Научная статья на тему 'Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца XIX начала XX веков'

Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца XIX начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войтеховская Марина Петровна, Гач Ольга Богдановна

Данная статья посвящена анализу работы общественных благотворительных организаций Западной Сибири до революции. Дается характеристика общественных организаций и раскрывается их значение для развития образования в Сибири

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of the work of social charitable organizations in Western Siberia before the revolution. It gives the characteristics of social organizations and reveals the meaning for development of education in Siberia

Текст научной работы на тему «Общественные организации содействия развитию просвещения Западно-Сибирского учебного округа конца XIX начала XX веков»

УДК 378.1

М.П. Войтеховская, О.Б. Гач

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Томский государственный педагогический университет

Активная позиция общественности в распространении просвещения в Сибири в конце XIX -начале XX веков выражалась, в частности, в создании благотворительных общественных организаций, деятельность которых была направлена на оказание материальной поддержки существующим учебным заведениям, учащимся и педагогам. В исторической литературе незаслуженно мало уделяется внимания развитию этих общественных организаций. Главный акцент исследователи делают на деятельность отдельных меценатов или представителей определенных сословий по поддержке образования. Отчасти вопросы существования благотворительных организаций Западной Сибири рассматриваются в работах И.В. Антонович, Г.Т. Ульяновой [1, 2]. Поэтому основой для написания данной работы стали материалы Государственного архива Томской области.

Первые общества в Западно-Сибирском учебном округе были открыты в Томске («Томское общество вспомоществования учащимся» - 1873 г., «Общество попечения о начальном образовании» -1882 г.), в Тобольске («Общество вспомоществования бедным учащимся в Тобольской гимназии» -1885 г.), в Семипалатинске («Общество попечения о начальном образовании в г. Семипалатинске» -1888 г.), в Таре («Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в г. Таре» - 1896 г.). Впоследствии подобные организации возникли во многих городах Сибирского региона: Бийске, Барнауле, Кургане, Акмолинске, Омске, Петропавловске и др. К началу XX в. при большинстве средних учебных заведений состояло благотворительное общество.

Каждое благотворительное общество имело собственный устав и доставляло ежегодные отчеты о своей деятельности попечителю Западно-Сибирского учебного округа. В качестве образца Министерством народного просвещения 5 июля 1894 года утвержден Устав обществ взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах. В 1904 году в Устав внесены незначительные поправки [3, л. 40]. Подобный документ представлял и Устав обществ вспомоществования нуждающимся учащимся, принятый 27 ноября 1897 г. Министерством внутренних дел [4, л. 174].

Как показывают архивные материалы, помощь общества выражалась, главным образом, в следующих направлениях: взнос платы за обучение, бесплатная выдача учебных пособий или продажа по сниженным ценам, обеспечение одеждой, обувью, пищей, жильем, оказание на средства общества медицинской помощи, выдача денежных пособий. При материальной поддержке учащихся во внимание принимались не только их бедность, но и прилежание, хорошее поведение, успехи в учебе. В зависимости от размера общественной организации и имеющегося у нее капитала денежные пособия сибирских обществ составляли от 5 до 30 рублей. Количество учеников, которым оказана помощь, также зависело от доходов общества. К примеру, по данным 1902 г. Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в семипалатинских мужской прогимназии и женской гимназии оплатило обучение 31 ребенка, Кузнецкое общество вспомоществования нуждающимся учащимся внесло плату за 17 учеников городского училища [4, л. 82-156]. По отчетам Общества вспомоществования ученицам Томской Мариинской женской гимназии в 1911 г. общество выдало пособие 158 девочкам [8, с. 4], а в 1912 г. уже 180 ученицам [5, л. 12в]. Существовавшее в Томске Общество вспомоществования учащимся выдало в 1912 году ссуды студентам Томского университета и Технологического института на сумму более 8 000 рублей [5, л. 19г]. По инициативе данного общества организовывались студенческие столовые и буфеты.

Общественные организации, ставившие своей целью помощь педагогам, получили в России в начале XX в. большое распространение. Они не только информировали педагогов о новинках литературы и достижениях в методике преподавания, но даже учреждали съезды учителей. В фондах ГАТО содержатся сведения о том, что Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Томской губернии принимало участие в I Всероссийском съезде представителей учительских обществ взаимопомощи, проходившем в декабре 1902 г. - январе 1903 г. в Москве [4, л. 19-22]. Поддержка преподавателей выражалась и в денежных пособиях, оказании медицинской помощи, организации отдыха учителей. Так, Обществом взаимного вспомощест-

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА

вования учащим и учившим в учебных заведениях Тобольской губернии был организован санаторий в одном из сел Тарского уезда для летнего отдыха учителей начальных школ [3, л. 13-39].

Правительство курировало деятельность общественных организаций попечения о нуждах образования. Уставы обществ четко регулировали внутренние отношения, напоминая уставы политических партий и объединений. Согласно уставу в общественную организацию могло вступить неограниченное число лиц обоих полов, любого вероисповедания и социального статуса. Наибольший процент членов сибирских просветительских обществ составляли преподаватели различных учебных заведений и лица духовного звания. В общества вступали также чиновники, купцы, золотопромышленники, крупные и мелкие предприниматели и их жены. Состав благотворительных обществ Сибири насчитывал от 50 до 300 членов. Наиболее многочисленными являлись общества, деятельность которых направлялась на развитие просвещения в целом.

Для членов общества были введены особые категории членства: почетные члены, действительные члены и члены-соревнователи.

Почетными членами правлением общества избирались граждане, сделавшие особо значительные пожертвования. Часто почетными членами являлись состоятельные граждане, лица, занимающие высокое положение, имеющие общественный статус: губернаторы, попечитель учебного округа, директора народных училищ, профессора, почетные граждане, предприниматели. Только попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев состоял почетным членом нескольких благотворительных обществ таких городов, как Омск, Семипалатинск, Ишим, Кузнецк [4; 5].

Действительными являлись рядовые члены общества, регулярно вносившие в кассу определенную сумму, установленную общим собранием общества. Обычно данная сумма составляла 3-5 рублей в год. Действительными членами становились и лица, не вносившие деньги, но согласившиеся бесплатно оказывать помощь обществу. Например, врачи, обеспечивавшие медицинскую помощь больным учащимся и преподавателям, или педагоги, дававшие занятия без оплаты своего труда. Помимо этого, действительными членами общества становились граждане, взявшие на себя заботу об одном или нескольких бедных учениках. Граждане, внесшие деньги, в несколько раз превышающие ежегодный членский взнос (например, 60-80 рублей), становились пожизненными членами общества.

Соревнователями являлись те члены обществ, которые вносили сумму ниже установленного минимального годового взноса, но, тем не менее, ока-

зывали материальную помощь обществу или частично брали на себя обязанности действительных членов общества. Члены-соревнователи были ограничены в правах: не имели решающего голоса на общих собраниях и не могли быть избраны в правление общества.

Административные обязанности исполняло Правление общества, состоящее из председателя, выборных и непременных членов. Обычно в него входило 7-9 человек, в зависимости от численности общественной организации. Состав Правления переизбирался каждые 2-3 года на общем собрании общества. Там же избирали председателя, товарища (заместителя) председателя, секретаря и казначея. Решения Правления принимались голосованием, при равенстве голосов перевес давал голос председателя.

Главной обязанностью Правления являлось руководство общественной организацией. Оно выполняло следующие функции:

- регулирование поступлений и распределения денежных средств, составление смет и отчетов использования доходов;

- привлечение дополнительных средств на счет общества посредством организации разнообразных мероприятий (концертов, литературных вечеров, публичных лекций и др.);

- контроль над выполнением обязанностей членами общества, соблюдением устава, своевременным поступлением членских взносов;

- созыв общих собраний всех членов общества и исполнение постановлений, принятых общим собранием.

Правление общества не могло самостоятельно принимать решения относительно предстоящих расходов, организации намеченных мероприятий, выдачи крупных денежных пособий. Для этой цели раз в год созывалось общее собрание, на котором присутствовали все желающие члены общества. Для контроля за деятельностью общества, распределения средств в соответствии со сметой расходов и т.д. создавалась специальная ревизионная комиссия из членов самого общества.

Получение дохода являлось приоритетной стороной деятельности всех сибирских благотворительных обществ. Успешность работы организации зависела от поступлений денежных средств, которые впоследствии вкладывались в развитие просвещения в регионе. Основными источниками дохода обществ выступали: членские взносы, доходы от капитала и имущества общества, пожертвования от членов общества, лиц, не входивших в состав общества, и различных учреждений, а также средства, вырученные от проведения концертов, драматических представлений, литературных вечеров, публичных лекций и других мероприятий,

организованных обществом с целью получения прибыли.

Все поступающие средства представляли неприкосновенный и расходный капитал. Неприкосновенными средствами являлись пожертвованные до определенного периода деньги и отчисляемые проценты от общего дохода. Размер отчислений определялся на заседании общества и в среднем составлял 10 %. Неприкосновенный капитал, как правило, хранился в банках и использовался в исключительных случаях. Остальные доходы предназначались для текущих расходов, использование их было возможно только в соответствии с утвержденной членами общества сметой на год.

Несмотря на активную деятельность сибирских общественных организаций в конце XIX - начале XX вв., проблема материального обеспечения учебных заведений и учащихся стояла остро. По причине отсутствия необходимых средств иногда общества вынуждены были отвечать отказами в выдаче пособий нуждающимся. Рост числа учащихся, вынужденных обращаться за материальной помощью, был связан не только с изменениями в финансовом положении родителей, но и с увеличением стоимости обучения. Например, в Томском реальном училище за период с 1906 по 1910 гг. оплата за обучение возросла с 20 до 50 рублей, что значительно отражалось на возможностях обучения граждан из небогатых слоев населения. Расходы Общества вспомоществования бедным учащимся Томского реального училища за один 1910 г. в 2.5 раза превы-

сили сумму средств, потраченных на пособия за 16 лет [6, с. 4]. Общества искали пути решения проблем учащихся за счет активного привлечения в свои ряды состоятельных граждан, а также интенсивной организации благотворительных концертов, вечеров, лекций. Причем, как отмечет эта же газета, общества иногда шли на нарушение установленных правил и запретов, дабы найти выход из финансового кризиса и оказать помощь нуждающимся [7, с. 3].

Необходимость повышения доходов испытывало и Общество попечения о народном образовании в г. Томске, основанное в 1909 г. на базе распавшегося Общества попечения о начальном образовании. В первые годы своего существования, как сообщалось в периодической печати, общество существовало в долг [9, с. 3; 10. с. 3]. Наряду с оказанием помощи учебным заведениям обществу необходимо было восстановить бесплатную библиотеку, содержать музей прикладных знаний, оплачивать труд служащих в них.

Таким образом, деятельность общественных организаций содействия развитию просвещения в конце XIX - начале XX вв. получила большое распространение. Как убедительно доказывают исторические источники, в Западно-Сибирском учебном округе процесс создания подобных организаций шел довольно успешно, что, безусловно, способствовало поддержке образования в среде незащищенных слоев населения.

Поступила в редакцию 15.12.2006

Литература

1. Антонович И.В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2003.

2. Ульянова Г.Т. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX века. М., 2005.

3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1866.

4. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1776.

5. Там же. Д. 2898.

6. Общество вспомоществования бедным учащимся Томского реального училища // Сибирская жизнь. 1911. № 67.

7. М.В. В Обществе вспомоществования бедным учащимся Томского реального училища // Сибирская жизнь. 1911. № 71.

8. М.В. В Обществе вспомоществования ученицам Мариинской женской гимназии // Сибирская жизнь.1912. № 25.

9. Д.Т. В Обществе попечения о народном образовании // Сибирская жизнь. 1913. № 88.

10. Сибирская жизнь. 1913. № 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.