Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА НА ПЛАТФОРМЕ PADLET'

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА НА ПЛАТФОРМЕ PADLET Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ УЧИТЕЛЬ / ПЛАТФОРМА PADLET / HIGH SCHOOL / ELEMENTARY SCHOOL / THE WORLD AROUND US / DIGITALIZATION OF EDUCATION / LESSON DESIGN / DIGITAL TEACHER / LEARNING OPTIMIZATION / PADLET PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Марина Сергеевна, Редькина Ирина Давидовна

Показаны возможности конструирования уроков на платформе Padlet. Обращено внимание на использование различных информационных ресурсов в процессе конструирования уроков, а также технологий обучения. Приведены примеры уроков по предмету «Окружающий мир» в начальной школе и по иностранному языку (китайский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Марина Сергеевна, Редькина Ирина Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING A LESSON ON PADLET PLATFORM

The possibilities of constructing lessons on the Padlet platform are shown in the article. Attention is drawn to the use of various information resources in the process of designing lessons, as well as teaching technologies. The examples of lessons on the subject “The world around you” in elementary school and a lesson in a foreign language (Chinese) are given.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА НА ПЛАТФОРМЕ PADLET»

Pedagogy

УДК 372.8

DOI 10.21661/r-552689

М.С. Смирнова, И.Д, Редькина

Конструирование урока на платформе Padlet

Аннотация

В статье показаны возможности конструирования уроков на платформе Padlet. Обращено внимание на использование различных информационных ресурсов в процессе конструирования уроков, а также технологий обучения. Приведены примеры уроков по предмету «Окружающий мир» в начальной школе и по иностранному языку (китайский).

I

Ключевые слова: цифровизация образования, конструирование урока, начальная школа, средняя школа, цифровой учитель, окружающий мир, оптимизация обучения, платформа PADLET.

M.S. Smirnova, I.D. Redkina

Constructing a Lesson on Padlet Platform

Abstract

The possibilities of constructing lessons on the Padlet platform are shown in the article. Attention is drawn to the use of various information resources in the process of designing lessons, as well as teaching technologies. The examples of lessons on the subject "The world around you" in elementary school and a lesson in a foreign language (Chinese) are given.

I

Keywords: digitalization of education, lesson design, elementary school, high school, digital teacher, the World around us, learning optimization, Padlet platform.

В условиях цифровизации образования происходят стремительные и существенные изменения в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В период массового перехода на дистанционное обучение обострились проблемы применения различных технологий обучения в образовательном процессе.

Согласно требованиям ФГОС ООО и иным программным документам, содержание изучаемого материала не меняется и осуществляется в работе учителей в опоре на использование конкретного УМК. В процессе конструирования урока планирование его целей осуществляется согласно требованиям к достижению планируемых результатов обучения. В свою очередь, проектирование сценария урока предусматривает использование различных технологий обучения.

Организация исследовательской деятельности, проектирование, решение проблемных вопросов и кейсов, интерактивных заданий- неполный перечень видов деятельности, которые лежат в русле реализации систем-но-деятельностного подхода.

Урок в условиях цифровизации образования предполагает использование видеоматериалов и аудиозаписей, интерактивных заданий и др. Кроме того, для

изучения, например, естественнонаучного содержания (уроки биологии, географии, предмета «окружающий мир» в начальной школе) можно использовать различные мобильные приложения [1].

С различными дидактическими целями используются такие приложения как Kahoot, Learnis, LearningApps. org. Наиболее уместно их использовать на этапе закрепления знаний и умений. Рефлексивный этап урока имеет большое значение и для учителя, и для обучающихся. В этом случае можно рекомендовать к применению Mertimeter.

В настоящее время меняется контент информационно-образовательной среды. Параллельно происходят изменения в технологиях освоения этого содержания. Широко известны Московская электронная школа, РЭШ и Яндекс, которые активно используются учителями [3]. Однако, по нашему мнению, уроки в МЭШ стандартизированы, не учитывают конкретных условий обучения.

Вместе с тем, существуют платформы и мобильные приложения, которые позволяют конструировать интересные уроки, учитывая особенности условий обучения, выстраивая индивидуальную траекторию обучения школьника. Такой платформой является Padlet.

Педагогика

Среди несомненных достоинств этой платформы является то, что «наполнение» сценария урока различными видами деятельности с опорой на использование разнообразных дидактических материалов не представляет трудностей для учителя-разработчика, не требует много времени. Таким образом оптимизируется процесс проектирования урока.

Но в тоже время повышаются требования к дизайну урока, выделению в нем смысловых блоков, а также определению технологий и приемов обучения для их освоения содержания.

При проектировании урока, прежде всего, необходимо выбрать «формат» платформы, который в наибольшей степени отвечает возрастным особенностям обучающихся и содержанию урока. Например, на начальной ступени обучения, по нашему мнению, лучше использовать формат, похожий на «ленту времени», потому что он последовательно показывает все этапы урока и все виды деятельности, которые необходимо освоить школьнику. Для урока по предмету «Окружающий мир» нами был выбран шаблон, напоминающий известную схему написания конспекта урока. Для старшеклассников можно использовать разные шаблоны уроков (рис. 3).

Какие информационные ресурсы возможно использовать при конструировании урока?

Платформа предлагает к использованию (загрузке) широкий спектр дидактического материала. Например, это аудиозаписи, видеоматериалы, ил-люстрации, тексты. Учитель может самостоятельно добавлять свой авторский материал: рассказ-объяснение, текст учебника, вопросы и задания. При этом могут предлагаться задания не только для проверки знаний и умений, но и для организации самостоятельной работы обучающихся в рамках исследовательской или проектной работы. Здесь могут быть размещены материалы для организации игровой деятельности школьников.

Нами был разработан урок по теме «Экономика и экология (3 класс, предмет «Окружающий мир», УМК «Школа России»). В сценарии урока «заложена» проблемная ситуация (реальная), для описания которой использованы аудиозапись и видео. «Рассказ очевидца» данной катастрофы записан авторами урока, а видеоряд сформирован на основе материалов канала YouTube.

Рис. 1. Интерфейс платформы

Часть вопросов и заданий были почерпнуты из учебника. Как видно на рис.2, у обучающихся есть возможность ставить лайки и дислайки предлагаемым заданиям. Полагаем, что это тоже интересная возможность получить обратную связь от школьников или студентов.

Будущие учителя - это цифровые учителя. Они с энтузиазмом включа-ются в деятельность по проектированию урока с использованием цифровых технологий. Например, на рис. 3 показан результат работы студентов по проектированию урока иностранного языка. Он предложен в ином формате, использует разные технологии обучения и информационные ресурсы.

Работа с данным ресурсом отличается еще и тем, что урок, разработанный на этой платформе, можно транслировать обучающимся по ссылке. Им предоставляется ссылка на урок и одним кликом группа обучающихся получает доступ к уроку. Работа на уроке требует наличия любого гаджета.

Платформа имеет два недостатка. Это иностранный ресурс и предоставляет услуги на возмездной основе. Однако цена подписки невелика.

Современные информационные ресурсы помогают учителям и обучающимся не только расширять представления об окружающем мире, но и оптимизировать многие процессы, в т.ч. подготовку учителя к уроку в условиях цифровизации образования.

Рис. 2. Урок по предмету «Окружающий мир 46 Интерактивная наука | 9 (55) • 2020

Рис. 3. Урок иностранного языка (китайский)

Pedagogy

Литература

1. Смирнова М.С. Использование мобильных приложений при изучении естественнонаучных дисциплин / М.С. Смирнова, И.Д. Редькина. // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2020. - С. 123-126.

2. Смирнова М.С. Подготовка учителей к преподаванию предмета «Окружающий мир» в условиях цифровизации образовательной среды / М.С. Смирнова // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной школы к высшей. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университет им. И.А. Бунина. - Елец, 2020. - С. 455-458.

3. Смирнова М.С. Московская электронная школа: возможности и проблемы использования при изучении естественнонаучных дисциплин (на примере предмета «Окружающий мир» / М.С. Смирнова, Л.Е. Штанова // География и экология в школе XXI века. - 2020. - №6. - С. 51-54.

References

1. Smirnova, M. S., & Red'kina, I. D. (2020). Ispol'zovanie mobil'nykh prilozhenii pri izuchenii estestvennonauchnykh distsiplin. Sovremennoe geograficheskoe obrazovanie, 123-126. M.

2. Smirnova, M. S. (2020). Podgotovka uchitelei k prepodavaniiu predmeta "Okruzhaiushchii mir" v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovatel'noi sredy. Razvitie lichnosti v usloviiakh tsifrovizatsii obrazovaniia: ot nachal'noi shkoly k vysshei. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, priurochennoi k 45-letiiu podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia nachal'noi shkoly v Eletskom gosudarstvenno, 455-458. Elets.

3. Smirnova, M. S., & Shtanova, L. E. (2020). Moskovskaia elektronnaia shkola: vozmozhnosti i problemy ispol'zovaniia pri izuchenii estestvennonauchnykh distsiplin (na primere predmeta "Okruzhaiushchii mir". Geografiia i ekologiia v shkole XXI veka, 6, 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.