Научная статья на тему 'ОЧЕРК ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ КАНООТ!)'

ОЧЕРК ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ КАНООТ!) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА KAHOOT! / ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Власенко А.В.

В настоящей статье представлен краткий очерк перспективных мнений исследователей относительно использования интерактивных образовательных платформ в процессе обучения иностранному языкуна примере платформы КАНООТ!. В статье подчеркивается, что актуальный на сегодняшний день в области иноязычного образования вопрос относительно подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку рассматривали ряд отечественных и зарубежных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Н.А., Кретинина Г.В., Власенко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ESSAY OF PERSPECTIVE OPINIONS REGARDING THE USE OF INTERACTIVE EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE (USING THE EXAMPLE OF THE KAHOOT PLATFORM!)

This article presents a brief outline of the perspective opinions of researchers regarding the use of interactive educational platforms in the process of teaching a foreign language on the example of the KAHOOT! platform. The article emphasizes that the current issue in the field of foreign language education regarding the preparation of students for the OGE in English was considered by a number of domestic and foreign authors.

Текст научной работы на тему «ОЧЕРК ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ КАНООТ!)»

УДК 378.4

ОЧЕРК ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ КАНООТ!)

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент galaxy-nata@yandex.ru Алексей Владимирович Власенко

аспирант alexs68tmb@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В настоящей статье представлен краткий очерк перспективных мнений исследователей относительно использования интерактивных образовательных платформ в процессе обучения иностранному языкуна примере платформы KAHOOT!. В статье подчеркивается, что актуальный на сегодняшний день в области иноязычного образования вопрос относительно подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку рассматривали ряд отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: иноязычное образование, интерактивная образовательная платформа Kahoot!, традиционные средства обучения, информационные технологии, подготовка к экзамену.

Такой актуальный на сегодняшний день в области иноязычного образования вопрос, как процесс и алгоритмы подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку в своих работах рассматривали такие отечественные авторы, как Н.А. Крашенинникова, Е.В. Платонова, Г.Г. Листарова, Е.И. Секачева, А.И. Трошин, И.В. Шаферова. Авторы, раскрывая сущность экзамена ОГЭ (по английскому языку, в частности) и давая рекомендации по подготовке школьников к экзамену, выделяли различные средства и пути для осуществления такой целиуспешной сдачи экзамена. В список обозначенных авторами средств входят как традиционные УМК русских и зарубежных авторов, тренировочные УМК, так и информационные технологии. Так, некоторые исследователи отмечают важность внедрения именно информационных технологий в процесс подготовки к ОГЭ, так как Интернет-платформы и приложения являются атрибутами естественной среды для современного школьника [6].

Изучение вопросов, связанных с успешностью подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ с учетом использования традиционных и информационных технологий [5], позволил сформулировать ряд противоречиймежду:

- признанной необходимостью включать информационные технологии в образовательный процесс и недостаточным использованием информационных технологий на практике в сравнении с традиционными средствами обучения;

- высоким потенциалом интерактивных образовательных платформ и недостаточной реализацией данного потенциала в рамках обучения и подготовки к Государственной Итоговой Аттестации в формате ОГЭ в рамках основной общеобразовательной школы.

Существует мнение, что при бесспорном удобстве и доказанной эффективности существующих УМК, зачастую способ подготовки к экзаменам только лишь с использованием УМК подводит учителя и обучающегося, так как УМК не содержат достаточного количества упражнений на закрепление той или иной темы, например, по лексическим единицам и грамматическим конструкциям. В результате учитель так или иначе вынужден прибегать к помощи

дополнительных материалов и возможностямИнтернет [2].

Ряд исследователей рассматривают применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка как удобное средство для создания тестов и опросов [3]. Некоторые исследователи, кроме данного факта, подчеркивают, что огромным плюсом является интерактивный характер итогового «продукта» [9, С. 223].

Такие авторы, как Н.В. Долматова, А.А. Парамонов, И.А. Стефанова приходят к выводу об эффективности применения на уроке английского языка не любой формы информационных технологий, а именно мобильных приложений [1; 7]. В свою очередь Д.Ю. Подсоломко представляет вниманию читателя небольшой обзор некоторых полезных и эффективных мобильных приложений, которые можно использовать на уроке [8, С. 35].

Говоря именно о платформе KAHOOT!, можно выделить следующих отечественных авторов, рассматривающих данное приложение как эффективное средство для подготовки к экзамену по английскому языку: С.С. Зикирина, В.А. Матвеев, О.Р. Комисарова, Т.О. Пучковская, Р.Ю. Царев. В работах данных исследователей отмечены такие положительные стороны упомянутой платформы, как легкость в применении, сокращение материально-ресурсных затрат, мгновенный отклик в виде результатов пройденного теста, а также активное вовлечение обучающихся в процесс. Всеми авторами отмечается тот факт, что применение KAHOOT! способствует повышению мотивации к учению английского языка. Исследователи также занимались рассмотрением программы «изнутри», в результате чего выделили определенные типы «кахутов» - так называется конечный продукт, - которые создает преподаватель, а также описывают платформу как подходящую для изучения грамматического материала, упомянув повышенный уровень мотивации и сниженный уровень стресса у обучающихся в процессе выполнения тестовых заданий на основе данной платформы. Кроме того, авторы отмечают, что прохождение теста возможно как индивидуально, так и в команде.

Так, Р.Ю. Царев, например, помимо замечания о повышении комфортности среды, активизации внимания обучающихся и повышение интереса, приводит данные опроса около 300 обучающихся после первого использования платформы KAHOOT!. Так, 82% опрошенных обучающихся отмечают свое впечатление как положительное, а сам процесс обучения как увлекательный [11, С. 14]. Т.О. Пучковская одной из сильных сторон платформы выделяет возможность включения в процесс обучения иллюстраций и видео-контента [10].

В.А. Матвеев и Д.С. Конькова приводят простой алгоритм использования платформы на уроке, «разрезают» платформу на 2 части: серверная (та, с которой работает преподаватель) и клиентская (та, с которой работают обучающиеся). Несомненным плюсом KAHOOT!, по мнению авторов, является возможность рефлексии обучающегося после прохождения теста, т.е. происходит оценка формата заданий и своего состояния во время выполнения [4, С. 797].

Интерактивная образовательная платформа KAHOOT!, рассматривается и в работах зарубежных авторов, таких как SherlockA. Licorish, JadeLiGeorge, HelenE. Owen, BenDaniel, KristaGraham, AlfIngeWang, AndreasLiberoth. Исследователи отмечают, что платформа KAHOOT! заняла достойное место в нише приложений, используемых в рамках геймификации образовательного процесса. AlfIngeWang и AndreasLiberoth отмечают все упомянутые выше сильные стороны платформы, делая упор на мотивационной составляющей, и, как Р.Ю. Царев, знакомят читателя со статистическими данными опроса, которые говорят о повышении интереса и мотивации опрашиваемых после использования KAHOOT!.

Таким образом, наличие большого числа работ на тему внедрения интерактивных компьютерных технологий и мобильных приложений в процесс обучения, использования конкретно платформы KAHOOT! на уроке, а также поиска эффективных средств подготовки к экзамену ОГЭ говорит о достаточно высокой степени изученности проблемы. Однако применение платформы

KAHOOT! непосредственно при подготовке к выполнению заданий во всех разделах «ОГЭ по английскому языку еще не было рассмотрено, и не была доказана практическая польза и эффективность платформы в данном процессе.

Список литературы:

1. Долматова Н.В. Использование личных мобильных устройств в образовательном процессе / Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы // Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции [Электронное издание]. 2017. С. 82-85.

2. Дорохов Р.С. Специфические особенности занятий по подготовке к выполнению раздела "грамматика и лексика" в ОГЭ по английскому языку // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2017. № 5. С. 3.

3. КацкоС.Ю., Кокорина И.П. Тестирование студентов с использованием современных веб-технологий // Актуальные вопросы образования. 2017. № 1-1. С. 46-49.

4. Матвеев В.А., Конькова Д.С. Оценка перспектив использования мобильных технологий в образовательном процессе // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 794-800.

5. Медведев А. В., Гончарова Н. А. К вопросу об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов СПО иностранному языку (на примере профессионально-ориентированной иноязычной лексики) // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары. 2020. С. 174-178.

6. Мезенина Н.В. Компетентностный подход в подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку / Педагогические и социологические аспекты образования // Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 212-213.

7. Парамонов А.А., Стефанова И.А. Разработка алгоритма тестирования студентов с использованием мобильных приложений //

Национальная Ассоциация Ученых. - 2018. - № 38. - С. 21-26.

8. Подсоломко Д.Ю. Обзор популярных мобильных приложений для изучения предметных дисциплин / Worldscience: problemsandinnovations // сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 34-36.

9. Полтавец Ю.Н., Трутнев А.Ю. Компьютерные технологии в процессе обучения иностранному языку / Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации // Сборник статей победителей Международной научно-практической конференции; [ред. Г.Ю. Гуляев]. 2017. С. 219-224.

10. ПучковскаяТ.О. Проблемы и перспективы внедрения мобильных технологий в образовательный процесс // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 9. С. 192-196.

11. Царев Р.Ю. Применение Kahoot! при геймификации в образовании // Красноярский государственный аграрный университет. 2017. Т. 7 . № 1. С. 917.

UDC 378.4

AN ESSAY OF PERSPECTIVE OPINIONS REGARDING THE USE OF INTERACTIVE EDUCATIONAL PLATFORMS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE (USING THE EXAMPLE OF THE KAHOOT PLATFORM!)

Natalya A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina

Ph.D., Associate Professor galaxy-nata@yandex.ru

Alexey V. Vlasenko

post-graduate student alexs68tmb@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation.This article presents a brief outline of the perspective opinions of researchers regarding the use of interactive educational platforms in the process of teaching a foreign language on the example of the KAHOOT! platform. The article emphasizes that the current issue in the field of foreign language education regarding the preparation of students for the OGE in English was considered by a number of domestic and foreign authors.

Keywords: foreign language education, Kahoot! interactive educational platform, traditional learning tools, information technology, exam preparation.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.