20 января (№ 9). - С. 3.

16. ГАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 23. - 143 л.

17. ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 786. - 372 л.

18. Бюрократическая опека над педагогами // Сибирская жизнь. - 1905. - 9 ноября (№ 225). - С. 2.

19. Милютин, А. Письмо в редакцию. Комментарии к «Любопытной странице» / А. Милютин // Сибирская жизнь. - 1903. -5 октября (№ 216). - С. 2.

БЛИНОВА Ольга Валерьевна, аспирантка кафедры отечественной истории.

Адрес для переписки: е-шаД: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

© О. В. Блинова

Книжная полка

Бородкин, Л. Советское наследство. Отражение прошлого в социальных и экономических практиках современной России / Л. Бородкин. - М. : Росспэн , 2010. - 351. - ISBN 978-5-8243-1459-5.

Коллективная монография посвящена проблеме преемственности между советской и постсоветской эпохами, показаны судьба и роль «советских социальных, экономических и культурных практик в меняющейся институциональной среде перестроечного и «переходного» периодов. В книге затрагиваются такие сюжеты, как механизмы и формы объединения граждан; формальная и неформальная экономическая активность; стройотряды и «шабашничество», правозащитная деятельность религиозных меньшинств; челночная торговля; трудовые отношения на старых и новых предприятиях; способы решения проблем детства и материнства; домашнее производство и потребление в условиях дефицита и рынка. В книге показано, что социальные рутины и поведенческие практики, унаследованные от советского прошлого, оказались ценным ресурсом в сложных условиях переходного периода, но в то же время воспроизводство поведенческих стратегий могло выступать и существенной преградой на пути реформ, особенно в сходных институциональных условиях. Книга предназначена для специалистов социальных, исторических и экономических наук, а также для всех интересующихся вопросами общественной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.