Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА "ИНТЕГРАЦИЯ" В МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

СПЕЦИФИКА ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА "ИНТЕГРАЦИЯ" В МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / БИОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.О., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В.

В статье дается краткий обзор термина «интеграция». В статье обосновано, что трактовки и понимания термина «интеграция» отображают одинаковую тенденцию в разных науках. В трактовке данного термина наблюдается устойчивая попытка продемонстрировать взаимодействие определенных элементов, а также намерение создать целостное единообразие из ряда элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Е.О., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE INTERPRETATION OF THE TERM "INTEGRATION" IN METHODOLOGICAL RESEARCH

The article gives a brief overview of the term "integration". The article proves that the interpretations and understandings of the term "integration" reflect the same trend in different sciences. In the interpretation of this term, there is a steady attempt to demonstrate the interaction of certain elements, as well as the intention to create a holistic uniformity from a number of elements.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА "ИНТЕГРАЦИЯ" В МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

УДК 37.013.32

СПЕЦИФИКА ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА «ИНТЕГРАЦИЯ» В МЕТОДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Елена Олеговна Петрова

магистрант petrovahelen 19 @mail .т Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина

кандидат педагогических наук, доцент galaxy-nata@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье дается краткий обзор термина «интеграция». В статье обосновано, что трактовки и понимания термина «интеграция» отображают одинаковую тенденцию в разных науках. В трактовке данного термина наблюдается устойчивая попытка продемонстрировать взаимодействие определенных элементов, а также намерение создать целостное единообразие из ряда элементов.

Ключевые слова: интеграция, психология, биология, философия, методика обучения, теоретические и практические исследования.

Есть сведения, что применение интегративного подхода к преподаванию иностранных языков стало «концептуальной идеей современной школы»[2;3;4;6]. Однако прежде, чем акцентировать внимание на идее применения интегративного подхода к преподаванию иностранных языков, обратимся к трактовке термина «интеграция.

Так, первоначально термин «интеграция» происходит от латинского слова «integratio» и определяется как «суммирование, восстановление целого из частей, объединение». В английском языке также существует термин «integrate», что переводится на русский язык как «интеграция». Данный термин используется для описанияспособа сближения и связи наук, протекающихвместе с развитием дифференциации. Например, биология трактует интеграциюкак «...упорядоченность, согласованность и объединение функций и структур, присущее живой системе на тех или иных уровнях организации».

Для философов интеграция является в виде процессаобразования связей, которые создаютединство элементов и способствуют появлению «интегративного свойства». В свою очередь, А.Д. Урсул использует понятие «интеграция» для комплекса частей, чтобы охарактеризовать взаимодействие ранее автономных элементов как объединенной системы.Такая наука, как психология включает в себя понятие «групповая интеграция». Применительно к психологии данное понятие трактуется как «согласованность, упорядоченность и стабильность системы процессов, которые происходят внутри группы» [7].

Все упомянутые трактовки и понимания термина «интеграция» отображают одинаковую тенденцию. С одной стороны, в трактовке данного термина наблюдается устойчивая попытка продемонстрировать взаимодействие определенных элементов, с другой стороны, - намерение создать целостное единообразие из ряда элементов. Любой элемент при согласованности находится во взаимосвязи с другим, а также в определенной упорядоченности и

стабильности. В итоге интерпретация термина «интеграция» сводится к объединению, восстановлению в целостное единство ряда элементов.

Заметим, что в педагогике понятие «интеграция» определяется как высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в двух циклах образования и направленная на интенсификацию всей системы подготовки

[1;5].

Важная роль в применении понятия «интеграция» к теоретическим и практическим исследованиям в русле методического аспекта обучения дисциплинам принадлежит А.П. Беляевой. Соединив характеристики частных наук, рассмотрев свойства интеграции в философии, А. П. Беляева углубляет эту мысль для методического аспекта, отмечая, что интеграция во всех науках, в том числе и в методике обучения разным дисциплинам, - это и процесс и результат создания одного целого.

Заметим, что рассмотрение понятия «интеграция» в методических словарях-справочниках, например, в словаре-справочникепо методике обучения русскому языку, не дается. В свою очередь, О.Д. Митрофанов и В.Г. Костомаров в своей работе обращаются к понятию «интеграция» применительно к методической науке, отмечая при этом интегративный вид последней. Так, согласно существующему мнению, «методика как теоретическая наука, питаясь идеями смежных с нею наук, преобразует и интегрирует их данные под «своим» углом зрения, по «своему» заказу, формулирует «свои» методические категории и законы, которые представляют собой качественно иные закономерности, определяемые спецификой предмета, целями, условиями, этапом обучения и пр., т.е. «методической действительностью [7]. Иначе говоря, действуя как самостоятельная педагогическая наука, методика обучения при помощи интеграции не только решает актуальныевопросы, но и решает свою основную задачу относительно интенсификации процесса обучения дисциплинам.

Обозначая в методике обучения иностранным языкам понятие «интеграция», мы отталкиваемся от большого количества значений, где фигурирует данное понятие: в технике, экономике, математике, педагогике и т.д.Интеграция— этообъединение в целостноезначение, форм, методов, правил обучения и слияние свойств языковой подготовки в научную, профессиональную, общеобразовательную и гуманитарную области. Особенности интеграции как процесса объединения частей в единое целое помогает выделить самые важные инвариантные моменты этого процесса: выделение фактора, который образует систему;образование новейшего состава программы;обработка основной сути; проверка на

результативность.Вышеописанные инварианты могут существовать как основа при создании учебной программы для обучающихсяобщеобразовательных учреждений.

Интеграция в методике обучения разным дисциплинам появилась благодаря желанию получить целостный процесс обучения.Раскрытиезадач интегрирования неразрывнообъединено с немаловажнойнеобходимостью и найденнымспособомсовместитьопределенные предметы, темы и разделы.

Выбор объектов интегрирования формируется еще и таким образом, чтобы ускорить прохождение учебной программы. В данном случае имеет место внутрипредметная интеграция, которую можно реализовать за счет компонентов, похожих друг на друга курсов, производится межпредметная интеграция. Выбравнужные для интегрирования объекты содержания обучения, обращаем внимание на инвариантные и вариативные составляющие - свойства собственного содержания обучения. Фактор при образовании системы интеграции предполагает нахождение основы для объединения. Без системообразующего показателя, проявляющегося в качестве интегратора, любое объединение знаний невозможно.

Таким образом, в статье предлагается общий разбор понятия «интеграция» с учетомактуальных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися в обучении процессами дифференциации, что

отображается в виде теоретической и эмпирической направленности процесса обучения. Теоретическая направленность характеризуется совершенствованием интегрированных занятий, соединяющих большинство предметов, освоение которых обусловлено учебными планами общеобразовательных учреждений. Эмпирическая направленность характеризуется разработкой и проведением учителем интегрированных уроков. Интеграция предоставляет возможность обучающимся узнать«мир в целом», справляясь с разобщенностьюучебных занятий по разным дисциплинам. Кроме того, благодаря интегративному подходу, обучающиеся могут использовать свободное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Список литературы:

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство. 1998. 94 с.

2. Гончарова Н. А., КретининаГ.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Гончарова Н.А., КретининаГ.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

4. Зенкова Т.С., Попова О.А. Интегрированный подход в проектировании и реализации процесса обучения в области естественнонаучного образования в средней школе // Вестник ТГУ. Томск. т.13. вып.4. 2008.

5. Кедров Б. М. Взаимодействие наук. М.: Наука. 1984. 320 с.

6. Медведев А.В., Гончарова Н.А. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) / А.В. Медведев, Н.А. Гончарова // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы,

перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). 2020. С. 58-62.

7. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: «Прогресс». 1977. 235 p.

UDC 37.013.32

THE SPECIFICS OF THE INTERPRETATION OF THE TERM «INTEGRATION» IN METHODOLOGICAL RESEARCH

Elena O. Petrova

master's student petrovahelen 19 @mail .ru Natalia A. Goncharova Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor galaxy-nata@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article gives a brief overview of the term "integration". The article proves that the interpretations and understandings of the term "integration" reflect the same trend in different sciences. In the interpretation of this term, there is a steady attempt to demonstrate the interaction of certain elements, as well as the intention to create a holistic uniformity from a number of elements.

Keywords: integration, psychology, biology, philosophy, teaching methods, theoretical and practical research.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.