Научная статья на тему 'Каналы коммуникации государства и общества в образовательном пространстве Западной Сибири (конец ХIХ - начало ХХ вв. )'

Каналы коммуникации государства и общества в образовательном пространстве Западной Сибири (конец ХIХ - начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуркина Н. И.

В статье проводится анализ деятельности общественных организаций Западной Сибири в обозначенный период и их участие в решении различных образовательных проблем. На основе опубликованных и архивных источников, описывается вклад отдельных типов обществ, выделяются наиболее популярные формы и направления их работы, значимые для развития регионального образования. Делается вывод о необходимости и условиях привлечения общества к управлению образованием в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION CHANNELS OF THE STATE AND SOCIETY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF WESTERN SIBERIA (THE END OF THE 19 TH - BEGINNING OF THE 20 TH CENTURIES)

The analysis of the activities of social organizations in Western Siberia during the indicated period and their participation in solving various educational problems is represented in the article. On the basis of the published and archival sources, the contribution of individual types of societies is described and the most popular forms and directions of their work that are important for the development of the regional education are highlighted. The conclusion about the necessity and conditions of the society involvement in education management in modern Russia is made.

Текст научной работы на тему «Каналы коммуникации государства и общества в образовательном пространстве Западной Сибири (конец ХIХ - начало ХХ вв. )»

УДК 370(09)(571.1)

КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (КОНЕЦ XIX -НАЧАЛО XX ВЕКА)

В статье проводится анализ деятельности общественных организаций Западной Сибири в обозначенный период и их участия в решении различных образовательных проблем. На основе опубликованных и архивных источников описывается вклад отдельных типов обществ, выделяются наиболее популярные формы и направления их работы, значимые для развития регионального образования. Делается вывод о необходимости и условиях привлечения общества к управлению образованием в современной России.

Ключевые слова: образование, Западная Сибирь, общественные организации, просветительство, народные чтения, педагогическое сообщество.

Идеи демократического образования, участия общества в управлении образованием в педагогической теории впервые стали обсуждаться в XVII в. Они развивались в работах западных (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Ф. Френе и др.) и российских (К. Н. Вентцель, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий и др.) ученых. Российский физик Н. Н. Моисеев писал, что нам нужно привлечь к проблемам образования широкую общественность; необходима совместная работа над системами образования, должна быть свобода и плюрализм [1, с. 40]. Сходные выводы делает в своей работе по анализу школьных реформ Э. Д. Днепров: «Участие общества в образовании - категорический императив дальнейшего развития современного образования» [2, с. 120].

После краткого демократического этапа в истории современного российского образования в 90-х гг. ХХ в. в начале 2000-х произошел постепенный переход от модели общественно-государственного управления образованием к государственно-общественной, а в реальной практике -к административной модели управления образованием. Эту политику власть объясняла снижением качества образования, необходимостью сохранения единого образовательного пространства, низкой социальной активностью и т. д. Но ретроспективный анализ показывает, что для активности всех групп общественности (родительской, педагогической) нужна лишь добрая воля государства, его понимание значимости участия общества в образовании, нормативно закрепленные механизмы реального общественного участия. Масштабы и результаты деятельности общественного элемента в образовании можно осмыслить на материале истории образования Западно-Сибирского региона в конце XIX - начале ХХ в. Западная Сибирь в этот

H. M. HypKUHa N. I. Churkina

COMMUNICATION CHANNELS OF THE STATE AND SOCIETY IN THE EDUCATIONAL SPACE OF WESTERN SIBERIA (THE END OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY)

The analysis of the activities of social organizations in WesternSiberiaduring theindicated period andtheir participation in solving various educational problems is represented in the article. On the basis of the published and archival sources, the contribution of individual types of societies is described and the most popular forms and directions of their work that are important for the development of the regional education are highlighted. The conclusion about the necessity and conditions of the society involvement in education management in modern Russia is made.

Keywords: education, Western Siberia, social organizations, enlightenment, popular readings, pedagogical community.

период была одновременно типичным и уникальным местом. В ней действовали общероссийские управленческие структуры, применялось общероссийское законодательство, но в отличие от европейских губерний в регионе не было земства, которое брало на себя значительную часть образовательных проблем. Поэтому включение общества в образовательные проекты не имело формата обязательности.

Участие западносибирского общества в решении культурно-образовательных проблем начинается во второй половине Х1Х в. Наиболее ярко оно проявилось в деятельности общественных организаций, которые не только выполняли образовательные, просветительские задачи, но и занимались благотворительностью. Причиной всплеска благотворительных и просветительских организаций в середине Х1Х в. обычно считают поддержку и интерес к ним со стороны государства. В условиях Западной Сибири основной костяк общественных организаций составляли представители педагогического сообщества, которые были наиболее крупной и образованной частью общества. Общественные организации членам педагогического сообщества позволяли не только решать просветительские задачи, они создавали основу коммуникативного обмена, непосредственного контакта.

Все общественные организации, действовавшие в регионе, исследователи делят на шесть групп, взяв в качестве исходного критерия ту или иную сферу деятельности их членов [3].

Первую группу составляли просветительные общества, в составе которых объединялись педагоги различных ступеней образования и представители других групп общественности. В 1882 г. создается Томское общество попечения

о народном образовании по инициативе известного общественного деятеля - П. И. Макушина. Основу общества составляли педагоги учебных заведений Томска. При активном участии общества в Томске были открыты многие благотворительные организации, библиотека, Народный дом, начальные училища [4, с. 155]. Общество доставало средства на свою деятельность через распространение информации, сбор пожертвований, подписные листы. Число его членов очень быстро достигло 1000 человек. Общество помогало бедным ученикам, основывало различные школы «для детей и взрослых: постоянные начальные, женские (рисовальную, кулинарную, рукодельную); устраивались народные чтения, курсы ручного труда, вечерние повторительные курсы» [5, с. 40].

Устав Новониколаевского общества попечения о народном образовании предоставлял членам общества право «оказывать необходимые учащимся пособия - от взноса платы за обучение, приобретения книг и одежды до приискания нуждающимся занятий включительно, а равно предоставления им средств для продолжения образования и оказания материальной помощи учащим и учившим и их семействам» [6, с. 41]. Барнаульское общество начало свое существование с 1885 г., в первый же год открыло школу, затем бесплатную публичную библиотеку и принялось за открытие ремесленного училища. Омское общество попечения о начальном образовании было создано в 1884 г. Членские взносы составляли 1 руб. в год, приход общества - 320 руб., а расход - 95 руб. К началу XX в. в Сибири действовало 15 подобных обществ (в Иркутске, Бийске, Каинске, Колывани и т. д.).

Во всех городах Западной Сибири общества попечения о начальном образовании начинали свою работу с создания бесплатных библиотек. В Тобольской губернии в 1893 г. было организовано три библиотеки, в 1897 г. действовало 89 библиотек-читален. Такой рост стал возможен только ввиду активного участия общественных организаций. Сходные процессы наблюдались и в других сибирских губерниях [5, с. 33]. Общества попечения о начальном образовании (Томское, Барнаульское, Новониколаевское и др.) содержали начальные и вечерние школы. Новониколаевское общество к 1916 г. объединяло 285 членов и содержало три воскресные школы и две библиотеки-читальни [7, с. 58]. Барнаульское общество попечения о народном образовании к 1916 г. имело на попечении шесть школ с 800 учащимися и 29 преподавателями [8, с. 70].

Просветительской деятельностью занимались специальные общества по устройству народных чтений. В центральных городах России чтения организовывали специальные комиссии, поэтому они носили официальный характер. А в провинциальных городах они держались почти исключительно на частной инициативе, лекторами чаще всего являлись педагоги средних учебных заведений, учительских семинарий и институтов. В селах чтения проводились в основном по инициативе общественных организаций и Дирекции народных училищ. Тематика народных чтений зависела от интересов и специальности организаторов, потребностей публики и местной специфики. Перечень книг и брошюр, разрешенных к чтению, состоял из 132 названий, «помимо произведений духовно-

нравственных и беллетристических, здесь есть брошюры географического, исторического и естественнонаучного характера» [5, с. 40]. Во время первой русской революции тематика народных чтений была расширена: «В 1906 году лекторам разрешалось читать аудитории все изданные книги» [9, с. 63]. Состав участников народных чтений и вечеров был разнородным и зависел от их направленности. Так, прочитанные в декабре - январе 1910 года томским отделом Общества изучения Сибири и улучшения ее быта этнографические и «практическо-хозяйственные» лекции собирали каждый раз более 300 человек: учителей, купцов, приказчиков, мелких служащих [10].

После подъема 1905-1907 гг. государство ограничивает деятельность обществ в открытии школ для детей и взрослых, поэтому акцент в работе был сделан на организации народных чтений и курсов. Лекции проводились на научно-просветительские и общественно-политические темы, первые охватывали многие отрасли естественных и гуманитарных наук. Весной 1910 г. лекционные курсы были прочитаны в Барнауле, Омске, Томске, в общей сложности более 100 лекций по физике, биологии, физиологии, химии, географии, литературе, праву. Благодаря рекламе, которую помещали сибирские газеты, и бесплатной раздаче билетов количество слушателей было стабильно большим. Лекторами выступали педагоги Томского университета, местных гимназий.

К первой группе организаций, действовавших в Западной Сибири, относились также общества распространения народного образования, народных развлечений, устройства общедоступных курсов, народных чтений, комитеты грамотности, занимающиеся изданием дешевых книг, созданием народных библиотек, рассылкой книг.

Вторую группу составляли научные и краеведческие общества, которые решали просветительские задачи наряду с научно-исследовательскими. Например, Томский отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта ставил перед собой цель «посильно способствовать культурному развитию обширной, но далекой окраины». Активно работали отделы этого общества в Омске, Тобольске, Новони-колаевске, Бийске и др. Просветительское направление существовало в Западно-Сибирском отделе Императорского Русского географического общества. Научные общества в рамках просветительской деятельности проводили научно-популярные лекции и доклады. Основная часть членов данных обществ являлась педагогами различных типов учебных заведений, большинство из которых одновременно состояли в нескольких общества. В начале ХХ в. государство стало стимулировать учителей начальных училищ к занятию научными изысканиями, развивая этот интерес уже в период обучения в учительских семинариях и институтах. Широкую известность приобрели в регионе экспедиции, проводимые наставником Омской учительской семинарии А. Н. Седельниковым, автором первого учебника по краеведению «Акмолинская область». Таким образом, уже в период обучения в учительских семинариях и институтах будущие учителя привлекались к изучению родного края.

Третья группа организаций включала художественно-литературные и музыкально-драматические общества. Это общества любителей художеств в Томске, Томский ли-

тературно-музыкальный кружок, драматические общества в Омске и Боготоле Томской губернии, отделения Императорского Русского музыкального общества, общества любителей пения, общества любителей хорового пения. Почти во всех сибирских городах действовали общества творческой направленности. Общества участвовали в работе музеев, а часто инициировали создание музеев. Тобольский краеведческий музей объединял вокруг себя энергичных, талантливых исследователей края, значительную часть которых составляли наставники учебных заведений. В музее регулярно проводились публичные лекции, тематика которых отражала региональную специфику.

К четвертой группе общественных организаций относились общества людей, имевших общие профессиональные интересы. Томское общество пчеловодства, Минусинское фотографическое общество, Томское и Омское общества правильной охоты, Омское общество поощрения коне-заводства, Степное общество любителей садоводства и т. д. - эти общества не только обменивались знаниями и опытом между специалистами, но и распространяли полезные сведения для населения. Общества пчеловодства западносибирских губерний регулярно проводили летние курсы для учителей начальных училищ, цель которых состояла в распространении через педагогических работников навыков пчеловодства среди населения региона.

В пятую группу общественных организаций входили благотворительные организации, решавшие узкоспециальные задачи и одновременно выполнявшие просветительские функции. Активно работали общества помощи студентам и учащимся, в том числе при учительских семинариях и институтах. В 1909 г. в Омске насчитывалось четыре таких общества («Вспомоществования недостаточным ученикам Омской мужской гимназии», «Вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области», «Вспомоществования недостаточным ученицам Омской женской гимназии», «Вспомоществования недостаточным ученицам 2-й женской гимназии»). Эти учреждения не только оказывали денежную помощь, но и помогали литературой, облегчали бытовые условия, организовывали специальные отделения в музеях, библиотеках. Национальные благотворительные общества также внесли свой вклад в дело просвещения сибирского населения. Благотворительные организации стали основной ареной борьбы за материальное благополучие учителей начальных училищ. Анализ деятельности ряда обществ показывает, что в такой деятельности педагогическое сообщество проявляло активность. Попытки привлечь в свои ряды наставников средних учебных заведений закончились неудачно. Как писал один из членов общества вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области, «обидно отмечать такое грустное явление, как полнейшее отсутствие лиц, которые по роду своего труда более, чем кто-либо другой, должны сочувствовать целям этого общества. Мы говорим про учителей нашей классической гимназии» [11, с. 3]. В других обществах (Томском, Тобольском, Барнаульском) наблюдалась сходная ситуация. Это еще раз доказывает, что именно учителя начальных училищ являлись наиболее активной и массовой группой, составлявшей костяк педагогического сообщества.

Шестую группу составляли общества трезвости и попечительства о народной трезвости, которые распространяли в народе сведения о вреде неумеренного потребления спиртных напитков. Функционирование этих обществ началось с 1880-х гг. XIX в.

Масштабность и типичность общественных организаций различной благотворительной направленности для российского провинциального общества подтверждается распространением сходных сюжетов в литературных произведениях современников. Помимо признания значимости и полезности такой деятельности, можно найти и сатирическое изображение общественных деятелей провинции, многие из которых становились участниками обществ от скуки. Народник, знаток сибирского быта С. Ка-ронин в своем рассказе описал историю создания одного общества грамотности. Автор настаивает на типичности данного объединения, а в качестве мотивов организации провинциального общества грамотности, первых пяти членов, называет «одурь и совестливость» [12]. Несмотря на это, в рассказе есть информация, которая подтверждает результаты и выводы исследований. В первой части рассказа приводится действовавший на тот момент алгоритм создания общества, процедура его легитимизации. Учредителями общества стали пять человек, которые решили создать общественную организацию, для чего разработали документ, необходимый для открытия общества, - устав. Рассказ подтверждает интерес и готовность общественности к такой деятельности, уже первое собрание общества привлекло около сотни человек. Карикатурное изображение собраний, которые в большей части были наполнены пустыми разговорами, анекдотами, не помешало обществу создавать библиотеки, открыть образцовую школу.

На протяжении первого десятилетия XX в. число просветительных обществ возросло в пять раз: если в 1887 г. в Омске действовало 8 обществ, то в 1909 г. - уже 44 [3, с. 70]. В 1912 г. в Томске, по данным Г. Н. Потанина, было не менее 80 общественных организаций, из них обществ, осуществляющих просветительную деятельность, - 41. Пик создания общественных учреждений приходится на периоды общественного подъема: 1905-1907, 1910-1914 гг. Деятельность многочисленных подобных обществ давала ощутимые результаты. Кроме того, быстрое развитие экономики, строительство железной дороги и промышленных предприятий, эволюция крестьянского хозяйства требовали грамотных работников, что также способствовало росту просветительских организаций и заинтересованности населения в них.

Виднейшие представители сибирской педагогической интеллигенции участвовали в работе общественных организаций. Известный педагог К. В. Ельницкий был одним из учредителей Омского общества попечения о начальном образовании и Общества вспомоществования учащим и учившим в Акмолинской области, состоял действительным членом Западно-Сибирского географического общества. Он выступал с публичными лекциями, руководил деятельностью летних педагогических курсов [9, с. 13]. Наставники Омской учительской семинарии - Лебединский, Усольцев, Водяников - участвовали в деятельности ряда омских обществ. Директор Омского учительского института

Ф. Г. Шубин являлся постоянным членом Географического общества, участвовал в заседаниях Комитета начальников средних учебных заведений. Во время войны Шубин состоял членом комитета начальников местного отдела Комитета по сбору пожертвований на воздушный флот, заведовал школой беженцев, где преподавали учащиеся института [10, л. 8]. Директор Томского учительского института И. А. Успенский являлся членом губернского училищного совета, входил в совет при попечителе ЗападноСибирского учебного округа. Через участие в деятельности государственно-общественных организаций представители педагогического сообщества могли влиять на формирование региональной образовательной политики.

Участие общества в развитии образования в регионе в начале ХХ в. проявилось и в деятельности родительской общественности. В условиях угрозы беспорядков на политической почве, вызванных событиями 1905-1906 гг., родители начали создавать родительские комитеты и участвовать в нормализации учебного процесса. В Омской учительской семинарии с января 1905 года стали регулярно организовываться беседы с родителями учащихся 2-классного училища при семинарии. Как отмечалось в постановлении педагогического совета, беседы с родителями проводились и раньше, но индивидуально и по поводу каких-то проступков детей. В условиях массовых волнений встречи с родителями должны были помочь предотвратить нарушение дисциплины и минимизировать проблемы в обучении. Педагогический совет семинарии проводил беседы с родителями, педагоги сошлись во мнении, что беседы должны быть не формальны, носить дружественный, семейный характер, происходить под руководством учителей училища, сблизить родителей со школой на почве оберегания детей от вредных «уличных» влияний и опасностей [13, л. 34-35].

Кроме проведения бесед, было принято решение просить Общество вспомоществования начальному образованию разрешить учащимся семинарии пользоваться катком бесплатно, выдавать книги из библиотеки семинарии для семейного чтения. Инициатива проведения собраний была воспринята родителями сочувственно, на первое собрание пришли 40 родителей. В этот же период начались контакты с родителями воспитанников учительской семинарии. Решено было обсудить с родителями поведение и успехи, была заведена специальная книга для записи адресов родителей [14, л. 39]. Все эти действия, традиционные для современных образовательных учреждений, в тот период не были характерны. Через родительскую общественность педагогическое сообщество не только решало вопросы дисциплины и порядка, успеваемости, но и развивало педагогическую культуру семьи.

Экскурс в недавнюю историю регионального образования показывает, что участие общества в решении разнообразных культурно-образовательных проблем позволяет не только привлечь ресурсы общества (финансовые, интеллектуальные, трудовые и др.), но и создать поле для общественной интеграции. Практика демократических стран доказывает, что общественные организации вносят в ра-

боту институтов формального образования необходимый элемент независимого контроля, поддержки, координации. Подобные объединения создают каналы коммуникации общества и образования, снимают противоречия, неизбежные для закрытой модели функционирования образования. Но, как показывает наша современная история, все попытки государства создать органы государственно-общественного управления образованием не принесут результата, если эти органы не станут общественными в полном смысле. Смена названия должна означать изменение позиций: общество и государство в образовании выступают как равноправные стороны, принимая во внимание, что именно общество является основным заказчиком образования и главным его учредителем.

1. Моисеев Н. Н. Экология и образование М. : Юнисам, 1996. 192 с.

2. Днепров Э. Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. М. : ГЕО ТЭК, 2006. Т. 1. 880 с.

3. Попов Д. И. Культурно-просветительские общества как объект организационной и пропагандистской работы партийно-политических сил Сибири (1907-1914 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Омск, 2000. 430 с.

4. Горелова Ю. Р. Проблема просвещения народа в духовно-нравственных исканиях и внепрофессиональной деятельности интеллигенции Западной Сибири (1880-1904) : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2001. 270 с.

5. Общественное движение в области самообразования и народного образования // Северный вестник. 1892. № 10. С. 33-40.

6. Федорова М. И. Народное просвещение Тобольской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв. : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 1998. 290 с.

7. Попов Д. И. Культурно-просветительские организации и либерально-оппозиционное движение в Сибири в 1907-1914 гг. // Исторический ежегодник. Омск : Изд-во ОмГУ. 1999. С. 55-67.

8. Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917). Томск : Изд-во ТГУ, 1966. 192 с.

9. Медведицков А. П. Педагогические убеждения К. В. Ельницкого и его деятельность в Омске. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1996. 66 с.

10. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 94. Оп. 1. Д. 42.

11. Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в Акмолинской области // Степной край. 1895. 9 нояб.

12. Каронин С. Общество грамотности // Северный вестник. 1892. № 9. С. 175-205.

13. ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 70.

14. ГИАОО. Ф. 115. Оп. 1. Д. 74.

© Чуркина Н. К., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.