Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.О., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В.

В статье кратко освещаетсязначимость интегративного подхода для процесса обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В статье описывается значимостьизучения иностранного языкасучетом интегративных процессов в системе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Е.О., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTEGRATIVE LEARNING IDEAS AT THE LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY SCHOOL

The article briefly highlights the importance of an integrative approach for the process of teaching a foreign language in secondary school. The article describes the importance of learning a foreign language taking into account integrative processes in the learning system.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013.32

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Елена Олеговна Петрова

магистрант petrovahelen 19 @mail .т Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина

кандидат педагогических наук, доцент galaxy-nata@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье кратко освещаетсязначимость интегративного подхода для процесса обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В статье описывается значимостьизучения иностранного языкасучетом интегративных процессов в системе обучения.

Ключевые слова: интегративный подход, иностранный язык, обучающиеся, основные виды иноязычной речевой деятельности, межпредметная интеграция, внутрипредметная интеграция, межличностная интеграция, внутриличностная интеграция.

Известно, что преподавание иностранного языка в общеобразовательных учебных учреждениях включает в себя определенные критерии, эффективностьдостижения которыхможет реализовыватьсятолько при общей связиобучения всем видам иноязычной речевой деятельности и погружения обучающихся в страноведческие, культурные, социокультурные аспекты изучаемого языка[2;3;6].

Тема интегративного подхода в преподавании иностранному языку затронута во многих работахотечественных и зарубежных исследователей. Так, представители научного мира Болгарии, Германии, университетов США, Франции, Англии добились больших успехов в изучении особенностей применения интегративного подхода. В свою очередь, российские исследователи продолжают расширятьданнуюобластьнаучных работ в научных школах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Оценкаиспользования интегративного подхода в обучении содержит межпредметную, внутрипредметную, межличностную, внутриличностную виды интеграции, что указывает на большое значение междисциплинарного аспекта в обучении с точки зрения формирования компетенций обучающихся. Любой из указанных видов интеграции рассматривает свои задачи и нацелен на образованиепохожих компетенций, помогая как становлению личности обучающегося, так и формированию профессиональных качеств, необходимых обучающемуся вбудущем. При этом предлагается системный взгляд на процесс обучения,фокусирующийся не только на наличие в образовательном процессе разнообразных дисциплин, связанных общей задачей, но и на системе обучения, содержащейновые технологии, методы испособыпреподавания разных дисциплин. Интегративный подход позволяетакцентировать внимание на формирование компетенций обучающихся, учитывая рефлексивный компонент процесса обучения, т.е. интериоризацию как основу приобретенияобучающимися знаний, навыков и уменийпри условии, что педагог не только поддерживает уровень сформированных компетенций, но и способствует развитию профессионально-личностных качеств обучающихся.

С недавних пор росткачества российского образования обусловленразнообразной инновационной деятельностью

общеобразовательных школ, где, наряду с дифференцированным обучением и вариативной составляющей при организации учебного процесса происходит разработка процесса обучения на основе интегративного подхода [1;7]. Исследователи отмечают, что, реализуемая в рамках интегративного подхода, интегративно-педагогическая деятельность педагога представляет собой особый вид педагогической деятельности, в ходе которойпроявляются интегративные цели в сфере теоретического и практического аспектов образования.В свою очередь, разработка и применение интегративных способов обучения является,действительно, важным в рамках средней общеобразовательной школы.

Необходимо отметить, что основная цель интегративного обучения — это объединение гармоничного и целостного видения мира, а роль интегративного подхода в обученииочевидна при формированиицелостности образовательного процесса. так, если говорить о процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, то следует упомянуть, что в данном процессе существует равноправная интеграция процессов обручения основным (четырем) видам иноязычной речевой деятельности, потому чтоданные виды речевой деятельности имеют взаимную связь. Однако, существует мнение, что особое внимание в этом процессе необходимо уделять такому виду иноязычной речевой деятельности, как аудирование, поскольку без развития навыков аудирования иноязычной речи обучающиеся будут испытывать трудности при общей высокой языковой подготовке.

Интегративное обучение аудированию реализовано на основе французского языка. Обзор УМК по французскому для 8-го класса «Синяя птица» предоставляет выбор тем, на базе которых может реализовываться интеграция, а именно «Спорт», «Природа», «Увлечения». Стоит выделить, что применение интегративных технологий может реализоваться относительно любых тем, но именно указанные темы оказываются более актуальными для

данного класса.Важно подчеркнуть, что интегративное обучение аудированию целесообразно начинать с интегративных элементов, чтобы обучающиеся имели возможность без проблем осознать новый формат урока, привыкнуть к интегрированным заданиям.

Так, на первом этапе аудирования обучающиеся слушают аудиотекст, опираясь на письменный вариант текста, и стараются раскрыть тему. В качестве дополнительного задания можно дать задание на извлечение тематических слов. В приведенном примере, кроме аудиального канала восприятия, участвует также визуальный канал, что способствует исключению определенных сложностей аудирования.

На втором этапе аудирования следующим заданием может быть, например, задание, в рамках которого обучающиеся задают устные вопросы к прослушанному тексту. Логично было бы предположить, что обучающиеся ответят устно на вопросы, используя в качестве опоры текст в письменном виде. Подобным образом можно добиться интеграции говорения как вида речевой деятельности в процесс аудирования. Вопросы, относящиеся к тексту, должны включать в себя утверждения, на которые нужно дать положительный или отрицательный устный ответ. Помощью для таких ответов могут служить пометки, которые обучающиеся сделали при прослушивании вопросов и ответов. Создание условий для устного общения предполагает собой формирования навыка фиксировать нужные заметки по тексту под диктовку. В данном случае сформированный подобный навык способен облегчить восприятие вопросов и утверждений, исключить чрезмерное напряжение оперативной памяти обучающихся.

Третьим этапом аудирования является устная речь обучающихся в свободной форме с опорой на текст. В данном случае формируются именно те навыки, которые важны для реального общения на иностранном языке. Такой вид работы может интегрировать различные виды устной речевой деятельности деятельности на уроке иностранного языка, что приближает коммуникацию к форме реального общения.

При обучении иностранному старания педагога всегда нацелены на создание на уроке условий для развития навыков владения обучающимися всеми видами иноязычной речевой деятельности. Естественно, что общение обучающегося в реальных языковых условиях будет затруднительным, если недостаточно сформируется навыквладения каким-либо из основных видов иноязычной речевой деятельности. Очевидно, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции подразумевает интегрированное обучение основным видам речевой деятельности. Так, согласно имеющемуся в науке мнению, интегративный подход — это «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов», которые объединены хотя бы одним общимсвойством, по итогусоздавая объект с новым качеством [4;5].

В целом идея интеграции при изучении иностранного языка очень актуальна в настоящее время по ряду причин, которые нами обозначены ниже.

Во-первых,одна из традиционных, так и современных целей иноязычного образования формируется исходя из восприятияобучающимися целостной картины мира, в то время как в настоящий момент процессобучения иностранному языку, в основном, нацелен на предметную составляющую, что влечет за собой нецелостную основу восприятия мира. Соответственно, нужно найти способы избежания построения замкнутого процесса обучения иностранному языку, т.е. необходимо выходить за рамки предмета «иностранный язык» и нацеливаться на интегративное обучение.

Во-вторых, современное иноязычное образование должно выглядеть как процесс становления целостной личности, поэтому необходимоискать такие модели обучения, которые могли бы обеспечитьполное развитие и саморазвитие личности обучающегося, что возможно только лишь в рамках интегративного подхода и, соответственно, интегративного обучения.

В-третъих, интегрированное построение процесса

обученияиностранному языку несет в себе значительно больше технологических возможностей. При условиисоединения разнообразных знаний, способов деятельности, приемов мышления и т.д. - именно эти

характеристикисвойственны интегративным образовательным процессам, -проще обучатьсложным иноязычным ситуациям или организовать эмоционально-психологический климат на уроке иностранного языка, обеспечить взаимосвязьсовременных образовательных технологий.

Таким образом, мы кратко рассмотрели реализацию идей интегративного обучения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе.

Список литературы:

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство. 1998. 94 с.

2. Гончарова Н. А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Межпредметный аспект формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 27.

4. Зенкова Т.С., Попова О.А. Интегрированный подход в проектировании и реализации процесса обучения в области естественнонаучного образования в средней школе//Вестник ТГУ. Томск. Т.13. Вып.4. 2008.

5. Кедров Б. М. Взаимодействие наук. М.: Наука. 1984. - 320 с.

6. Медведев А.В. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) / А.В. Медведев, Н.А. Гончарова // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). 2020. С. 58-62.

7. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. и др. // Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: «Прогресс». 1977. 235 p.

UDC 37.013.32

IMPLEMENTATION OF INTEGRATIVE LEARNING IDEAS AT THE LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE IN A SECONDARY

SCHOOL

Elena O. Petrova

master's student petrovahelen 19@mail .ru;

Natalia A. Goncharova Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor galaxy-nata@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article briefly highlights the importance of an integrative approach for the process of teaching a foreign language in secondary school. The article describes the importance of learning a foreign language taking into account integrative processes in the learning system.

Keywords: integrative approach, foreign language, students, main types of foreign language speech activity, interdisciplinary integration, intrasubject integration, interpersonal integration, intrapersonal integration.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.